Игра как средство развития дошкольников
статья по физкультуре по теме
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konovalova.docx | 60.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№32 Центрального района г. Санкт – Петербурга инструктор ФК Коновалова Г.И.
Игра как основа развития дошкольника.
В "Программе воспитания в детском саду" указано, что игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство педагога, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача педагога - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача педагога - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Если игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры перед педагогом встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда педагог систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Игра - это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка.
Литература 1. Коротков И.М. «Подвижные игры детей» Москва 1987г 2. Валитова И.Е. «Психология развития ребенка дошкольного возраста» Минск, 1997г. 3. Немов Р.С. «Психология» Москва 2003г. 4.Смирнова Е.О. «Детская психология» Москва 2006г. 5. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения» Москва 2001г.
Коновалова Г.И инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад№32 Центрального района Санкт - Петербурга
Воспитание в семье здорового ребёнка
Воспитание здорового образа жизни детей - одна из актуальных проблем в нашем обществе. Выражено это в том, что в настоящее время подрастающее поколение подвержено влиянию негативных факторов. Важную роль в формировании здорового образа жизни ребенка играет семья. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. Развитие детей зависит от их здоровья, т. к. это важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи. Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. Понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам. В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призвана в раннем детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. На ранней стадии развития семья должна помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний о окружающем его мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей, продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.) Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Семья выполняет функцию социализации личности, приобщения её к тому социальному опыту, который выработало человечество, способствует человеку вхождению в общество. В ходе процесса социализации человек формирует свой образ жизни. От того, насколько удачно проходит этот процесс зависит, будет ли образ жизни здоровым или нет.
Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь. Известное высказывание Аркадия Гайдара говорит о том, что правильное питание каждый понимает по-своему. В большинстве случаев представления о полезной еде связаны с семейными пищевыми привычками, национальными традициями, образом жизни, а также с принципами отношения к своему здоровью. Чаще всего ребенок питается не правильно, по причине того, что родители либо не в состоянии прокормить ребенка полезной пищей, в связи с материальным недостатком, либо из-за не достатка времени, например, когда родители на работе, трудно заставить ребенка питаться именно в нужное время и тем, чем следует.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание- это часть общего воспитания, а гигиенические навыки- это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отдаляющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Практически во всех странах мира закаливание используется как профилактическое средство против простуды и других заболеваний. Закаливание не лечит, а предупреждает болезни, повышает сопротивляемость детского организма к различным раздражителям окружающей среды (сквозняки, перепады температуры и т.д.) и респираторных заболеваний, как грипп, ангина и т.д. Закаленный ребенок растет спокойным, эмоционально уравновешенным, доброжелательным, хорошо спит и ест, активно играет. И наконец, прогулки. Не так часто у современных людей сейчас есть возможность выбраться на прогулку всем вместе. И даже выходные многие родители проводят на работе, оставив детей у бабушек. Семейные прогулки всегда доставляют радость детям. Поэтому родители должны как можно чаще находить время для небольших совместных походов на природу.
Таким образом, можно сделать вывод, что самую главную позицию в воспитании здорового образа жизни у ребенка занимают родители. Начиная с самого раннего возраста, они должны воспитывать у возраста, они должны воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью с помощью различных игр, бесед. Должны выработать у ребенка понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. .
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья совестно с детским садом должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
умение правильно строить режим дня и выполнять его;
знание основных правил рационального питания;
понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
Формирование здорового образа жизни служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм и самое главное личным примером.
Личный пример родителей - это самая главная и важная часть в формировании у ребенка здорового образа жизни. Родители обязательно должны показывать ребенку, что по утрам нужно чистить зубы, делать зарядку, питаться только правильной пищей. Если у родителей уже имеются вредные привычки и они не в силах от них отказаться, они не должны подавать ребенку дурной пример, следует скрывать свои потребности от глаз ребенка, т.к. дети четко повторяют всё, что видят, плохо понимая, хорошо это или плохо. Утром вся семья обязательно должна проделать комплекс упражнений, способствующий здоровому образу жизни, что бы подать ребенку пример, с чего следует начинать утро. Таким образом, в формировании знаний о здоровом образе жизни у ребенка любые методы работы: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг, просмотр кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые родители используют в своей работе, а также учета возрастных особенностей ребенка при выборе этих методов и личного примера родителей.
Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Семья для ребенка - это та среда, где он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Воспитательный потенциал семьи представляет собой реальную фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений. В качестве его показателей выступают потребности, традиции, установки, интересы семьи и многое другое. Также выявлено, что здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к попыткам научить ребенка элементарным правилам гигиены, поэтому необходимо уделять огромное внимание такому воспитанию детей, так как в настоящее время эта проблема обострилась и стала актуальной. Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни. К нему относится - работа с детьми. Необходимо донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья, сформировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Родители должны уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и окружающим, бережному отношению к своему здоровью. Большое значение имеет воспитательное воздействие на ребенка личным примером родителей.
Литература
1. Дзюба И. «Семь составляющих здорового образа жизни» 2011г.
2.Койсман Л.А. «Социально - педагогические условия формирования ЗОЖ» 2006г.
4.Лисицин Ю.П., Полунина И.В. «Здоровый образ жизни ребенка» Москва 1992г.
3.Митяева А.М. «Здоровый образ жизни» 2008г.
4.Ткачева, В.В. «Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья» Москва 2000г.
5.Тюрина И.Ю. «Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка» 2011г.
6.Целуйко, В.М. «Вы и ваши дети. Психология семьи» Ростов - на - Дону 2004г.
Коновалова Г.И инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад№32 Центрального района Санкт - Петербурга
Использование метода проекта в детском саду
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.
Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования.
В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений. Назначение проектирования состоит в исследование целей, выявление основных противоречий обучения и постановка проблемы. Исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализация проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.
Выделим особенности проектирования:
1.Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности
ребенка;
2.Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию
регуляции управления процессом развития личности.
3.Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей,
управленческой деятельности.
Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Всё больше детских садов внедряют метод проектов. Это свидетельствует о том, что педагоги российских дошкольных учреждений осваивают мировые тенденции в области образовательных технологий. Известно, что возник проектный метод в 20-х гг. прошлого столетия в США. Начало ему положил американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи. Суть проектирования – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с личным интересом ребёнка. Также возможно использование проектного метода при организации работы с кадрами ДОУ, с родителями воспитанников. Чем может быть интересен метод проектов в работе педагога? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, может использоваться с детьми разного возраста. Это взаимодействие в системе “ребёнок-взрослый”, построенное на соучастии. Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребёнка постепенно: вначале наблюдение за деятельностью взрослого (младший возраст), затем эпизодическое участие в ней, партнёрство (средний возраст) и, наконец, сотрудничество, соучастие. Это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Кроме того, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.Создавая свои проекты, педагоги всегда должны помнить об основных требованиях к использованию проектного метода в детском саду:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это игра всерьёз, его результаты значимы и для детей и для взрослых;
- обязательными составляющими проекта должны быть детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие познавательных навыков, умение применить полученные знания на практике.
С какими сложностями можно встретиться при использовании проектного метода? Любая работа начинается с обретения суммы знаний. Что это такое – проектный метод, какие виды их бывают? Какой должна быть подготовка педагога? Какова поэтапность работы? Ведь, по сути, проект – тот же план. Но план хорошо продуманный, когда педагог думает о том, что он хочет получить и как он это сделает (т.е. говорится о стратегии и тактике работы). На этапе самоанализа, презентации проекта будет проанализирована логика, выбранная проектировщиком, выяснены причины неудач, неожиданные последствия. Умение пользоваться проектным методом является показателем высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Проектная деятельность является достаточно эффективной и инновационной. Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов дошкольных учреждений. У педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации различных направлений. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Таким образом, метод проектов позволяет педагогам внедрить в работу свои творческие идеи и планы. Проекты помогают раскрыть тему непосредственной образовательной деятельности, развить скрытые таланты детей, активизировать работу с родителями.
Литература
1.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» Москва 2006г.
2.Киселёва Л.С., Данилина Т.А.« Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»Москва 2005г.
3.Кузнецова С.В., Гнедова Н.М. «Проектирование развития ДОУ» Москва 2006г.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коордиоционно -подвижные игры как средство развития дошкольников
Предлагается сборник коордиоционно-подвижных игр для дошкольников,которые можно использовать на занятиях физической культуры,музыкальных занятиях и при НОД ....
Театрализованные игры как средство развития дошкольников
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста...
"Музыкальная игра как средство развития дошкольников в области "Здоровья"
выступление на педагогическом совете на тему "Музыкальная игра как средство развития дошкольников в области "Здооровья"...
Семинар "Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников"
Цель мероприятия: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организаци сюжетно-ролевых игр...
Проект "Подвижнгая игра как средство развития дошкольников"
Проект расскрывает не только планомерную работу с детьми по теме проекта, но и раскрывает работу с родителями....
Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...