«Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР с использованием схем – карточек».
статья по физкультуре (старшая группа) по теме
Использование схем- карточек при проведении: утренней гимнастики, занятий, подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhemy_-_kartochki.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР с использованием схем – карточек».
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И.В. Сисиновой именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Н. А. Бернштейн писал: «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Последнее время характеризуется ростом детей дошкольного возраста, имеющими отклонения в психомоторном развитии, многие исследователи установили, что эти отклонения чаще всего сочетаются с различными нарушениями в физическом развитии.
Я работаю в Дошкольной организации компенсирующего вида с детьми, имеющими различные нарушения. На протяжении последних нескольких лет мы работали по теме: «Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР». И на сегодняшний день можно сказать, что сложилась определенная система работы инструктора по физической культуре, которой хочется поделиться со всеми, кому это интересно.
Задержка психического развития в дошкольном возрасте встречается довольно часто. Недостатки в формировании двигательной активности наблюдаются у всех категорий детей с ЗПР, что подтверждается данными психолого-педагогической диагностики.
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере у старших дошкольников с задержкой психического развития формируется со значительным запаздыванием, и имеют качественное своеобразие:
- низкий уровень развития произвольного внимания «мешает» усвоению предложенного материала;
- отмечается несформированность техники в основных движениях;
- у детей недостаточно развиты двигательные качества;
- несовершенная мелкая моторика рук;
- отмечаются нарушения координации движений.
Для повышения эффективности в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере во всех формах работы с детьми (на занятиях, утренней гимнастике, при организации подвижных игр и эстафет) мы предлагаем использовать карточки- схемы со схематичным изображением общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижных игр.
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках
Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики
Наряду с традиционной утренней гимнастикой мы предлагаем использовать в практике с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР карточки-схемы. Можно использовать следующие способы:
- Разметили беговую дорожку. Разделили её на несколько этапов. Чтобы повысить активность, заинтересованность дошкольников, на каждом отрезке дорожки поставили картинки-подсказки. На них изобразили животных, выполняющих определённые движения. Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки - заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Двигаться начинают сразу же, как выходят на улицу.
Карточки-схемы для проведения гимнастики с целью развития общефизической подготовки. Ребёнок получает или выбирает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба, бег, приседания, прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.
Использование схем-карточек на занятиях физической культурой.
При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённой последовательности располагаются на наборном полотне или фланелеграфе и на протяжении всей недели находятся на видном месте. Таким образом, каждый ребёнок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно воспроизводить весь комплекс, состоящий из 6 – 8 упражнений.
Такие качества, как самостоятельность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать свои физические качества развиваются при проведении физкультурных занятий по принципу круговой тренировки. Эффективность и значимость таких занятий определяется моторной плотностью, формированием умений и навыков, развитием физических качеств, стимулированием индивидуальных особенностей, самостоятельности.
При проведении таких занятий эффективно использовать карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды или виды упражнений. Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.
Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.
Использование схем-карточек во время эстафет, соревнований, подвижных игр.
Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях – соревнованиях, эстафетах.
В конце занятия или по его ходу проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, самостоятельно составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т.е. расставляют пособия.
При проведении подвижных игр, педагоги часто пойманного игрока выводят из игры, и он пассивно стоит, наблюдая за игрой. Мы предлагаем такому участнику выбрать карточку и выполнить задание (приседание или сгибание и разгибание рук, или прыжки на скакалках и т.д.). Ребёнок знает, что, выполняя простые упражнения, он становится более сильным и более ловким, это в свою очередь добавляет детям с ЗПР уверенности и самостоятельности, развивает умение доводить начатое дело до конца.
Наш опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка с ЗПР, желание как можно лучше выполнить задание.
Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
Итак, применение карточек-схем в работе инструктора по физической культуре способствует развитию у детей с ЗПР:
- устойчивого интереса к двигательной активности;
- развивает творческие способности;
- развивается самостоятельность и самоконтроль;
- помогает добиваться техничного выполнения упражнений по физической культуре;
Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найти клад», «Прогулка по лесу», «Спасти пчелку».
Правила использования (введения карточек)
- движение (игра) должны быть знакомы (на стадии закрепления и совершенствования)
- карточка должна быть знакома, в одном стиле,
- перед работой со схемой педагог должен объяснить принцип ее использования.
Виды схем:
- схематичное изображение ОРУ,
- схематичное изображение расстановки игроков во время игры,
- схематичное изображение вида подвижной игры,
- изображение вида спортивного оборудования,
- схематичное изображение ОВД,
- схематичное изображение выполнения эстафеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование схем-карточек в развитии связной речи дошкольников.
Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввест...
«Использование схем-карточек на занятиях по физической культуре»
Цель: Формировать у детей способность самостоятельно организовать и выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках....
Мастер - класс для педагогов "Использование схем-карточек в развитиеречи дошкольников"
Связная речь занимает важное место в ощении ребенка со сверстниками и взрослыми. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Дошкольник лишен возможности , запис...
Педагогический совет на тему " Развитие у воспитанников способности к самоконтролю и к самооценке при выполнении движений и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной деятельности"
Материал содержит подробный сценарий тематического педагогического совета по развитию у дошкольников очень важных психических процессов как саморегуляция, самоконтроль и самооценка в двигательной деят...
Развитие саморегуляции в двигательной сфере у дошкольников на музыкальных занятиях.
Развитие саморегуляции в двигательной сфере у дошкольников на музыкальных занятиях....
Развитие у детей в ДОО целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре
Очень трудно переоценить роль движений в развитии детей.«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Россий...