Обучение старших дошкольников прикладному плаванию в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности
статья (старшая группа) по теме
Работа посвящена обеспечению безопасности жизнедеятельности человека, в частности о его действиях в сложных условиях и экстремальных ситуациях на воде. В материале представлен экспериментальный опыт по обучению дошкольников прикладному плаванию, который может быть использован в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается состояние проблемы в теории и практике дошкольного воспитания, отобрано содержание знаний о прикладном плавании для детей старшего дошкольного возраста, разработана и апробирована методика формирования представлений о прикладном плавании, их закрепление на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение старших дошкольников
прикладному плаванию в целях обеспечения
безопасности жизнедеятельности
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности остается актуальной уже много лет. В результате несчастных случаев на воде в России ежегодно погибает несколько тысяч человек, в том числе до 25% детей. Особенно много таких случаев происходит с детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Из 16 видов несчастных случаев, связанных со смертельным исходом, утопление занимает второе место.
Во многих дошкольных учреждениях ведется работа по обучению детей плаванию. Но умение плавать не дает полной гарантии спокойного и уверенного общения с водной средой. Важно уметь плавать безопасно, стремясь избегать возможных несчастных случаев. Среди основных причин несчастных случаев на воде исследователи (Н.Ж. Булгакова, А.В. Гостюшин, В.К. Велитченко, Ю.А. Семенов) выделяют: неумение плавать, грубое нарушение техники безопасности, психологическую неподготовленность к экстремальным ситуациям. Многие исследователи указывают и другую главную причину гибели в воде: сначала самоуверенность, а потом страх. Причем известно, что и от того и от другого часто спасают знания. Знания о правильном поведении на воде в обыденных, сложных и экстремальных ситуациях рассматривает раздел «прикладное плавание».
Прикладное плавание — любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь (Ю.А. Семенов). Представления о прикладном плавании помогут сохранить свою жизнь даже не умеющему плавать, в то время как умеющий плавать, но не имеющий представления о правильном поведении в сложных условиях на воде, может попасть в беду.
В прикладном плавании выделяют два направления:
- Плавание в сложных условиях. Это неожиданные или сложные ситуации на воде (холодная вода, волны, течение, воронки, водоросли, темное время суток) или другие затрудняющие плавание обстоятельства (судороги или травмы, плавание с предметами, в одежде и др.).
- Плавание в экстремальных ситуациях, то есть ситуациях, в которых жизнь человека подвергается реальной опасности.
Для сохранения своей жизни человек, оказавшись в воде в экстремальной ситуации, особенно в холодное время года, должен проявить максимум волевых усилий. Избежать тяжелых последствий и сохранить жизнь помогут уверенность в своих силах, психологическая устойчивость, критическая оценка ситуации, целенаправленность действий и, конечно, знания.
Дошкольный возраст — сензитивный период для заложения основ прикладного плавания. Чем раньше они будут заложены, тем лучше, так как трудно предположить, в каком возрасте эти знания, умения, навыки будут востребованы. Исследования, проведенные с младшими школьниками (Т. А. Протченко) и старшими дошкольниками (М. К. Ланцовой, И. Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность использования элементов прикладного плавания. Следовательно, система знаний о безопасности на воде, прикладном плавании также вполне доступна детям старшего дошкольного возраста, возможна для внедрения в детский сад. При этом можно избежать увеличения нагрузки и учебного времени, не сокращая времени, отведенного на непосредственное обучение плаванию.
Необходимость изучения подобного материала в дошкольном возрасте диктуется тем, что выпускники детского сада, а зачастую и дети старшего дошкольного возраста выходят на улицу без сопровождения взрослых или под наблюдением таких же некомпетентных в данном вопросе старших братьев и сестер. Детей привлекают водоемы, имеющиеся в достаточном количестве в городе Москве. Ситуация усугубляется при выезде за город, где пропорционально к возрастающей доступности водоемов мы наблюдаем уменьшение контроля взрослых за детьми.
И, наконец, сами взрослые предоставляют массу примеров, которые могут привести к несчастным случаям на воде. Это рыбаки, выходящие на неокрепший лед; молодежь, плавающая на плотах, баллонах и бросающая их на берегу. Детей, следующих этим примерам, даже умеющих плавать, подстерегает опасность. Из этого вытекает необходимость не только обучения плаванию дошкольников, но и формирование представлений о прикладном плавании, которые помогут сориентировать детей в сложных и экстремальных ситуациях.
Роль взрослого — помочь ребенку овладеть знаниями о прикладном плавании, но эта помощь заключается не только в преподнесении знаний о социальной действительности, а в создании таких условий, которые будут активизировать познавательные интересы ребенка, помогут развить умения анализировать и сравнивать, понимать причинно-следственные связи и зависимости, натолкнут ребенка на самостоятельные умозаключения.
Таким образом, чтобы глубже рассмотреть этот вопрос на базе ГБОУ детского сада комбинированного вида №1824 Южного округа было проведено исследование с целью формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о прикладном плавании, обеспечивающие безопасность их жизнедеятельности.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- Изучение состояния проблемы в теории и практике дошкольного воспитания.
- Отбор содержания знаний о прикладном плавании для детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка и апробация методики формирования представлений о прикладном плавании у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение плаванию велось по современной методике одновременного освоения всех способов плавания, разработанной главными специалистами по плаванию Департамента образования Москвы Т.А. Протченко и Ю. А. Семеновым. Суть ее состоит в том, что детей одновременно знакомят с элементами всех спортивных способов плавания («брасс», «кроль на груди», «кроль на спине», «дельфин») и с различными их сочетаниями (руки «брасс» — ноги «кроль»; руки «брасс» — ноги «дельфин»; и т. д.). Обучение плаванию начинается с разучивания движений рук. Эта методика считается наиболее эффективной для овладения навыком плавания детей дошкольного возраста, поскольку плавание неспортивным способом лучше получается у детей. К тому же, изучая несколько способов плавания одновременно, ребенок может выбрать наиболее удобный для себя способ, поскольку каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.
На сегодняшний день инструкторы по плаванию руководствуются в своей работе “Программой по обучению плаванию детей от 2 до 7 лет”. Анализ существующих программ по разделу «Физическое воспитание (плавание)» показал, что эта программа наиболее полна, содержит точно сформулированные задачи, ставит не только задачи плавательной подготовленности детей, но и подразумевает овладение детьми определенным багажом знаний о прикладном плавании, который подкрепляется практическими действиями и упражнениями.
При проведении исследования нами была выдвинута гипотеза, мы полагали, что формирование представлений о прикладном плавании у старших дошкольников способствует осознанию своего “Я”, обеспечивает безопасность жизнедеятельности, при этом необходимыми условиями будут являться:
а) систематическая работа, которая должна проводиться в равновесии познавательных мероприятий и практической деятельности;
б) методическое руководство (использование передового опыта, новинки литературы, использование нестандартного оборудования, видеофильмов, новых приспособлений и т. д.).
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже обладает некоторым социальным опытом приобщения к водной среде, у него уже складываются и им осознаются отдельные представления о возможностях своего организма в водной среде, о том, как ему к ней приспособиться. Ребенок различает, что поведение в воде и на суше должно быть различным, что вода содержит в себе некие опасные моменты. Экспериментальная часть работы показала, что стихийно формирующиеся знания дошкольников часто ошибочны и требуют уточнения и коррекции, а формирование системы знаний возможно лишь в условиях специально организованного обучения.
Нужно отметить, что занятия плаванием имеют свою специфику, которая препятствует передаче информации в полном объеме. Дети находятся в воде, лишняя минута без движения приводит к переохлаждению. Занятие должно быть построено с высокой моторной плотностью. Кроме того, шум воды, резиновые шапочки на голове детей, положение воспитателя высоко над головами детей, эмоциональное возбуждение детей — все это мешает процессу передачи и усвоению информации, вынуждает воспитателя быть кратким, передавать только самое главное. Это приводит к несоответствию между практическими навыками, плавательной подготовленностью детей и теоретическими знаниями о том, как и где их использовать. Таким образом, задача формирования представлений о прикладном плавании у детей старшего дошкольного возраста может быть реализована, но должна проводиться в равновесии познавательных мероприятий и практической деятельности.
Найти время для познавательных занятий дошкольников по данной теме, не сокращая времени, отведенного на практические занятия на воде, можно, это:
- время, когда группа высажена на карантин и не имеет возможности посещать бассейн;
- дни прививок, когда большая часть детей освобождена от занятий. (Целесообразнее провести познавательное занятие для всей группы, чем плавательное – для 3-4 детей).
- дни, когда бассейн не может функционировать по техническим причинам (отсутствие горячей воды, отсутствие отопления – сентябрь, май; и т. д.)
Чтобы инструктор по плаванию мог эффективно использовать неожиданно появившееся время, у него под рукой должна быть система занятий, продуманная, готовая к использованию, имеющая наглядный материал.
На начало эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, который решал задачу определения у детей объема знаний о прикладном плавании. Для этого были разработаны проблемные ситуации, игры-интервью. Были получены следующие результаты:
- В процессе обучения плаванию у детей старшего дошкольного возраста происходит стихийное формирование некоторых знаний о плавании. Но стихийно формирующиеся знания дошкольников часто бывают ошибочны и требуют уточнения и коррекции. Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито, а установление причинно-следственных связей вызывает затруднение. Так, например, раз нахлебавшись воды, дети говорят, что в воде нельзя делать не только вдох, но и выдох.
- Занятия плаванием эмоционально воздействуют на детей, вызывают их интерес. 90% детей проявили желание узнать что-то новое о плавании.
- Отвечая на вопросы о прикладном плавании, дети, не зная наверняка правильного ответа, интуитивно угадывают верные ответы. Но поскольку мыслительные процессы дошкольника (такие как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) не достаточно развиты, имеющиеся у детей представления не могут самостоятельно выстроиться в систему. Формирование системы знаний возможно лишь в условиях специально организованного обучения.
Цель формирования системы знаний о прикладном плавании – не ограничить действия детей в воде, а помочь детям так строить свою деятельность, чтобы избежать сложных ситуаций, а также снабдить данными о том, как в этих сложных ситуациях им действовать.
Содержание знаний для формирующего эксперимента мы разбили на 4 блока, которые предъявлялись детям в определенной последовательности.
1 блок — значение плавания, использование плавания:
а) для безопасности жизнедеятельности;
б) для укрепления здоровья человека и его развития;
в) для профессиональной деятельности людей;
г) для участия в различных видах спорта;
д) для активного отдыха.
2 блок — правила безопасного поведения:
а) непосредственно в воде;
б) на водном транспорте;
в) на льду.
3 блок — плавание в сложных условиях:
- плавание в холодной воде;
- судороги при плавании;
- плавание в воде, покрытой водорослями;
- плавание при сильной волне;
- способы отдыха на воде;
- помощь уставшему пловцу;
- плавание в одежде;
- освобождение от лишней одежды в воде.
4 блок – плавание в экстремальных условиях. Детям дошкольного возраста нецелесообразно раскрывать этот блок подробно, поскольку спасение тонущего представляет некоторую опасность и для самого спасателя. Тонущий, потеряв самообладание, изо всех сил старается ухватиться за своего спасателя, подтянуться к нему и даже влезть на него. Поэтому детям следует раскрыть лишь способы оказания помощи с берега, поскольку такую помощь дети могут оказать самостоятельно, и способы транспортировки, так как, проиграв их в дошкольном возрасте, их будет легко вспомнить во взрослой жизни (опора на двигательную память).
С учетом особенностей мировосприятия детей старшего дошкольного возраста была разработана и апробирована методика формирования представлений о прикладном плавании, основанная на поисковых вопросах, опытах, экспериментировании, воображаемых и проблемных ситуациях, беседах, практических упражнениях.
В ходе эксперимента дети не только повысили свой познавательный уровень, нашли применение своим знаниям в своей действительной жизни и будущей взрослой деятельности, но и получили возможность увидеть применение этих знаний для обеспечения безопасности своей жизнедеятельности и жизни других людей.
Работа была построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно добывать эти знания путем анализа собственных ощущений, сравнения своих действий, возможностей во времени (“я в прошлом”, “я в настоящем”), сравнения своих действий, возможностей с другими детьми, со взрослыми, с помощью наводящих и проблемных вопросов. Занятия на суше по формированию представлений о прикладном плавании дополняли практические занятия по плаванию. Занятия по плаванию стали проходить более интересно, разнообразно, пользоваться все возрастающим интересом у детей. Увеличилась физическая нагрузка и плотность занятия на воде. Овладение детьми движениями и навыками стало проходить значительно быстрее.
Анализ проведенной работы подтвердил, что содержание отобранных знаний доступно для детей старшего дошкольного возраста; представил значительные преимущества подобной системы работы; показал ее практическую значимость для овладения детьми плавательными навыками.
Таким образом, исследование подтвердило, что для успешного формирования представлений о прикладном плавании необходимо соблюдение следующих условий организации работы с детьми:
- Отбор содержания знаний должен проводиться с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, а также интересов дошкольников.
- Обучение должно способствовать активизации и проявлению самостоятельности детей.
- Необходимо взаимодействие педагогического коллектива и семьи.
- Взаимосвязь теоретических занятий на суше и практического закрепления знаний с помощью действий в воде.
Следует подчеркнуть, что такая организация обучения воздействует на развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер жизни ребенка, а в конечном итоге — на развитие всей личности в целом, что способствует более успешной социализации ребенка. Сформированные представления по прикладному плаванию оказывают влияние на формирование мировоззрения детей, их внутреннюю позицию.
Проведенное исследование представляет собой экспериментальный опыт, который может быть использован в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях и представляет возможности для дальнейших исследований в этой области:
- “Обеспечение взаимодействия семьи и детского сада в вопросах обучения детей прикладному плаванию”;
- “Влияние формирования представлений о прикладном плавании на плавательную подготовленность детей”;
- “Применение знаний о прикладном плавании с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях плаванием в глубоком бассейне” и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно рас...
Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"
Основной направленностью дополнительной программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безоп...
Проект «Обучение старших дошкольников прикладному плаванию в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности».
Во многих дошкольных учреждениях ведется работа по обучению детей плаванию. Но умение плавать не дает полной гарантии спокойного и уверенного общения с водной средой. Важно уметь плавать безопасно, ст...
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности.
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной активности является обучение детей пла...
«Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности»
laquo;Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности»...
Сообщение «Формирование коммуникативных навыков в процессе обучения старших дошкольников плаванию»
В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.Что же такое коммуникация?Коммуникаци...
Элементы прикладного плавания в процессе обучения спортивному плаванию для детей старшего дошкольного возраста, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Прикладное плавание - любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь, оказать помощь, терпящему бедствие.В прикладном плавании выделяют два направ...