Физическое развитие: общеразвивающие упражнения для дошкольников КАРТОТЕКА
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Физическое развитие: общеразвивающие упражнения для дошкольников КАРТОТЕКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiz.razvitie.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

  ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ.

Встаньте прямо, поднимите руки вверх, потянитесь, на сколько это возможно, и сделайте глубокий вдох. Затем согните ноги в коленях, опустите корпус вперёд - вниз и сделайте глубокий выдох.

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ С РУКАМИ НА ПОЯСЕ.

Ноги слегка расставлены в стороны, руки положите на пояс, наклонитесь в левую сторону. Правый бок растягивается, как гармошка, происходит выдох. Затем выпрямитесь и сделайте вдох. После этого сделайте наклон в правую сторону. Теперь левый бок растянулся, как гармошка. Выпрямитесь и сделайте глубокий выдох.

В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ ПО-ТУРЕЦКИ.

Сядьте, скрестите ноги по-турецки, положите руки на затылок, грудь распрямите. Откиньте голову назад и сделайте глубокий вдох, затем наклоните верхнюю часть тела вперёд и сделайте выдох.

В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ ПО-ТУРЕЦКИ.

Положите руки на затылок и наклонитесь в правую сторону. Выпрямитесь и сделайте вдох. Затем наклонитесь в левую сторону и снова выпрямитесь.

ВИДЫ ХОДЬБЫ И ПРЫЖКОВ.

ХОДИТЕ, КАК ВЕЛИКАН.

Встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх и вытяните туловище вверх. Вытягивайтесь всё выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идите вперёд.

ХОДИТЕ, КАК КАРЛИК.

Сядьте на корточки и изобразите маленького карлика. В таком положении, на корточках и на цыпочках, двигайтесь вперёд с вытянутыми руками. Старайтесь не падать! Ходите то как великан, то как карлик – так веселее.

ХОДИТЕ, КАК ВОЕННЫЙ.

Вытяните руки по швам, прижмите их к телу и ходите, как военный на параде: вытяните носок вперёд и ставя ногу на всю ступню.

 ХОДИТЕ, КАК АИСТ.

Вы когда-нибудь видели, как гордо ходит аист? Сначала он сгибает ногу в колене, вытягивает её вперёд и только затем ставит на землю. А ну-ка изобразите аиста! Вытяните руки в стороны, наподобие крыльев, и ходите по кругу с поднятой головой.

ХОДИТЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ, КАК СОБАЧКА.

Давайте ходить на четвереньках, как собачка. Для того чтобы хорошо изобразить, как ходит собачка, надо встать на руки и на колени. Кто так сможет ходить быстрее всех?

ХОДИТЕ НА КОЛЕНЯХ.

Идите на коленях. Кто быстрее? Только нельзя касаться пола руками и падать! Забавное соревнование.

С КНИГОЙ НА ГОЛОВЕ.

Положите книгу на голову и, выпрямившись, начинайте ходить по кругу. Нельзя прикасаться рукой к книге или ронять её. В некоторых странах женщины носят на голове кувшины с водой или корзины, как вы сейчас книгу. У этих женщин красивая и правильная походка. Вместо книги на голову можно положить и какой-нибудь другой предмет. Но очень важно, чтобы ребёнок шёл правильной, размеренной походкой и чтобы предметнее падал у него с головы.

С КНИГОЙ НА ЛБУ.

 

 Сильно запрокиньте голову назад и положите книгу или какой-либо плоский предмет на лоб. И ходите по кругу, устремив взгляд кверху и стараясь сохранить равновесие. К книге нельзя прикасаться и нельзя допустить, чтобы она упала. Будьте внимательны и не поднимайте руки вверх. Если это упражнение выполняет несколько детей, то награду  получает тот, кто сует проносить на лбу книгу дольше всех.

СОБИРАЙТЕ ЦВЕТЫ.

Сделайте большой шаг вперёд, опустите левую руку, а потом правую, словно собираете цветы. Сделайте шаг правой ногой и сорвите «цветок» левой рукой, а затем сделайте шаг левой ногой и сорвите «цветок» правой рукой и т.д. ходите не очень быстро (по возможности на прямых ногах), как будто собираете цветы на поляне.

ХОДИТЕ, КАК МЕДВЕДЬ.

Встаньте на четвереньки. Переставьте одновременно правую руку и правую ногу, а затем левую руку и левую ногу. Ходить надо покачиваясь, из стороны в сторону, как мишка, и время от времени рычать. Внимательно следите за коленями, чтобы они не сгибались.

ПРЫГАЙТЕ, КАК ЛЯГУШКА.

Кто из вас видел, как прыгает лягушка? Сначала она садится на корточки и сгибает лапки, потом вдруг подпрыгивает и летит по воздуху с расставленными лапками. Затем опять садится на корточки. Давайте и мы попрыгаем и по квакаем , как лягушки.

ХОДЯЩИЙ СТОЛ.

Давайте ходить на «четырёх ногах» животом вверх. Таким образом тело образует как бы стол на четырёх ножках. Представим себе, что на нём стоит чайник и чашки! Надо держать тело строго горизонтально, чтобы они не упали. Стол может двигаться и вперёд и назад. У кого вся посуда цела?

ПРЫГАЙТЕ, КАК ВОРОБЕЙ.

Пусть выполняющие это упражнение дети станут в круг. Маленькие могут даже чирикать. Знаете ли вы, как передвигаются воробьи? Они не шагают, как мы, а прыгают на двух лапках сразу. При случае понаблюдайте за ними сами. А сейчас, расставив руки в стороны, словно крылья, попробуйте прыгать, как воробей.

БОЛЬНОЙ ВОРОБЕЙ.

Бедный воробышек сломал лапку! Теперь он может прыгать только на одной ноге. Представьте, как трудно ему добывать себе пропитание. Давайте изобразим этого воробышка и попрыгаем на одной ноге. Вторую ногу согнём в колене и крепко возьмёмся рукой за

щиколотку. Кто сумеет так прыгать дольше всех.

ЦИРКОВАЯ ЛОШАДЬ.

Давай ходить высоко поднимая колени, как лошадь в цирке. А затем поскачем, делая шаг вперёд всё время одной ногой. Лошадка скачет быстро и медленно, до тех пор, пока, наконец, не остановится.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МУСКУЛАТУРЫ НОГ И ЖИВОТА.

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ.

Встаньте на колени, сядьте на пятки, выпятите живот и прогнитесь в пояснице. От этого вы станете намного толще. Затем втяните живот и станете плоским, как доска.

ПОДНИМАЙТЕ НОГИ ВПЕРЁД.

Встаньте по стойке «смирно». Одной рукой крепко возьмитесь за какой-нибудь предмет, поднимите одну ногу до горизонтального положения и оттяните носок. Ногу не выбрасывайте, а поднимайте! Следите за тем, чтобы корпус был выпрямлен и не напряжён. Сначала поднимите правую, а потом левую ногу. Сколько раз можно делать это упражнение? Столько, сколько вам это нравится.

СОБАЧКА ВСТАЛА НА ЗАДНИЕ ЛАПКИ.

Встаньте на колени, потом сядьте на пятки, поднимите руки вперёд и делайте ими так, как собачка, когда она «служит». Вдруг щенка что-то напугало, и он начал вилять хвостом. Это движение выполняется следующим образом: после того как вы посидели на пятках, надо быстро подняться и занять исходное положение, а затем снова сесть на пятки. Будьте внимательны! Щенок всё ещё испуган и виляет хвостом.

ВОЗДУШНЫЙ ВЕЛОСИПЕД.

 

Лягте на спину и согните ноги в коленях. Затем вытяните ноги вперёд и начните поочерёдно перебирать ими, представляя, что вертите педали велосипеда. Внимание! В момент выпрямления ноги должны быть немного наклонены вперёд!  Время от времени «звоните».

С ГАНТЕЛЬЮ НА СТУПНЯХ.

Лягте на спину и поднимите ноги вверх. На ступни положите лёгкую гантель (или какой-нибудь другой предмет) и попробуйте удержать его в равновесии. Колени выпрямите, а руки положите под голову. Давайте считать, как долго вы сможете продержать гирю в равновесии. Когда в соревновании участвует много детей, бывает очень весело.

ВОЗДУШНАЯ ЛЕСТНИЦА.

Лягте на спину и идите на прямых ногах по воображаемой лестнице, пока ноги не достигнут отвесного положения. Затем медленно сойдите вниз. Носки ног вытяните! Дети могут задать вопрос, на каком же этаже они находятся.

ОБЕЗЬЯНКА НА ДЕРЕВЕ.

 

Лягте и поднимите одну ногу отвесно вверх, крепко возьмитесь двумя руками за бедро и, перебирая руками, поднимитесь до щиколотки, как обезьянка на дерева! Время от времени надо отдохнуть. А затем снова повторять упражнение, поднимая вверх то правую, то левую ногу.

ФУТБОЛ В ВОЗДУХЕ.

Лягте на спину, подтяните колени к груди. Бейте то правой, то левой ногой по воображаемому мячу. Потом «разозлитесь» на мяч и ударьте его двумя ногами сразу.

 

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЁЖА В ПОЛОЖЕНИЕ СИДЯ.

Лягте на спину. Поднимитесь, сгибая спину, руки вытянуты перед собой горизонтально, а затем вновь плавно лягте. Если вы не можете выполнить это упражнение, то положите руки на затылок и рывком поднимитесь в положение сидя. Если и это вам трудно, то подсуньте ноги под шкаф, или какую-нибудь другую мебель, или попросите кого-нибудь подержать вас за ноги. И вы обязательно встанете! Следите за тем, чтобы локти не касались пола, когда вы садитесь или ложитесь. Сколько раз вы можете так сделать?

НОГИ ЗА ГОЛОВУ.

Лягте на спину, занесите прямые ноги назад через голову и упритесь пальцами ног в пол.

ДОСТАНЬТЕ НОСОМ КОЛЕСО.

Сядьте на пол и разведите ноги в стороны. Наклонитесь вперёд, ухватитесь за щиколотку и попытайтесь дотянуться носом до колена. Сначала до первого, потом до второго.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА.

Сядьте на пол и подтяните одну ногу к груди, вторую выпрямите. Обхватите обеими руками согнутую ногу и лягте на спину, при этом согнутую ногу поднимите как можно выше, потом опустите её вниз и сядьте. Так и перехватывайтесь из стороны в сторону, как Ванька-встанька.

ПЕРЕКАТ И ПОДСКОК.

Лягте на спину, согните колени и обхватите их руками. Затем подтяните колени к груди, перекатитесь назад, а потом вперёд и вскочите на ноги. Попробуйте, это легче, чем вы думаете.

ЧЕРВЯК.

У червяка нет ни рук, ни ног и всё-таки он передвигается, делая волнообразные движения всем телом. Попробуйте, может быть, и вы так сможете? Лягте на спину, руки плотно прижмите к телу, ноги сдвиньте и вытяните. А теперь на ягодицах, спине и плечах постарайтесь продвинуться вперёд. Не касайтесь руками земли.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ СЯДЬТЕ ПО-ТУРЕЦКИ.

Кто-то из вас может, взявшись руками за уши, сесть по-турецки на землю, а потом опять подняться.

НАКЛОНИТЕСЬ НАЗАД.

Встаньте на колени, плотно прижмите руки к туловищу, затем, не сгибая спины, наклонитесь назад, почти касаясь ступней, а потом вернитесь в прежнее положение. Следите за тем, чтобы спина была прямой, а живот втянут! Нельзя садиться и отрывать руки от туловища.

ОТКРЫТЫЙ ПЕРОЧИННЫЙ НОЖИК.

Сядьте на пол, выпрямите ноги и туловище, руки вытяните вдоль туловища. Затем наклоните туловище сначала вперёд, а потом слегка назад и попробуйте поднять ноги в нужное положение. Следите за тем, чтобы ноги были прямыми. Сколько времени вы сможете продержать их в таком положении?

ЗМЕЯ.

Вы когда-нибудь видели, как ползёт змея? Шипит и извивается из стороны в сторону. Попробуйте, может быть, и вы так сможете? Лягте на спину, разведите руки в стороны на уровне плеч, ноги сдвиньте и поднимите вверх. Размахивайте ногами то в одну, то в другую сторону. Когда вы так сделаете несколько раз, посмотрите, не передвинулись вы вперёд? Руки и спину не отрывайте от земли.

ЧЕЙ ТОЛЧОК СИЛЬНЕЕ.

Два ребёнка ложатся на спину, ногами друг к другу, колени слегка согнуты, ступни одного плотно прижаты к ступням другого. Дети одновременно толкают друг друга ногами и отъезжают. Чей толчок сильнее, тот и победит. Это упражнение на гладком, натёртом полу.

ПАЛЬЦЫ НОГ ХОДЯТ В ГОСТИ.

Два ребёнка ложатся на спину (головы вместе, ноги врозь) и крепко берутся за руки. Затем поднимают ноги вверх за голову. Пальцы их ног «здороваются» и снова опускаются на пол. Весёлое упражнение.

КРАНЫ.

Два ребёнка ложатся на спину (ноги врозь, головы касаются макушками) и крепко берутся за руки. Руки лежат на полу. Дети поднимают ноги вверх до вертикального положения, а затем опускают их направо. После этого они поднимают ноги, как кран поднимает груз, пока они снова не займут вертикальное положение, а затем опускают их влево. Во время упражнения ноги должны быть сжаты вместе и выпрямлены.

        ОТКРОЙТЕ И ЗАКРОЙТЕ ВОРОТА.

Упражнение выполняют два ребёнка, один стоит, а другой лежит на спине. Лежащий ребёнок вытягивает ноги и расставляет их. Стоящий ребёнок тоже расставляет ноги и остаётся в таком положении. Лежащий ребёнок давит ногами с внешней стороны на щиколотки второго ребёнка, тот сопротивляется. Затем стоящий ребёнок ставит свои ноги с внутренней стороны щиколоток лежащего ребёнка, который с силой давит на ноги стоящего ребёнка. Потом они меняются ролями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МУСКУЛАТУРЫ СПИНЫ.

КАК ЛУЧШЕ?

Два ребёнка сидят по-турецки. Один положил руки на колени и горбится, осанка у него небрежная. Второй – выпятил грудь колесом и выпрямил спину. Какой ребёнок вам больше нравится – прямой или сутулый?

ТЯЖЕЛОАТЛЕТ.

Положите одну гантель (или какой-нибудь другой подобный предмет) на плечи и представьте себе, что она очень тяжёлая. Сначала походите с ней взад-вперёд, потом поднимите эту «гигантскую тяжесть» на высоту поднятых рук и опять опустите на плечи. Ходите с гордым видом, приосанившись, как атлет после взятия веса. Следите за тем, чтобы плечи были прямыми и чтобы «тяжесть» не упала.

КАК НОСЯ ВОДУ?

Раньше, когда на всю деревню был один колодец, девушки должны были носить воду в вёдрах. Вёдра висели с двух сторон на коромыслах, а коромысла носили на плечах. Представьте себе, что вы несёте такую тяжесть. Ходите с палкой на плечах, распрямив спину. Будьте очень внимательны, не разлейте воду!

САМОЛЁТ.

 Встаньте в исходное положение: ноги вместе, руки в стороны на высоту плеч. Руки – крылья самолёта. Теперь летайте в разные стороны, делая наклоны то вправо, то влево. «Крылья» надо наклонять в сторону поворота. Во время выполнения упражнения дети могут гудеть.

БОКСЁР.

Представьте себе, что вы на кого-то очень рассердились и с ним побоксировать. «Бейте» кулаком изо всех сил и не обязательно в одну точку, а куда только можете попасть.

ВЕТРЯННАЯ МЕЛЬНИЦА.

Встаньте, слегка расставив ноги. Одну руку положите на пояс, другую поднимите вверх и описывайте ею круги, постепенно убыстряя движения. Рука – крыло ветряной мельницы, вертится, касаясь уха и ноги, вперёд и назад, в зависимости от того, куда подует ветер. Кроме того, попробуйте описывать круг двумя руками одновременно, хотя это и очень трудно.

ДРОВОКОЛ.

Встаньте, слегка расставив ноги. Представьте себе, что в руках у вас топор. Сделайте большой взмах и ударьте изо всех сил топором по чурбану. Разрубите, по крайней мере, десять таких чурбанов.

СБОР ФРУКТОВ.

Вы находитесь в большом фруктовом саду, в котором, как в сказочной стране, можно сорвать любой плод, какой только душе угодно, и с большим удовольствием его съесть. Отяжелевшие от плодов ветки опустились низко, и вот уже в ваших руках яблоки, груши, персики. Складывайте их в корзину, пока она не наполниться.

КОСАРЬ.

Вы когда-нибудь видели, как косят траву? Косарь слегка наклоняется вперёд и делает взмах косой то в одну сторону, то в другую. Давайте делать, как он. Машите косой слева направо, каждый раз делая небольшой шаг вперёд. Несмотря на покачивание, двигайтесь точно, по прямой.

ДИСКОБОЛ.

Встаньте, слегка расставив ноги, и поднимите левую руку вперёд, а правую назад. Затем рукой отведённой назад, сделайте сильный взмах, словно метаете диск. Взмах надо сделать так сильно, чтобы описать поворот вокруг собственной оси, но не упасть и не сойти с места. А лучше всего начертите круг и не выходите из него.

УПРАЖНЕНИЕ С ПАЛОЧКОЙ.

Лягте на живот, отведите руки назад, возьмите в них палочку или гантель. Держите её в руках крепко и приподнимите грудь от пола. Снова опуститесь. Повторите это несколько раз подряд, при этом голову надо приподнять и смотреть вперёд.

ЛЮБОПЫТНЫЙ.

Любопытный ребёнок лежит на животе, руки соединены, за спиной, живот и ноги плотно прижаты к полу. Выгнув грудь, ребёнок с любопытством смотрит вперёд и по сторонам: он настолько любопытен, что пытается посмотреть назад. Следите затем, чтобы у вас двигалась одна голова, даже тогда, когда вы смотрите назад. При этом руки нужно прижимать книзу.

ИНДЕЕЦ В ДОЗОРЕ.

Лягте на живот, одну руку прижмите к телу, а ладонь другой приставьте козырьком к глазам. Приподнимите грудь и посмотрите налево и направо, как индеец в дозоре. Затем поменяйте руки местами и повторите упражнение.

ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА.

Лягте на живот и разведите руки в стороны, словно крылья. Прижмите бёдра и ноги к полу. Затем начните поднимать и опускать голову и грудную клетку, а руки двигать, как летящая птица крыльями. Смотрите вперёд и плечи высоко не поднимайте.

ПОДНИМИТЕ ВДВОЁМ.

Два ребёнка ложатся на пол, головой друг к другу. В согнутых руках они держат палочку или гантель. Общими усилиями они поднимают предмет на вытянутых руках, затем осторожно опускают его и опускаются сами.

ЛЮБОПЫТНЫЙ КОТЁНОК.

Вытяните руки вперёд, встаньте на колени, а затем сядьте на пятки. Наклонитесь, опершись об пол руками как можно ниже, почти касаясь его носом. В таком положении начните передвигаться, перебирая руками сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. При этом вы должны озираться по сторонам, как крадущийся котёнок. Наконец, котёнок, не найдя ничего интересного, опять садится на задние лапки.

КОШКА ЛОВИТ МЫШЕЙ.

Когда кошка отправляется ловить мышей, она плотно прижимается к полу и тихо ползёт вперёд, сначала вытягивая переднюю лапу, а затем и заднюю. Лапы она ставит совсем бесшумно, потому что у мышей очень хороший слух. Попробуйте и вы ползти, как кошка. Кто будет тише всех ползти, тот больше всех поймает мышей.

С ЧАШЕЙ В РУКАХ.

Сидя на пятках, поднимите руки вверх и представьте себе, что вы держите наполненную водой чашу. Затем начните медленно подниматься, пока не встанете на колени. Всё время смотрите вверх и следите за тем, чтобы не расплескать воду.

 

ЩЕНОК.

Ходите на четвереньках, как это делают щенки. При каждом шаге подтягивайте вперёд колено, стараясь коснуться им носа. Будьте осторожны, не упадите!

ЧТО НАХОДИТСЯ В ПАКЕТЕ?

Сядьте на пятки, опустите лицо к полу и закройте его руками. Вы стали «пакетом». В нём находится сюрприз. Не будем гадать о содержимом, лучше давайте откроем пакет. Внезапно встаньте и поднимите руки кверху: пакет открыт. Если вы говорите, что в пакете находится котёнок – все мяукают, если же в пакете находится щенок – все лают. Каждый раз надо пакет закрывать и придумывать новое содержимое.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ЩЕНОК.

Опуститесь на колени, обопритесь двумя руками об пол. Затем поверните туловище в одну сторону и посмотрите, что там делается. Ничего не обнаружив, поверните туловище в другую сторону и посмотрите, что происходит там. Движение вправо и влево надо делать стоя на четвереньках. Внимание! Спину прогибать не следует.

ПАРОВОЗ.

 Вы , конечно, видели паровоз и наблюдали, как работает поршень, приводящий в движение  колёса. Давайте попробуем изобразить это движение. Встаньте на колени, а затем сильно наклонитесь вперёд, руками обопритесь об пол, а кисти рук поверните внутрь. Опустите грудь так, чтобы нос почти касался земли. Начинайте пыхтеть, как паровоз. После прибытия на станцию назначения выпрямите спину, и снова садитесь на пятки. Перед каждым вокзалом надо громко свистеть.

ГРЕБЛЯ.

Сядьте на коврик, сложите ноги по-турецки. Руки  - это вёсла. Обопритесь ими об пол с обеих сторон и начинайте грести. Гребите вперёд и назад. Устройте состязание по гребле. Внимательно следите за осанкой!

НА ПЛОТУ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕКИ.

Знаете ли вы, как управлять плотом? Плотогон упирает один конец шеста в дно реки, и плот устремляется вперёд. Попробуйте, сможете ли и вы передвигаться таким образом. Наш плот – это маленький коврик. Сядьте на него, обопритесь руками об пол перед коленями и сильно оттолкнитесь назад. Руки и туловище при этом выпрямите и даже привстаньте с пяток. Затем сядьте снова, обопритесь об пол и продолжайте своё путешествие.

ТОЛКАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Ходите на коленях, сильно прогнув спину в пояснице, а грудью почти касаясь пола, и толкайте перед собой руками мешочек с песком, кубик или другой предмет. Старайтесь отодвинуть его как можно дальше. Если в упражнении участвует одновременно много детей, можно устроить состязание.

РЫБА.

Лягте на пол, руки вытяните вперёд, ноги сожмите вместе и выпрямите. Поднимите руки и грудь вверх, а затем вернитесь в прежнее положение. После этого взмахните как можно выше ногами и начинайте перекатываться от головы к ногам и обратно, словно выпрыгнувшая из воды рыба.

УПРЯМЫЙ ЖЕРЕБЁНОК.

Маленький пони очень жизнерадостен и всё время старается выбежать во двор – уж очень там весело. Садитесь на корточки и обопритесь руками об пол. Затем подкиньте ноги назад – вверх, оттянув при этом носки. Затем, мягко выпрямив, приземлитесь на ступни ног (не на колени). Во время подкидывания ног надо держать голову высоко, так как иначе можно «клюнуть» носом. Выполнив это указание, вы можете мотать головой и ржать.

ПРЕСС-ПАПЬЕ.

Лягте на живот, согните ноги в коленях и возьмите их руками за щиколотки. Выгните корпус, грудь и бёдра вверх, насколько это возможно. Начните перекатываться, как пресс-папье на столе или как лошадка на карусели.

С ПОДУШКОЙ НА СПИНЕ.

Наклонитесь вперёд, положите на спину маленькую подушку, разведите руки в стороны и, подняв голову, начните ходить по комнате. Это упражнение можно проводить и в виде состязания. Побеждает тот, кто не даёт подушке упасть со спины.

ПЕРЕТЯНИ ПАЛКУ.

Два ребёнка садятся по-турецки, прислонившись,  друг к другу спинами. В вытянутых вверх руках они держат палку. Наклоняя верхнюю часть тела вперёд, дети пробуют перетянуть палку каждый в свою сторону. Всё это время надо смотреть на палку.

АРКА.

Два ребёнка становятся друг к другу боком на расстоянии одного шага и берут в руки обруч: одной рукой снизу, а другой – над головой. Потом делают шаг в сторону, наклоняются друг к другу и образуют арку. Сделав внешнюю сторону арки как можно выпуклее, вернитесь в исходное положение, а обруч опустите вниз. Повторите это упражнение несколько раз и поменяйтесь местами.

ТЕЛЕЖКА МОРОЖЕНЩИКА.

Два ребёнка становятся один против другого на расстоянии шага, потом кладут друг другу руки на плечи и сильно наклоняются вперёд, выпрямив спину и подняв голову. Теперь они похожи на тележку мороженщика, а их головы на крышки ледников! В таком положении дети двигаются маленькими шагами вперёд, время от времени выкрикивая: «Мороженое, мороженое»!

ИСПУГАВШИЕСЯ ЛОШАДИ.

Встаньте спинами друг к другу, сделайте один шаг вперёд, руками, отведёнными назад, возьмитесь за одну и ту же палку (или гантель) и по сигналу тяните в противоположные стороны, как две испугавшиеся лошади – повозку. Плечи опустите вниз, а спину выгните дугой.

НА ЛОДКЕ.

 

Два ребёнка садятся на пол лицом друг к другу и вытягивают ноги. Ступни ног одного ребёнка упираются в ступни ног другого. Затем дети наклоняются и крепко берутся за руки. Один ребёнок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, который, оказывая товарищу небольшое сопротивление, постепенно наклоняется вперёд. Вслед за этим он начинает тянуть первого, который в свою очередь, оказывает ему сопротивление. Они похожи на двух гребущих с большим усилием спортсменов.

ПОДНИМИ МЕШОК.

Два ребёнка одного роста стоят, прислонившись, друг к другу спинами, руки их подняты вверх, кисти рук соединены. Один ребёнок слегка сгибает ноги в коленях, наклоняется вперёд и взваливает другого на спину. Второй лежит не подвижно, как мешок. Первый ребёнок выпрямляется и ставит «груз» на землю. Затем второй ребёнок взваливает на спину «мешок». Делайте это упражнение и зацепившись согнутыми в локтях руками.

ВОРОТА.

Два ребёнка стоят, касаясь спинами, и в поднятых руках держат обруч. Маленькими шажками они расходятся в разные стороны, не отрывая глаз от обруча и потягиваясь. Затем такими же маленькими шажками возвращаются в исходное положение и кладут обруч на плечи. Их головы оказываются как бы в рамке обруча. Не поднимайте плечи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МУСКУЛАТУРЫ НОГ И СТОПЫ.

ДВИГАЙТЕ СТУПНЁЙ.

Сядьте на стул или на пол. «Познакомьте» друг с другом пятку и пальцы правой ноги. Пальцы остаются на месте, а пятку продвиньте вперёд по направлению к пальцам. Пальцы отодвинутся. Снова приблизьте пятку – и пальцы снова убегут. В результате ступня начнёт двигаться волнообразно. Теперь выполните упражнение в обратную сторону – подожмите пальцы, но на этот раз сдвиньте уже пятки.

СОЖМИТЕ ПАЛЬЦЫ НОГ (В КУЛАК).

Сядьте на пол или на табурет, сильно прижмите пальцы ног к подошве, а затем снова их с силой расправьте (подобное упражнение хорошо и для кистей рук).

ВЕРНИТЕ ПАЛКУ ПАЛЬЦАМИ НОГ.

Сядьте на пол или на табурет и поставьте вертикально к нему палку или гантель. Поднимите немного ступни, зажмите предмет подошвами и вертите.

 

ВЗБЕРИТЕСЬ НА ПАЛКУ.

Сядьте на пол или табурет и возьмите в руки палку (или гантель). Поставьте её вертикально на пол и попробуйте на неё влезть, для этого обхватите палку справа и слева ступнями – пятки и пальцы тоже упираются в палку. Взбирайтесь до тех пор, пока могут сгибаться колени. Затем спуститесь по палке вниз.

МАССАЖ СТУПНИ.

Сядьте на табурет и вытяните ноги, поставьте ступню правой ноги чуть повыше икры левой ноги и начинайте сильно массировать её. Массируйте поочерёдно то одну, то другую ногу.

РАЗМИНКА БАЛЕРИНЫ.

Сядьте на скамью и упритесь пальцами ног об пол. Начните разминку с маленьких шажков. Идите вперёд до тех пор, пока ступни не коснуться пола, затем вернитесь назад, как балерина на пуантах. Следите за тем, чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки находились недалеко друг от друга.

ЛОВИТЕ МЯЧИК НОГАМИ.

Сядьте на пол и начинайте подбрасывать ногами маленький мячик, только не трогайте его руками.

КАТАЙТЕ МЯЧИК.

 Сядьте на пол или на табурет и поставьте ступню на теннисный мячик. Затем начните катать мячик то к носку, то к пятке. Это очень хороший массаж для ног! Ноги время от времени надо менять.

ИГРА В ШАРИКИ И КОЛЬЦА.

Сядьте на пол, разложите перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Опустите шарики в кольца поочерёдно: пять – пальцами правой ноги, пять – пальцами левой ноги. Затем выньте шарики руками и положите их перед кольцами. Потом возьмите кольца и опустите их на шарики. А кто половчее, шарики из колец может вынуть не руками, а пальцами ног.

ВЯЖИТЕ НОГАМИ.

Сядьте на пол, согните ноги в коленях, колени раздвиньте в стороны, а ступни приблизьте одна к другой. Пальцами ног возьмите по прутику (это могут быть также и большие вязальные спицы и карандаши). На один прутик набросьте колечко с другого прутика, как петлю при вязании. Затем нанижите на прутик несколько колец и «сплетите несколько петель» или же наденьте все кольца сразу.

СКАТАЙТЕ ЧУЛОК.

Сядьте на пол или на табурет и расстелите перед собой чулок (или платок). Выдвиньте вперёд одну ногу, распрямите пальцы, ухватите ими чулок и подберите часть его под ступню. Затем снова распрямите пальцы и подберите новую часть чулка. И так повторяйте до тех пор, пока чулок не исчезнет под ступнёй полностью. Сначала делайте это упражнение одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.

С ПЯТКИ НА ПАЛЬЦЫ.

Стоя на двух или на одной ноге, крепко возьмитесь для поддержки за что-нибудь рукой. После этого поднимитесь на пальцы и опуститесь на пятки. Следите за тем, чтобы у вас не получилось прыжка. Колени всё время выпрямлены.

ТАНЕЦ НА КАНАТЕ.

Начертите на полу мелом линию и попробуйте пройти по этой линии, удерживая равновесие: разведите руки в стороны и делайте вид, что танцуете на проволоке. Поставьте одну ступню вплотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае не ставьте ногу рядом с линией, а то упадёте вниз.

ОБЕЗЬЯНКА НА ДВУХ НОГАХ.

Вы видели когда-нибудь, как ходит обезьянка? По земле она ходит точно так же, как и по дереву: на внешней стороне ступни, сжав пальцы ног внутрь, словно держась за невидимую ветку. Попробуйте ходить, как обезьянка. Для этого ноги надо слегка согнуть в коленях.

 

ПРОГУЛКА С ШАРИКАМИ.

Пальцами ног удерживайте по шарику. Затем сильно сожмите пальцы и переместитесь на внешней стороне ступни вперёд. Потом попробуйте удержать два шарика или больше. Вот так с ними и гуляйте.

ИГРАЙТЕ В МЯЧ НОГАМИ.

Два ребёнка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасываться ими. Не ловите мяч руками.

ХОДИТЕ С МЯЧОМ.

Возьмите теннисный мяч, сильно зажмите его между ступнями. После этого начинайте ходить на внешней стороне ступней.

ПРЫЖКИ С МЯЧОМ.

 Зажав мяч между ступнями ног, начинайте прыжки на внешней стороне ступней. Смотрите, не выроните мяч! Но если это случится, ловите его ногами, руками мяч не трогайте.

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ.

СОСТЯЗАНИЕ В БЕГЕ.

Несколько детей бегут к цели, которую нужно обежать и затем возвратиться назад.

СОРЕВНОВАНИЕ В ПРЫЖКАХ НА ОДНОЙ НОГЕ.

Согните в колене одну ногу и быстро поскачите на второй к условленной цели. Кто коснётся земли согнутой ногой, выбывает из игры. У самых маленьких победителем считается тот, кто на дистанции коснётся ногой земли наименьшее количество раз.

БЫСТРАЯ ХОДЬБА.

Давайте состязаться в ходьбе! Кто побежит – проигрывает! Дойдём до условленного места и обратно.

БЕГАЙТЕ ВДВОЁМ.

Встаньте рядом, переплетите ваши «внутренние» ноги, одну с другой. По правилам состязания, если какая-нибудь из пар упадёт – она из игры выбывает.

СТОЯ НА ОДНОЙ НОГЕ.

Кто сможет дольше всех простоять на одной ноге, ни за что не держась руками.

СОСТЯЗАНИЕ В БЕГЕ СО СВЯЗАННЫМИ НОГАМИ.

Начинайте прыгать со связанными ногами (колени свободны) или просто сжатыми ногами. Прыжки должны быть по возможности большими. Прыгайте аккуратно, не ударьте друг друга.

ХОДЬБА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

С закрытыми глазами надо пройти через хорошо знакомое помещение. Кто сумеет это сделать, не открыв глаза, выигрывает.

ПРЫГАЙТЕ В ВЫСОТУ.

Давайте прыгать через натянутую верёвку. С разбегу или с места, двумя ногами или одной. Отметьте высоту вашего прыжка и попытайтесь прыгнуть в следующий раз ещё выше.

ПРЫЖКИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

Спрыгните с закрытыми глазами со ступеньки или со стула. На первых порах некоторые могут держаться рукой. Но позднее попробуйте спрыгивать без помощи рук.

ПРЫГАЙТЕ С РАЗНОЙ ВЫСОТЫ.

Спрыгните со ступеньки, затем со стула, а потом и с чего-нибудь повыше. Сначала лицом, боком, а когда станете совсем ловкими – даже спиной.

ЧЕРЕЗ ЧТО ВЫ УМЕЕТЕ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ.

Попробуйте перепрыгнуть через различные по длине и высоте предметы. Начните с чего-нибудь плоского, например, с подушки, потом положите одну подушку на другую, а в конце возьмите и стульчик. Упражнение надо проводить на нескользком полу.

ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ДОСКЕ.

Без помощи рук поднимитесь или опуститесь по наклонной доске. Идти надо выпрямившись, мелкими шажками. Затем поставьте доску ещё круче и начните восхождение «на высокую гору». Если вы очень ловкие – попытайтесь подняться вперёд спиной. Если у вас нет доски, используйте для этого упражнения гладильную доску или скамейку.

ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ДОСКЕ НА КОЛЕНЯХ.

Совершите восхождение по наклонной доске на коленях, держитесь обеими руками за её края. Поднимите голову и смотрите прямо перед собой. Когда достигните вершины, перевернитесь и скатитесь вниз, сидя или лёжа на спине. Затем поставьте доску ещё круче.

ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ДОСКЕ ПОЛЗКОМ.

Лягте на наклонную доску, обхватите её крепко двумя руками и начинайте ползти вверх. Подняв голову, смотрите всё время на «высокую гору». Не меняя положения, спуститесь вниз. Когда «гора» станет крутой, вы сможете вниз съезжать; если наклон будет не очень крут, можно спускаться с «горы» головой вперёд.

ПЕРЕКАТЫВАНИЕ БРЁВЕН.

Лягте на пол, выпрямите тело, согните ноги и вытяните над головой руки. Затее потихоньку повернитесь на бедро и руку и перекатитесь в одну сторону. Следите, чтобы руки и ноги были прямыми, а пятки вместе! Упражнение проходит особенно весело на открытой, слегка наклонной площадке.

БОЙ ПЕТУХОВ.

Два ребёнка становятся лицом к лицу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Они наскакивают друг на друга, как бойцовские петухи. Кто упадёт или опустит согнутую ногу на пол – проигрывает. Только не наступать на ноги и не ссорится!

ПОДПРЫГИВАЮЩАЯ ОБЕЗЬЯНА.

Низко приседаем и подскакиваем, убирая под себя обе ноги, как маленькая обезьянка, которая чему-то рада.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ВЕРЁВКИ.

Два ребёнка стоят лицом к лицу, выставив вперёд ноги. В руках они держат верёвку (или ремень). Ступни выдвинутых вперёд ног обведены кружком. Каждый ребёнок тянет верёвку в свою сторону. Тот, кто упадёт или кого вытянут из круга – проигрывает.

ТОЛКАНИЕ МЯЧА ГОЛОВОЙ.

Становитесь на четвереньки и толкайте головой мяч. Если вы уже хорошо выполняете это упражнение, можно устроить состязание. Кто первый придёт к цели, тот победит.

СКАТЫВАНИЕ МЯЧА ПО РУКАМ.

Встаньте прямо, ноги выпрямите и слегка расставьте в стороны. Наклоняя корпус вперёд, начните скатывать мяч по рукам сверху вниз, к пальцам. Интересно, кто выиграл это соревнование?

КТО СИЛЬНЕЕ?

 Два ребёнка становятся лицом к лицу и, как борцы, делают правой ногой шаг вперёд. Затем они берутся за руки, пытаясь стянуть или столкнуть друг друга с места. Кому это удаётся, тот и победил.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА НАЗАД.

Несколько детей выстраиваются в затылок на расстоянии шага друг от друга. Затем один из детей подаёт через голову назад большой мяч и следит за ним взглядом до тех пор, пока стоящий сзади ребёнок не возьмёт его. Когда мяч дойдёт до последнего ребёнка, все дети поворачиваются в противоположную сторону, и игра начинается снова. Никто не должен сходить со своего места!

ПЕРЕДАЧА МЯЧА В СТОРОНУ.

Дети становятся в круг, расстояние между детьми – один шаг. Подняв руки вверх, они начинают передавать мяч. Корпус не поворачивайте, а наклоняйте в сторону! Мяч переносите только над головой. После того, как мяч сделает полный круг, его начинают передавать в обратную сторону.

ПОДАВАНИЕ МЯЧА В ТУННЕЛЬ.

Встаньте в ряд на небольшом расстоянии друг от друга и расставьте ноги. Расставленные ноги образуют туннель. Затем наклонитесь вперёд и начинайте подавать мяч по туннелю назад. Когда мяч дойдёт до конца, все дети поворачиваются в противоположную сторону. Можно увеличить расстояние между играющими и снова передавать мяч в туннеле.

ПОЛЗКОМ ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ.

Представьте себе, что стул это туннель, через который, не дотронувшись до ножек, вам надо проползти. Если хотите, можете продолжить туннель, поставив в ряд несколько стульев. Если же вы возьмёте вместо стульев табуретки – ваша задача станет ещё труднее. Итак, начинайте ползти на четвереньках, на коленях и локтях, или даже на животе.  Очень важно не прикоснуться ни к стенкам, ни к стенкам, ни к потолку туннеля.

ТАЧКА.

Один ребёнок становится на четвереньки, а другой берёт его за щиколотки. Первый начинает уходить от него на руках, а другой, не опуская ног, поднимается во весь рост. Видите, получилась тачка. Если упражнение выполняет группа – можно устроить соревнование.

СЯДЬТЕ ВДВОЁМ.

Два ребёнка становятся друг к другу спиной, сцепляются руками и в таком положении медленно опускаются и садятся на пол. Затем они также медленно поднимаются, плотно прижимаясь друг к другу спинами. Чем сильнее они будут прижиматься друг к другу, тем легче им будет выполнить это упражнение.

ВВЕРХ-ВНИЗ.

Два ребёнка становятся один против другого, касаясь друг друга пальцами ног. Потом берутся за руки и начинают сильно тянуть в разные стороны. Один ребёнок садиться, а второй продолжает стоять. Затем второй ребёнок садится, а первый поднимается.

ПРИСЯДКА.

Садимся на ступню одной ноги, а другую ногу вытягиваем вперёд, опираясь пяткой об пол. Затем, сделав маленький подскок, меняем ноги местами: сначала подтягиваем пятку вытянутой ноги, а потом протягиваем вперёд вторую ногу. Руки надо скрестить на груди или вытянуть вперёд.

Литература:

1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия для дошколят.ПКФ «БАО» 1997г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию "Спортивные упражнения. Цветы"

В работе написаны цели,  оборудования для занятия. Представлен конспект выполнения физических упражнений на занятии....

Методика проведения общеразвивающих упражнений у дошкольников

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста....

Картотека основных видов движений физического развития по возрастам для дошкольников

Картотека основных видов движений для детей дошкольного возраста. Методическое пособие по всем группам детского сада....

Общеразвивающие упражнения для дошкольников

Картотека.ОРУ для дошгкольников старшей группы....

Общеразвивающие упражнения для дошкольников

Картотека. ОРУ для дошкольников средней группы....

Консультация для педагогов ДОУ "Инновационные формы развития по физическому развитию и укрепления здоровья дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использова...