Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях.
консультация по физкультуре по теме
Интегрированные занятия как основная форма осуществления интегративного подхода в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»
«Интеграция двигательной,
игровой и познавательно-исследовательской
деятельности на физкультурных занятиях».
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Драган Е.В.
Нягань 2014г.
«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской
деятельности на физкультурных занятиях».
Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны. В соответствии с требованиями ФГОС наиболее эффективно образовательные задачи можно решить только в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А.Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. По мнению ученых понятие интеграции определяется как:
- Процесс и результат создания неразрывно связанного (Н.С.Антонов, М.С.Асимов, А.С.Белкин, Н.К.Чапаев, И.П. Яковлев);
- Состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию (Н.К.Чапаев);
- «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания» (И.Д.Зверев). В более поздней работе, написанной им совместно с В.Н.Максимовой, интеграция характеризуется как процесс и результат создания непрерывно связанного.
Всё это предполагает:
- «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Ю. Лотман);
- уметь переносить знания с одного вида деятельности на другой,
- одну информацию на другую,
- находить общее и индивидуальное.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия.(слайд 5) На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определённой темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используются в период предшкольного образования.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём («Безопасность»).
- Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»).
- Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»).
- Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»).
- Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»).
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»).
- Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»).
- Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:
- Формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира.
- Повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей.
- Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, интегрированные занятия:
1. Оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками.
2. Повышают уровень образованности.
3. Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.
Используемая литература:
1. Инструктор по физкультуре. 2011 №1.
2. С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М.2008.
3. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы – М. Мозаика-Синтез, 2011г.
4. Физкультурно – оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований - Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ «Перспектива», 2011г.
5. Управление ДОУ. 2011г, №7,8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ
Хочу представить материал по теме:"Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ". Здесь статья на эту тем...
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...
Спортивный праздник «Путешествие в страну сказок и мультяшек» (интеграция двигательной, игровой, музыкальной, познавательной видов деятельности)
Спортивный праздник «Путешествие в страну сказок и мультяшек»(интеграция двигательной, игровой, музыкальной,познавательной видов деятельности)Спортивный праздник в старшей...
«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...