«Формирование инновационной предметно-пространственной развивающей среды спортивного зала МБДОУ»
статья по физкультуре на тему
Руководство к действию по созданию инновационного спортивного зала ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Булавина Наталья Николаевна
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 71» инструктор по физической культуре
«Формирование инновационной предметно-пространственной развивающей среды спортивного зала МБДОУ»
Руководство к действию.
С 1 января 2014 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Изучив документ, мы пришли к выводу, что особого внимания в нашей образовательной организации требует IV раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» пункт 4.6. п.п. «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования». [1]
Анализ результатов педагогической диагностики «Уровень усвоения воспитанниками ООП» показал, что, в силу субъективных и объективных причин, требуется корректировка деятельности педагогов МБДОУ для достижения следующих целевых ориентиров:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Приоритетные направления работы нашего МБДОУ сформированы на основании выявления актуальных для нашего МБДОУ, района, города проблем в обеспечении полноценного проживания детства дошкольниками:
1.Увеличение количества
-детей с ослабленным здоровьем (в результате ограничения возможностей реализовать потребность в двигательной активности),
- воспитанников с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности,
- дошкольников с нарушениями осанки, плоскостопием, задержкой речевого развития.
2.Рост детского травматизма в результате ДТП.
3. Необходимость формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни (в силу занятости и недостаточной педагогической компетентности родителей).
Для реализации этих направлений, необходимо создать условия, обеспечивающие процесс оздоровления детей: безопасность, двигательная активность, положительный психоэмоциональный настрой, взаимодействие ДОУ с семьей. Важную роль в этом играет правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего, обеспечивающая потребность детей в двигательной активности.
Для решения данных проблем необходимо усовершенствовать предметно - пространственную развивающую среду ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС: насыщенность, вариативность и доступность развивающей среды; трансформируемость пространства; полифункциональность материалов.
Проанализировав материально-техническую базу МБДОУ, мы пришли к выводу:
чтобы минимизировать затраты мы либо вкладываем в то, что максимально готово к модернизации и даст на выходе максимальный результат, либо создаём с нуля то, чего никогда не было, но остро требуется, учитывая при этом все тот же максимальный результат.
Для нас стала актуальным модернизация спортивного зала, т.к. в МБДОУ создана очень хорошая база по физкультурно-оздоровительной работе.
Чтобы использовать площадь спортивного зала максимально эффективно, был применён принцип зонирования.
Игровой зал: зона спортивных игр/ зона игр по ПДД/зона интерактивных игр
Зал для развития основных движений: зона развития основных движений/ зона «скаладром-сухой бассейн- паутинка» / зона «Аэрохоккей»
Тренажёрный зал.
Игровой зал должен быть свободным, поэтому его можно использовать для вводной части занятия и для занятий с элементам игровых видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол, теннис большой), а также для легкой атлетики и занятий по ПДД (для этого убирается покрытие с разметками и моделируется мобильный городок). Также в игровом зале было решено установить интерактивное оборудование.
Зал развития основных движений был максимально разделен на зоны: скалодром-сухой бассейн-сетка-паутинка, полоса препятствий (мягкие модули для конструирования, подвесные мягкие модули, спортивный набор из дерева, бревно напольное и мн.др.). Отдельная рекреация предназначена для аэрохоккея.
Приемную было решено переоборудовать под тренажёрный зал.
Определившись с зонированием спортивного зала мы решили изучить рыночные предложения по инновационному оборудованию для спортзалов ДОУ. Выбрать следовало или самое инновационное и поэтому самое дорогостоящее, или дешевле, проще, но больше.
Мы выбрали такое оборудование, которое смогло бы вывести нас на достижение максимального эффекта на этапе завершения дошкольного образования.
Чтобы ребенок проявлял инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др., мы выбрали: интерактивный пол, столы аэрохоккея, мягкие модули, спортивно-игровые наборы, оборудование по ПДД («Мобильный автогородок», «Безопасная дорога»).
Для развития у ребёнка крупной и мелкой моторики, контроля за своими движениями: оборудование для спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, скалодром, сетка-паутинка, полоса препятствий, гимнастическое бревно, спортивный набор из дерева, стойки для прыжков высоту, мягкое модули, в том числе и подвесные, тренажеры.
Чтобы ребёнок мог следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, научился соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены пригодятся: подвесные мягкие модули, тренажеры, скалодром, сетка-паутинка, гимнастические стенки, бревно, спортивный комплекс из дерева, а также наборы «Мобильный автогородок» и «Безопасная дорога».
В нашем МБДОУ, на тот момент, в штате был один педагог по физической культуре. Возник вопрос о помощнике – втором педагоге по физической культуре, т.к. эффективное использование и возможная плотность занятости спортивного зала невозможны без решения проблемы обеспеченности кадрами. Исходя из того, что педагогов будет двое, заново строилась работа по физическому воспитанию: создание программы по ФК, по ПДД, составление графика занятости спортивного зала с учетом дополнительных возможностей спортивного зала, поиск новых форм работы с детьми и родителями.
Подготовив всю необходимую документацию для реализации проекта по модернизации развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала, мы сделали выводы:
В первой половине дня два инструктора смогут провести занятия в шести, а иногда в семи группах. Во второй половине дня в двух возрастных группах пройдут так называемые «Забавные часы». Так как у нас 15-ти групповой детский сад, то при такой сетке занятий 4 раза в неделю, мы укладываемся полностью (13 групп, не считая ясли,по 2 занятия в зале = 26 занятий в зале в неделю в первой половине дня; вторая половина дня остается для «Забавного часа» в старших и подготовительных группах, а пятница полностью используется для занятий по ПДД – средние, старшие и подготовительные группы).[2]
Для реализации требовалось финансирование. Существует несколько источников финансирования; бюджет, внебюджетный фонд, спонсорская помощь и др. Региональный конкурс инновационных проектов по модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ стал этим источников финансирования. Мы приняли в нем участие, представив на рассмотрение свой проект. Выиграв грант в размере 1,5 млн. рублей на модернизацию спортивного зала мы активно продолжаем работу по модернизации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ.
Полученные результаты:
- модернизированный спортивный зал ДОУ, отвечающий требованиям ФГОС, который обеспечивает разностороннее развитие и оздоровление воспитанников и вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
- создана ситуация успеха, в которой ребенок чувствует себя лидером, творцом, не будет испытывать чувство страха, неуверенности перед чем-то новым, сложным, обеспечена доступность для каждого воспитанника детского сада и его семьи к использованию инновационной развивающей среды спортивного зала ДОУ
- повысился уровень профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей
- усилена мотивация для самообразования, саморазвития педагогов МБДОУ
- создана площадка для проведения открытых мероприятий, мастер-классов, семинаров на базе ДОУ для педагогов района, города, области
Ожидаемые результаты:
- достижение высоких результатов в оздоровлении дошкольников
- формирование осознанной потребности к здоровому образу жизни через интерес к совместной оздоровительной деятельности с родителями
- воспитание личностных качеств детей: воля, стремление к победе, преодоление себя, взаимопомощь, взаимовыручка
- создание привлекательного имиджа ДОУ
Перспективы работы по приведению развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ в соответствие с ФГОС ДО:
- продолжение деятельности по усовершенствованию предметно-развивающей среды в образовательной области «Физическая культура» (спортивная площадка, бассейн, площадка по ПДД)
- разработка инновационной модели по другим направлениям работы ДОУ
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М:УЦ Перспектива, 2014.-32с.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26, г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – развивающая среда спортивного зала
Физкультурно – игровое оборудование нашего зала способствует укреплению здоровья и развитию интеллектуальных способностей у детей. Имеет разнообразную форму, состоит из разных материалов и цветов. Обе...
Проектирование «Развивающей среды спортивного зала».
Консультация для инструкторов по физической культуре....
Паспорт предметно-развивающей среды спортивного зала в МАДОУ ДС №23 "Гуси-лебеди"
В паспорте представлено оборудование, имеющееся в наличии, план его размещения в спортивном зале....
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СПОРТИВНОГО ЗАЛА
Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОУ, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание предметно-пространственной среды спортивного зала....
Предметно-развивающая среда спортивного зала
Предметно-развивающая среда спортивного зала...
Презентация "Предметно-развивающая среда спортивного зала"
Презентация предметно-развивающей среды спортивного залаИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНО-ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ ПОВЫШАЕТ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ...
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СПОРТИВНОГО ЗАЛА
Предметно-развивающая среда спортивного зала...