РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
статья по физкультуре (средняя группа) на тему
Развитие движений у детей дошкольного возраста. ( средний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_osnovnyh_dvizheniy_u_detey_sredney_gruppy.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Одной из задач физического воспитания в детском саду является развитие у детей основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания и лазания.
Продумывая методику работы по развитию движений, я пришла к выводу, что необходимо больше уделять внимания тому, что может вызвать у детей интерес к различным видам движений. С этой целью я показываю детям картины, фильмы, презентации и фотографии с изображением физкультурников — стройных, ловких, дисциплинированных людей. Дети наблюдают, как занимаются на площадках и стадионе школьники, спортсмены, как маршируют солдаты. Я часто говорим ребятам о том, что и они могут научиться красиво двигаться, стать спортсменами, если будут следовать указаниям, советам и выполнять гимнастические задания.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети в меру своего понимания, сознательно осваивали движения, а не механически повторяли то, что им показывают.
Я начала свою работу с наблюдений общей подвижности детей в различные моменты жизни детского сада: во время одевания и раздевания, гимнастических и музыкальных занятий, творческих, подвижных и индивидуальных игр. Это дало мне общее представление о развитии движений у детей средней группы.
Для уточнения своих наблюдений мы в начале года провели обследование движений у 27 детей .
Результаты проведенного мной обследования дали весьма пеструю картину: у детей было много нечетких движений, некоторые движения отдельным детям совсем не удавались.
Большую помощь оказал музыкальный руководитель Ю.Ю. Залевская. Вместе с ней мы составили комплексы утренней гимнастики, занятия по гимнастике и подвижным играм, подбирали движения для музыкальных занятий. Планируя работу по развитию основных движений, мы намечали содержание занятий и продумывали методику их проведения на 2 месяца. Такой срок давал нам возможность иметь в запасе больше вариантов упражнений, при этом мы могли глубоко анализировать материал, ставя задачи на будущее с учетом того, что удалось проделать за прошедший срок. Иногда мы пользовались комплексами упражнений, предложенными в сборниках, но брали их не всегда в том виде, в каком они даются авторами. Мы учитывали возможности и степень развития детей средней группы и в зависимости от этого меняли упражнения, давали их в разных вариантах.
Обучая детей основным движениям, я использую различные формы работы: утреннюю гимнастику,_ занятия гимнастикой и подвижными играми, ежедневно проводимые подвижные игры в помещении или на участке (в зависимости от погоды). Я слежу за тем, чтобы дети использовали обручи, мячи, прыгалки, диски и мешочки для метания.
Как показали наблюдения и обследования, в начале года отдельные дети не умели правильно согласовывать движения рук во время ходьбы.
Я учила детей ходить естественно, без напряжения, ритмичным шагом, легко и свободно размахивая руками. Для этого проводились различные упражнения (ходьба врассыпную, построение друг за другом). Разбивали детей на отряды, во главе каждого отряда стоял ведущий . Детям предлагали один за другим пройти за ведущим вдоль стены комнаты или площадки. Тот отряд, который шел быстро и организованно, выигрывал, и ведущему отряда давали флажок или барабан. Чтобы поднять интерес детей к овладению ходьбой, мы назначали каждый раз новых ведущих на утренней гимнастике, игровых занятиях и ставили его в пример, обращая внимание ребят на то, как он ходит и пр. Назначались ведущими даже те дети, которые еще не умели правильно ходить.
В играх «Найди пару» и «Синий к желтому» применялись различные построения: в колонны, в пары на месте и на ходу. Содержание игры «Синий к желтому» заключалось в следующем. Дети делятся на две группы; одной группе флажки синего цвета, другой — желтого. Дети расходятся по спортивному залу. Затем по сигналу каждый ребенок с синим флажком должен был стать в пару с ребенком, имеющим желтый флажок. Эта игра очень нравится детям. В играх «Дудочка», «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом» и др. учим детей ходить по кругу, сначала взявшись одной рукой за замкнутую (по кругу) веревку, а потом взявшись за руки.
При ходьбе по уменьшенной площади (между двумя веревками, положенными на землю, по доске, шнуру) дети учаться удерживать равновесие. В зимнее время ребята ходят по снежным валам, скользят по ледяным дорожкам. В том случае, когда ребенок испытывал затруднение при движении, предлагаю ему идти с вытянутыми в стороны руками. Обращаю его внимание на то, чтобы он не опускал голову, не спешил, шел по прямой линии и т. д.
В летний оздоровительный период старалась использовать естественные условия. Например, учила детей ходить по стволу поваленного дерева. Детям, которые боялись проходить по бревну, помогала, держала их за руку, подбадривала. Это вселяло в них уверенность, и они затем шли по бревну без помощи взрослых.
Дети очень любят бегать и охотно сами придумывают игры. Но, так как у детей закрепились некоторые неправильные навыки в беге, работать было трудно.
При обучении добивалась того, чтобы бег детей был легким, с широким шагом, с отрывом ног от земли, правильной координацией движений. Давала детям задания: бежать врассыпную, в колонне друг за другом, бежать, меняя направление, темп. Для этой цели использовала игры: «Самолеты», «Птички и автомобиль», «Мыши и кот», — так как образы в играх помогают детям найти способ выразительно передать движения,
Иногда давала трудные задания детям, например: остановиться после бега, сделать фигуру, на ходу построиться за ведущим. Такие задания способствовали развитию у детей самообладания, выдержки, дисциплинированности.
Обучаю детей бегать по кругу, держась за руки, не растягивая круг и не сужая его, предлагали делать повороты то в одну, то в другую сторону. Сначала это задание дети выполняли, стоя на месте, а потом на ходу и на бегу.
В играх «Кто первый возьмет флажок», «Перемени флажок» учу детей бегу на скорость. В таких играх, как «Гуси-лебеди», «Караси и щуки», «Зайцы и волк» и др., дети упражнялись в ловкости.
Во время ходьбы и бега обращалю внимание на правильную осанку у детей.
Обучение прыжкам начинаю с прыжков на месте и передвижения вперед, потом переходим к прыжкам в длину, затем спрыгиванию с бревна, гимнастической скамейки и прыжкам с разбега в высоту. При обучении детей спрыгиванию, прыжкам на месте и передвижению вперед широко использовались игры: «Мячики», «Зайцы», «Воробушки». При проведении прыжков в длину с места учу детей более энергично отталкиваться одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги. Дети перепрыгивали через «ручеек», сделанный из шнура, стараясь «не замочить ноги». После того как дети перепрыгивали на другую сторону «ручейка», увеличиваю расстояние между шнурами, объясняя ребятам, что после «дождя» в «ручейке» прибавилось воды, он стал шире, и предлагаю детям перепрыгнуть теперь уже через более широкий «ручей». При выполнении детьми прыжков в высоту, с разбега говорю о том, что ребята должны отталкиваться одной ногой, а приземляться на обе ноги. Прыжкам в длину с места и особенно в высоту с разбега обучаю ребят на занятиях, давая их в форме упражнений; с некоторыми детьми приходилось работать индивидуально во время прогулки.
Основными приемами, которые используются при обучении прыжкам, были показ движений воспитателями и теми детьми, которые хорошо ими владели, игровые приемы. При обучении детей бросанию и ловле я ставила перед собой задачу научить детей катать предмет прямо в одном направлении, ловить мяч, не роняя и не прижимая его к себе, бросать в указанном направлении мячи, кегли, мешочки с песком, обручи. Дети катали мячи между ножками стула, толкали их друг другу на расстоянии 2—3 м, упражнялись в бросании и ловле мяча вверх и о пол.
Труднее было научить детей метать мешочки с песком вдаль и в цель. Я обращала внимание ребят на правильное положение тела при метании, объясняли и показывали, как надо встать, замахнуться. Момент замаха и броска показывала также на детях, которые могли правильно выполнить движение.
Прежде всего нужно научить детей бросать мешочки вдаль, затем в горизонтальную цель (корзину, ящик) и, наконец, в вертикальную цель (обруч, подвешенный на уровне глаз ребенка). Чтобы дети видели результат своих действий, к обручу привязан колокольчик или картонную фигурку какого-либо животного. Когда попадание было точным, звенел колокольчик или поворачивалась фигурка.
Летом на участке для упражнения в метании широко использовались мячи, кегли, серсо, а также природный материал (шишки, камушки). Зимой проводились с детьми игры со снежками: «Сбей фигурку», «Сбей колпак», «Попади в корзину». Все задания по бросанию, ловле и метанию предлагали детям выполнять как правой, так и левой рукой.
При обучении прыжкам в высоту с разбега, при выполнении упражнений в равновесии, метании в цель важно правильно организовать детей, чтобы они недолго ждали своей очереди и могли бы проделать упражнение 2—3 раза. Для этого, например, при метании вдаль мешочков делим группу на 4 шеренги по 6—7 человек. Ребята первой шеренги бросали мешочки и бежали за ними, затем бросали еще раз и передавали мешочки детям следующей шеренги и т. д.
Надо тщательно продумывать содержание занятий и методику проведения каждого упражнения; заранее планировалть, какие игрушки и пособия вынести на прогулку; брать пособия с таким расчетом, чтобы дети могли чередовать движения. В течение всей прогулки 42 следить за движениями детей, направлять их игры, следить за осанкой.
Вся работа по обучению детей основным движениям была тесно связана со всей воспитательной работой.
Я приучала ребят выполнять указания воспитателя, подчиняться правилам в подвижных играх, быть организованными. В конце года была проведена повторная проверка выполнения движений детьми, которая дала положительные результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей средней группы детского сада
Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей средней группы детского сада...
Тема: «РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ).
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение ...
Консультация "Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста"
Материал расскажет о том, как в подвижных играх развиваются основные движения малышей....
РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. ...
Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей по теме: «Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста»...
«Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и игровых упражнений».
Важную роль в младшем дошкольном возрасте играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и...
Доклад на тему: Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей среднего дошкольного возраста.
Педсовет по физическому воспитанию....