презентация к семинару по народным играм
презентация по физкультуре на тему
значение игр в развитии ребёнка, методика обучения детей народным играм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_pedsovetu.pptx | 2.82 МБ |
prezentatsiya_k_pedsovetu_2.pptx | 2.5 МБ |
prezentatsiya_k_pedsovetu_3.pptx | 2.41 МБ |
prezentatsiya_k_pedsovetu_4.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе .
Можно выделить следующие две большие группы народных игр : Сюжетные игры - в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей . В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер . Игры, не имеющие сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях.
Сюжетные игры - в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества .
Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один —за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Коршун и наседка Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие - цыплята. Они становятся друг за другом и держатся за пояс, впереди - наседка Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит и спрашивает: - Коршун, коршун, что ты делаешь? - Ямку рою. - На что тебе ямка? - Копеечку ищу. - На что тебе копеечка? - Иголочку куплю. - На что тебе иголочка? - Мешочек сшить. - На что тебе мешочек? - Камешки класть. - На что тебе камешки? - В твоих деток кидать. - За что? - Они потоптали капусту у меня в огороде. - А высока ли была у тебя изгородь? Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди: - Вот какая! - Нет, мои цыплята через такую не перелетят. - А я их все-таки поймаю. - Не дам тебе своих деток ловить. Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: “Ши, ши, ши, злодей!” Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят. П р а в и л а . 1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга. 2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро становится на свое место. 3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна. Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они сделают из них пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимают участие не более 10 детей. Если позволяет площадка, то могут играть одновременно две группы - у каждой своя наседка и свой коршун.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачины являются как бы игровой прелюдией , дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре: Катился горох по блюду , Ты води, а я не буду. Я куплю себе дуду И по улице пойду, Громче , дудочка, дуди: Мы играем, ты води. Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого? Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п . ( перетяжки)
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки . Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: Кто засмеется, Губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать! Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят: Первенчики , бубенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит: Мышка , мышка, Продай уголок да шильце, За мыльце, За белое полотенце, За зеркальце! После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок. В игре «Ключи» содержание игровых действий аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка : «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка : «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры без сюжета - игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием . Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. Например «Третий лишний»: Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасется от преследования , если возьмёт за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, станет лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» , «Лапта» и др.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства . Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Н ародные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Русские народные игры для дошкольников"
Красочная презентация с материалами и картинками...
Семинар: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"
Выступление на семинаре: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"...
Презентация "русские и татарские народные игры"
Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственно и физически, создают определенный духовный настрой, интер...
Семинар-практикум ’’Народные игры’’
Цель: приобщение детей к культуре народов России.Задачи:Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.Организация и проведение наро...
Презентация на семинар по здоровьесбережению .Игра
Презентация на семинар по здоровьесбережению...
Семинар - практикум "Народные игры"
Семинар - практикум "Народные игры"...
Конспект выступления на семинаре «Мордовские народные игры"
Актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, я...