Игры и игровые упражнения в условиях ограниченного пространства.
статья (физкультура, старшая группа) по теме
Представлены игры и игровые упражнения для развития двигательной активности в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения для повышения двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства.
Человечество очень сильно шагнуло вперед во всех сферах жизни. И тем самым облегчило себе существование. Однако создание комфортных социально бытовых условий и повсеместная автоматизация оказали пагубное влияние на состояние здоровья современного человека: исчезла необходимость много ходить, прилагать усилия для бытовых дел (стирка, уборка, приготовление пищи), и доля движений в жизнедеятельности стала минимальной. Гипокинезия – дефицит движений, болезнь ХХI века, «болезнь цивилизации»
Городские современные дети не имеют возможности для проявления достаточной, самостоятельной двигательной активности. Ее ограничение влечет за собой изменение здоровья растущего организма:
- снижение физической работоспособности, уменьшение физиологических резервов организма;
- нарушение функций центральной нервной системы – раздражительность, плохая память, нарушение сна, неустойчивость настроения, невротизация;
- снижение интенсивности обмена веществ;
- деформация опорно – двигательного аппарата из-за слабого развития мускулатуры;
- значительное изменение сердечно - сосудистой системы: учащение сердечных сокращений, уменьшение общего количества крови, что приводит к уменьшению поступления кислорода к ткани.
Существуют факторы, влияющие на ограничение двигательной активности дошкольников:
-замкнутость, перенасыщенность пространства групп в детском саду;
-увеличение продолжительности занятий с преобладанием статических поз;
-ограничение двигательной активности на прогулках (чрезмерная забота, запреты взрослых-«не лезь», «не беги», «испачкаешься»);
-преобладание статичного времяпровождения (просмотр м/ф, настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью);
-генетическая наследственность (10% детей являются условно здоровыми).
Самой же главной проблемой является то, что дети не умеют правильно организовывать самостоятельную деятельность в условиях ограниченного пространства. Поэтому педагоги должны способствовать повышению самостоятельной двигательной деятельности.
Предлагаемые этапы работы:
- Определение индивидуальных предпочтений детей: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную деятельность в условиях ограниченного помещения.
Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, мы выяснили, что дети предпочитают сюжетно - ролевые игры, выполнять постройки из различного вида конструктора. Из настольных игр дети предпочитают разнообразные лото, мозаики, много рисуют и раскрашивают.
Очень мало времени уделяется подвижным играм и играм с атрибутами спортивного уголка, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.
- Были подобраны игры и упражнения, изготовлены необходимые атрибуты и оборудование с учетом специфики группы, т.е. ограниченностью пространства.
- Обучение детей новым играм и способам использования игрового оборудования физкультурного уголка, а так же привычных предметов (столы и стулья, детали крупного строительного конструктора, мягкие модули).
Особое внимание уделяли безопасности во время организации подвижных игр:
- воспитание дружелюбия, внимательности к окружающим, умение уступать сверстнику, толерантность;
- формирование умения контролировать свое поведение и последствия своих действий;
- адекватно реагировать на выражение недовольства сверстников, умение решать возникающие конфликты, использовать вежливое обращение.
- Введение игровых упражнений в самостоятельную деятельность детей, которые совершенствовали бы основные виды движений:
-ходьба;
-равновесие;
-лазание, ползание;
-прыжки;
-метание;
-развитие координации движений.
В качестве игровой площадки можно задействовать не только игровое помещение, но и площадь приёмной и коридора. Здесь можно нанести разметку для игры в «классики», «цветные настенные ладошки»- тихий тренажер, круги для прыжков.
Новые игры и атрибуты дают возможность поддерживать интерес детей к развитию движений, способствуют укреплению здоровья и профилактики гиподинамии, дозированию физической нагрузки, развивают творчество и воображение в процессе придумывания новых вариантов игр, обогащают опыт общения и взаимодействия со сверстниками, повышают коммуникативную культуру.
Кроме того, с ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности снижается количество нарушения поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих в процессе самостоятельной деятельности.
Таким образом, решается задача сохранения физического здоровья детей и создания психологического климата, благоприятного для детского развития.
Варианты игр для активной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства
Вид движения |
Методические рекомендации | Игры для самостоятельной деятельности | Пособия и атрибуты
|
Ходьба | -следить за сохранением правильной осанки; -использовать ориентир (чтобы дети не опускали голову); -чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове (для формирования правильной осанки); -использовать задания с изменением темпа. направления, с разным положением рук, чередование ходьбы с другими видами движений (повороты, приседания. Ползание). | «Гигантские шаги» - перешагивание различными способами с коврика на коврик; «Веселая дорожка» - перешагивание, переставление ступней в различных положениях; «Маленькие негритята»- перенос мешочков с песком на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между предметами; «Обезьянки»- хождение руками и ногами по дорожке с разметкой. | -мягкие коврики; -дорожка с разметкой ступни и ладошки; -мешочки с песком, шнуры, конусы, кубики, ортопедическая дорожка (коррекция плоскостопия); -дорожка с разметкой (ступни и ладошки). |
Равнове- сие | -проводить упражнения в спокойном темпе, исключить соревнования на быстроту выполнения движений; -обращать внимание на уверенность сохранения статичных поз. | «Путаница»- сохранение равновесия при прохождении через веревочный узор; «Пройди – не упади» - ходьба между шнуров, по веревке разными способами; -«Курьеры»- перенос предметов в ложке, на ракетке; -«Аисты»- стояние на одной ноге с мешочком на голове. | -веревка, длинный шнур; -веревка, длинный шнур. кубики; -ложка, ракетка, небольшие предметы или воздушный шар; -мешочки с песком.
|
Лазание, ползание, подлеза- - ние, , пролеза-ние. | -при организации ползания на четвереньках, обязательно вводить последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника; -регулярно усложнять препятствия, которые нужно преодолевать; -обязательно обращать внимание на соблюдение техники безопасности при ползании, чтобы исключить травмирование кожных покровов. | «Тоннель» -пролезание по дугами через тоннель из ткани, через обручи на стойках, под стульями и столами. «Паутинка» - перелезание, пролезание, подлезание между натянутых веревок, шнуров. «Котята» - ползание на четвереньках по ортопедической дорожке. | -дуги, обручи в стойках, тоннель из ткани, предметы мебели; -длинная веревка, шнур; -ортопедическая дорожка. |
Прыжки | - особое внимание обращать на мягкое приземление, а не на преодоление длины или высоты; -широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, ходьба по ортопедической дорожке, подпрыгивания). | «Достань ягодку» -подпрыгивание, дотягивание до условной метки; «Классики» ; « С кочки на кочку» -перепрыгивание с коврика на коврик, из кольца в кольцо; «Лягушата»- запрыгивание и спрыгивание со скамейки; «Мамина забава»- выполнение серии прыжков через бельевую резинку. | -условная метка или игрушка, подвешенная на высоте вытянутой вверх руке ребенка; -разные виды разметки классиков; -мягкие коврики. кольца; -устойчивая скамейка высотой 20 см (страховка обязательна); -бельевая резинка, связанная в кольцо. |
Метание | -особое внимание уделять правильному замаху т.к. это не только способствует закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины; -объяснение и показ правильного положения тела при метании; -уточнять некоторые элементы техники ловли и отбивания мяча . | «Бумажные снежки» - метание снежков из скомканной бумаги; «Урожай в кладовочку» - забрасывание мешочков в короб; «Попади в цель» - метание мешочков в корзину; «Боулинг в коридоре»; «Кольцеброс»; Игры с мячом в коридоре (отбивание, подбрасывание, ловля) | -газетная бумага; -мешочки, мягкие мячики, короб или корзина; кегли и мяч; -стойка и кольца; -мячи малого и среднего диаметров. |
Развитие координа- ции движений | -обращать внимание на согласование движений рук и ног, непринужденность и легкость движений; -добиваться качественного выполнения заданий; -доводить приобретенные двигательные умения и навыки до автоматизма. | «Тихий тренажер»- хождение руками и ногами по стене; «Полоса препятствий»- чередование разных видов движений (подлезание, равновесие, прыжки, метание); «Воздушный волейбол»- передача воздушных шаров в команду соперника. | -разметка в виде ступней и ладошек на стене; -в зависимости от видов движений; -полотно, натянутое на уровне груди детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...
Игровые упражнения и двигательные задания для детей в условиях ограниченного пространства с использованием подручных материалов.
Описание игровых упражнений и двигательных заданий для детей. ...
"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Игровые упражнения и двигательные задания для детей в условиях ограниченного пространства с использованием подручных материалов.
Развитие ловкости, координации движений и равновесия....
«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"
Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...
Игры и игровые упражнения в условиях самоизоляции.
Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры и игровые упражнения в условиях самоизоляции, чтобы время пребывания дома прошли с пользой....