Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре (младшая группа) на тему
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеберезниковский детский сад «Теремок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Составила:
воспитатель
1 кв.категории
Шачинова М.М.
Воспитательно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ строится на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», образовательной программы ДОУ, данной рабочей программы и перспективного планирования. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности.
В перспективном планировании сформулированы цели и задачи, а также изложены формы работы с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в различных режимных моментах. Кроме этого, расписано взаимодействие с родителями и расширение предметно-развивающей среды.
Цели и задачи рабочей программы по физкультуре
Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребёнка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учётом особенностей развития организма ребёнка и направлены на:
- формирование правильной осанки;
- своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
- формирование изгибов позвоночника;
- развитие свода стопа;
- укрепление связочно-суставного аппарата;
- развитие гармоничного телосложения;
- регулирование роста и массы костей;
- развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов: сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.;
- развитие мышц-разгибателей;
- совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
- развитие способности приспосабливаться к меняющей нагрузке;
- развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной ёмкости лёгких;
- тренировка механизмов терморегуляции;
- обеспечение тренированности нервных процессов;
- совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.
К образовательным задачам относятся:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры:
- потребность в ежедневных физических упражнениях;
- навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;
- грациозность, пластичность, выразительность движений;
- творчество;
- навыки самоорганизации, взаимопомощи;
- гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, представление, что полезно, что вредно для него;
- воспитывать бережное отношение и уход за спортивным оборудованием, приучать к чистоте, порядку, аккуратности.
Принципы физического развития
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- связь физической культуры с жизнь;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Виды и средства физкультурной деятельности
Виды физкультурной деятельности:
- физкультурные занятия;
- физкультурные досуги и развлечения;
- спортивные праздники;
- мониторинг;
- спортивные секции и кружки;
- динамические часы;
- физминутки.
Средства физкультурной деятельности:
Методика гибкой и мягкой адаптации к ДОУ;
Оздоровительные и профилактические мероприятия по коррекции и профилактике плоскостопия и нарушения осанки;
Рациональный двигательный режим;
Закаливание;
Спортивные игры и упражнения;
Ритмическая гимнастика;
Утренняя гимнастика;
Проектирование воспитательно-образовательного процесса.
Формы работы с детьми:
Традиционный тип занятия – обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой различных видов движений.
Занятия смешанного характера – организация дифференцированного обучения с учётом здоровья детей, двигательной активности, уровня усвоения двигательных навыков.
Занятия вариативного характера – занятие основано на знакомом материале с включением усложнённых вариантов двигательных заданий.
Занятия тренировочного типа – включает в себя большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.
Игровое занятие – построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Сюжетно-игровое занятие – занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребёнка. Состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.
Занятие комплексного характера – проводится в форме игровых упражнений, с включением задач из разных разделов программы.
Контрольно-проверочное занятие – участвуют инструктор, воспитатели и методист. Проводится мониторинг 2 раза в год.
Занятие «Забочусь о своём здоровье» - обучение приёмам расслабления, , проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию медицинской помощи.
Занятие-соревнование – две команды в ходе различных эстафет выявляют победителей.
Структура непосредственно образовательной деятельности
- Вводно-подготовительная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть
Задачи и содержание работы по физическому развитию и планируемые результаты по каждой возрастной группе
Задачи и содержание работы по физическому развитию
для детей 3-4 лет.
Цели и задачи
Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей, создавать условия для формирования правильной осанки, систематического закаливания организма, формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений на занятиях и вне их, воспитания гигиенических навыков. Совершенствовать пространственную ориентировку детей. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Формы обучения
Формы работы | Физиологическая и воспитательная задача |
Оздоровительный бег | Проводится на воздухе с целью укрепления здоровья и закаливания |
Утренняя гимнастика | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Подвижные игры | Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры |
Движения под музыку | Отработка ритмических движений |
Гимнастика после сна | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения |
Динамические часы | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Физкультминутки | Снятие усталости, напряжения |
Содержание обучения по образовательной области в форме перспективного плана
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Планируемые результаты освоения Образовательной программы по образовательной области «Физическое развитие»
Планируемые итоговые результаты освоения детьми по основному направлению «Физическое развитие»: ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Что осваивает ребенок
1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте.
2. Общеразвивающие упражнения:
— с предметами и без предметов;
— в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
3.Основные движения:
— разные виды ходьбы с заданиями;
— бег со сменой темпа и направления;
— прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание);
— прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля);
– бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль;
—лазание приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами.
4. Ритмические упражнения.
5. Спортивные упражнения:
— катание на трехколесном велосипеде;
— ступающий шаг и повороты на месте на лыжах;
— скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
6. Подвижные игры. Основные правила игр.
К концу года дети могут:
Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.
Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление темпа, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
Прыгать на двух ногах, энергично отталкиваясь; прыжки в длину с места не менее чем на 40 см.
Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м., бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предмет правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии.
Задачи и содержание работы по физическому развитию
для детей 4-5 лет.
Цели и задачи
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности.
Формы обучения
Вид | Физиологическая и воспитательная задача |
Оздоровительный бег | Проводится на воздухе с целью укрепления здоровья и закаливания |
Утренняя гимнастика | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Подвижные игры | Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры |
Движения под музыку | Отработка ритмических движений |
Гимнастика после сна | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения |
Динамические часы | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Физкультминутки | Снятие усталости, напряжения |
Содержание обучения по образовательной области
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Планируемые результаты
Планируемые итоговые результаты освоения детьми по основному направлению «Физическое развитие»: ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
К концу года дети могут
- Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
- Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
- Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
- Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься в горку.
- Кататься на двухколёсном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
- Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.
- Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
- Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Задачи и содержание работы по физическому развитию
для детей 5-6 лет.
Цели и задачи
Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию (знание своего тела, названий его отдельных частей). Развивать самостоятельность, творчество, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений, осознанное отношение к ним.
Формы обучения
Вид | Физиологическая и воспитательная задача |
Оздоровительный бег | Проводится на воздухе с целью укрепления здоровья и закаливания |
Утренняя гимнастика | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц |
Игровой самомассаж | Восстановление кровообращения, здоровьесбережение |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Подвижные игры | Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры |
Движения под музыку | Отработка ритмических движений |
Гимнастика после сна | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения |
Динамические часы | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Физкультминутки | Снятие усталости, напряжения |
Содержание обучения по образовательной области
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Планируемые результаты
Планируемые итоговые результаты освоения детьми по основному направлению «Физическое развитие»: ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
К концу года дети могут
- Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
- Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.
- Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.
- Выполнять упражнение на статическое и динамическое равновесие.
- Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
- Знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
- Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
- Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.
- Кататься на самокате.
- Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
- Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
- Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя осознанность, красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.
Задачи и содержание работы по физическому для детей 6-7 лет.
Цели и задачи
Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
Формы обучения
Вид | Физиологическая и воспитательная задача |
Оздоровительный бег | Проводится на воздухе с целью укрепления здоровья и закаливания |
Утренняя гимнастика | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц |
Игровой самомассаж | Восстановление кровообращения, здоровьесбережение |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Подвижные игры | Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры |
Движения под музыку | Отработка ритмических движений |
Гимнастика после сна | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения |
Динамические часы | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Физкультминутки | Снятие усталости, напряжения |
Содержание обучения по образовательной области
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Планируемые результаты
Планируемые итоговые результаты освоения детьми по основному направлению «Физическое развитие»: ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
К концу года дети могут
- Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
- Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
- Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
- Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчёта на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
- Выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
- Сохранять правильную осанку.
- Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, подниматься на горку и спускаться с неё, тормозить при спуске.
- Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
- Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Учебно-методическое обеспечение
Название программ | Методические пособия |
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой | Э. Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду»; Э. Я. Степаненкова «Методика физического воспитания». И. К. Шилкова, А. С. Большев «Здоровьеформирующее физическое развитие» Н. В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей»
|
Использование программно-методических пособий в НОД
- Дидактические игры по валеологии, ЗОЖ.
- Музыкальное обеспечение.
- Картотека подвижных игр.
- Комплексы утренней гимнастики по всем возрастным группам.
- Комплексы дыхательной гимнастики после сна по всем возрастным группам.
Предметно-развивающая среда
|
|
4. Список используемой литературы
1.. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
3. Васильева М.А., Комарова Т.С. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
5. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
7. Журналы «Инструктор по физкультуре», «Дошкольная педагогика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...