ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического развития детей. Игра имеет большое значение для социализации ребенка, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются черты его характера, формируется общительность, активность, инициативность. В игре ребенок получает удовольствие, развивается эмоционально. Игра позволяет снять напряжение, переживания. В игре ребенок испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Важно помнить, что для ребенка более важен процесс игры, чем его результат. Игры соревнования используются в старшем дошкольном возрасте. Игры обогащаются, совершенствуются, но их двигательная основа остается неизменной.
Таблица №1
Конспект подвижной игры с вариантами усложнения
и с различным участием воспитателя в игре
(подготовительная к школе группа, логопедическая)
«Три стихии: земля, воздух, вода»
Цель: совершенствование двигательных навыков, внимания-реакции на сигнал, ориентировки в пространстве, развитие познавательных и творческих способностей.
Правила игры:
Площадка разделена на три зоны – земля, воздух, вода.
Ведущий называет предмет:
«самолет» - играющие бегут в зону, обозначающую «воздух»;
«пароход» - играющие бегут в зону, обозначающую в зону «вода»;
«дерево» - играющие бегут в зону, обозначающую в зону «земля».
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.
(При разучивании игры – ведущий воспитатель)
Варианты усложнения игры:
1.Стихии могут быть разные: «Река, болото, море», «Рыбы, птицы, звери»
и т.д.
2.Ведущий не даёт команду, а показывает карточку с изображением
представителя той или иной стихии.
Руководство: первоначально ведущий-воспитатель
3.Ведущий загадывает загадки о представителях каждой стихии
Руководство: первоначально ведущий-воспитатель
4.Заняв место той или иной стихии, детям следует изобразить то, что
было названо.
Руководство: воспитатель поощряет «образы» детей
Таблица № 2
Возраст детей | Сбор детей на игру | Создание интереса к подвижной игре | Распределение ролей |
Преддошкольный возраст | С помощью игрушки | Эмоциональное образное объяснение. Наличие атрибутов | Ведущую роль в игре педагог выполняет сам. Дает образцы движений. |
Младший возраст | В сюжетных играх воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. | Прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Спросить : «Хотите с ними поиграть?» Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Изготовление атрибутов присутствии детей. | Ведущую роль в игре педагог выполняет сам. Затем роль поручается детям. Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Все объяснения правил игры делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, рассказывает, как нужно действовать. |
Средний возраст | Образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. | Прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Изготовление атрибутов вместе с детьми или в их присутствии | Воспитатель распределяет роли среди детей Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Важна оценка успешности. |
Старший возраст | Договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). Можно поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Распределение детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Заклички | Подвести к игре путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой. Изготовление атрибутов вместе с детьми или в их присутствии. Творческая активность детей Предварительная работа: чтение художественных произведений, наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривание видео, беседы. | Считалка Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие В играх-соревнованиях воспитатель помогает организовывать звенья. При объяснении правил воспитатель сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Объясняя, особо нужно выделить правила игры |
Таблица № 2 (пример)
Возраст детей | Сбор детей на игру | Создание интереса к подвижной игре | Распределение ролей |
Младший возраст «Мишка косолапый» | Большая игрушка располагается в центре зала (группы). | Чтение вместе с детьми: «Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою – топ!» | Воспитатель ставит детей вокруг игрушки, назначает двух мишек-ловишек. |
Средний возраст «Угадай свой знак» | Вносится макет светофора. | Чтение стихотворение «Светофор». Задается вопрос: «Хотите поиграть со светофором?» | Воспитатель выбирает ведущего |
Старший возраст (старшая группа) «Кот и голуби» | Внесение атрибутов для игры: большие обручи, шапочка кота (ребенок-помощник) | Игра по коллажу «Зимующие птицы» | Считалка: «Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Воробышек – пташка, серая рубашка. Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!» Выбирается кот. |
Старший возраст (подготовительная группа) «Зебры, львы, слоны» | Игра «Кто прятался?» | Используются ранее изготовленные детьми модели –карточки. | Воспитатель помогает детям разделиться на команды. Ведущий-воспитатель: показывает карточки с изображением животных, дети выполняют, имитируя движения животных. |
Литература:
1. Борисова М.В. Игры и игровые упражнения малой подвижности для
детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1985. –
С.136-158.
3. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей
дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от
года до 7 лет. – М.; Новая школа, 2012.
5. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание
дошкольников. – М., 1999