ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
статья по коррекционной педагогике

Енина Татьяна Борисовна

Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём   памяти  путём образования ассоциаций (связей). Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоквадратов, всё это помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность, кроме этого заметно облегчает детям овладение связной речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx573.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ

 В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Журавлик» г. Абакана

учитель-дефектолог: Енина Татьяна Борисовна

Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём   памяти  путём образования ассоциаций (связей). Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоквадратов, всё это помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность, кроме этого заметно облегчает детям овладение связной речью.

В нашем детском саду комбинированного вида посещают дети с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, такими как амблиопия, косоглазие, астигматизм. У детей снижена острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствует или снижен уровень развития стерео зрения и др. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами: амблиопия высокой степени, нистагм, есть дети-инвалиды по зрению. Даже незначительное снижение остроты зрения приводит к замедленному и затрудненному выполнению заданий детьми во время непосредственно-образовательной деятельности. При использовании метода мнемотехники в работе с детьми с нарушениями зрения возникли определённые трудности. Серьёзные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных качеств предметов, например, цвет, форма, величина. В связи с этим для эффективного восприятия мнемотаблиц, педагоги адаптируют схемы в соответствии с остротой зрения детей и рекомендациями врача офтальмолога: материал максимально приближен к реальности, имеет четкую форму, не зашумлен деталями, не используется материал с блестящей поверхностью. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста предоставляются цветные таблицы, так как в памяти у детей лучше остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Позже - усложняется или заменяется другой заставкойизображением персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы рисуются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Словарный запас детей с нарушениями зрения является одним из непременных условий компенсации чувственного опыта, для этого он опирается на конкретные представления. Степень соотнесения слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию, мнемотехника помогает упростить процесс запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • Кодирование в образы;
  • запоминание (соединение двух образов);
  • запоминание последовательности;
  • закрепление в памяти.

Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, т.е. это карточка на которой нарисован знакомый ребенку предмет (дом, солнце, кошка и т.д.), задача ребенка заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

Изображение выглядит как текст, коллекция картинок  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как текст, коллекция картинок  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как текст, коллекция картинок  Автоматически созданное описание

Затем задание усложняется и детям демонстрируются мнемодорожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Они содержат в себе небольшое количество познавательной информации, что важно для ребенка в первое время.

Мнемодорожки строятся на любые темы, это могут быть цифры, скороговорки, игрушки, стишки, потешки, загадки, какие- то бытовые моменты и многое другое.

Как заниматься:

1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки. Детям с нарушениями зрения время на рассматривание увеличивается.

2. Выразительно прочитайте текст.

3. Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.

4. Поинтересуетесь, все ли поняли, если что не понятно, стоит объяснить в доступной форме.

5. Читаете еще раз для закрепления материала.

6. Попросите повторить то, что запомнили, глядя на мнемодорожку.

И самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой  изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Этапы работы по запоминанию стихотворений (скороговорок, чистоговорок)

1. Сначала можно выразительно прочитать стихотворение или рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.

2. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

4. Разобрать непонятные слова.

5. Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать оконцовку фразы.

6. Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Рассказать стихотворение.

Капитаны

Водят смело капитаны

Корабли по океанам.

Интересно плавать им

По дорогам голубым.

Днем и ночью,

Днем и ночью

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Море любит умных, смелых;

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

Капитаном сможешь стать.

Хитрый ежик

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застежек.

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ежатам.

Этапы работы по составлению описательных рассказов:

Особенностью составления описательного рассказа для ребенка является трудность анализа (осознания предмета или действия), т.к. дети не располагают всеми необходимыми знаниями. Поэтому важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета: цвет, форма, размер, материал, части и элементы, действия, — т.е. составить план рассказа, опорную схему.

Например тема «Домашние животные»:

- Кто это?

- Какого цвета?

- Назови части тела.

- Чем покрыто?

- Какой голос?

- Чем питается?

- Где живет?

- Какие детеныши?

- Какая польза человеку?

Мнемотаблицы могут использоваться, для составления описательных рассказов различной тематики, например «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Домашние птицы»  и другие.

Таким образом, актуальность применения мнемотехники в том числе и для детей с нарушениями зрения обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-либо предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то запоминание будет затруднено. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Кроме этого, приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все...

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шением зрения прежде всего состоит в организации ком­пенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожно­го, вибрационного и др.Компенс...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём   памяти  путём образования ассоциац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём   памяти  путём образования ассоциац...

Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...