Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему
В данной статье дана характеристика детей с нарушением ОДА. Представлены причины возникновения нарушений в осанке, также представлены формы работы с детьми по коррекции опорно-двигательного аппарата. Дано подробное описание оборудования, предназначенного для профилактики плосостопия и правильной осанки. Указаны игры на укрепление осанки, мышц спины, брюшного пресса и профилактики плоскостопия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blinova_osanka.docx | 165.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)
На сегодняшний день целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития в годы раннего детства. Почему у современных детей часто наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Основным средством коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ являются физические упражнения. В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.
Формы работы с детьми по коррекции ОДА
- Использование различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в группе: самомассаж, физминутки, динамические паузы, гимнастика для стоп перед утренней зарядкой, корригирующие упражнения, закаливание после сна. Данную деятельность осуществляет воспитатель. Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.
- Работа по ЛФК - по подгруппам 1 раз в неделю. Данная деятельность состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть состоит из несложных общеразвивающих и корригирующих упражнений, различных видов ходьбы. В основную часть входят корригирующие упражнения, соответствующие нарушению ОДА, из различных исходных положений. Дозировка упражнений зависит от самочувствия ребенка, а также от временного периода: в начале и конце года среднее количество повторений, а в середине года большее количество повторений. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, на ощущение правильной осанки, дыхательных и специальных упражнений, игр малой подвижности.
Виды физических упражнений, используемые в коррекционно-профилактической работе с детьми, имеющими нарушения ОДА:
- В равновесии;
- Корригирующие;
- На растягивание;
- На расслабление;
- Дыхательные;
- Спортивно-прикладные (ходьба, бег, лазанье и ползанье, плавание, метание, катание на лыжах);
- Общеразвивающие и общеукрепляющие.
Дети очень легко запоминают упражнения и быстро усваивают, как необходимо его выполнять, если оно имеет образное название, например, «Звери на водопое», «Рыбка», «Велосипед» и т.д. С детьми проводятся тематические занятия: «Путешествие по городу», «Туристы», «Морское царство», «Палочка-выручалочка» и т.п.
3. Одним из эффективных средств профилактики и предупреждения нарушений ОДА является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактикой дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник снижается. Мягкие движения ногами обеспечивают разностороннюю нагрузку на нижние конечности, создавая, таким образом, условия для формирования и укрепления твердой опоры для ног. При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на стопу и предупреждает плоскостопие. Кроме того, плавание развивает координацию, ритмичность движений. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно, а постепенное понижение температуры служит закаливающим фактором. Игра является одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Игры на воде появились в давние времена; И до сих пор остаются интересным развлечением во время купания, эффективным средством физического развития и закаливания. Во время игр в активную работу включается вся скелетная мускулатура, повышается сердечнососудистая деятельность. Так же как купание и плавание, игры используют для лечения и профилактики различных заболеваний. Не умеющим же плавать игра поможет преодолеть естественный страх перед водой, воспитать решительность и волю. Многие игры способствуют совершенствованию тех или иных способов плавания. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки и атрибуты. Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.
При обучении плаванию можно использовать следующие игры на воде: «Я плыву», «Звездочка», «Буксир», «Море, берег, парус», «Поднять паруса», «Рыбки и акула»; на суше: плавание «Брасом», «Рыбка», «Морская звезда», «Кораблик», «Ныряльщик за жемчугом»; серия упражнений для укрепления мышц брюшного пресса: «Русалочка», «Катамаран», «Медуза», «Кальмар», «Кит».
Плавание организуется в рамках кружковой работы «Поплавок», проводятся 2 раза в неделю и состоят из разминки на суши, а также упражнений в воде с музыкальным сопровождением с элементами Аква аэробики.
Итак, плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающие действие, облегчает адаптацию к водной среде.
Получить положительный результат оздоровления детей мы можем только в совместной работе с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:
- общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,
- правильный подбор обуви для ребенка,
- массаж,
- проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны),
- специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,
- использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.
С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.
Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми делать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять.
Оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки
"Зебра"
Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).
"Цветочная поляна"
На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).
"Извилистая дорожка"
На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
"Полоса препятствий"
Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.
Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
"Рыбки и акулы"
Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила:
- разбегаться можно только после команды "Лови!";
- если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
- пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются - раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила:
- принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
- при повторении игры необходимо найти новую позу;
- ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация "Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
"Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
"Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки. Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения по развитию осязания и мелкой моторики»
Итоговая контрольная работа....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»
Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциац...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциац...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)
В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...