Мастер-класс на тему: «Китайские, индийские методики – Мудры, Сянгун, восточная гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. В детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружной мастер-класс | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖНОЙ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ
МАСТЕР – КЛАСС
«Эффективные нетрадиционные формы оздоровительной работы в ДОУ»,
развитие образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье"
Выступление на тему:
«Китайские, индийские методики – Мудры, Сянгун, восточная гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».
Подготовила и провела:
инструктор по
физической культуре
МДОУ № 20 д/с «Ягодка»
Иванова Е.В.
г. Жигулевск
2011г.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. В детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.
Предлагаю вашему вниманию одну из таких форм физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий – Мудры, Сянгун: индийских, китайских оздоровительных методик для детей, а также Восточную гимнастику.
Мудры
(упражнения для пальцев рук)
Такие упражнения делали йоги в Древней Индии.
Мудра «жизни» — полезна при утомляемости, придает бодрость и способствует выносливости.
Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены.
Мудра «черепаха» — сохраняет энергию, повышает тонус.
Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой. Большие пальцы обеих рук соединяем.
Мудра «поднимающая» — помогает избавиться от простудных заболеваний, болезней горла, кашля, насморка, повышает иммунитет.
Обе ладони соединяем вместе, пальцы скрещиваем между собой, большой палец отставлен и окружен указательным и большим пальцем другой руки.
Сянгун
Направление древнейшей китайской оздоровительной системы цигун. Способствует физической и психологической релаксации. Во время упражнения предложить детям вызывать в своем воображении картинки — мыслеобразы. Детям следует объяснить, что представляемые ими картинки должны быть яркими. Такая работа развивает фантазию и образное мышление.
«Пружинки» — стоя, руки согнуты в локтях перед собой, ладони направлены друг к другу, перпендикулярно к телу. Плавно развести кисти рук в стороны, а затем свести так, чтобы между ладонями оставалось около 5 см. Мыслеобраз — между ладонями находится светящаяся пружинка. Ощущения — тепло, покалывания в ладонях.
«Дракончик» — стоя, руки согнуты в локтях перед собой, ладони соединены, пальцы перпендикулярны к туловищу. Начать плавное, непрерывное движение рук вправо-влево. Туловище неподвижно. Мыслеобраз — представить, что на полянке сидит маленький дракончик, весело помахивает своим хвостиком.
«Горка» — стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой, ладони направлены вниз, пальцы перпендикулярны к туловищу. Начать разводить в стороны и сводить вместе кисти рук. Мыслеобраз — представить разглаживание руками горки из теплого песка.
«Ветерок» — стоя, ладони перед собой и направлены друг к другу, пальцы перпендикулярны к туловищу. Площадь между ладонями равна примерно 10 см. Начать одновременное широкое плавное движение рук вправо и влево, не сближая ладоней, туловище неподвижно. Мыслеобраз — представить, как под дуновением теплого ветерка колышутся листья деревьев.
«Золотой шар» — стоя, руки согнуты в ладонях перед собой, ладони округлены и направлены друг к другу (держат шар). Начать движение рук слева направо, как бы рисуя круг. Мыслеобраз — представить, что в руках находится золотой шар, из которого исходит солнечная энергия.
Восточная гимнастика
Используйте эти упражнения в общеразвивающей части занятия или во время физкультурных пауз.
Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении, в любой легкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют, сидя на полу по- турецки или сидя на стуле, а можно и стоя около парты. На физкультурном занятии им рекомендуется быть в свободной физкультурной форме, босиком.
Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Сложность состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движений, по активности и точности выполнения упражнений в заданном темпе. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста, но в укороченном варианте. Разучивают его поэтапно, без музыкального сопровождения, в медленном темпе, по 2-3 упражнения, прибавляя новые на следующем занятии. В освоенном виде упражнения хорошо проводить уже под фонограмму.
Возможный вариант «восточной гимнастики» для старших дошкольников.
Все упражнения выполняются сидя по-турецки, поэтому исходное положение (ИП) указываем исключительно для рук.
«Кувшинчик»
Исходное положение: ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
Описание упражнений:
1 -2 - поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой;
3-4 - исходное положение;
5-6 - повторить разведение рук, но ладонями вниз;
7-8 - исходное положение.
Дозировка: 5-6 раз.
Методические указания: дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
«Листочки»
Исходное положение: руки вверху.
Описание упражнений:
1-8 - одновременные круговые вращения двумя руками и кистями вправо (полный круг);
9-16 - повторить то же влево.
Дозировка: 3-4 раза.
Методические указания: мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены, следить за правильной осанкой. Образ - ветерок колышет листочки (руки).
«Шарфик»
Исходное положение: руки вытянуты вперед.
Описание упражнений:
1-4 - медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями;
5-8 - то же с перемещением рук вниз.
Дозировка: 30-40 секунд.
Методические указания: кисти рук максимально расслаблены.
«Цветочки-лепесточки»
Исходное положение: руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая - сжата в кулак.
Описание упражнений:
1 -2 - поочередно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать,
1-2-3-4 - то же упражнение выполняется вдвое быстрее.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: четкая смена темпа в двух частях упражнения.
«Китайский веер»
Исходное положение: руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, пальцы сжаты в кулаки.
Описание упражнений:
1-4 - поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная от мизинца;
5-8 - повторить в обратном направлении.
Дозировка: 5-6 раз.
Методические указания: выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образно раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем.
«Змея»
Исходное положение: ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.
Описание упражнений:
1 -4 - змеевидные движения двумя руками вперед;
5-8 - вверх;
9-12 - вправо;
13-16 - влево.
Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: кисти не разъединять, держать симметрично.
«Птичка и птенчики»
Исходное положение: руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены.
Описание упражнений:
1 - 4 - пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно касаются большого (птички);
5-8 - повторить в обратном направлении.
Дозировка: 4 раза.
Методические указания: сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ птичка (большой палец) кормит птенчиков.
«Фонтанчик»
Исходное положение: руки с переплетенными пальцами находятся перед грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка разведены.
Описание упражнений:
1 -4 - руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями кистями вправо-влево, пальцы не размыкать.
5-8 - руки опускаются вниз.
Дозировка: 2-3 раза.
Методические указания: ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки в локтях в положении вверху и внизу.
Исходное положение: руки в положении упражнения «Фонтанчик».
Описание упражнений:
1 - 4 - круговые волнообразные движения соединенными кистями вправо;
5-8 - влево.
Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.
«Деревцо»
Исходное положение: руки в положении упражнения «Фонтанчик», но локти соединены.
Описание упражнений:
1 - 4 - круговые вращения соединенными кистями вверх;
5-8 - вниз.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: локти не разъединять.
«Парус и лодочка»
Исходное положение: пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь (к себе), локти в стороны.
Описание упражнений:
1 - легким поворотом туловища движение рук ладонями наружу вправо;
2 - исходное положение;
3 - то же влево;
4 - исходное положение;
5 - руки ладонями вперед;
6 - исходное положение;
7 - то же вверх;
8 - исходное положение.
Дозировка: 4 раза.
Методические указания: Действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы. Образ - ветерок подул с левой стороны - парус надулся вправо.
«Натянутый лук»
Исходное положение: руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
Описание упражнений:
1-8 – пружинящие движения руками назад.;
Дозировка: 2 раза.
Методические указания: активно прогнуться в спине.
«Солнышко вращается»
Исходное положение: руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
Описание упражнений:
1-4 - вращение руками и туловищем вправо;
5-8 - влево.
Дозировка: 2-3 раза.
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движения в пояснице.
«Стекло»
Исходное положение: руки согнуты в локтях перед лицом, ладони вперед.
Описание упражнений:
1 -2 - попеременные движения ладонями вверх, прикасаясь к воображаемому стеклу;
3-4 - то же вниз;
5-6 - вправо-влево;
7-8 - исходное положение.
Дозировка: 30-40 секунд.
Методические указания: обратить внимание детей на положение кистей в одной плоскости. Спина прямая.
«Принцесса Востока»
Исходное положение: руки согнуты в локтях на уровне шеи ладонями вниз, пальцы переплетены.
Описание упражнений:
1-2 - движения головой вперед-назад;
3-4 - вправо-влево;
5-8 - по кругу.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: плечи неподвижны, спина прямая, «работают»
только мышцы шеи и головы.
Используемая литература:
- Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Воронеж, 2007г.
- Журнал «Инструктор по физической культуре», № 1, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс « Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».
АКТУАЛЬНОСТЬ. Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным...
Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить дополнительное обр...
Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...
Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....
Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....
Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"...
Мастер - класс для педагогов : «Квест-игра - как образовательная технология и применение ее в работе с детьми дошкольного возраста».
Материал по обобщению опыта работы мастер – класс: «Квест-игра - как образовательная технология и применение ее в работе с детьми дошкольного возраста» представлен педаго...