Двигательная активность
консультация по физкультуре на тему
Теоретический материал для педагогов ДОУ "Двигательная активность детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_dvigatelnaya_aktivnost.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Двигательная активность детей»
Воспитатель
Примак С.П.
г. Воркута
Движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития; важнейшее условие и средство общего развития ребёнка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; основа физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Двигательная активность ребёнка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т.е. создаётся некоторый её «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Двигательной активностью ребёнка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Ребёнок – это деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях, через которые он познаёт мир. Задача родителей и, конечно, педагогов – исподволь прививать любовь к активности, всячески её поощрять, добиваться высокой культуры движений, т.е. координации, скорости, силы, выносливости.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. В зависимости от возраста оно меняется: чем старше ребёнок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.
Интенсивность и продолжительность нагрузок должна быть такой, чтобы у ребёнка не возникали признаки переутомления, чтобы он не терял интерес к этому виду деятельности, все движения выполнял с желанием.
В результате специальных исследований учёными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Критериями оценки двигательной активности (ДА) являются её продолжительность и объём в условных шагах. Низкие показатели объёма и продолжительности ДА ребёнка должны рассматриваться как фактор риска для здоровья и развития ребёнка.
Справочная таблица для анализа результатов обследования ДА
Возраст | Продолжительность (не менее) | Объём (тыс. шагов) | ||||||
% | час | В течение дня | В организованной двигательной деятельности | |||||
С | Б | М | С | Б | М | |||
2 | 60 | 4 | 4-6 | 6-8 | ниже 4 | 800 | 1000 | 200-400 |
3 | 60 | 5 | 6-9 | 9-12 | ниже 6 | 900 | 1200 | 250-500 |
4 | 55 | 4 | 7-11 | 11-14 | ниже 7 | 1100 | 1500 | 300-600 |
5-6 | 50 | 3,5 | 10-15 | 15-18 | ниже 10 | 1300 | 3500 | 500-1200 |
Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность ребёнка должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.
Насколько важно разнообразие движений для ребёнка? На этот вопрос прекрасно ответил известный теоретик и практик физического воспитания П. Лесгафт: «Чем менее разнообразия в движениях мы допускаем у ребёнка, тем менее ловкости и грациозности у него встретим».
Замечено, что ребёнок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их с большой радостью и всегда вносит в них элементы творчества. Если проанализировать действия ребёнка, можно заметить, что они складываются (как и вообще вся деятельность человека) из однородных движений, выполняемых в различных комбинациях и в разных условиях (направление, скорость, амплитуда и т.д.). Новое действие – это двигательный акт, выполненный с учётом новых условий. Чем больше видов и способов движений знает ребёнок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом.
Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением.
Вот несколько примеров в этом направлении.
Построить вместе с детьми две параллельные дорожки из кубиков: одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной дороге. Предложить детям пройти сначала по первой, потом по второй и ответить на вопрос: по какой из них легче идти? Позднее детям даются задания построить «лёгкие» и «трудные» дорожки из однородных предметов (верёвочек, скакалок, плоскостных геометрических фигур, обручей, мешочков с песком, из природного и бросового материала и пр.), а затем из разнородных.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает на элементарном уровне практически всеми видами и способами основных человеческих движений. Важно научить детей свободно пользоваться этими движениями в зависимости от условий и ситуаций. Необходимо искать пути увеличения двигательной активности не только в организованной деятельности, но и в бытовой, а также путём включения различных действий и движений в занятия, проводимые с детьми.
Составной частью культуры движений является двигательное творчество, овладение которым в дошкольном возрасте не только возможно, но и необходимо. Есть очень простое средство для этого – не допускать трафаретности в играх, движениях детей, дать им возможность всегда быть исследователями, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде.
Развитию двигательного творчества способствует постоянное изменение расположения физкультурных пособий, усложнение предлагаемых детям движений, развития умения у детей двигаться не только «рядом», но и «вместе».
Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий, во-первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии, в-третьих, развивая у детей умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.
Вот несколько советов, как развивать двигательное творчество у ребёнка:
- Научите познавать любую новую игрушку, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движениями с перемещением в пространстве).
- Верните интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.
- Почаще меняйте расположение мебели, пособий в группе, находите новые варианты размещения предметов в пространстве, специально устраивайте различные преграды в группе, на свободном месте поставьте корзины с мячами, мешочками для метания, постройте дорожку из кубиков и пр.
- Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появляйтесь перед ними в спортивной форме и, как бы не обращая на них внимания, отбивайте мяч, прыгайте со скакалкой, под магнитофонную запись выполняйте простые ритмические движения.
- Сделайте так, чтобы в любую минуту дня каждый ребёнок мог найти для себя «занятие-движение»: в группе обязательно нужно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь, меняйте несколько раз в день игрушки-двигатели (мячи большие замените воздушными шарами, вместо обручей внесите кольца и т.д.). Малоподвижным детям – особое внимание! Детей большой подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади, с предметом на голове и т.д.).
- Каждому движению, разучиваемому с детьми, старайтесь придать образность.
Повышению двигательной активности будут способствовать проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры-задания:
- придумать разные способы упражнений с имеющимися в группе пособиями;
- найти в группе предметы, которые можно катать, сделать каталки самостоятельно.
Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их; метать в различно расположенные цели; постоять на одной ноге на различных предметах, с разным положением рук; пройтись в разных направлениях с закрытыми глазами, спиной вперёд; выполнять различные движения пальцами с разными предметами; изобразить животных, ситуацию, описанную в художественном тексте; выделять средства выразительности движений (быстро-медленно, легко-тяжело, плавно-резко, на носочках-на всей стопе-на пятках, выше-ниже, бесшумно-громко и т.д.); выразительно передавать тексты считалок, загадок движениями; делать несложные рисунки для движений на земле, снегу. Указанные упражнения и игры помогут воспитателю сделать игры детей целесообразными, внести подвижность, увлечь движениями малоподвижных, обогатить содержание двигательной деятельности в целом, приобрести двигательный опыт.
Воспитателю полезно продумывать специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребёнку действием ответить на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам и себе.
Пусть дети попробуют отгадать двигательные загадки:
- для какого движения какая подходит дорожка (построить узкую, широкую, извилистую, наклонную и т.д.) и проверить движением;
- как построить такую дорожку, когда для ходьбы требуется помощь товарища;
- какие предметы можно использовать, чтобы перейти болото;
- как мешочек для метания может передвигаться по дорожке (его можно передвигать ногой, рукой, каким-то предметом, прокатить на машинке и т.д.);
- если 2 детей (любое число, больше одного) построят дорожки, сколько их получится? Как интереснее ходить: по одинаковым дорожкам или разным;
- какие ворота можно построить «из себя»;
- при ходьбе по дорожке что может делать язычок? и др.
Очень важно найти точки соприкосновения художественной деятельности и движения. Воспитатель должен научить детей взаимообогащать эти два вида деятельности
- изготавливать элементарные физкультурные пособия своими руками под руководством педагога. Это флажки, ленточки из бумаги, плоскостные геометрические фигуры, которые используются как ориентиры в перестроениях и подвижных играх; косички-верёвочки для ОРУ; разовые пособия из бросового материала; из них же мячики из старых газет, козырьки и шапочки от солнца, ленточки, полоски для дыхательных упражнений; бумажные кораблики для игр с водой, мишени для метания;
- использовать элементарный рисунок для движений: нарисовать на земле палочкой, мелом на полу, асфальте, гуашью на уплотненном снегу дорожки, круги, квадраты для ходьбы, бега, подвижных игр; чертить лабиринты для движений; выкладывать из шишек, каштанов, камешков домики, дорожки для ходьбы по ним босиком;
- строить из различных пособий заборчики, дорожки, а затем выполнять на них разные движения;
- передавать с помощью движений образ птиц, животных, объектов неживой природы (ветер, солнце, ручеёк, буря), отдельные жизненные эпизоды (стираем, моем, выжимаем, полощем и т.д.); уметь пользоваться имитацией (идём по глубокому снегу, плывём);
- выполнять танцевальные движения с лентами, скакалками, обручами; грациозно под музыку выполнять движения с мячами, султанчиками, на гимнастической скамейке.
Движение является биологической потребностью организма. Общение в процессе двигательной деятельности требует от детей значительного эмоционального напряжения, активизации всех психических процессов, определённых поведенческих умений. Воспитателю необходимо увидеть неповторимость каждого ребёнка и дать ему возможность почувствовать полную свободу самовыражения.
Литература:
- Программа «Радуга»
- А.С.Галанов. Игры, которые лечат. Москва, Педагогическое общество России, 2005.
- В.А.Шишкина, М.В. Мащенко. Какая физкультура нужна дошкольнику. Москва, Просвещение, 2000.
- Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. Занятия физической культурой в ДОУ. Москва, 5 за знания, 2005.
- М.Д. Маханёва. Воспитание здорового ребёнка, Москва, Аркти, 1997.
- М.А. Рунова. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2000.
- В.А. Шишкина. Движения + Движения. Москва, Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/сада....
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ
Как правильно организовать двигательную активность детей на прогулке...
Развитие двигательной активности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Консультация для родителей...
Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...
"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"
консультация для воспитателей по образовательной области "Физическое развитие"...
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"
В косультации даются рекомендации по развитию двигательной активности у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....