Организация двигательной активности детей в детском саду.
статья по физкультуре по теме

Зирюкина Валерия Юрьевна

Дети по своей двигательной активности очень разные, поэтому педагогу необходимо создавать соответствующие условия для их полноценного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Особые знания и умения необходимы педагогу для руководства двигательной активности детей. Однозначно мнение ученых о том, что дошкольник - «активный деятель, и деятельность его выражается прежде всего в движениях». Но по своей двигательной активности дети очень разные. Различия в объемах, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются даже при обычном наблюдении средней, большой и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельны, активны. Движения у этих детей обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве их двигательной активностью достаточно создать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», которая у этих детей проявляется достаточно ярко.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность ребенка - плохой признак. Ее причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с активными движениями. У малоподвижных детей надо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Внимание уделяется развитию всех основных движений.

Очень важно увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Воспитатель создает условия для игры с движениями, старается вызвать у детей желание играть. Иногда достаточно показать простое движение, предложить ребенку повторить его вместе с воспитателем или с кем-то из детей, «поучить» куклу этому движению, повторить одно и то же действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым движениям, в которых не требуется точность.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа дошкольников примерно одну четвертую-пятую часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они, как бы, не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями.  

Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.

Бытует мнение, что детей, чрезмерно двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, - «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осмысленной управляемости! Полезны все виды метания, точные движения с мячом (попасть в цель, прокатить мяч по дорожке, в воротца и т.п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняются по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.). При внесении новых пособий детям надо в первую очередь показать спокойные движения, не требующие большого пространства, например, вращение мяча на месте, упражнения с мячом (возьми мяч в вытянутые руки, перекатись со спины на живот и т.п.).

Многие приемы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Так, необходимо предоставить для движения достаточные площади, при этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большей подвижности могут несколько ограничиваться. В игры следует вносить определенные сюжеты, требующие движений, что способствует активизации малоподвижных детей, вносит определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей большой подвижности. Сюжетной направленности движений способствует внесение физкультурных пособий, атрибутов, подсказок игрового образа, наводящий вопрос, напоминание.

Детей разной подвижности полезно объединять в совместных играх, давая одну игрушку, пособие на двоих. Им поручается играть вдвоем,  в лошадки (машину, поезд) с использованием обруча, скакалки, ленточки; прокатывать (бросать) мяч друг другу; по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает); вдвоем вращать скакалку и др.

Внесение нового оборудования всегда вызывает интерес у детей. При показе движений и действий с новыми игрушками и пособиями воспитатель учитывает подвижность ребенка. Детям большей подвижности в первую очередь показываются спокойные действия, требующие определенной точности, сдержанности или особой осторожности; малоподвижным, наоборот, быстрые, энергичные, не требующие особой точности. Полезно обращать внимание детей на связь их движений и действий предложить ребенку задуматься, что он делает, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данное движение, как по-разному можно расставить предметы для движений. Это необходимо для обогащения содержания двигательной деятельности. При разных движениях дети меньше устают, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественных отдых; они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»

Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...

Организация двигательной активности детей в детском саду

Двигательная активность - это естественная потребность человека в движении. Древние греки утверждали:”Если хочешь быть сильным - бегай,  хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым...

"Организация самостоятельной двигательной активности детей в детском саду"

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении....

"Организация двигательной активности детей в детском саду"

Консультация для молодых специалистов ДО....