«Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР с использованием схем – карточек».
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Использование схем- карточек при проведении: утренней гимнастики, занятий, подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhemy_-_kartochki.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР с использованием схем – карточек».

Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И.В. Сисиновой  именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Н. А. Бернштейн писал: «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Последнее время характеризуется ростом детей дошкольного возраста, имеющими отклонения в психомоторном развитии, многие  исследователи установили, что эти отклонения чаще всего сочетаются с различными нарушениями в физическом развитии.    

Я работаю в Дошкольной организации компенсирующего вида с детьми, имеющими различные нарушения. На протяжении последних нескольких лет мы работали по теме: «Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР». И на сегодняшний день можно сказать, что  сложилась определенная система работы инструктора по физической культуре, которой хочется  поделиться со всеми, кому это интересно.

Задержка психического развития в дошкольном возрасте встречается довольно часто. Недостатки в формировании  двигательной активности  наблюдаются у всех категорий детей с ЗПР, что подтверждается данными психолого-педагогической диагностики.  

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере  у старших дошкольников с задержкой психического развития формируется со значительным запаздыванием, и имеют качественное своеобразие:

  • низкий уровень развития произвольного внимания «мешает» усвоению предложенного материала;
  • отмечается несформированность техники в основных движениях;
  • у детей недостаточно развиты двигательные качества;
  • несовершенная мелкая моторика рук;
  • отмечаются нарушения координации движений.

  Для повышения эффективности в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере во всех формах работы с детьми (на занятиях, утренней гимнастике, при организации подвижных игр и эстафет) мы  предлагаем использовать  карточки- схемы со схематичным изображением общеразвивающих упражнений, основных видов движений,  подвижных  игр.

Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках

Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики

Наряду с традиционной утренней гимнастикой  мы предлагаем использовать в практике  с детьми старшего дошкольного возраста с  ЗПР карточки-схемы.    Можно использовать  следующие способы:

- Разметили беговую дорожку. Разделили её на несколько этапов. Чтобы повысить активность, заинтересованность дошкольников, на каждом отрезке дорожки поставили картинки-подсказки. На них изобразили животных, выполняющих определённые движения. Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки - заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Двигаться начинают сразу же, как выходят на улицу.

 Карточки-схемы для  проведения  гимнастики с целью развития  общефизической подготовки. Ребёнок получает или выбирает  карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба, бег, приседания, прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.  

Использование схем-карточек на занятиях физической культурой.

При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённой последовательности располагаются на наборном полотне или фланелеграфе и на протяжении всей недели находятся на видном месте. Таким образом, каждый ребёнок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно воспроизводить весь комплекс, состоящий из 6 – 8 упражнений.

Такие качества, как самостоятельность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать свои физические качества развиваются при проведении физкультурных занятий по принципу круговой тренировки. Эффективность и значимость таких занятий определяется моторной плотностью, формированием умений и навыков, развитием физических качеств, стимулированием индивидуальных особенностей, самостоятельности.

При проведении таких занятий эффективно  использовать  карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды или виды упражнений. Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.

Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.

Использование схем-карточек во время эстафет, соревнований, подвижных игр.

Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях – соревнованиях, эстафетах.

В конце занятия или по его ходу проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки,  самостоятельно составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т.е. расставляют пособия.

При проведении подвижных игр, педагоги часто пойманного игрока выводят из игры, и он пассивно стоит, наблюдая за игрой. Мы предлагаем такому участнику выбрать  карточку и выполнить  задание (приседание или сгибание и разгибание рук, или прыжки на скакалках и т.д.). Ребёнок знает, что, выполняя простые упражнения, он становится более сильным и более ловким, это в свою очередь добавляет детям с ЗПР уверенности и самостоятельности, развивает умение доводить начатое дело до конца.

Наш опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка с ЗПР, желание как можно лучше выполнить задание.

Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

 Итак,   применение  карточек-схем  в работе инструктора по физической культуре  способствует развитию у детей с ЗПР:

  • устойчивого интереса  к двигательной активности;
  •  развивает творческие способности;
  • развивается самостоятельность и самоконтроль;
  • помогает добиваться техничного выполнения упражнений по физической культуре;

Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найти клад», «Прогулка по лесу», «Спасти пчелку».

Правила использования (введения карточек)

- движение (игра) должны быть знакомы (на стадии закрепления и совершенствования)

- карточка должна быть знакома, в одном стиле,

- перед работой со схемой педагог должен объяснить принцип ее использования.

Виды схем:

- схематичное изображение ОРУ,

- схематичное изображение расстановки игроков во время игры,

- схематичное изображение вида подвижной игры,

- изображение вида спортивного оборудования,

- схематичное изображение ОВД,

- схематичное изображение выполнения эстафеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем-карточек в развитии связной речи дошкольников.

Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввест...

«Использование схем-карточек на занятиях по физической культуре»

Цель: Формировать у детей способность самостоятельно организовать и выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках....

Мастер - класс для педагогов "Использование схем-карточек в развитиеречи дошкольников"

Связная речь занимает важное место в ощении ребенка со сверстниками и взрослыми. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Дошкольник лишен возможности , запис...

Педагогический совет на тему " Развитие у воспитанников способности к самоконтролю и к самооценке при выполнении движений и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной деятельности"

Материал содержит подробный сценарий тематического педагогического совета по развитию у дошкольников очень важных психических процессов как саморегуляция, самоконтроль и самооценка в двигательной деят...

Развитие саморегуляции в двигательной сфере у дошкольников на музыкальных занятиях.

Развитие саморегуляции в двигательной сфере у дошкольников на музыкальных занятиях....

Развитие у детей в ДОО целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре

Очень трудно переоценить роль движений в развитии детей.«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Россий...