"Овладение элементами прикладного плавания, как основа безопасного поведения на воде"
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Капустина Татьяна Сергеевна

Данный материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklad.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение элементами                           прикладного плавания,                                            как основа безопасного                        поведения на воде

Основная цель обучения дошкольников плаванию – оздоровление, закаливание и обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется; вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием способствуют закаливанию детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, облегчается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно не только для физического развития ребенка, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Научить детей свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировать у них культуру поведения на воде позволяет сохранить многие жизни. Ведь многие несчастные случаи на воде происходят из-за того, что дети не умеют плавать. Обучение этому виду спорта позволяет решить важную социальную задачу - сократить количество несчастных случаев на воде.

Начиная с раннего возраста, так организуются занятия по плаванию, чтобы дети не боялись воды и в то же время овладели умениями безопасного поведения на ней, разумно вели себя во время пребывания в воде. Знакомство детей со свойствами воды, что вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред. Всегда остаётся вероятность опасных событий.

На начальном этапе обучения плаванию применяется программа психологических и педагогических воздействий, которая помогает снизить у детей чувство водобоязни. Позволить дошкольникам, которые испытывают страх, входить в воду со своей любимой игрушкой, поиграть с ней в воде. Работа должна идти в тесном сотрудничестве и взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно разрабатывается цикл игр и занятий с детьми в бассейне, предотвращающий водобоязнь и влияющий на положительное, комфортное пребывание детей в воде. Занятия строятся на полном доверии ребёнка к взрослому. Преодолевать чувство водобоязни необходимо постепенно, без насилия и принуждения. Ведь первые трудности в процессе обучения детей плаванию обусловлены тем, что внезапно попадая в глаза или в рот, вода может вызвать неприятные ощущения. Поэтому нужно объяснять детям, что надо закрывать рот и задерживать дыхание, когда они погружаются в бассейн. Некоторые дети, оказываясь в воде, рефлекторно закрывают глаза, поэтому у них появляется чувство страха, неуверенности. С первых же занятий нужно приучать малышей держать глаза в воде открытыми, а после выныривания не протирать их.

Элементы прикладного плавания вводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети получили достаточную плавательную подготовку. Детей учат умению отдыхать на воде, плавать с предметом в руке, транспортировать «пострадавшего на воде», раздеваться в воде, плыть в одежде, на бревне и т.д. Эти умения и навыки необходимы каждому человеку, чтобы уверенно действовать в сложной ситуации. Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей для организации: плавание через веревку вперёд или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание с грузом и с другими предметами.

Все занятия должны начинаться с выполнения общеразвивающих упражнений и упражнений, имитирующих плавательные движения. Разучивания элементов и сочетание этих элементов с дыханием при различных способах плавания. Таки образом, дети на «суше» разучивают, повторяют, закрепляют, формируют динамический стереотип плавательных движений, положений и действий.

Первое, и главное, условие безопасного пребывания ребенка в воде – это умение выполнять такие плавательные движения, которые позволяют удерживать тело на поверхности воды и продвигаться по ней. Движения эти выполняются в сочетании с различными вариантами дыхания.

Основной формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии нужно стараться, как можно больше играть с детьми, обыгрывать различные ситуации. В процессе таких игр можно с помощью детей придумать новые экстремальные ситуации на воде, из которых необходимо было найти выход.

На занятиях с элементами прикладного плавания нужно убеждать детей в том, что вода играет в жизни людей не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и ловкости.

Практика показала, что обучение детей правильному, безопасному поведению на воде, ведёт к тому, что дети перестают с опаской относиться к воде, с большой радость и удовольствием посещают занятия в бассейне.

Прикладное плавание может играть значительную роль в жизни практически любого человека, но для постоянного роста во всех плавательных дисциплинах необходима планомерная и систематическая тренировка, в которой могут находить применение многообразные организационные формы в зависимости от задач соответствующего занятия.

Комплекс упражнений на суше, направленных на умение задерживать дыхание.

1.И.п. — стойка ноги врозь — глубокий вдох и медленный продолжительный выдох. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. — стойка ноги врозь — глубокий вдох, сделать непродолжительную задержку дыхания (до 15 сек) и продолжительный выдох. Повторить 4–5 раз.

3. То же, постепенно увеличивая задержку дыхания. Повторить 2 раза.

4. Глубокий  вдох, продолжительная задержка дыхания и глотательные движения, не открывая рта. Повторить 2 раза.

5. То же, сочетая глотательные движения с небольшими выдохами. Повторить 2 раза.

Данные упражнения, как правило, выполняются во вводной части урока и чередуются  с другими упражнениями. Вначале они выполняются без движений, стоя. По мере ознакомления сочетаются с ходьбой и бегом на месте, с движениями рук. Далее их делают сидя на скамейке в согласовании с движениями ног кролем и брассом, сочетая задержку дыхания с движениями ног кролем, рук брассом и т. д.

 

Комплекс упражнений в воде, направленных на умение задерживать дыхание. 

1.     Неглубокий вдох, погрузиться в воду с головой и выполнить продолжительный выдох. Повторить до 10 раз.

2.     Глубокий вдох, погрузиться в воду и сделать энергичный выдох. Повторить 2 раза, выполняя по 10–15 выдохов.

3.     Неглубокий вдох, погрузиться в воду, пробыв под водой не более 10 сек, выполнить небольшой выдох, затем снова задержать дыхание и пробыть под водой еще 5–10 сек. Повторить 2–3 раза.

4.     Вдох, погрузиться в воду, взяться руками за опору и задержать дыхание. Перед выходом из воды выполнить энергичный выдох. Повторить 2–3 раза, увеличивая время пребывания под водой до 20–30 сек.

5.     То же, выполняя глотательные движения. Повторить 2–3 раза.

6.     То же, чередуя глотательные движения с небольшими выдохами. Повторить 2–3 раза.

Упражнения необходимо изучать на мелком месте, постепенно увеличивая глубину погружения до 2–3 м. Вначале упражнения выполняются в опорном положении, затем в сочетании со скольжением. При погружениях обязательно открывать глаза. Дозировка упражнений и время пребывания под водой увеличиваются по мере освоения каждого из них. Например, на первом занятии выполняются все упражнения в объеме, указанном в первом пункте, и только на мелком месте. На последующих уроках увеличивается как число повторений, так и глубина погружения занимающихся.

     Далее идет обучение технике погружений в воду. Правильное погружение во многом определяет успешное продвижение человека под водой. Наиболее простые погружения выполняются из опорного положения. Это прыжки ногами или головой вниз с бортика бассейна, стартовой тумбочки, лодки, берега; это отталкивания от борта бассейна или берега и т. д. Занимающиеся осваивают простые и стартовые прыжки до изучения ныряния. Их следует учить прыжкам в воду вниз головой под большим углом к поверхности воды, а ногами вниз с большим вылетом вверх.

   Погружения из безопорного положения (с поверхности воды) значительно сложнее. Они выполняются ногами и головой вниз. Для ознакомления с техникой этих способов рекомендуются следующие упражнения.

Комплекс упражнений на суше для обучения технике погружения из безопорного положения

1.      Широкая стойка, руки в стороны, стопы разведены. Полуприсед, сделав вдох, прыгнуть вверх, руки прижать к туловищу. Повторить 6–8 раз.

2.      То же, но во время полета руки быстро пронести перед грудью вверх. Держать. Повторить 6–8 раз.

3.      Руки впереди. Сделать вдох, руки вниз-назад. Одновременно наклониться вперед, опереться руками о пол и поднять одну ногу вверх. Держать (дыхание задержать). Повторить 3–4 раза.

            

Комплекс упражнений в воде для обучения технике погружения из безопорного положения

 

1.            Простые прыжки ногами вниз с большим вылетом вверх, руки вверх. Погружаться до полной остановки или касания дна ногами. Повторить 5–6 раз.

2.            Стартовые прыжки под большим углом к поверхности воды (на глубоком месте). Повторить 6–8 раз.

3.            Находясь в воде в безопорном вертикальном положении (за счет попеременных движений согнутыми ногами), руки у поверхности, одновременно оттолкнуться от воды руками и ногами (гребок ногами брассом), выпрыгнуть как можно выше, сделать вдох, руки прижать к туловищу. Погружаться до полной остановки или касания дна ногами. Повторить 5–6 раз.

4.            То же, но после выпрыгивания руки вверх. Повторить 5–6 раз.

5.            Скольжение на груди, руки впереди. Сразу после толчка сделать резкое движение туловищем вниз (сгибание в пояснице), ноги вверх повыше. Погружаться до полной остановки или касания дна руками. Повторить 4–5 раз.

6.            Находясь в воде в безопорном вертикальном положении, руки у поверхности, последовательно, за счет движения ногами и руками, выпрыгнуть из воды, выполнить вдох, сгруппироваться, сделать пол-оборота вперед в группировке. Подняв ноги над водой повыше, погружаться до полной остановки или касания дна руками. Повторить 2–4 раза.

При нырянии важно соблюдать правильное направление и точно выйти к намеченному ориентиру.

 

 Комплекс упражнений на суше для обучения умению изменять глубину погружения и направление движения

 

1.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Резкое сгибание рук в лучезапястных суставах. Повторить 6–8 раз.

2.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Не наклоняясь, резкое движений головой вниз. Повторить 5–6 раз.

3.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Резкое движение головой вниз и одновременно сгибание рук в лучезапястных суставах. Повторить 5–6 раз.

4.     И. п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Быстрый наклон туловища вперед до горизонтального положения. Повторить 5–8 раз.

5.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Наклоны туловища влево, вправо, назад. Повторить 5–8 раз в каждую сторону.

 

 Комплекс упражнений в воде включает упражнения, выполняемые в сочетании со скольжением. Занимающиеся сразу после отталкивания (когда тело движется с максимальной скоростью) последовательно проделывают упражнения, которые они освоили на суше.

Далее идет обучение способам передвижения под водой. Выбор способа передвижения под водой зависит от того, насколько успешно освоен тот или иной способ плавания. Однако занимающиеся должны изучать все известные способы передвижения.

 

Комплекс упражнений на суше для обучения передвижению под водой

 

1.        И.п. — сидя или лежа на скамейке (на спине), руки вверх. Движения ног кролем, задерживая дыхание.

2.        И.п. — лежа на скамейке на груди. Движения ног кролем и рук брассом (через стороны до бедер), задерживая дыхание.

3.        И.п. — стоя, руки вверх. Движение рук брассом до бедер, пауза. Далее руки и одна нога выполняют подготовительные движения брассом. Затем из исходного положения стоя на одной ноге, руки вверх, гребок ногой, пауза и т. д.

4.        И.п. — стоя, руки вверх. Подготовительное движение одной ногой брассом, затем одновременные гребковые движения рук и ноги, пауза. Далее руки и нога выполняют подготовительные движения и без задержки снова одновременные гребковые движения рук и ноги и т. д.

5.        И.п. — стоя, руки вверх. Подготовительное движение на боку «верхней» ногой. Далее следуют одновременные гребковые движения рук (через одну сторону) и ноги, пауза. Затем руки и нога выполняют подготовительные движения и снова одновременные гребковые движения и т. д.

В воде выполняют все те же перечисленные упражнения.

Комплекс упражнений в воде для обучения технике спасения утопающих

1.     Плавание на ногах способом брасс на спине, кисти рук над водой.

2.     Плавание на ногах способом кроль на спине, кисти рук над водой.

3.     Плавание на ногах способом на боку, «верхняя» рука над водой, «нижняя» выполняет гребок.

4.     Плавание избранным для транспортирования способом, удерживая в руках легкий предмет: плавательную доску, мяч и др.

5.     Захваты и приемы освобождения от них (вначале на мелком месте в опорном положении, затем на глубине).

6.     Плавание избранным способом, транспортируя мнимо пострадавшего (постепенно увеличивая проплываемое расстояние).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по плаванию с элементами прикладного плавания для детей подготовительной группы

Формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь правильно действовать в сложных ситуациях; доставлять чувство радости.Расширять знания детей о прикладном плавании (что это такое, для чего оно ...

Использование элементов прикладного плавания детей дошкольного возраста для формирования основ собственной безопасности

Перед современными дошкольными учреждениями стоят важные задачи по повышению эффективности процессов обучения и воспитания, развитию творческой и интеллектуальной личности, формированию, укреплен...

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группеЦель: формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь п...

«Основы безопасного поведения на воде и у воды»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, и через игровые ситуации отработать их применение, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружаю...

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...

Элементы прикладного плавания в процессе обучения спортивному плаванию для детей старшего дошкольного возраста, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Прикладное плавание - любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь, оказать помощь, терпящему бедствие.В прикладном плавании выделяют два направ...