Корригирующая гимнастика для детей
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Михайлова Татьяна Викторовна

Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. При проведении комплекса необходимо знать, какие группы мышц работают при выполнении каждого упражнения, контролировать состояние детей во время и после занятия. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия только тогда эффективны, когда они приятны детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrigiruyushchaya_gimnastika_dlya_detey.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корригирующая гимнастика для детей

Существуют  традиционные (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физкультминутки) и дополнительные (массаж, индивидуальная работа по коррекции нарушений осанки) виды работы по организации двигательной деятельности детей, а также дополнительные комплексы упражнений: глазная гимнастика, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. 

При проведении комплекса необходимо знать, какие группы мышц работают при выполнении каждого упражнения, контролировать состояние детей во время и после занятия. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия только тогда эффективны, когда они приятны детям.

Ребенка следует научить различать не только крупные мышцы рук и ног, но и состояние расслабленности и напряжения определенных групп мышц при выполнении каждого упражнения. Инструкция должна быть четко сформулирована и образна. Это поможет привлечь и удержать интерес ребенка, добиться, чтобы при выполнении упражнений он автоматически включал в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят, как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т.п.».

Следует помнить:

 - во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц;

- расслабление должно быть более длительным, чем напряжение;

- некоторые инструкции, учитывая индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка, необходимо повторять большее или меньшее количество раз по сравнению с указанным.

Помещение, в котором проводятся упражнения, должно быть проветрено, температура воздуха – 20–22 градуса.

Мышечная релаксация перед сном

К сожалению, в детском саду трудно выполнять данный комплекс, но дома, с учетом будущих нагрузок в школе, возможно их исполнение.

И.П.: лежа на кровати на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

1. Упражнение на расслабление мышц рук.
   
С этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном. Установка на состояние общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
       Мы умеем танцевать,
       Бегать, прыгать, рисовать,
       Но не все пока умеем
       Расслабляться, отдыхать.
       Есть у нас игра такая – 
       Очень легкая, простая.
       Замедляется движенье,
       Исчезает напряженье…
       И становится понятно – 
       Расслабление приятно!
       Руки с силой выпрямляем – 
      (
Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться.)
       Мы как будто подрастаем.
      (
Глубокий вдох, пауза.)
       А теперь их расслабляем,
       Плавно, мягко опускаем.
      (
На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить.)

2. Упражнение на расслабление мышц ног.
       
Что за странные пружинки
       Распрямили наши спинки?
      (
Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати.)
       Ты носочки поднимай
       И смотри, не опускай!
      (
Пауза.)
       Ноги расслабляются,
      (
Расслабить мышцы ног.)
       Отдохнуть стараются.

3. Упражнение на расслабление мышц живота. (Положить ладони на область диафрагмы.)
       
Шарик надуваем,
      (
Вдох, живот надуть.)
       Руками проверяем.
       Шарик наш сдувается,
       Мышцы расслабляются,
      (
Выдох, живот втянуть.)
       Дышится легко, ровно, глубоко.

4. Самомассаж лица и шеи.
       
Разотрем ладошки,
       Согреем их немножко,
      (
Потереть ладони одну о другую.)
       И теплыми ладошками
       Умоемся как кошки.
      (
Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.)
       Грабельки сгребают все плохие мысли,
      (
Пальцами провести от середины лба к вискам.)
       
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.
      (
Пальцами легко постукивать по щекам.)

5. Общая релаксация.
       
Ресницы опускаются …
       Глаза закрываются …
       Мы спокойно отдыхаем … (2 раза.)
       Сном волшебным засыпаем …
       Наши руки отдыхают …
       Тяжелеют, засыпают … (2 раза.)
       Шея не напряжена,
       А расслаблена она …
       Губы чуть приоткрываются …
       Так приятно расслабляются. (2 раза.)
       Дышится легко… ровно … глубоко …
       Мы чудесно отдыхаем, сном волшебным засыпаем …

Гимнастика после дневного сна

Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривают решение главных задач:

- укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;

- профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;

- укрепление мышц брюшного пресса;

- предупреждение вторичных отклонений.

Каждое упражнение корригирующей гимнастики выполняется по 6 раз.

1. «Растишка (резинка)»

И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.
Пауза – расслабиться.

2. «Велосипед»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Подтянуть согнутые ноги, имитировать езду на велосипеде.

3. «Качели»
И.п.: лежа на спине.
Подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, захватив стопы. Покачивание на спине вперед-назад.

4. «Качалка»
И.п.: лежа на животе.
Руками взять стопы ног, прогнуться в спине. Покачивание на животе вперед-назад.

5. «Лодочка»
И.п.: лежа на животе, руки вперед-вверх, ноги вместе.
На счет 1-2 прогнуться, на счет 3-4 – пауза (отдых).

6. «Кошечка»
И.п.: стоя на четвереньках.
На счет 1-2 – прогнуться в спине, голову вверх (кошечка радуется – «мау»).
На счет 3-4 – выгнуть спину вверх, голову вниз (кошечка злится – «ш-ш-ш»).

7. «Часики»
И.п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе.
Наклоны туловища влево и вправо.

8. «Ракета»
И.п.: сидя, ноги скрестно, руки вдоль туловища.
На счет 1-7 – руки в замок над головой, потянуться, на счет 8 – вернуться в исходное положение.

9. «Носок – пяточка»
И.п.: сидя на кровати, ноги опустить на пол.
Прокатить мяч от носка к пятке одной, затем другой ногой.(10 – 15 раз.)

Комплекс заканчивается ходьбой:
1. На носочках босиком по ковру друг за другом.
2. На полной стопе по ребристой дорожке.
3. На пятках босиком по кругу.
4. На полной стопе по ребристой дорожке.
5. Приставным шагом правым и левым боком поочередно.
6. На полной стопе по ребристой дорожке.

Список литературы:
1. Сековец Л.С. Коррекционно–педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. 
2. Иванова Е.С. Релаксационная гимнастика.
3. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. и др. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста при плоскостопии

Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста при плоскостопии...

Корригирующая гимнастика для детей 4-7 лет

Комплексы корригирующей гимнастики с использованием элементов дыхательной гимнастики, хатха-йоги, самомассажа, игрового тренинга, которые можно проводить с детьми с 4х лет.  Такие упражнения как ...

Кружок "Корригирующая гимнастика для детей"

С раннего детства нужно уделять большое внимание правильной осанке и развитости мышц ребенка. Правильно сформированная грудная клетка, здоровый позвоночник и симметрично развитые мышцы – залог красиво...

Комплекс корригирующей гимнастики для детей средней группы

Корригирующая гимнастика - это тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное расслабление других, а так же на профилактику плоскостопия у дошкольников и формирование пра...

Комплекс корригирующей гимнастики для детей второй младшей группы

Корригирующая гимнастика - это тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное расслабление других, а так же на профилактику плоскостопия у дошкольников и формирование пра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЛОГОРИТМИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОДА

Тема: «В зоопарк открыты двери, ждут детишек в гости звери!» Цель: Закреплять знания детей о животных и птицах разных континентов. О характерных особенностях этих живых существ.Задачи...

Комплекс корригирующей гимнастики для детей 4-5 лет.

Здоровье - это естественное состояние организма в гармонии с окружающей средой. Для того,чтобы укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать возрастные особенности детского организма на каждом эт...