Консультация для педагогов "Профилактика плоскостопия в ДОУ"
консультация по физкультуре на тему

Игнатова Вера Михайловна

Цель: обратить внимание родителей через педагогов ДОУ на проблему здоровья дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок – это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

     Анкетирование, проведенное в группах, показало, что всех родителей без исключения волнует вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребенка. Но в силу разных причин: дефицита времени, усталости, собственной лени, детям уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. К большому сожалению, далеко не все родители делают с детьми зарядку, регулярно гуляют на свежем воздухе, отдают предпочтение не подвижным играм, а интеллектуальным и развивающим.

     Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, а в частности увеличения числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить внимание на эту проблему самое пристальное внимание.

     Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью.

Почему у современных детей все чаще и чаще наблюдается данное нарушение, какие факторы влияют на формирование свода стопы?

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стопы, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний, особенности состояния здоровья. К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

      Важно как можно скорее начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, корригирующая гимнастика после сна. Но, как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребенка:

  • Общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность);
  • Правильный подбор обуви ребенка;
  • Массаж;
  • Проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны);
  • Специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев;
  • Использование тренажеров для стоп, в том числе и нетрадиционного оборудования, которое можно легко изготовить в домашних условиях;

В нашей практике мы успешно используем как традиционное, так и нетрадиционное оборудование, используемое для профилактики плоскостопия (массажные коврики, дорожки, мячики, валики и игры, изготовленные из всевозможных материалов).

Учитывая, что формирование правильного свода стопы – процесс продолжительный, требующий, систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно.

     В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия  у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста разработали определенную систему занятий оздоровительно-образовательной группы в детском саду.

     Данная система обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально положительного тонуса воспитанников.

      Цель занятий – профилактика нарушений плоскостопия  как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

     Задачи системы занятий:

  • Оздоровительные: развивать все группы мышц и содействовать профилактике плоскостопия.
  • Образовательные: развивать двигательные способности детей и физические качества; формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.
  • Воспитательные: воспитывать у детей эмоционально положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности; воспитывать чувство уверенности в себе.

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип научности;
  • Принцип оздоровительной направленности.

Система оздоровительных занятий группы для детей старшего дошкольного возраста включает 4 раздела.

1.Профилактика плоскостопия.

2.Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Профилактика нарушений осанки.

4. Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики.

     Комплектование детей для занятий проводится с учетом их общего функционального состояния, данных медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.

    В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в качестве кружковой работы, т.к. они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование навыков здорового образа жизни. В роли организатора занятий в группе выступаю я – инструктор по физической культуре.

     В течение  учебного года занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут с октября по май, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления  работоспособности за счет прогулки и дневного сна.

     Численность группы 10-12 человек. Форма и тип оздоровительного занятия в основном соответствуют НОД по физической культуре классического типа по общепринятой методике для дошкольных учреждений.

      Занятия оздоровительной группы проводится инструктором по физической культуре  в спортивном зале, оборудованном спортивным инвентарем, отвечающим всем требованиям: наличие оборудования, способствующего формированию осанки, укреплению мышц голени и стопы и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы. Это ребристые доски, дорожки, наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи-хопы, скакалки, массажные коврики, валики, мячики, гимнастические палки, маты,  массажеры.

      Контроль и руководство деятельностью оздоровительно-образовательнй группы представляют собой оперативную систему внутрисадовского контороля за реализацией программы, профессиональное проведение которого позволяет сформулировать верные педагогические выводы, эффективно осуществлять работу по выявлению и устранению возможных отклонений средствами физического воспитания, своевременно скорректировать как процесс профилактической работы, так и содержание и методы.

     С этой целью предусмотрены следующие структурные компоненты:

  • Мониторинг здоровья и физического развития детей, посещающих группу;
  • Контроль качества проведения занятий в группе;
  • Контроль исполнительности и дисциплинированности педагогического персонала;
  • Самоанализ деятельности инструктора по физической культуре по реализации программы;
  • Анализ итоговых результатов реализации программы за учебный год.

Свое выступление я хотела бы закончить словами Жан Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Плоскостопие у детей"

Если Ваш ребенок  жалуется на усталость после прогулки и слишком быстро снашивает  обувь, то, возможно, у него развивается  плоскостопие. Для профилактики развития плоскостопия можно пр...

Консультация по профилактике плоскостопия

Профилактика вальгусной стопы...

Консультация для родителей "Плоскостопие ребёнку не товарищ"

Готовая консультация с показом упражнений....

Консультация для родителей "Плоскостопие и его предупреждение" (по здоровью сберегательным технологиям)

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Плоскостопием, как следует из названия, называется болезнь, при которой свод стопы теряет...

Консультация для родителей "Плоскостопия"

Плоскостопие - плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной сис...

Консультация для родителей: «Плоскостопие у детей дошкольного возраста»

В данной консультации идёт речь о формировании детской стопы и вида нарушений....

Консультация для родителей. Плоскостопие – это серьёзно.

Консультация преднозначена для родителей, которые не равнодушны к здоровью своих детей и в домашних условиях готовы заниматься профилактикой плоскостопия. В тексте описаны простые и доступные в к...