Методическое сопровождение подвижных игр.
статья по физкультуре на тему

Копцева Елена Николаевна

Материал для воспитателей в помощь при организации и руководстве подвижными играми..Как реализовать творческий подход при планировании и руководстве игрой, как активизировать детей, повысить интерес к играм. ? Ответы на эти волнующие вопросы найдете в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение подвижных игр.

Копцева Е.Н., воспитатель

МКДОУ ЦРР  детский сад №10 г. Россоши

    В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. ФГСО нацеливают на формирование  у дошкольников личностных качеств, которые позволят уверенно действовать в изменившейся обстановке, принимать решения,  творчески применить имеющиеся знания.  Игра как ведущая деятельность дает широкие возможности для развития активной и творческой личности .  Важная  роль отводится подвижной игре в развитии духовных и физических сил, выработке прочных, осознанных,,достаточно гибких двигательных навыков .умении применять их в новых условиях, В подвижной игре осуществляется   комплексный подход в формировании двигательного и социального опыта ребенка. Все современные программы («Детство», «Истоки», «Радуга») включают задачи формирования потребности и любви к движениям, физической культуре, здоровом образе жизни, формирования нравственно-волевых качеств. Подвижная игра является оптимальным средством для реализации этих задач

         Подвижная игра с правилами- это сознательная, активная деятельность ребенка., характеризующаяся точным и своевременным выполнением. заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению  П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.. Для  подвижной   игры  характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом

Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Содержание  подвижной   игры  составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, инициативы играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в  подвижных   играх  очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты,силы и других физических качеств Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

  Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В.В. Гориневского,Н.А. Метлова,А.В. Кенеман,М.М. Конторович,Л.И. Михайловой,Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, М.Н. Жукова и др.

                                  ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:
 осуществляется в соответствии с программными требованиями  НОД., возрастными особенностясм, интересами детей. Подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции народа

Новые игры  целесообразно планировать 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней.

Планируются:

-.Программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).
-Цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).
-борудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)

-Варианты игры (усложнения изменения))

Основатель системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. Первоначально варианты игры педагог подбирает из сборников подвижных игр или придумывает сам, затем привлекает детей.

Варианты (пути усложненя) игр :

Нельзя менять замысел и композицию, но можно:

- изменять правила, повысив требования к их выполнению ( выбрать нескольких водящих; включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания);

 -включать   новые движения (пройти или пробежать, пройти или пролезть)          

   -изменять их темп, потребовав более точного выполнения двигательного задания;        

 -варьировать количество     участников, одновременно действующих в игре, форму их взаимоотношений между собой;

-изменять расположение детей и физкультурных пособий в игре;

-уменьшить площадь для игры.

элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества, выдумки

Методика организации  и руководства подвижной игры
-знать наизусть ход и правила игры. ( выбор водящего, считалка, речевка, сигнал)
-вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами

-начинать обучение подвижным играм с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель;
-постепенно переходить от простых игр к сложным ; 
-следить за дозировкой физической нагрузки. Количество повторений игры от3-4 в младщем возрасте до 5-6  в старшем.Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений;

-руководство игрой (отслеживать развитие сюжета, успокаивать гиперактивных детей, стимулировать к действиям медлительных детей;
- обязательно подвести итог игры. Анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

-Меняется роль воспитателя : сначала он является инициатором и организатором игр,  с но следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр

Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педаго...

Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением"

Подвижные игры с речевым сопровождением воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте,...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....