Физкультурно - здоровительная работа в ДОУ
материал по физкультуре на тему

Нестерова Екатерина Сергеевна

Работа, проводимая в нашем дошкольном учреждении по осущствлению физкультурно - оздоровительных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

«…Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчеты придется платить слишком дорого».

Ю.Ф.Змановский

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии и  пониженным иммунитетом. Одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Поэтому сохранение и укрепление здоровья - одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.

Одним из направлений в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является физкультурно - оздоровительная работа.

С целью осуществления этого  направления используются парциальные программы и технологии:

  • Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк.Учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. "Физическая культура - дошкольникам".
  • Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.П. Кочетова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
  • Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учеб. - метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. Учреждений. - М.: Мнесозина, 2004.
  • И.В. Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
  • Кудрявцев В.Т. программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.
  • Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста", - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Так же в своей работе мы руководствуемся различными нормативно - правовыми и инструктивными документами по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ, ст.38, 41,42, 43;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 677 и другие

В детском саду функционируют 6 групп:

1 – первая младшая группа;

 2 - вторые младшие группы,

1 - средняя группа,

1 - старшая группа,

1 - подготовительная группа.

Проблема оздоровления, воспитания и развития - компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Решая оздоровительные задачи, коллектив детского сада организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс профилактических, воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий по разным возрастным ступеням.

Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Это закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, побудка  (гимнастика после сна), подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники и многое другое.

Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрены различные формы двигательной активности:

1. Утренняя гимнастика - один из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Мы в нашем детском саду разнообразили форму утренней гимнастики: понедельник - аэробика, вторник - подвижная игра, среда - оздоровительный бег с комплексом дыхательных упражнений, четверг-с комплексом ОРУ, пятница - аэробика. Проводится гимнастика ежедневно в зале или на открытом воздухе (в зависимости от погодных условий и возраста детей).

2. Физкультурные занятия являются основной формой организованной двигательной активности. Два занятия в зале, одно на воздухе. Первая младшая группа — в групповой комнате, 10 мин, вторая младшая группа – 15 мин., средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин. и подготовительная к школе группа – 30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение спортивного зала. 

С целью заинтересовать детей мы используем самые разнообразные формы проведения занятий. Это:

  • занятия обычного типа - образцы, в которых можно найти во многих методических пособиях;
  • игровые занятия - построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов;
  • занятия-тренировки - так мы называем серию занятий по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики;
  • сюжетно-игровые занятия - мы еще их называем прогулками-занятиями. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи;
  • занятия, построенные на танцевальном материале;
  • занятия серии "Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, разминке в постели, проведении закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, получают начальные познания о полезных и вредных продуктах.

На данных занятиях осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы. Во время занятий обращаем внимание на дыхание, особенно во время занятий на открытом воздухе. Также в присутствии старшей медсестры и старшего воспитателя осуществляется медико-педагогический контроль. Ст. медсестра проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки. На основе результатов педагогических наблюдений делается заключение о соответствии содержания и методики проведения физических упражнений требованиям программы и физической подготовленности детей.

3. Организованные занятия на прогулках являются наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям.                                                                                                Ни у кого не вызывает сомнения, что дети зимой любят кататься на санках, а летом - играть в футбол, городки, бадминтон. Эти игры всегда вызывают интерес у детей, да и у взрослых! Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.

4.  Самостоятельная двигательная деятельность занимает значительное место помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При планировании самостоятельной деятельности педагоги заботятся о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек).  В своей самостоятельной дети широко используют деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности. Наиболее любимыми играми и упражнениями являются такие игры, как «Ловишки», «Золотые ворота», «Хитрая лиса», разнообразные действия с мячом и нетрадиционным физкультурным оборудованием.  

5. Во всех видах деятельности педагоги используют оздоровительные паузы, что позволяет снять утомление, активизировать внимание детей, повысить умственную работоспособность. Воспитатели проводят их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию.

6. Большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма, обучение детей ПДД. С этой целью в детском саду проводятся познавательные занятия и досуги, реализуется программа Стеркиной Р.Б, Авдеевой Н.Н "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

7.  После сна воспитатели проводят побудку (гимнастику после сна). Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.

8. Физкультурные праздники и развлечения.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без этих весёлых, интересных, увлекательных мероприятий. Физкультурные праздники развивают у детей ловкость и выносливость, смекалку и сообразительность, воспитывают чувство коллективизма, настойчивость в достижении поставленной цели, активизируют двигательную деятельность и способствуют положительному, эмоциональному настрою. В нашем дошкольном учреждении спортивные праздники проводятся в зале и на участке. Они приурочены к календарным праздникам, таким как «День Победы», «День Защитника Отечества», интересным событиям, например: Полёт человека в космос, а также временам года «Осенний марафон», «Приключения в зимнем лесу», «Мы за солнышком шагаем», «Здравствуй, солнечное лето!» и др. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы все условия:

  • имеется музыкально-физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес дошкольников к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении; 
  • инструктор по физической культуре разработала  систему игр и игровых упражнений с использованием нестандартного оборудования, которые изготовила собственными руками из бросового материала. Пособия несложные, недорогие, но вносят в каждое занятие элемент необычности. Вызывают интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Всё оборудование изготовлено из пластиковых бутылок, картона, самоклеющейся ленты, липучек, пробок и т.п.;
  • в каждой группе  оформлен физкультурный уголок, в котором есть нестандартное физкультурно-игровое оборудование, изготовленное воспитателями совместно с родителями, в том числе и для профилактики плоскостопии и уголки безопасности, где имеются макет улицы, транспорт, дорожные знаки, дидактические игры. Дети в игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения. Ребята старшего дошкольного возраста вместе с родителями оформили карту-схему "Безопасная дорога от дома до детского сада";
  • На территории детского сада есть спортивная площадка, на которой проводятся различные мероприятия: физкультурные занятия, спартакиады, соревнования, досуги и спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол);
  • Методическое обеспечение позволяет в полном объеме педагогам проводить работу по физкультурно-оздоровительному направлению. Это богатая копилка методической литературы по оздоровительной работе, наглядный материал: плакаты, стенды, коллекция игр по валеологии, ЗОЖ, ПДД.

Физкультурно-оздоровительное направление осуществляется через все формы методической работы:

  • Педагогические советы;
  • Консультации для родителей;
  • Тренинги, семинары- практикумы;
  • Неделя "Здоровья";
  • Выставки, оформление папок-передвижек, стендов, плакатов;
  • Выступление педагогов детского сада с опытом работы по физкультурно-оздоровительному направлению на городских и окружных семинарах;
  • Ежегодное участие детей и родителей в соревнованиях "Лыжня России";
  • Участие детей в общегородской массовой  зарядке в рамках проекта «Здоровый заряд»
  • Ежегодное участие воспитанников ДОУ в спортивных эстафетах среди дошкольных образовательных учреждений  городского округа Октябрьск в рамках проведения  фестиваля “Спорт для всех!»;
  • Участие инструктора по физической культуре и старшего воспитателя в окружных, областном и региональном конкурсах.
  •  «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска – 2013», где был представлен опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с использованием нестандартного нетрадиционного оборудования»

 

Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач происходит в контакте с медсестрой, которая проводит обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья. Старшая медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Осуществляет контроль над мероприятиями по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведёт ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. В детском саду осуществляется рациональное питание. В период подъема заболеваний для оздоровления детей и повышения защитных свойств организма проводится витаминизация третьего блюда, включаются в рацион питания натуральные соки, а также настой из плодов шиповника.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы.  Это:

  • родительские собрания;
  • консультации, беседы;
  • спортивные праздники, конкурсы;
  • дни здоровья;
  • дни открытых дверей;
  • папки-передвижки, информационные уголки здоровья;
  • личный пример педагогов;
  • нетрадиционные формы работы с родителями;
  • практические показы (практикумы);
  •  ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимые в ДОУ.

В каждой группе имеется папка-передвижка, где родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике.

Инструктор по физической культуре выпускает красочные стенгазеты, оформляются тематические стенды «Красота и здоровье», «Дружим с физкультурой», «Малыши – крепыши» и др.

 Родители сами принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования.

 Вывод: Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических  мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повысит  уровень физической подготовленности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику...

Физкультурно-здоровительный проект

Физкультурно-оздоровительный проект на 1 месяц, посвященный Неделе Здоровья в Доу для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...