презентация к семинару по народным играм
презентация по физкультуре на тему

Горбенко Елена Николаевна

значение игр в развитии ребёнка, методика обучения детей народным играм

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение народных и подвижных игр в процессе развития ребенка Автор: Горбенко Е.Н. – Инструктор по ФК МАДОУ ЦРР – д\с № 70

Слайд 2

Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ­ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе .

Слайд 4

Можно выделить следующие две большие группы народных игр : Сюжетные игры - в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей . В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер . Игры, не имеющие сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях.

Слайд 5

Сюжетные игры - в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить вос­питываемые у него качества .

Слайд 6

Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов на­седки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразитель­ности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллекти­визма, слаженности действий, взаимопомощи («один —за всех и все — за одного» — цып­лята), ответственности, смелости, находчи­вости (наседка).

Слайд 7

Коршун и наседка Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие - цыплята. Они становятся друг за другом и держатся за пояс, впереди - наседка Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит и спрашивает: - Коршун, коршун, что ты делаешь? - Ямку рою. - На что тебе ямка? - Копеечку ищу. - На что тебе копеечка? - Иголочку куплю. - На что тебе иголочка? - Мешочек сшить. - На что тебе мешочек? - Камешки класть. - На что тебе камешки? - В твоих деток кидать. - За что? - Они потоптали капусту у меня в огороде. - А высока ли была у тебя изгородь? Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди: - Вот какая! - Нет, мои цыплята через такую не перелетят. - А я их все-таки поймаю. - Не дам тебе своих деток ловить. Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: “Ши, ши, ши, злодей!” Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят. П р а в и л а . 1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга. 2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро становится на свое место. 3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна. Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они сделают из них пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимают участие не более 10 детей. Если позволяет площадка, то могут играть одновременно две группы - у каждой своя наседка и свой коршун.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан­ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками .

Слайд 2

Зачины являются как бы игровой прелюдией , дают возможность быстро орга­низовать игроков, настроить их на объектив­ный выбор водящего, безоговорочное и точ­ное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре: Катился горох по блюду , Ты води, а я не буду. Я куплю себе дуду И по улице пойду, Громче , дудочка, дуди: Мы играем, ты води. Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить.

Слайд 3

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное на­строение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. На­пример, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти во­ротца. Последнего ворота задерживают: иг­роки опускают руки и тихо спрашивают: Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого? Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п . ( перетяжки)

Слайд 4

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки . Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: Кто засмеется, Губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать! Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. На­пример, перед началом все садятся и хором произносят: Первенчики , бубенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! Тому, кто не выдержит и засмеется, назна­чают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

Слайд 5

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит: Мышка , мышка, Продай уголок да шильце, За мыльце, За белое полотенце, За зеркальце! После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок. В игре «Ключи» содержание игровых дей­ствий аналогично: водящий подходит к игро­ку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают гла­за, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка : «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка : «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

Слайд 6

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьев­ка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного зна­комства с игровым элементом. Ребята, вслу­шиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и со­держания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетную народную игру можно объ­яснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, по­яснить роль водящего, дать прослушать диа­лог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редь­ки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педа­гогическими задачами (поощрить и активи­зировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответ­ственность роли водящего, от действий кото­рого зависит, например, правильность ориен­тировки в пространстве всех остальных иг­роков). Педагогу следует помнить , что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Слайд 2

Игры без сюжета - игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием . Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. Например «Третий лишний»: Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасется от преследования , если возьмёт за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, станет лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

Слайд 3

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоя­тельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па­лочка-выручалочка», «Пятнашки» , «Лапта» и др.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н есюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразитель­но. Воспитатель дает представление о ее со­держании, последовательности игровых дейст­вий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры сле­дует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Слайд 2

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руковод­ства . Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, вообра­жение, добиваясь активного выполнения иг­ровых действий.

Слайд 3

Н ародные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгла­димы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нрав­ственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и твор­ческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Русские народные игры для дошкольников"

Красочная презентация с материалами и картинками...

Семинар: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"

Выступление на семинаре: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"...

Презентация "русские и татарские народные игры"

Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственно и физически, создают определенный духовный настрой, интер...

Семинар-практикум ’’Народные игры’’

Цель: приобщение детей к культуре народов России.Задачи:Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.Организация и проведение наро...

Презентация на семинар по здоровьесбережению .Игра

Презентация на семинар по здоровьесбережению...

Семинар - практикум "Народные игры"

Семинар - практикум "Народные игры"...

Конспект выступления на семинаре «Мордовские народные игры"

Актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.  Решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, я...