Физкультрно-оздоровительный проект к 9 мая
проект по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка»
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Нравственно – патриотический проект
по физической культуре
Выполнил:
инструктор по физкультуре Рогулина О.Г.
2015 год
1.Введение
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это великий праздник для всей России. Наш долг сегодня помнить о тех, кто не вернулся с полей сражений и позаботиться о тех кто, нуждается в нас сегодня! Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
- Актуальность
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, досуги и развлечения, подвижные игры и эстафеты.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма.
- Проблема проекта
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Есть случаи нападения на ветеранов, кражи орденов и медалей, осквернение памятников героям. Молодежь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие заслуги. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование представлений о России как о родной стране и об Татарстане, как родном крае.
3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры.
- Формы, методы, используемые в проекте
- утренняя гимнастика в игровой форме
- игровые упражнения, игровые задания
- двигательная образовательная деятельность
- народные игры
- подвижные и спортивные игры на военную тематику
- ритмопластика
- динамические паузы
- свободная двигательная активность
- день открытых дверей
- развлечения
- Предполагаемые результаты проекта
- заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, привить любовь к Родине;
- приобщить детей к общественно – нравственным ценностям;
- сохранение и укрепление здоровья детей
- Срок проведения проекта: 8 месяцев (с 1октября 2014г по 31 мая)
- Тип:практико- ориентированный
- Вид:оздоровительный, тематический
- Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, медицинская сестра, старший воспитатель ДОУ, заведующий ДОУ, родители.
- Условия проекта: методическая литература, спортивный и музыкальный зал, методические пособия и материал, ИТК, интернет –ресурсы, наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
2. Этапы проекта
- Организационный этап:
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Моряки», «Летчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием взрослых. Когда они на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Таким образом, был выведен следующий алгоритм работы:
- Определение цели и задач
- Составление плана работы
- Изучение методической литературы
- Подбор методических пособий и материала
- Продуктивный этап:
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений на физкультурных и музыкальных занятиях. Причем, в каждой занятия имеют разную направленность:
Чтобы занятия были эффективны, при их построении мы придерживаемся следующих условий:
- построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
- использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
- распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
- использование разнообразного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако, занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей. Интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала беседы и чтение художественной литературы о здоровом образе жизни, игровых упражнений и заданий, народных и подвижных игр, ритмопластики танцевальной деятельности.
№ | Мероприятия | Срок | Цель проведения | Используемая литература |
1 | Физкультурный досуг «Мы юные спортсмены» в старших группах №1,9 | ноябрь | Воспитывать будущих защитников своей страны, через развитие сюжета учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевать трудности. | Аксенова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» |
2 | Физкультурный досуг «Физкульт-привет!» в подготовительных группах №2, 10 | ноябрь | Воспитывать будущих защитников своей страны, через развитие сюжета учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевать трудности. | Аксенова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» |
3 | Народные подвижные игры на прогулке в старших группах №1,9 | декабрь | Побуждать и поддерживать интерес детей к народным играм, развивать двигательную активность с помощью игровых упражнений. | Кенеман А.В « Народные подвижные игры», Картушина М.Ю. «Оздоровительные досуги для детей» |
4 | НОД «Самолеты» в средних группах №7,8 | февраль | Побуждать детей к имитации героев, воспитывать любовь к Родине, развивать с помощью образной игры физические нравственно-волевые качества, быстроту реакции и мышления и внимание | Голицына Н.С «Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении |
5 | НОД « Моряки» в старших группах № 1,9 | февраль | Побуждать детей к имитации героев, воспитывать любовь к Родине, развивать с помощью образной игры физические нравственно-волевые качества, быстроту реакции и мышления и внимание | Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия» |
6 | Развлечение «Сильные, ловкие, смелые» в подготовительных группах №2, 10 с привлечением пап и дедушек | февраль | Воспитывать любовь и уважение к своей Родине. Доставить детям удовольствие от совместной игровой деятельности с родителями | Аксенова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» |
7 | Спортивно-военные игры на прогулке в старших группах № 1,9 с привлечением родителей | апрель | Развивать у детей быстроту реакции, координацию и ловкость движений, двигательную деятельность и самоорганизацию в играх, доставить детям радость от совместной игровой деятельности | Давыдова М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников» |
8 | Спортивно-военные эстафеты в подготовительных группах №2,10 с привлечением родителей | апрель | Доставить детям удовольствие от совместной игровой деятельности с родителями, развивать физические нравственно-волевые качества | Соломенникова Н.М. «Организация спортивного досуга дошкольников» |
9 | Развлечение «Пусть всегда будет Солнце!» в средних группах «7,8 | май | Воспитывать любовь и уважение к своей Родине. Развивать у детей быстроту реакции, координацию и ловкость движений, двигательную деятельность и самоорганизацию в подвижных играх | Луконина Н.Н «Физкультурные праздники в детском саду» Горбатенко О.Ф. «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» |
10 | Музыкально-спортивный праздник «Великий Праздник - День Победы!» в старших и подготовительных группах | май | Воспитывать уважение к людям, защищавших нашу Родину, создать у детей радостное и праздничное настроение. | Болонов Г.П., Болонова Н.В. «Сценарии спортивных праздников», интернет |
11 | Легкоатлетический пробег детей подготовительных групп № 2,10 по территории детского сада «Мы помним, мы гордимся» | май | Развитие патриотических чувчтв и чувств коллективизма . | Авторская разработка |
- Презентативный этап
Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ №6 «Улыбка» на тему «Помним и гордимся!»
- Заключительный (итоговый) этап:
- Улучшились показатели уровня физического развития воспитанников;
- Сформировались представления о России как о родной стране
и об Татарстане, как родном крае;
- Воспитание у дошкольников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины средствами физической культуры.
3.Заключение
Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно
эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье детей, но и сформировать у них знания о прошлом России, о защитниках Родины и развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
4. Список литературы
- Болонов Г.П., Болонова Н.В. Сценарии спортивных праздников.-М., 2005 год
- Волошина Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. - Волгоград.: Издательство «Учитель», 2012 год
- Голицына Р.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ - М., 2006 год
- Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников.- М., 2007 год
- Луконина Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. –М., 2004 год
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. - Воронеж, 2007год
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.-М., Мозаика-Синтез, 2004 год
- Соломенникова Н.М. Организация спортивного досуга дошкольников. - Волгоград.: Издательство «Учитель», 2010 год
5. Приложения
Приложение 1
Спортивный праздник к 9 мая
Дети под музыку песни торжественным маршем входят в зал.
Команды заходят с двух сторон и выстраиваются в две колонны.
Ведущий: Сегодня праздник – День Победы
Счастливый праздник – день весны
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит!
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Ведущий: Скоро у нас большой праздник День Победы. Этот праздник радостный и грустный одновременно. Радостный потому, что наши солдаты отстояли мир на земле. Грустный, потому что много их погибло в боях за свободу нашей родины. Они хотели, чтобы мы с вами жили в хорошей, счастливой стране… Они навсегда остались в нашей памяти. Тех, кто пережил эту страшную войну, уже мало. В праздник Победы ветеранам всегда дарят цветы. 9 мая в честь праздника Победы во всех городах нашей Родины проходят торжественные парады. Первый торжественный Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года в честь победы нашей армии в Великой Отечественной войне. Мы всегда будем помнить и чтить память всех, кто защищал нашу страну. Поздравляю вас с праздником Победы! Ура!
Дети: Ура-а-а-а!
Ведущий: Внимание! Внимание!
Начинаются соревнования
Сильных, ловких и умелых
Будущих солдат.
Команды «Звезда» и «Победа»
- Эстафета «Марш-бросок». Участники команд по очереди переступают через рейки лестницы с рюкзаком до ориентира и обратно.
Ведущий: Ну, что же, разминка прошла успешно. В бою побеждает наверняка тот,
кто умеет сражаться.
- Эстафета «Крепость». В руках участников команд кубики. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и ставят свой кубик, строя крепость.
Ведущий: Меткий глаз – залог успеха,
Скажет нам солдат любой,
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой.
- Эстафета «Снайперы». Участники команд по очереди стараются попасть мешочком в «Танк»
- Эстафета «Донесение» (полоса препятствий)
- Эстафета «Победители» (передача флага)
- Эстафета «Ура, салют»
Ведущий: Какие сильные и ловкие команды я увидела сейчас, что значит тренировка
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий: Наши прадеды и деды
Целый мир спасли от бед,
И гремит салют Победы,
Словно эхо грозных лет!
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей средствами физкультрно -оздоровительной работы».
Чем выше двигательная активность- тем лучше речь ребенка....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...