Педагогический проект "Ловкий мяч"
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Проект "Ловкий мяч".
Направление:физкультурно-оздоровительное.
Цель:определить эффективность специально подобранных упражнений и игрр с мячом на развитие координационных способностей (ловкости) у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследовать влияние целенаправленного включение в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ловкости у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Ловкий мяч" | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131»
Проект «Ловкий мяч»
Инструктор по физической культуре:
Алёшкина Ольга Петровна
Саратов
2015г.
Проект: Ловкий мяч»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131»
Направление: физкультурно-оздоровительное
Вид проекта: исследовательский
Участники проекта: Алёшкина Ольга Петровна, инструктор по физической культуре и дети подготовительной группы
Сроки реализации проекта: январь 2015январь – апрель 2015года (4 месяца)
Цель проекта: определить эффективность специально подобранных упражнений и игр с мячом для развития координационных способностей (ловкости) у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
1. Разработать и апробировать комплекс упражнений с мячом на физкультурных занятиях в ДОУ.
2. Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности методики развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Внедрить в работу по физическому воспитанию в ДОУ разнообразные подвижные игры с мячом для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
5. Исследовать влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза состоит в предположении, что систематическое включение упражнений с мячом в работу с детьми старшего дошкольного возраста будет существенно влиять на развитие у них ловкости.
Объект исследования: упражнения и подвижные игры с мячом как эффективное средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: На различных этапах работы использовали широкий спектр методов научно-педагогического исследования, изучение и опыта деятельности по физической культуре, наблюдения, беседы, диагностические тесты; изучение, анализ упражнений и подвижных игры с мячом.
Материально-техническая база: проект реализуется на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131», используются следующее оборудование: мячи большие резиновые – 25 шт., мячи среднего диаметра -25 шт., мячи малого диаметра – 25 шт., фитбол – 6 шт., гимнастичекие скамейки – 2 шт., дуги – 2 шт., обручи – 10 шт, секундомер,
Ожидаемый результат: развитие координационных способностей (ловкости) у детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений и игр с мячом .
Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической показателей развития координационных способностей
Актуальность выбранной темы проекта:
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие именно этого физического качества актуально в настоящее время.
Одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста является физическое развитие и физическая подготовленность, которые характеризуются крепким здоровьем, закаленностью детского организма, развитием физических качеств. Развитие такого психофизического качества, как ловкость способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.
Развитию ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется обычно недостаточно внимания. В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» упражнения и действия с мячом включены начиная со второго года жизни. Но они занимают незначительное место среди других средств физического воспитания.
Средствами развития ловкости являются и систематическое разучивание с детьми новых упражнений, и выполнение упражнений в изменяющихся условиях, и усложнение уже знакомых упражнений, и упражнения с предметами различной формы, и многое-многое другое.
Но вот потенциальные возможности упражнений и подвижных игр с мячом в развитии координационных способностей обычно упускаются.
Именно поэтому необходимо изучение особенностей влияния разнообразных действий и подвижных игр с мячом на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Научные подходы к проблеме:
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво.
Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч.
В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
Как указывает Э.Я. Адашкявичене, в упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. А.В. Кенеман подчеркивала благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое развитие и работоспособность дошкольников.
План реализации проекта
Этап проектной деятельности | Сроки реализации | Содержание |
организационно-подготови-тельный | январь 2015 г. | Изучение литературы по теме: «Развитие ловкости дошкольников средствами физической культуры», определение актуальной проблемы в организации физического развития ребенка, определение состава проектной группы, первичная диагностика развития координационных способностей, выбор упражнений и подвижных игр с мячом для реализации проекта, сознание материально-технической базы. |
основной | февраль – март 2015 г. | Внедрение в практику работы по физической культуре разнообразных специально подобранных упражнений и подвижных игр с мячом. |
заключительный | апрель 2015 г. | Вторичная диагностика развития координационных способностей, анализ полученных результатов, подготовка и проведение открытого физкультурного развлечения |
Результат проектной деятельности:
В ходе реализации проекта «Ловкий мяч» в подготовительной группе детского сада было выявлено, что упражнения и подвижные игры с мячом являются эффективным средством развития координационных способностей дошкольников. Об этом свидетельствуют результаты проведенного диагностического обследования на начальном и заключительном этапах проекта. (Приложение № 1) Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в школе.
У детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста достигают определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами. Ребенок седьмого года жизни в состоянии понять сущность упражнений с мячом. Во время таких упражнений он должен уметь определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом.
Упражнения с мячом требуют определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий.
В ходе реализации проекта разработана картотека подвижных игр с мячом, которые способствуют развитию координационных способностей дошкольников. (Приложение № 2) Педагогам, заинтересовавшимся данной проблемой, хотелось бы порекомендовать использовать подвижные игры и упражнения с мячом в своей практике.
На заключительном этапе реализации проекта было проведено физкультурное развлечение с воспитанниками подготовительной группы.
.
Приложение № 1
Результаты диагностических исследований
детей подготовительной группы
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 131",
участников проекта «Ловкий мяч»
Дата проведения обследования: 20.01.2015 г.
Методика проведения: для оценки ловкости воспитанников применятся упражнение «Полоса препятствий», состоящее из трех этапов: бег по гимнастической скамейке, проползание через дугу, прыжки из обруча в обруч, баскетбольное ведение мяча.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дата рождения | Результат, время прохождения упражнения |
Аникеева Алиса | 03.05.2008 | 23 с. | |
Антонова Настя | 15.08.2008 | 28 с. | |
Афонина Дарья | 06.12.2008 | 16 с. | |
Блохина Ярослава | 16.10.2008 | 25 с. | |
Болтунов Дмитрий | 29.12.2008 | 30 с. | |
Грачева Варвара | 30.11.2008 | 21 с. | |
Демидов Иван | 04.09.2008 | 20 с. | |
Ефимова Виктория | 16.09.2008 | 20 с. | |
Жужлова Саша | 30.05.2008 | 27 с. | |
Ковалев Михаил | 17.09.2008 | 18 с. | |
Кузнецова Арина | 27.10.2008 | 28 с. | |
Кулиев Телман | 30.04.2008 | 23 с. | |
Лагутин Миша | 16.05.2008 | 30 с. | |
Макарова Алиса | 28.11.2008 | 27 с. | |
Малькина Алиса | 29.12.2007 | 22 с. | |
Маслова Ксения | 24.11.2008 | 28 с. | |
Матвеева Татьяна | 23.02.2009 | 25 с. | |
Мурзакова Дарья | 27.01.2008 | 24 с. | |
Павленко Мартин | 27.05.2008 | 16 с. | |
Савин Никита | 19.06.2008 | 20 с. | |
Садовова Арина | 14.05.2008 | 28 с. | |
Семин Андрей | 13.12.2008 | 23 с. |
Среднее время выполнения упражнения: 23,7 с.
Результаты диагностических исследований
детей подготовительной группы
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 131",
участников проекта «Ловкий мяч»
Дата проведения обследования: 07.04.2015 г.
Методика проведения: для оценки ловкости воспитанников применятся упражнение «Полоса препятствий», состоящее из трех этапов: бег по гимнастической скамейке, проползание через дугу, прыжки из обруча в обруч, баскетбольное ведение мяча.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Результат, время прохождения упражнения |
Аникеева Алиса | 03.05.2008 | 19 с. | |
Антонова Настя | 15.08.2008 | 23 с. | |
Афонина Дарья | 06.12.2008 | 11с. | |
Блохина Ярослава | 16.10.2008 | 20 с. | |
Болтунов Дмитрий | 29.12.2008 | 23 с. | |
Грачева Варвара | 30.11.2008 | 15 с. | |
Демидов Иван | 04.09.2008 | 18 с. | |
Ефимова Виктория | 16.09.2008 | 19 с. | |
Жужлова Саша | 30.05.2008 | 23 с. | |
Ковалев Михаил | 17.09.2008 | 12 с. | |
Кузнецова Арина | 27.10.2008 | 26 с. | |
Кулиев Телман | 30.04.2008 | 14 с. | |
Лагутин Миша | 16.05.2008 | 19 с. | |
Макарова Алиса | 28.11.2008 | 25 с. | |
Малькина Алиса | 29.12.2007 | 16 с. | |
Маслова Ксения | 24.11.2008 | 22 с. | |
Матвеева Татьяна | 23.02.2009 | 19 с. | |
Мурзакова Дарья | 27.01.2008 | 16 с. | |
Павленко Мартин | 27.05.2008 | 11 с. | |
Савин Никита | 19.06.2008 | 15 с. | |
Садовова Арина | 14.05.2008 | 25 с. | |
Семин Андрей | 13.12.2008 | 16 с. |
Среднее время выполнения упражнения: 18, 5 с.
Анализ диагностических исследований
детей подготовительной группы
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 131",
участников проекта «Ловкий мяч»
Обследование с детьми подготовительной группы проводилось в начале проекта (20 января 2015 года) и на заключительном его этапе (07 апреля 2015 года). Общего, утвержденного критерия оценки уровня развития ловкости нет. Ориентировочно руководителем проекта было выбрано упражнение «Полоса препятствий», состоящее из нескольких этапов:
- бег по гимнастической скамейке,
- проползание через дугу,
- прыжки из обруча в обруч,
- баскетбольное ведение мяча.
Показатель уровня выполнения упражнения – время, затраченное на его выполнение. Из двух попыток засчитывается лучший результат каждого воспитанника.
Обследование проводилось на занятиях по физической культуре в спортивном зале, где имеется все необходимое оборудование.
Комментарий к диаграмме: На начальном этапе проектной деятельности все дети показали относительно невысокий уровень развития ловкости, о чем свидетельствую данные диагностики. Среднее время выполнения упражнения по группе детей – 23,7 с. В заключительной части проекта было выявлено, что уровень развития ловкости значительно увеличился. Среднее время выполнения упражнения составило уже 18,5 с. Общий результат мог бы быть еще выше, но в группе было два воспитанника, которые в силу частой заболеваемости не смогли в полной мере заниматься, как остальные дети. В среднем время выполнения упражнения «Полоса препятствий» для каждого воспитанника уменьшилось на 5,5 с., что является неплохим результатом.
Вывод: По результатам проведенного исследования выявлено, что уровень развития ловкости воспитанников значительно повысился в ходе реализации проекта «Ловкий мяч»
Приложение № 2
Картотека подвижных игр с мячом,
способствующих развитию ловкости
детей старшего дошкольного возраста
Догони мяч
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:
«Мимо леса, мимо дач
Плыл по речке красный мяч.
Увидала щука. Что это за штука?
Хвать, хвать!
Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть.
Выходи, тебе водить».
Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два, три — беги!» На этот сигнал играющие начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с новым водящим, выбранным помощью той же считалки.
Не зевай
Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чье имя назвали, быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю.
Найди мяч
Играющие встают в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. В центре круга — водящий. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящему нужно угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил мяч, становится водящим.
Охотники и утки
Играющие делятся на 2 команды: одна — охотники, другая — утки. Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.
Передал – садись!
Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2—3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2—3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6—8 метрах становится капитан с мячом в руках. По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его ваять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.
Кто самый ловкий?
Разложить мячи на полу. Дети ходят по кругу под музыку за ведущим и, по свистку или когда прекратилась музыка, должны схватить мяч. Кому не досталось, тот выходит из игры. Количество мячей уменьшается каждый раз на одну.
Съедобное – несъедобное
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Кидая мяч ребенку, ведущий называет предмет. Если он съедобный, ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить.Допустивший ошибку выходит из игры.
Мяч из круга
Игроки встают в круг и берут друг друга за руки. Водящий, выбранный с помощью считалки, встает в середину круга с мячом. Затем он выбивает мяч из круга ногами, а остальные участники мешают ему это сделать. Брать мяч в руки не разрешается, его можно отбивать только ногами. Тот, кто пропустил мяч, становится новым водящим. Если кто-то из игроков прикоснулся к мячу руками, он выбывает из игры.
Передача мяча по кругу
Участники игры встают в круг. Выбранный с помощью считалки водящий пускает по кругу мячик. Его можно передавать из рук в руки или кидать друг другу. Игроки должны стараться передавать мяч так, чтобы водящий его не поймал. Водящий может ловить мяч только на лету, когда его никто не держит в руках. Новым водящим становится тот, кто последним держал в руках мяч, прежде чем тот был пойман.
Гонка мячей по кругу
В этой игре участники становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первый-второй. Первые номера становятся игроками одной команды, вторые – другой. Два стоящие рядом игрока из разных команд назначаются капитанами, им выдается по мячу разного цвета. По сигналу капитаны начинают перебрасывать мячи по кругу. Один капитан бросает мяч вправо, другой влево ближайшим игрокам своей команды, то есть через одного. Мячи перекидываются до тех пор, пока они не вернутся к капитанам. После того как капитаны получат мяч, они поднимают руку с ним вверх.Побеждает та команда, которая сумеет быстрее провести мяч по кругу и получит наименьшее количество штрафных очков. Игру можно повторять несколько раз.
Разноцветные мячи
Для этой игры понадобятся 10 маленьких мячей желтого и зеленого цвета, а также корзинка для них. Игроки становятся в круг, в центре которого находятся водящий и его помощник. Водящий бросает играющим мячи, а его помощник собирает их и кладет обратно в корзинку.Водящий объявляет цвет мячей, которые следует ловить, соответственно, игроки должны ловить только желтые или только зеленые мячи. Правильно пойманный мяч возвращается водящему. Если игрок схватил мяч, который ловить нельзя, он выбывает из игры и выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется лишь один игрок, не допустивший ошибки. Он объявляется победителем и при возобновлении игры становится водящим. Новый водящий сам выбирает себе помощника из числа играющих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...
Комментарии
спасибо в копилку
спасибо в копилку