Опыт работы в ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме
Опыт работы по физическому воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_dou_fizicheskomu_ozdorovitelnomu_napravleniyu.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
Обобщила опыт работы воспитатель МДОУ «Детский сад № 40 «Тополек».
Эфендиева Айнуре Солтанмеджидовна.
Физическое воспитание есть огромный,
но таинственный космос,
через постижение которого
можно приблизиться к Истине и Счастью".
Н. Ефименко
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в потребностях человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья детей, существует необходимость организации НОД на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Проанализировав физическую подготовку детей подготовительной группы, я увидела следующее:
- Владение основными культурно-гигиеническими навыками – 65%
- Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур – 73%
- Сформированность основных движений и физических качеств – 60%
- Сформированность потребности в двигательной активности – 70%
- Сформированность представлений о здоровом образе жизни – 62%
6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни – 60% и все это соответствует 70% физической готовности детей к школе и показывает еще не достаточность сформированности детей 5-6 лет для самостоятельного ведения здорового образа жизни.
Анкетирование родителей выявило следующую проблему: родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий даже от здорового соперничества в подвижных играх («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»).
Исходя из этого и возникает актуальность выбранной темы, так, как главное в своей работе я считаю помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
У меня возникли вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?
В соответствии с этим особое место приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Для этого я подобрала и изучила литературу, которая отражает воспитательно-образовательный процесс на основе сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку:
- основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- парциальные программы и методики: «Методика физического воспитания» Э.Степанова, оздоровительно развивающая программа «Здравствуй» М.Л. Лазарев, «Физическая культура дошкольникам» Глазырина Л.Д, «Двигательный игротренинг для дошкольников» Овчинникова Т.С.
Определила цели и задачи:
Цель:
- внедрение здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Совместно с педагогическим коллективом разработала:
* целевую программу «Здоровье»;
* модель усовершенствованного двигательного режима детей старшего возраста;
* составила план работы по физкультурно-оздоровительному направлению, а так же была усовершенствована предметно-развивающая среда так, чтобы каждая зона интегрировала с образовательной областью по физической культуре (трехуровневое размещение атрибутов в каждой развивающей зоне: выше роста ребенка, на уровне глаз и ниже пояса). В соответствии с комплексно-тематическим планированием в рамках ФГТ, дети и взрослые могут изменять, дополнять предметную среду в соответствии комплексно-тематическим планированием. Пересмотрела систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы с учетом двух позиций: мониторинг образовательного процесса (качество освоения программы) и мониторинг детского развития (динамика формирования интегративных качеств).
Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми отвожу занимательной двигательной деятельности как традиционного, так и нетрадиционного характера:
* классическая ЗДД (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
* игровая ЗДД (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
* ЗДД тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
* сюжетные формы ЗДД– комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д., в которую включаю инновационные здоровьесберегающие технологи (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, игрового массажа, гимнастики для глаз).
В утреннюю гимнастику включаю нетрадиционные формы ее проведения:
* утренняя гимнастика игрового характера (включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия).
* упражнения на полосе препятствий ( детям предлагаю упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий).
* утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки (этот тип утренней гимнастики провожу на воздухе – в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения).
Помимо организованных видов занимательной двигательной деятельности, особое внимание уделяю самостоятельной двигательной деятельности, которую организую в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.
Оздоровительный бег (дозированный) – дает детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от950 м до1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Дыхательная и звуковая гимнастика – учит детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Нетрадиционные виды упражнений:
* Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
* Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребенка. Обучая детей приемам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
* Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребенку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.
Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают образовательный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
* Музыкально-подвижные игры, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
*Упражнения на фитболе - с большим гимнастическим мячом. ЗДД на мячах проводим с детьми и совместно с родителями. Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.
Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов.
* Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
В систему физкультурно-оздоровитеьной работы я включаю физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья
Темы праздников самые разнообразные
С педагогами детского сада провожу целенаправленную работу по повышению профессиональной культуры, по организации физкультурно-оздоровительной работы. На педагогических советах и семинарах проводила: Практикум «Формы оздоровительн6о-развивающей работы с дошкольниками», «Здоровье богатство его сохраним и к этому дару детей приобщим» мастер-класс «Взаимодействие с родителями по вопросам формирования основ здорового образа жизни у дошкольников»
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.
Совместную работу с семьей строю на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
- Единство целей и задач в воспитании ребенка.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ.
- Индивидуальный подход к каждой семье
4. Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике.
Для родителей были оформлены родительские уголки в соответствии с реализуемой программой и современными требованиями образования по физической культуре, проведена неделя качества социальных услуг». Родители посетили открытые мероприятия, где увидели непосредственно интеграцию образовательных областей «Физическая культура, «Здоровье»), проведены групповые родительские собрания:
- «Новые подходы в образовательном процессе в условиях введения ФГТ».
- «Здоровье ребенка в наших руках».
Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ, являются участниками работы по проектам «Быть здоровыми хотим», «Как питаешься, так и улыбаешься», «Если хочешь быть здоров»
Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования подобранной мною системы внедрения здоровьесберегательных технологий в образовательную деятельность:
- Владение основными культурно-гигиеническими навыками – 95%
- Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур – 90%
- Сформированность основных движений и физических качеств – 80%
- Сформированность потребности в двигательной активности – 94%
- Сформированность представлений о здоровом образе жизни – 83%
6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни – 92% и все это соответствует 90% физической готовности детей к школе.
Дети стали гибче, выносливее, развилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике; появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный интерес; сформировались представления о здоровом образе жизни; понизилась заболеваемость детей: раньше на каждого ребенка приходилось 6,5 дней то сейчас 5,8
Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации здоровьесберегающих технологий позволяет эффективно способствовать укреплению здоровья детей, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, помогает достичь положительных результатов.
Эффективность работы убеждает меня в правильности выбранных мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы, которую я буду в дальнейшем продолжать.
Во врем работы я столкнулась с такой проблемой, отсутствие единства требований к воспитанию и оздоровлению ребенка в детском саду и дома. Некоторые родители не откликаются на мои предложения уделять дома внимание на физическое развитие детей. Большое количество времени дети проводят за компьютерами, телевизорами
Литература
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
- Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий....
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...
ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье»
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.Актуальность темы состоит в решении проблемы...
Опыт работы на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
В данном материале я поделилась опытом работы по теме оздоровления детей в ДОУ....
Опыт работы по теме: «Приобщение к здоровьесберегающим технологиям детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к сздоровьесберегающим технологиям содержит все используемые мной методы и приемы работы. Описано содержание работы по сохранению зрения, ...
Опыт работы воспитателя на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий, как основное условие для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни".
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Сейчвс практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровн...