ФИЗО
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Значение физических упражнений для детей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл физо26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Глава 1.  Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями…….2

Глава 2. Оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений. Принцип подбора…………………………………………………………...……..5

Глава 3. Подвижные игры и физические упражнения на улице………….…...7

Список литературы…………………………………………………………….10

Глава 1.  Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется нравственное, умственное и эстетическое воспитание. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами. Они способствуют формированию человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется умственное развитие занимающихся, которое имеет две стороны – образовательную и воспитательную. Образовательная сторона связана с вооружением специальными знаниями, воспитательная — с развитием умственных качеств занимающихся, таких, как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной работоспособности и др. Занимающиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, получают сведения о целесообразном использовании приобретенных навыков и умений в жизни и трудовой деятельности, усваивают правила закаливания организма, личной и общественной гигиены и т. п., что положительно влияет на их умственное развитие». Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

 На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого воспитателя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).

Пользуясь методом убеждения, воспитатель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей дошкольного возраста принадлежит воспитателю.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и. др.) При этом необходимость выполнения, правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Обучение физическим упражнениям необходимо сочетать с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др.), с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Воспитатель организует целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений, пользуется сравнениями. Например, объясняя технику метания в цель, он указывает на сходство и различие ее с техникой метания на дальность. В ходе обучения воспитатель может использовать также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.

 Давая различные задания, воспитатель способствует проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, педагог предлагает своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на бревне, разойтись, не сходя с него. Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре диафильмов, кинофильмов.

Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.).

 На занятиях физическими упражнениями решаются и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Воспитатель разъясняет, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Он обращает внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания. В старших группах педагог привлекает детей к эстетической оценке движений.

Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.

Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания педагог привлекает детей к подготовке к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к ремонту его. При формировании трудовых навыков воспитатель показывает и рассказывает, как нужно выполнить задание, оценивает качество выполнения, поощряет внесение элементов творчества, использует положительный пример детей, взрослых.

Глава 2. Оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений. Принцип подбора.

Общеразвивающие упражнения применяются в занятиях всеми видами гимнастики, и особенно основной. Это объясняется тем, что регулярное выполнение их способствует развитию и укреплению двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, а, следовательно, всего организма человека. В результате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность организма занимающихся. Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут появляться изменения положительного и отрицательного свойства. Многие общеразвивающие упражнения, в особенности те, в которых укрепляются крупные мышцы плечевого пояса и спины, способствуют формированию правильной осанки.

Сердце - тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции сердца, т.к. нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется. В результате сердечная мышца становится сильной, осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Общеразвивающие упражнения укрепляют сердечнососудистую систему. Наиболее специфическое влияние в этом плане оказывают ритмичные многократно повторяющиеся движения с высокой физиологической нагрузкой. Важно, чтобы эти упражнения входили в каждый комплекс, регулярно повторялись.

Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. У ребенка дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т.д.). Чтобы научиться правильно, дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений  надо руководствоваться следующими требованиями:

а) упражнения должны быть доступными, необходим последовательный переход от простых к более сложным;

б) нагрузка должна постепенно возрастать;

в) упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

г) подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;

д) обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения для осанки.

Глава 3. Подвижные игры и физические упражнения на улице.

При правильной организации эта форма работы позволяет обеспечить достаточный, примерно одинаковый для каждого ребенка двигательный режим в течение дня, удовлетворить  потребности детей в двигательной активности. Физические упражнения на воздухе оказывают максимально оздоровительный эффект, так как позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Исследования показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям. Особенностью физических упражнений  является: многократное использование бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.

 В процессе физических упражнений и подвижных игр детей дошкольного возраста приучают играть и выполнять упражнения, придерживаясь определенных правил учитывая возраст детей и индивидуальные особенности. В результате у них формируются навыки самостоятельной организации знакомых им игр.

На прогулках в течение всего дня с детьми могут быть проведены самые разнообразные физические упражнения и игры. Но их характер и содержание в разные режимные отрезки времени не одинаковы. Утром, до занятий, во время приема детей на участке целесообразно поощрять самостоятельно организованные детьми игры с менее интенсивными движениями. Хороши в этот период малогрупповые игры с предметами (мячами, кеглями, кольцебросами, бабками и др.). Возможно повторение уже знакомых детям элементов спортивных игр (городки, бадминтон, настольный теннис и т. д.), спортивных упражнений (скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на санках и т. д.). На вечерней прогулке виды подвижных игр и упражнений не меняются.

Наиболее благоприятное время для проведения коллективных физических упражнений и подвижных игр — дневная прогулка. В этот период времени должны быть обязательно организованы подвижные игры в сочетании с физическими упражнениями. Длительность их в разные дни не одинакова. В дни проведения физкультурных занятий дети могут участвовать в одной-двух подвижных играх или в одной подвижной игре и в каком-либо физическом упражнении. Продолжительность игр и упражнений в этом случае 10—12 мин. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, на прогулке с детьми необходимо проводить подвижные игры в сочетании с разнообразными физическими или спортивными упражнениями в течение 25—30 мин.

     Подбор игр и упражнений осуществляют с учетом времени года, состояния погоды и места их проведения. Весной, летом и ранней осенью на прогулках должны проводиться подвижные игры и физические упражнения, которые трудно провести в помещении. Например, игры «Горелки», «Встречные перебежки», «Пожарные на учении». Целесообразно в этот период поупражнять детей в беге наперегонки, на скорость, в прыжках с разбега, в прыжках с длинными и короткими скакалками, в метании вдаль и т. п. Следует упражнять детей в езде на велосипедах и самокатах, содействовать овладению элементами баскетбола, бадминтона, футбола и других спортивных игр. Подвижные игры на воздухе ценны тем, что их можно проводить на природе, больших пересечённых участках (игры в лесу, среди холмов и перелесков), требующие длительного времени для их проведения. Однако руководителю необходимо соблюдать правила безопасности при проведении игр на природе. Он обязан проверить площадку на наличие колющих и режущих предметов

В зимнее время целесообразны ходьба на лыжах, катание на санках, ледянках, скольжение по ледяным дорожкам. Подвижные игры зимой следует проводить с использованием специфических зимних условий (снега, ледяной поверхности) в виде метания снежков в цель и вдаль, пробегания снежных лабиринтов, игр- эстафет с санками и т. д.

     Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время их нахождения на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Игры зимой на воздухе оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние учащихся.

     Игровая площадка, на которой предполагается проведение игр, должна быть защищена от ветра, и если на ней есть обледенелые места, то их нужно посыпать песком или золой. Что касается разметки площадки, то можно прибегнуть к самому простому способу - использованию детских флажков.

     Руководителю следует помнить, что проведение игр зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы участники быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Такие игры лучше не проводить. Более подвижные игры на воздухе следует чередовать с менее подвижными, регулировать время и количество повторений. Разумеется, последняя игра должна быть менее подвижна. Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе - это безветрие при температуре до -10 градусов. При температуре ниже -16 градусов проводить игры на воздухе с младшими школьниками не рекомендуется.

     Инвентарь для игр на снеговой площадке разнообразен (мячи, флажки, отличительные повязки, клюшки, санки и пр.), хорошо, если он выкрашен в яркие цвета. Инвентарь следует готовить заранее и следить за тем, чтобы он всегда находился в порядке.

     В основном рекомендуется использовать игры, знакомые детям, не требующие длительного объяснения и сложного инвентаря. Содержание игры необходимо объяснять кратко и понятно, показывая наиболее важные игровые моменты.

Список  литературы:

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. М., Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. Подробнее.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М., Знание, 1987. - 96 с. Новое в жизни, науке, технике. Серия "Физкультура и спорт"; № 5.
  3. Хухлаева. Д.В., "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях"; М., 1984 . OCR Detskiysad. Ru
  4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по физо с элементами стретчинга "В гостях у Буратино"

занятие сюжетно-игровое на основе сказки "Приключения Буратино".Взанятие включены элементы стретчинг гимнастики, пальчиковые игры....

планирование методической работы по физо

необходимо планировать не только работу с детьми,но так же планировать и свою методическую работу...

Открытое занятие по физо в подготовительной группе.

Занятие проводилось в рамках месячника по физическому воспитанию. Включает в себя виды основных,общеукрепляющих упражнений,эстафеты и подвижные игры. А так же упражнения для дыхания,ММР и осанки....

"Путешествие в зоопарк" - интегрированная образовательная деятельность (музыка+Физо)

Интегрированная образовательная деятельность «Путешествие в зоопарк» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Занятие даёт возможность научить детей вслушиваться в музыкальное произведение...

конспект занятия по ФИЗО в средней группе ( открытое занятие с родителями)

Формирование основ культуры здоровья через совместную деятельность детского сада и семьи....

Перспективное планирование на год по ФИЗО 1 младшая группа

Перспективное планирование на год по ФИЗО 1 младшая группа...

Перспективное планирование на год по ФИЗО средняя группа

Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой....