Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
статья по физкультуре на тему
Основные здоровьесберегающие технологии, используемые нами в детском саду (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zst_v_dou.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
(из опыта работы)
Выполнил:
Ильичева Альбина Сергеевна,
инструктор по физической культуре
Новочебоксарск – 2013 г.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Это качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов. Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатом. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей школьного возраста имеются те или иные заболевания. Растет заболеваемость среди дошкольников. Увеличивается число детей с врожденными пороками. За последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием. Поэтому педагогическим коллективом и медицинским персоналом должна вестись целенаправленная работа по созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья воспитанников.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в образовательных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.
Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современного детского сада: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждому дошкольному учреждению средств охраны здоровья и развития дошкольника. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Воспитатель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного ребенка.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровьесбережение и здоровьеобогощение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии бывают нескольких видов:
Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; .
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам указанных технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровье ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребёнка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятие, эмоции, мышления. Поэтому, очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим я считаю, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Основным приоритетным направлением в деятельности нашего ДОУ является физкультурно-оздоровительное развитие воспитанников. Осуществляется деятельность в ДОУ по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий. ДОУ организует работу по приоритетному направлению детей через:
- воспитательную и оздоровительную направленность образовательного процесса;
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий: ритмопластика, стретчинг, фитбол-гимнастика, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика коррегирующая, ортопедическая, технологии музыкального воздействия;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- профилактическую работу;
- работу с родителями;
- обеспечение психологического благополучия.
- организацию предметно-пространственной среды;
- проведены семинары и консультации по ознакомлению с новыми методиками и технологиями.
Основная цель, которую ставит перед собой наш педагогический коллектив - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи: обеспечение условий для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса; формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; формирование основ безопасности жизнедеятельности; оказание всесторонней помощи семье в приобщении их к здоровому образу жизни.
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники с участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании работы с детьми. Результат работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья оформленных в каждой группе.
В процессе формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, мы учим их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию развития у детей навыков личной гигиены и осуществлению контроля, за их неукоснительным соблюдением.
Первое направление работы – воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса. На этом этапе предусмотрено проведение непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», самостоятельная деятельность детей, двигательно-оздоровительные физкультминутки, подвижные игры, утренняя гимнастика. При проведении занятий педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влияние физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа. Мы понимает, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.
Второе направление работы – внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий: ритмопластика, стретчинг, фитбол-гимнастика, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика коррегирующая, ортопедическая, технологии музыкального воздействия.
Третье направление работы - физическое развитие и оздоровление детей. В своей работе мы используем общеизвестные средства:
- закаливание;
- массаж (самомассаж);
- упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;
- упражнения на развитие физических качеств;
- физические упражнения, способствующие психическому развитию.
- игры, которые лечат.
- пальчиковую гимнастику.
- артикуляционную гимнастику.
- ежемесячное проведение «Дней здоровья».
Перечень закаливающих мероприятий
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5-7 | 5-10 | 7-10 | 7-10 |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально | |||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. | до 15 | до 20 | до 25 | до 30 |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание свето - воздушной ванны с физическими упражнениями | до 15 | до 20 | до 25 | до 30 |
Прогулка в первой и второй половине дня с учетом погодных условий | Сочетание свето- воздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 2 часа | 2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа | 2 раза в день по 1ч 40 мин – 2 часа | |
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующими СанПиН | |||
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) | 5-7 | 5-10 | 7-10 | 7-10 |
Закаливание после дневного сна | Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) | 5-15 |
Профилактическая работа. Приступая к ней, мы провели опрос среди родителей с целью уточнения подбора средств. Выяснилось, что родители настороженно относятся к фитолечению, ароматерапии, приему поливитаминов в условиях детского сада. Поэтому мы выбрали, на наш взгляд, оптимальные средства профилактики:
- прием адаптогенов (настои шиповника, смородины).
- полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;
- босохождение;
- дорожки здоровья;
- гимнастика пробуждения;
- умывание с использованием художественного слова,
- прогулки на свежем воздухе (климатотерапию).
- использование натуропатии (чесночные бусы, луковые гренки).
- массаж грудной клетки.
- соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).
- витаминизация блюд.
Пятым направлением является работа с родителями.
Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят? Традиционно это:
- Родительские собрания.
- Дни открытых дверей.
- Консультации.
- Уголки здоровья.
- Праздники и досуги.
Это хорошие и проверенные временем формы работы, но парадокс заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Заботясь о телесном благополучии нельзя забывать о его внутреннем мире. Одним из вариантов решения этой проблемы можно считать появление «Клубов семейного общения». Поэтому у себя в детском саду мы тоже решили открыть такой семейный клуб и назвали его «Здоровячок». Работа клуба направлена на проведение совместных занятий детей и родителей по физическому воспитанию. В рамках клуба работает «Мамина школа», консультационный центр.
Шестое направление работы - обеспечение психологического благополучия.
- Музыкотерапия (музсопровождение ритмичных моментов);
- Регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода в детский сад, для пробуждения после дневного сна.
- Музоформление фона занятий.
Для создания целостности систем здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В физкультурном зале представлено разнообразное оборудование: спортивный комплекс, горка, велотренажеры, диски здоровья, обручи, гимнастические палки, мячи, фитболы, скакалки, а так же пособия, изготовленные своими руками из бросового материала, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективности занятий. Для обеспечения страховки, предотвращение травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используют различные дорожки, косички, змейки, для подлезания-дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчества и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено в доступном для детей месте.
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направленна на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерграцию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов нетрадиционных формах, семинары, семинары- практикумы, лектории, консультации, методические рекомендации, смотры-конкурсы, деловые игры.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:
- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- Улучшение физического развития;
- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Ожидаемый результат. Таким образом, целостная система образования, физкультурно оздоровительной работы и психолого-педагогического сопровождения способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения и, как следствие, приводит к повышению ресурсов детского организма.
В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий получены следующие результаты:
Уровень здоровья и физического развития детей:
- Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.
- Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет45 %.
- Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.
Уровень профессионального роста педагогов:
- Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.
- Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.
- Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах:
- Приобретается новое физультурно-спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Для успешной работы по приобщению родителей к ЗОЖ, педагогами созданы методические пособия, папки-передвижки, стенды в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...
Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...
Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
В презентации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ" расскрывается понятие здоровьесберегающая технология, а также предлагаются виды и формы здоровьесберегающих технологий...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в старшей логопедической группе А второго года обучения (6-7 лет).
Использование здоровьесберигающих технологий для сохранения и укрепления здороья детей в условиях детского сада....
"Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленн...