ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
консультация по физкультуре на тему

Пироженко Любовь Александровна

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И

ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

 

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место н общей системе физического воспитания детей дошкольного возрас­та и необходимы для своевременного развития организма, сознатель­ного управления движениями, являются средством для оздоровле­ния, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизи­руют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физ­культминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психи­ческие качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокраще­ний, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздей­ствия на отдельные группы мышц и на определенные системы орга­низма. Например, для формирования правильной осанки подби­раются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укреп­ляются диафрагма, межреберные мышцы и т. д.).

В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизнен­ной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Большую роль играют общеразвивающие упражнения в форми­ровании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствую­щие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника.

Наряду с влиянием  на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным сред­ством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхатель­ную мышцу, межреберные  мышцы, мышцы брюшного пресса, содей­ствующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка еще не сформи­рован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряже­нии задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с ха­рактером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения трени­руют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и сни­жение  нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

 

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда они выпол­няются в сопровождении музыки. В соответствии с характером музы­кального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокой­ный) движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спо­койными.

Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от харак­тера музыкального произведения влияет на их совершенствование.

 

СПЕЦИФИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗНЫХ ФОРМАХ  РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Физическое воспитание в детском  саду осуществляется в раз­личных формах, каждая из которых решает свойственные ей педагогические задачи. В соответствии с этим подбирают общеразвиваю­щие упражнения. Они проводятся с определенной дозировкой.

На физкультурных занятиях осуществляется целенаправлен­ная физическая подготовка детей. Различные построения, упраж­нения с предметами и без них развивают у дошкольников физиче­ские качества и способности. На каждом физкультурном занятии исполняются общеразвивающие упражнения. При отборе упражне­ний необходимо учитывать следующее:

1. Упражнения должны быть такими, чтобы при их выполнении необходимо было приложить физические и умственные усилия. Чаще всего  это упражнения новые или более сложные по структуре, координации, организации детей. Например, упражнения с большими гимнастическими обручами проводятся подгруппами, дети распола­гаются в разных пространственных положениях по отношению к воспитателю и друг к другу.

2. Могут быть включены подводящие упражнения для подготовки детей к следующим наиболее сложным упражнениям. Например, пружинистые полуприседания помогают выработать у детей правильное приземление в прыжках.

3. Упражнения могут быть на разных этапах обучения, так как в занятия включаются и новые и известные детям движения, поэтому методические приемы разнообразны. Новые упражнения требуют больше времени.

4. Количество упражнений может колебаться. Это зависит от сложности движений в других частях занятия. Так, на занятии намечается обучение новому основному движению, закрепление еще основных двух движений. При этом подбираются упражнения известные и в меньшем количестве.

Примерное количество упражнений для детей двух лет — 4; трех — 5; четырех — 5—6; пяти — 6—8; шести — 8—10.

5. На занятиях широко используются предметы и снаряды. Желательно общеразвивающие упражнения проводить с такими пособиями, которые используются в основных движениях.

Упражнения  утренней  гимнастики  направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков. Времени, как известно, на утреннюю гимнастику отводится мало. Поэтому пояснения, указания воспитателя должны быть краткими. Построения, раздача пособий проводятся быстро.

Для утренней гимнастики упражнения должны быть:

известные, хорошо освоенные детьми;

более простые по структуре, координации;

обязательны на формирование осанки, стопы;

дыхательные, подскоки.

Постепенно с возрастом включаются упражнения на развитие ловкости, координации, гибкости, силы, а предметы используются такие, которыми дети уже хорошо владеют, которые не требуют много времени на раздачу и сбор.

Упражнения для физкультминутки направлены на повышение обменных процессов, снятие утомления с мышц, имеющих статическую или динамическую нагрузку местного характера (напряжение пальцев во время рисования, аппликации и т. п.), сохранение, повышение умственной работоспособности.

Физкультминутка проводится сидя на стульях или стоя между столами. В нее входят упражнения:

на потягивание, осанку (разведение рук в стороны; вращение руками, согнутыми в локтях, кисти к плечам и т. п.);

на дыхание (с хорошим вдохом и длительным выдохом); приседания, подскоки с небольшой дозировкой (4—б раз); вращение кистей рук с расслаблением — урони руки; последовательное расслабление мышц рук (поднять руки, уронить кисти, предплечья свободные; кисти к плечам, руки вниз).

Всего для комплекса подбираются 3—4 упражнения с учетом характера нагрузки в данном занятии:

Для осанки и дыхания.

Для кистей или рук.

Для туловища и ног.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcherazvivayushchih_uprazhneniy_i.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И

ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место н общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются диафрагма, межреберные мышцы и т. д.).

В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Большую роль играют общеразвивающие упражнения в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника.

Наряду с влиянием  на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные  мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка еще не сформирован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение  нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный) движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спокойными.

Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование.

СПЕЦИФИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗНЫХ ФОРМАХ  РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Физическое воспитание в детском  саду осуществляется в различных формах, каждая из которых решает свойственные ей педагогические задачи. В соответствии с этим подбирают общеразвивающие упражнения. Они проводятся с определенной дозировкой.

На физкультурных занятиях осуществляется целенаправленная физическая подготовка детей. Различные построения, упражнения с предметами и без них развивают у дошкольников физические качества и способности. На каждом физкультурном занятии исполняются общеразвивающие упражнения. При отборе упражнений необходимо учитывать следующее:

1. Упражнения должны быть такими, чтобы при их выполнении необходимо было приложить физические и умственные усилия. Чаще всего  это упражнения новые или более сложные по структуре, координации, организации детей. Например, упражнения с большими гимнастическими обручами проводятся подгруппами, дети располагаются в разных пространственных положениях по отношению к воспитателю и друг к другу.

2. Могут быть включены подводящие упражнения для подготовки детей к следующим наиболее сложным упражнениям. Например, пружинистые полуприседания помогают выработать у детей правильное приземление в прыжках.

3. Упражнения могут быть на разных этапах обучения, так как в занятия включаются и новые и известные детям движения, поэтому методические приемы разнообразны. Новые упражнения требуют больше времени.

4. Количество упражнений может колебаться. Это зависит от сложности движений в других частях занятия. Так, на занятии намечается обучение новому основному движению, закрепление еще основных двух движений. При этом подбираются упражнения известные и в меньшем количестве.

Примерное количество упражнений для детей двух лет — 4; трех — 5; четырех — 5—6; пяти — 6—8; шести — 8—10.

5. На занятиях широко используются предметы и снаряды. Желательно общеразвивающие упражнения проводить с такими пособиями, которые используются в основных движениях.

Упражнения  утренней  гимнастики  направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков. Времени, как известно, на утреннюю гимнастику отводится мало. Поэтому пояснения, указания воспитателя должны быть краткими. Построения, раздача пособий проводятся быстро.

Для утренней гимнастики упражнения должны быть:

известные, хорошо освоенные детьми;

более простые по структуре, координации;

обязательны на формирование осанки, стопы;

дыхательные, подскоки.

Постепенно с возрастом включаются упражнения на развитие ловкости, координации, гибкости, силы, а предметы используются такие, которыми дети уже хорошо владеют, которые не требуют много времени на раздачу и сбор.

Упражнения для физкультминутки направлены на повышение обменных процессов, снятие утомления с мышц, имеющих статическую или динамическую нагрузку местного характера (напряжение пальцев во время рисования, аппликации и т. п.), сохранение, повышение умственной работоспособности.

Физкультминутка проводится сидя на стульях или стоя между столами. В нее входят упражнения:

на потягивание, осанку (разведение рук в стороны; вращение руками, согнутыми в локтях, кисти к плечам и т. п.);

на дыхание (с хорошим вдохом и длительным выдохом); приседания, подскоки с небольшой дозировкой (4—б раз); вращение кистей рук с расслаблением — урони руки; последовательное расслабление мышц рук (поднять руки, уронить кисти, предплечья свободные; кисти к плечам, руки вниз).

Всего для комплекса подбираются 3—4 упражнения с учетом характера нагрузки в данном занятии:

Для осанки и дыхания.

Для кистей или рук.

Для туловища и ног.

Консультация для воспитателей

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И

ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Подготовила воспитатель

Пироженко Л.А.

г. Иркутск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная роль в физическом воспитании детей

Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненн...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста

К большому сожалению наши малыши стали чаше болеть , а происходит это потому что они мало двигаются. Родители из- за педагогической безграмотности и занятности на работе не уделяют должного внимания р...

Виды гимнастики и их роль в физическом воспитания детей

Виды  гимнастики и их роль в физическом воспитания детей...

Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитание детей»

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...

Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...

Консультация по физическому воспитанию дошкольников: «Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Содержание: Введение. 21.   Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. 42.Общая характеристика средств физического воспитания дошкольников. 63.Цели и задачи ...