Биомеханика движений: развитие в игре двигательных способностей детей
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Чечёта Вероника Игоревна

Работа рассказывает о том, как с помощью игры развить двигательные, артистичные способности детей. А так же содержит комплекс упражнений ля занятий по коррекции и профилактке опорно-двигательного аппарата. За счет игровых и сюжетно-ролевых ситаций дети чувстуют себя расскованей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon биомеханика движений96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Биомеханика движений - развитие в игре двигательных возможностей детей»

Составитель: воспитатель МДОАУ «ЦРР-ДС №4»

Чечёта Вероника Игоревна

        2015 г.

   Основу жизнедеятельности и здоровья дошкольника обеспечивают параметры, отражающие его способности к определенным движениям. При оценке двигательных возможностей выделяют количественные и качественные показатели. Количественные оцениваются при выполнении детьми ходьбы, бега, различных прыжков и других двигательных действий, которые изменяются с возрастным и физиологическим развитием.

Основными физическими двигательными качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого физического упражнения все эти качества проявляются в той или иной степени, но зачастую особое значение приобретает какое-либо из них. В детском возрасте внимание должно быть уделено этим показателям.

Ловкость – это способность быстро осваивать новые движения. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание новых упражнений, а также выполнение их в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключатся с одних движений на другие, заранее не обусловленные; быстро решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Быстрота - выполнение движений в наикратчайшее время. Развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый, очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети должны выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развивается быстрота и при выполнении скоростно-силовых упражнений: прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание (бросок совершается с большой скоростью); целесообразно использовать также хорошо освоенные упражнения, безусловно учитывая физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.

Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также от эластичности мышц; развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. В детском возрасте опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью - следует стремиться к ее сохранению. Упражнения на гибкость целесообразно начинать выполнять с неполным размахом, например сделать два-три полунаклона, а потом уже полный наклон, два-три полуприседания, затем - глубокое приседание.

Равновесие - способность сохранять положение тела на опоре в пространстве. Зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра массы (ОЦМ) тела. При выполнении упражнений взаимное положение частей тела изменяется, что приводит к изменению положения ОЦМ в пространстве. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, которые выполняются при уменьшенной и поднятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), а также в упражнениях, требующих прилагать значительные усилия, чтобы сохранять устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Глазомер - способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развить его можно при выполнении различных упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках - точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному необходимо на глаз измерить расстояние до впереди стоящего; в метании на дальность и особенно в цель - расстояние до цели и т. д. При выполнении упражнений важно учить детей определять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами.

Сила оценивается степенью напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.), а также в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки) и преодоление сопротивления партнера. С детьми следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя особое внимание мышцам-разгибателям.

Выносливость - это способность выполнять физические упражнения более длительное время. Ее развитие требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Но однообразная нагрузка приводит к утомлению и потере интереса, поэтому лучше применять разнообразные динамичные упражнения, желательно на свежем воздухе (ходьба, бег, катание на коньках, лыжах, санках, велосипеде, плавание и др.). Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Рассмотренные показатели двигательной деятельности являются основными при определении и оценке состояния двигательных возможностей человека в различные периоды жизнедеятельности.

Изучение двигательной деятельности детей в повседневной жизни представляет значительный интерес и является довольно сложным процессом. Дети не всегда быстро запоминают двигательные упражнения, так как они могут быть сложными для восприятия. У педагога сформирован определенный ресурс двигательных навыков, а у ребенка он только начинает формироваться, поэтому двигательные действия необходимо повторять несколько раз.

Методический аспект проблемы обучения ребенка различным движениям и двигательным навыкам состоит в том, что он лучше запоминает те движения, которые считает удобными для выполнения, и тем самым самостоятельно создает свой банк двигательных навыков, собственную двигательную память. При изучении двигательных возможностей детей выявили, что биомеханические двигательные качества целесообразно создавать посредством игровой деятельности в виде подвижных или спортивных их с различными двигательными элементами. Необходимо играть с детьми в различные ролевые игры с имитацией движений сказочных героев, отображения движений различных животных, птиц и других персонажей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение, желание создавать собственные двигательные действия и навыки, двигательную память самостоятельно. Создание игровых ситуаций с различными движениями возможно и дома, и в детских учреждениях; три этом в играх необходимо учитывать двигательные возможности ребенка, соблюдая законы биомеханики двигательной деятельности. Это показал опыт научно-методической работы в Краснодарском государственном центре творческого развития и гуманитарного образования детей по развитию двигательных навыков в разных профильных группах и смешанных возрастов.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь; двигательные навыки и двигательная память неразрывно связаны между собой.

Для освоения движений предложена концепция совместного путешествия с маленькой китайской мышкой по имени Мауфициус, которая рассказывает увлекательные истории о двенадцати животных - соответственно о двенадцати положений тела человека. Эти упражнения, по мнению авторов, позволяют влиять на развитие двигательных возможностей: укрепление осанки, сохранение равновесия и подвижности, развитие координации движений рук; усиливают подвижность и гибкость позвоночника, активизируют работу мышц позвоночника, рук и ног; укрепляют глазные мышцы, мышцы грудного отдела позвоночника и мускулатуру рук, икроножные мышцы и мышцы бедер.

Рекомендуется использовать упражнения из книги М.С. Норбекова «Правильная осанка просто и весело»:

  1. «Кошка просыпается»

Развивает подвижность и гибкость позвоночника, укрепляет мышцы рук и ног. Учит расслабляться и активизироваться.

  1. «Тигр готовится к прыжку»

Стимулирует чувство уверенности. Улучшает осанку и развивает реакцию. Укрепляет позвоночник и мышцы спины.

  1. «Черепаха осторожно выглядывает из панциря»

Дает отдых мышцам шеи и плеч. Возвращает чувство бодрости и умственной активности.

  1. «Медведь осматривается вокруг»

Помогает обрести физическую силу и внутреннее достоинство. Укрепляет грудной отдел позвоночника и мускулатуру рук. Способствует улучшению осанки.

  1. «Сова вглядывается в темноту»

Укрепляет глазные мышцы. Помогает расслабить мускулатуру шеи и плеч, сохранять правильную осанку во время сидения.

  1. «Орёл испытывает крылья»

Помогает стать решительным и смелым. Укрепляет мускулатуру ног, способствует подвижности рук и плеч. Тренирует равновесие.

  1. «Аист стоит на одной ноге»

Укрепляет вестибулярный аппарат. Развивает координацию движений и чувство равновесия. Улучшает осанку и наполняет чувством собственного достоинства.

  1. «Журавль шагает, взмахивая крыльями»

Помогает выработать красивую походку и придать грацию движениям. При выполнении этого упражнения развивается равновесие и умение ориентироваться в пространстве.

  1. «Слон принимает песочную ванну»

 Учит управлять собственным телом и настроением. Снимает общее напряжение и способствует расслаблению мышц шеи.

  1. «Обезьяна скачет кругами»

Дает возможность выплеснуть накопившиеся эмоции. Помогает успокоиться. Укрепляет икроножные мышцы и мышцы бедер.

  1. «Змея сбрасывает кожу»

Способствует профилактике застойных явлений во всех частях тела. Тренирует подвижность и гибкость позвоночника.

  1. «Ёж сворачивается клубком»

Отдых для накопления новых сил. И. п. - лечь на спину, не напрягаясь, свернуться клубком, как еж. Необходимо представить, что у тебя есть иголки, которые защищают от всех тревог. Дыши спокойно - вдох-выдох - и все внимание сосредоточь на дыхании. Наслаждайся покоем - почувствуешь, как постепенно в тебе накапливаются новые силы.

При выполнении упражнений мир зверей дети воспринимают с интересом и осмысленно подходят к их движениям. Такие упражнения помогают детям с разными особенностями развития: гиперактивным, зажатым, с различными комплексами, с плохой координацией.

Кроме того, упражнения безопасны для здоровья, не вызывают агрессии, позволяют учиться расслабляться, переключиться с одного вида деятельности на другой, укреплять слабые мышцы, координировать движения. Подобная система движений должна быть понятна родителям и воспитателям, увлекательна и интереса ребенку. Для этого необходимо поддерживать интерес к определенным движениям и стремиться их совершенствовать.

Занятия целесообразно проводить с участием специалистов: педагогов-психологов, инструкторов физического воспитания для оценки изменения состояния детей (перед началом занятий и через определенный промежуток времени, например месяц).

Список литературы:

  1. Овчинников, Ю. Биомеханика движений: развитие в игре двигательных возможностей детей / Ю. Овчинников // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 49-52
  2. Алексеева, Л. Сказочные приключения : для детей среднего дошкольного возраста / Л. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 12-15
  3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  4. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
  5. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  6. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленч. Сост. В. И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
  7. Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
  8. Введение в теорию физической культуры : учеб. пособие 
    для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М. : ФиС, 1983. – 128 с. 
  9. Выдрин, В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры : учеб. пособие / В.М. Выдрин. – СПб. : СПбАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 74 с.
  10. Правильная осанка просто и весело /М.С. Норбеков /изд Весь, 2003-128с.

Приложение 1.

Подробное описание упражнений:

Упражнение 1: «Кошка просыпается»

Нам всем хотелось бы быть такими же раскованными и гибкими, как кошки. Ни один зверь не потягивается так усердно после сна, как она. Попробуй и ты, как проснешься или когда почувствуешь сильную усталость, проделать это вслед за ней: можно потягиваться всем телом, вытягивать руки и ноги, тянуться из стороны в сторону, зевать и всячески гримасничать, а можно делать следующее упражнение.

Исходное положение: встань на четвереньки на кровать или пол и нагнись вперед. Предплечья должны лежать перед коленями. Расслабь шею, как спящая кошка.

Теперь кошка начинает потягиваться: подними голову и, слегка разведя руки в стороны, вытяни их вперед.

Затем подними заднюю часть туловища и по-кошачьи выгнись. Затем спину прогнуть. Повтори упражнение по очереди три раза.

Теперь попеременно вытягивай назад правую и левую ногу. Три раза левую и три раза правую.

Напоследок вытяни руки вперед т еще рез как следует потянись. Если хочется, можно при этом зевать что есть сил.

Упражнение 2: «Тигр готовится к прыжку»

Наверное, ты так же восхищаешься тигром, как и мы. Он большой, быстрый, опасный и удивительно красивый. Когда он готовится к прыжку, все другие звери дрожат от страха. Если ты устал или тебе грустно, если ты чего-то боишься или чувствуешь, что нужно дать волю чувствам, бери пример с него.

Исходное положение: стоя, выпрямись и расправь плечи. Немного разверни пальцы ног внутрь так, чтобы стопы стояли параллельно друг другу, а руки свободно опусти вдоль тела.

Слегка присядь и приготовься к прыжку. Представь, что ты тигр, который сидит в засаде. Ты почувствуешь, как напряглись ноги.

Согни пальцы рук так, будто это когти тигра, и быстро подними руки вверх. Покажи «когти». Встань и постой в этом положении несколько секунд, затем снова медленно опусти руки и расслабься.

Повтори упражнение шесть раз, и ты ощутишь себя энергичным и сильным, как тигр.

Небольшая подсказка: можно стоять и дольше, но тогда слегка согни колени, и ты почувствуешь, как они напряглись. Немного наклонись вперед, потом назад, и ты заметишь, как напряжение переходит от одной части тела к другой. Так тебе удастся постоять намного дольше, не прилагая особых усилий.

Если помещение достаточно просторное, можно поиграть в тигра, вышедшего на охоту. Тигр, крадучись, ползет по комнате на всех четырех лапах, карауля добычу и внимательно следя за тем, что происходит вокруг. Стоп! Вот она, твоя жертва! Ты ее увидел. Ты сгибаешься и бесшумно крадешься вперед, выставив «когти». Тигр готовится к прыжку и… настигает добычу!

Упражнение 3 «Черепаха осторожно выглядывает из панциря и прячется обратно»

Иногда мы завидуем черепахе, потому что у нее есть панцирь. Когда она чего-то боится или просто хочет отдохнуть, то втягивает голову внутрь, и панцирь полностью ее защищает. У нас нет панциря, но мы можем уединиться, «уйти в себя», чтобы, отдохнув, вновь собраться с силами. Важно, что ты сам можешь решить, когда настало время уйти в себя, а когда можно снова проявлять интерес к окружающим.

Исходное положение: встать в положение ноги на ширине плеч, руки свободно висят вдоль тела.

Представь, что у тебя есть панцирь, как у черепахи, и ты все больше погружаешься в него. При этом легко согни колени. Шея полностью расслаблена и все больше втягивается в плечи. Постой несколько секунд в этой расслабленной позе.

Покачай головой налево и направо и начни «высовываться вверх» из своего панциря до тех пор, пока не почувствуешь, что ты снова готов вернуться в окружающий мир, что способен быть откровенным и искренним.

Вытяни шею, чтобы тебе все вокруг было видно.

Можно повторить это упражнение несколько раз.

Упражнение 4: «Медведь осматривается вокруг»

Медведь большой, сильный, и у него густой мех. Он двигается медленно и неторопливо, только дразнить его нельзя. Несмотря на внешнее спокойствие и невозмутимость, в нем скрыта большая сила. У медведя можно научиться тому, как не преувеличивать проблемы и как уделять им ровно столько внимания, сколько они заслуживают. Если у тебя что-то не получается, постарайся вспомнить о том, какой ты сильный, а также о тех вещах, которые ты умеешь делать хорошо. Тогда никакие трудности не смогут выбить почву у тебя из-под ног.

Исходное положение: «параллельная» стойка, ноги расставлены чуть шире плеч, колени согнуты.

Теперь поверни туловище влево, а правую руку отведи в сторону. Затем легким, скользящим движением опусти левую руку вниз. Вообрази, что при этом ты без всяких усилий прогоняешь все проблемы прочь, как медведь отгоняет жужжащих пчел.

Затем ты снова поднимаешь руки и повторяешь упражнение, разворачиваясь в другую сторону.

Сделай это упражнение, три раза повернувшись влево и три раза – вправо.

Прими прочное, устойчивое положение. Подними руки на высоту плеч и согни их в локтях так, чтобы кончики пальцев смотрели вверх. Представь, что твоя спина стала очень длинной.

Упражнение 5: «Сова вглядывается в темноту»

Всем известно, что сова обладает очень хорошим зрением, ведь у нее огромные глаза и подвижная шея. Если ты любишь читать, играть на компьютере или смотреть телевизор, тебе обязательно нужно хоть изредка делать это упражнение, чтобы расслабить мышцы в области шеи и затылка, а также укрепить мышцы глаз.

Исходное положение: сядь на край стула (спину нужно держать совершенно прямо). При этом следует обратить внимание на то, чтобы стул был нужной высоты (бедра должны быть расположены параллельно друг другу). Ступни поставь на ширину плеч, параллельно друг другу, руки спокойно опущены вдоль тела.

Представь себе, что ты сидишь как сова на суку, и глядишь в темноту. Ничто, даже малейшее движение не ускользнет от твоих глаз.

Медленно поднимай руки до тех пор, пока ладони не достигнут уровня шеи, и соедини большой и указательный пальцы каждой руки так, чтобы образовался кружок.

Теперь поверни голову налево, при этом подними левую руку так, чтобы круг, образованный пальцами, оказался на уровне глаз, и посмотри обоими глазами через этот круг. Потяни при этом мышцы спины и шеи. Расслабься и верни голову и руки в исходное положение. Повтори тоже самое, повернувшись в правую сторону.

Теперь ты заметил что-то интересное, ты выпрямляешься и, сильно вдохнув, подносишь обе руки к глазам, соединив большие и указательные пальцы так, чтобы образовался большой круг. При этом широко раскрой глаза и посмотри через круг. Затем на выдохе опусти руки, расслабься и закрой глаза. Сделай несколько вдохов, не открывая глаз, чтобы они могли полностью отдохнуть. Повтори упражнение три раза.

Упражнение 6: «Орлёнок испытывает крылья»

Для того чтобы научиться чему-то новому или подойти к решению какой-то непростой задачи, всегда требуются определенная решительность и смелость. Орлиные гнезда находятся высоко, и птенцы могут разбиться. Поэтому орленок перед своим первым полетом должен укрепить свои крылья. Для этого ему нужна хорошая опора, чтобы не выпасть из гнезда.

Исходное положение: «параллельная стойка» (ноги на ширине плеч).

Сделай одной ногой маленький шаг вперед и следи за тем, чтобы после этого ноги были все еще расставлены достаточно широко. Другую ногу слегка выверни наружу так, чтобы пальцы были направлены наискосок и вперед. Теперь ты стоишь удобно и устойчиво. Покачайся немного в этом положении вперед и назад, чтобы почувствовать свою устойчивость. Твои ноги должны быть слегка напряжены и гибки, подобно дуге лука.

Теперь подними руки в стороны, ладони направлены вперед, так, чтобы перенести тяжесть тела, и сомкни свои руки-крылья.

Далее отклонись назад, тяжесть тела перемещается назад, «крылья» снова раскрываются.

Следи за тем, чтобы «крылья» не напрягались, ведь иначе нельзя лететь.

Упражнение 7: «Аист стоит на одной ноге и чистит крылья»

Аист ищет себе пропитание на сыром лугу или в болоте. При этом он часто стоит на одной ноге, особенно когда отдыхает или чистит перья. Крылья у него сильные и широкие, и ему необходимо постоянно заботиться о том, чтобы перья всегда были чистыми и готовыми к полету. Стоять на одной ноге легче, балансируя для равновесия руками. Это упражнение хорошо укрепляет вестибулярный аппарат, а также мышцы рук и плеч. Его очень просто делать тем, кто умеет кататься на скейтборде.

Исходное положение: встань так, чтобы твои пятки слегка касались друг друга, носки в стороны.  

Теперь перенеси тяжесть тела на левую ногу. При этом нужно немного согнуть ее в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, иначе не возможно принять устойчивое положение. Правая нога теперь совсем свободна, и ты можешь поджать ее наверх так, чтобы стопа прилегала к икре левой ноги. Одновременно ты через стороны поднимаешь обе руки на высоту плеч. Ладони повернуты вниз.

Затем правый локоть опускается вниз, а кисть двигается по направлению к плечу. Запястье должно быть при этом совершенно расслабленным и свободным.

После этого распрями ладони и отведи кисть от плеча. Обе руки делают движения поочередно – одна рука подтягивается, другая в это время выпрямляется. Повтори это упражнение три раза влево и три раза вправо.

Это упражнение очень полезно для ног. Разве не удивительно, что аисты могут часами стоять на одной ноге? В завершение ты можешь для расслабления еще раз попеременно поджать ноги и встряхнуть «крылья». Вернись в исходное положение. Внимательно следи за тем, чтобы ноги были прямые, но колени не выпрямляй до конца. Теперь медленно наклонись вперед, легко потряси руками и плечами. Если ты почувствовал, что расслабился, то снова медленно и плавно выпрямись. Когда дыхание и пульс полностью успокоятся – ты готов к новым делам.

Упражнение 8: «Журавль стоит взмахивая крыльями»

Журавль – грациозная птица с роскошным оперением. В Азии он считается символом счастья и долголетия. Он ищет себе пищу в мелких водоемах. При этом он осторожно и изящно шагает по воде. Делая это упражнение, ты познакомишься с журавлиным шагом. При этом ты можешь потренироваться в умении держать равновесие. Это упражнение придаст тебе уверенности, когда ты в следующий раз будешь балансировать на стволе дерева или на гимнастическом бревне.

Исходное положение: встань так, чтобы пятки были вместе, а носки разведены в стороны.

Теперь перенеси вес тела на левую ногу. При этом ты должен немного расслабить голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, потому что ты не сможешь принять уверенную стойку. Правая нога теперь совсем свободна, и ты можешь поднять ее, чтобы затем сделать вперед «шаг журавля». При этом совершенно расслабь носок и слегка коснись пола кончиками пальцев ноги.

Следи за тем, чтобы правая нога была достаточно поднята, а шаги не были слишком длинными.

Поднимая ногу, одновременно поднимай руки через стороны вверх. Когда ставишь ногу на землю, «крылья» расслабленно опускаются вниз.

Когда руки поднимаются вверх, запястья должны быть свободными и расслабленными, а когда опускаются – пальцы нужно выпрямлять. Ходи таким образом прямо или по кругу до тех пор, пока не почувствуешь себя таким же уверенным и изящным, как журавль.

Упражнение 9: «Слон принимает песочную ванну»

Слон – это огромный и сильный зверь. Однако, в отличие от медведя, он вовсе не толстокожий: у него, напротив, очень тонкая кожа. Чтобы защитить ее, Помимо обычной ванны слон принимает еще и песочную. Благодаря этому упражнению ты сможешь в своем воображении так же спокойно и невозмутимо, как слон, забрасывающий хоботом песок себе за плечи, забросить подальше любые неприятности.

Исходное положение: встань прямо, ноги немного врозь.

Левой рукой через подмышку обхвати правое плечо. Верхнюю часть туловища слегка наклони вперед, а правая рука пусть свободно висит.

Подобно слону, слегка раскачивайся взад и вперед. Рукой ты размахиваешь, подобно хоботу слона. Постепенно движение становится все более интенсивным, и ты «бросаешь песок себе за плечи».

Через некоторое время проделай это упражнение другой рукой.

Наконец, опять встань, слегка расставив ноги, и скрести обе руки в нижней части живота. Все, что тебя раздражало, ты оставил позади. Представь себе, что ты окутал себя теплой защитной оболочкой, подобно той, которая покрывает слона после песочной ванны. Оставайся в ней столько, сколько захочется.

Упражнение 10: «Обезьяна скачет кругами и бьёт себя кулаком в грудь»

А тебе нравятся обезьяны? В зоопарке люди проводят много времени возле веселых обезьян, а те постоянно находятся в движении, озорничают и проказничают. Возможно, ты с удовольствием станешь заниматься такой гимнастикой и даже совершать порой бессмысленные действия. Это упражнение предоставит тебе возможность подражать обезьяне. Лучше всего это делать после школы или когда ты выполнил домашнее задание и теперь можешь спокойно выпустить свою «обезьяну» на волю.

Исходное положение: поставь ноги на ширину плеч, присядь т подпрыгни насколько раз как можно выше.

Затем можно весело попрыгать по комнате. Представь себе, что ты срываешь с деревьев бананы.

При этом можно сколько угодно корчить рожи и громко кричать. Наверняка тебе на ум придет еще не одна пара обезьяньих трюков.

После этого встань и со всей силы начни бить себя кулаками  в грудь.

В заключение сядь на пол или на краешек стула, скрести ноги на живот и оставайся в таком положении до тех пор, пока дыхание не успокоится, и сердце не перестанет сильно биться.

Упражнение 11: «Змея сбрасывает кожу»

Иногда мы чувствуем себя не очень хорошо. Мы бываем или чересчур скованны или, наоборот, сильно нервничаем. К сожалению, человек не может поступить так же, как змея: когда ее кожа изнашивается, у нее вырастает новая, а старую она сбрасывает. Для того чтобы избавиться от старой кожи, змея очень долго извивается вокруг себя, до тех пор, пока старая кожа не отпадет и не появится красивая новая кожа. Ты не можешь сбросить свою «кожу», Однако если ты поступишь, как змея: начнешь вертеться и извиваться, - твое тело станет гибким и подвижным, и ты почувствуешь себя обновленным.

Исходное положение: для этого упражнения ляг на спину, вдохни и выдохни несколько раз. Слегка отведи руки и вытяни их вдоль тела. Попытайся почувствовать пол и тяжесть своего тела, лежащего на нем.

Перекинь левую ногу через правую и поставь ее на уровень правого колена. Подошва обязательно должна стоять на полу, а колено должно смотреть вверх. На выдохе поверни ноги вправо, а голову влево.

Потянись при этом вверх и вниз, напрягая позвоночник, но старайся не прогибать его. Продолжай дышать спокойно и некоторое время оставайся в этом положении.  Затем вновь вернись в исходное положение и обе ноги вытяни вместе.

После этого поменяй ногу и направление вращения. Повтори это упражнение три раза влево и три раза вправо.

Упражнение 12: «Ёж сворачивается клубком»

Ну вот, ты и познакомился с некоторыми зверями и птицами, с их повадками. Тебе было интересно, и упражнения оказались полезными. Между прочим, иногда важно уметь показать когти, как тигр. В другой раз ты, возможно, захочешь испытать свою силу, как молодой орел, тренировавший свои крылья. Но бывают ситуации, когда мы чувствуем себя слабыми и уставшими. Тогда лучше брать пример с ежа. Он сворачивается клубком и прячется под защитой иголок. Он отдыхает и ждет, Пока восстановятся силы. Это упражнение особенно удобно делать в кровати, если ты не можешь заснуть, или если ты вернулся из школы совсем  усталым.

Исходное положение: ляг на спину и, не напрягаясь, свернись клубком, как еж.

Представь, что у тебя есть иголки, которые защищают тебя от всех тревог и опасностей. Дыши при этом спокойно – вдох-выдох, и все свое внимание сосредоточь на своем дыхании. Наслаждайся покоем, и ты почувствуешь, как постепенно в тебе накапливаются новые силы.

Приложение 2.

ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ:

Путешествие в дремучий лес подскажет вам, как соединить отдельные упражнения. Эта игра особенно полезна в детском саду. Она предлагает много возможностей и самых разнообразных вариантов. Пусть дети сами решают, кем они будут во время «путешествия». Сначала понаблюдайте за тем, как дети представляют себе разных животных, и пусть они сами придумывают движения, которые, как им кажется, сделает их похожими на этих зверей или птиц. Дети удивятся тому, как много разных вариантов они смогут придумать, и как тесно связаны их собственные желания с действиями воображаемых животных.

Чем смелее они будут, тем легче вам будет общаться друг с другом.

Игра «Путешествие в дремучий лес»

Сегодня мы отправляемся путешествовать по дремучему лесу. Сейчас раннее утро, и мы еще не совсем проснулись. В чаще леса царит спокойствие, и все звери спят. Кошка тоже спит, свернувшись клубком на земле. Солнце поднимается все выше над горизонтом, просыпаются насекомые. Шмель, жужжа, подлетает к уху кошки.

Упражнение 1. «Кошка просыпается».

Сначала мы хотим просто осмотреться в дремучем лесу. Это удобнее всего делать, сидя на дереве и, как сова, осматривая все вокруг.

Упражнение 2. «Сова вглядывается в темноту».

Подобно сове, мы увидим высоко на вершине горы орлиное гнездо. Там на верху мы сидим, подобно орленку, и смотрим вниз. Мы осторожно встаем, ищем устойчивое положение и крепко цепляемся за гнездо.

Упражнение 3. «Орел испытывает свои крылья».

Подобно орлу, мы парим в воздухе над дремучим лесом, а затем садимся на полянку рядом с тигром. Как тигр, мы, крадучись, ползем по кругу и готовимся к прыжку.

Упражнение 4 «Тигр готовится к прыжку».

Тигр побеспокоил ползущую невдалеке черепаху. Напуганные тигром, мы, подобно черепахе, прячем голову в надежный панцирь. Вдали слышен громкий топот.

Упражнение 5. «Черепаха осторожно выглядывает из панциря и прячется обратно».

Как стадо слонов, мы тяжело топаем мимо черепахи, направляясь к ручью, и вволю барахтаемся – сначала в ручье, а потом в песке.

Упражнение 6. «Слон принимает песочную ванну».

В воде мы встретили аиста. Как и его, нас окатил песком из хобота купающийся слон. Нам пришлось чистить крылья.

Упражнение 7. «Аист стоит на одной ноге и чистит крылья».

На мелководье разгуливают журавли. Подобно им, мы, хлопая крыльями, шагаем по воде в поисках корма.

Упражнение 8. «Журавль шагает, размахивая крыльями».

Журавлей спугнула обезьяна. Подобно обезьяне, мы резвимся на земле, скачем по ветвям, пытаемся схватить бананы и, истошно крича, бьем себя кулаками в грудь.

Упражнение 9. «Обезьяна скачет кругами и бьет себя в грудь».

Затем мы отдыхаем, сидя на земле и скрестив ноги. Но обезьяну прогоняет большой ревущий медведь.

Упражнение 10. «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага».

Напуганная рычанием медведя, змея мгновенно исчезла в кустах. Подобно ей, мы сбрасываем старую кожу.

Упражнение 11 «Змея сбрасывает кожу».

Так же, как еж, мы испугались змеи. Вернувшись из долгого путешествия, мы сворачиваемся клубком и отдыхаем.

Упражнение 12. «Еж сворачивается клубком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР

Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на  с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Статья "Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый....

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3–7 ЛЕТ

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. На протяжении первых семи лет жизни он проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, кот...