«Физическое воспитание в системе педагогической реабилитации детей с церебральным параличом».
методическая разработка по физкультуре по теме

Средства физической реабилитации детей с ДЦП                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetspvvs1.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Физическое воспитание в системе педагогической реабилитации детей с церебральным параличом».

Содержание работы:

           Введение                                                                                                      

Глава 1. Средства физической реабилитации                                                      

           1.1. Стимуляция моторного развития детей с ДЦП                                  

          1.2. Лечебная гимнастика                                                                            

           1.3. Физкультурные занятия                                                                        

           1.4. Повышение двигательной активности с помощью игры                  

           1.5. Массаж                                                                                                    

Глава 2. Перспективная программа физического воспитания                                

Глава 3. Программа реабилитации детей с ДЦП                                                  

               Заключение                                                                                                

               Библиографический список                                                                    

 Введение

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес.

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д.

Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще. К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведении о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.

На протяжении многих лет органы здравоохранения, по существу, не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривалось как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифицированные специалисты. Дети с церебральными параличами направлялись почти не леченными в учреждения социального обеспечения. И только за последние 10-15 лет, после того как были разработаны эффективные методы лечения, отношение к этим детям изменилось. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее.

В отечественной и зарубежной литературе вопрос об организации всесторонней, наиболее эффективной помощи детям с церебральными параличами не получил достаточного и полного отражения.

Глава 1.

Средства физической реабилитации

1.1. Стимуляция моторного развития детей с ДЦП.

А. I этап коррекционной работы (первый год жизни).

На этом этапе проводятся упражнения, направленные на формирование контроля над положением головы и ее движениями. Уже в первые месяцы жизни у ребенка можно обнаружить признаки ДЦП. В возрасте 2-х месяцев такой ребенок не поднимает и не удерживает голову в положении на животе. Мышечный тонус в мышцах сгибателях не ослабляется, как при нормальном развитии, а повышается. Ребенок сохраняет резко выраженную сгибательную позу: конечности согнуты во всех суставах и приведены к туловищу. В мышцах шеи и рук, напротив, отмечается преобладание разгибательного тонуса, что выражается в запрокидывании головы назад, тенденции к разгибательному положению рук. Нарушения мышечного тонуса приводят к снижению активных движений. Положенный на живот ребенок либо лежит, уткнувшись лицом в подушку, либо поворачивает голову в сторону.

Упражнения для формирования вертикального положения головы.

Из исходного положения, лежа на спине.

1. И.П.  лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелканья пальцами, стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

2. То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.

3. И.П.  лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи  создаются условия для подъема головы.

4. То же, но тягу производить за предплечья или кисти  это способствует подъему головы и затем туловища.

5. И.П.  лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам – вызывается подъем головы.

6. То же,  но с покачиванием ребенка в данном положении, вперед-назад (типа качалки).

7. И.П. лежа на спине, держать ребенка за кисти выпрямленных и поднятых вверх рук: поочередное поднимание ребенка за каждую руку с поворотом на бок  вызывается поворот головы.

8. И.П. лежа на спине: самостоятельные повороты головы влево вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой).

9. И.П. лежа на боку: стимулирование поворотов головы за погремушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.

Из исходного положения, лежа на животе.

1. И.П. лежа на животе: пассивные повороты головы ребенка в обе стороны.

2. И.П. лежа на животе, голова повернута в одну из сторон: потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.

3. И.П. лежа на животе, голова несколько выступает за край кушетки  данное положение содействует подъему и стабилизации головы.

4. То же, но подъем и повороты головы достигаются за счет привлечения внимания ребенка, вызывается звуками, голосом или яркой игрушкой.

5. И.П. лежа, на животе, на руках методиста, ребенок приподнят в воздухе  это способствует подъему и выпрямлению головы.

Б. II этап коррекционной работы (конец первого года жизни и старше).

Упражнения этого этапа проводятся с детьми, которые удерживают голову, но у них не развиты или слабо развиты выпрямительные рефлексы туловища. Так, если ребенка с ДЦП держать лицом вниз (руки методиста под его животом), он приподнимает голову, но не может поднять верхнюю часть туловища. У него отсутствует так называемый верхний рефлекс Ландау. Он не поворачивается со спины на живот, не удерживает позу сидения. Мышечный тонус остается повышенным, что по-прежнему ограничивает его произвольные движения. Ребенок с трудом берет игрушку, кисти рук преимущественно согнуты. Активные движения ног выражены слабо. Эти особенности определяют основные задачи воспитания движений на этом этапе:

1) развитие цепного выпрямительного рефлекса;

2) развитие оптической реакции опоры рук;

3) развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину);

4) развитие опорности рук и ног из горизонтального положения;

5) стимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации.

Упражнения для формирования контроля за положением головы и развития реакции опоры и равновесия рук.

1. И.П. лежа на животе: пассивное подталкивание под грудь согнутых в локтевых суставах рук ребенка  формируется ощущение опоры.

2. То же, но протягиванием ребенку игрушки стимулируется вынос вперед поочередно левой и правой руки с сохранением опоры на противоположной руке.

3. И.П. лежа на животе с опорой на предплечья: подталкиванием слева и справа выводить ребенка из равновесия.

4. И.П. лежа на животе с опорой на согнутые предплечья: методист приподнимает ребенка за плечи и «бросает», вызывая опорой охранительный рефлекс.

5. И.П. лежа грудью и ногами на руках методиста: методист быстро приближает ребенка к надувному мячу (валику, поверхности стола или кушетки), вызывая у него защитное выпрямление рук.

В. III этап коррекционной работы (конец первого года жизни и старше).

На этом этапе ребенок уже достаточно хорошо держит голову, лежит на животе с разогнутыми руками и ногами. У него выражен цепной выпрямительный рефлекс, рефлекс Ландау, имеется оптическая реакция опоры рук, под контролем зрения он начинает захватывать предметы; присаживаться из положения на спине при подтягивании его за руки; поворачиваться со спины на живот; общая двигательная активность его значительно увеличивается; он уже способен к активному изменению позы тела.

Основные задачи моторного развития на этом этапе,

1) развитие поворотов с живота на спину;

2) развитие начального ползания в положении на животе;

3) совершенствование функции присаживания из положения на спине при подтягивании ребенка за руки;

4) формирование начальной функции сидения и самостоятельного присаживания;

5) развитие реакции равновесия;

6) активизация манипулятивной деятельности и развитие кинестетических ощущений в пальцах рук.

Упражнения для формирования функции сидения.

1. Методист удерживает ребенка в воздухе за бедро, в положении сидя, производя при этом покачивания в различных направлениях.

2. И.П.  ребенок сидит с разведенными бедрами на ногах методиста лицом к нему: методист удерживает ребенка под локти за выпрямленные и развернутые к наружи руки, выполняя покачивания в различных направлениях.

3. И.П.  ребенок сидит на коленях методиста спиной к нему: методист захватывает руки ребенка отводит их назад и разворачивает кнаружи, покачивая в таком положении.

4. И.П. сидя, упор руками сзади: методист легкими разнонаправленными движениями подталкивает, выводит ребенка из равновесия, которое он пытается сохранить.

5. И.П. сидя на коврике: методист захватывает ребенка за голени выпрямленных ног и постепенно приподнимает их  ребенок старается сохранить первоначальное вертикальное положение туловища.

6. И.П. сидя на бедрах методиста спиной к нему, ноги врозь: методист наклоняет таз ребенка вперед вниз, вызывая рефлекторное выведение туловища назад вверх.

Г. IV этап коррекционной работы (конец первого года жизни и старше).

На данном этапе работы дети с ДЦП владеют поворотами туловища, самостоятельно сидят, захватывают предметы и манипулируют ими. Однако указанные функции могут быть развиты недостаточно и выполняться неправильно. Многие дети так и не научатся ползать или ползают только назад, или при движении вперед передвигаются в основном при помощи рук, пассивно волоча ноги. Одни дети затрудняются в поворотах с живота на спину другие  в манипулятивной деятельности; многие из них сидят с согнутой спиной, опустив голову вниз. Все это говорит о недостаточном развитии предпосылок к овладению вертикальной позой. Поэтому необходимы специальные упражнения, направленные на:

1) укрепление мышц спины;

2) развитие контроля за руками и ногами в разных положениях ребенка;

3) обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползания на четвереньках;

4) воспитание рецепторных движений;

5) развитие движений ног, изолированных от движений туловища;

6) формирование устойчивого сидения и возможности садиться из разных положений тела;

7) обучение вставанию на колени;

8) обучение вставанию и ходьбе с поддержкой;

9) формирование захвата с участием большого и указательного пальцев и произвольного отпускания предметов.

Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок верхних конечностей.

1. И.П. лежа на спине: методист захватывает руки ребенка за запястья, приподнимает его невысоко над опорой и выполняет покачивающие движения во всех направлениях с постепенным увеличением амплитуды.

2. Методист приподнимает ребенка за запястья с отрывом ног от опоры и выполняет маятникообразные, раскачивающие и скручивающие движения в разные стороны.

3. Методист захватывает ребенка за одноименные руку и ногу (соответственно за запястья и щиколотку) и, приподнимая над опорой, выполняет потряхивание и раскачивание; в дальнейшем производятся круговые движения по часовой стрелке и против.

4. Методист удерживает ребенка за запястья и вращает его по типу карусели сначала в одну, затем в другую сторону.

5. То же, но во время вращения ребенка методист выполняет плавные сгибания - разгибания своих рук (как бы «выбрасывая» ребенка).

Д. V этап коррекционной работы (1,5 - 2 года и старше).

Основной задачей этого этапа является стимуляция и коррекция самостоятельной ходьбы.

На этом этапе коррекционной работы ребенок с ДЦП делает первые самостоятельные шаги. Однако, не смотря на то, что ребенок уже самостоятельно сидит, встает на четвереньки и колени, может уже частично контролировать положение рук и ног, сам изменять позу, предпосылки необходимые для самостоятельного совершенствования навыка ходьбы, развиты недостаточно. Это выражается в слабости выпрямительных реакций, отсутствии дифференциации движений плеч от движений рук, движений туловища и движений ног от движений таза.

Поэтому, для того чтобы они начали самостоятельно ходить у них должны быть сформированы следующие двигательные предпосылки:

1. Положение на животе с опорой на разогнутые кисти с отведенными в сторону и слегка повернутыми наружу ногами. Это исходное положение необходимо для подготовки к стоянию и развития защитной реакции вытягивания рук.

2. Поднимание головы, что имеет важное значение для развития контроля головы при пассивных и активных движениях и стабилизации равновесия, а также является основой для формирования начального сидения из положения ребенка на животе и на спине.

3. Симметричное положение ребенка на спине: голова ребенка находится на средней линии, плечевой пояс и уровень таза расположены симметрично. Это положение способствует развитию ручных движений и навыков самообслуживания.

4. Защитное вытягивание рук (сначала вперед, потом в стороны, затем назад для подготовки поддержки и сохранения равновесия при сидении). Необходимо для формирования ползания, сидения, стояния и ходьбы.

5. Наличие возможности продолжительного сидения с наклоненным вперед туловищем, согнутыми и отведенными в стороны бедрами, что необходимо для сидения, вставания и ходьбы с опорой на всю стопу. Эта функция может быть подготовлена в положении ребенка на спине, когда он касается руками и играет пальцами ног.

6. Развитие умения вращения в пределах оси тела, которое проявляется в том, что бедра следуют за движением плеч и наоборот. Эта реакция необходима для поворота со спины на живот, для сидения из положения на животе, для бокового сидения, для вставания на четвереньки, для принятия вертикального положения.

7. Становление реакций равновесия во всех положениях ребенка, что является условием свободного манипулирования руками в положении сидя и подготавливает вставание и ходьбу без поддержки.

Упражнения для формирования самостоятельной ходьбы.

И.П. стоя спиной у опоры (стены, тумбы, дивана), ноги на ширине плеч: методист располагается перед ребенком и протягивает ему руки, стимулируя выполнение нескольких самостоятельных движений.

1.2. Лечебная гимнастика.

Ведущую роль в развитии движений у детей с ЦП играет лечебная гимнастика.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в ЦНС и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга.

В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает ощущать правильно позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа.

При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений следует проводить в игровой форме.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей: опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, ходьба босиком по песку и т.д.), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).

На всех занятиях у ребенка формируют способность воспринимать позы и направления движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь.

Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

А. Спастическая форма церебрального паралича.

Задачами лечебной гимнастики  для больных этой группы являются:

1. Нормализация дыхания.

2. Обучение активному расслаблению спастики напряженных мышц с целью предупреждения, устранения контрактур и создания условий для лучшего выполнения упражнений.

3. Укрепление ослабленных мышц с использованием приемов стимуляции при обучении определенному движению.

4. Улучшение координации движений и спорности конечностей.

5. Обучение жизненно необходимым навыкам и целенаправленным действиям.

6. Улучшение походки для больных, овладевших ходьбой.

Нормализация дыхания при обучении движениям играет очень важную роль, к этому вопросу следует относиться с полной ответственностью и вниманием.

Задача уменьшения напряжения мышц решается постоянно в ходе занятий. Для этого используют специальные упражнения, укладки с помощью грузов и ортопедических изделий, тепловые процедуры, втирание обезболивающих и анестезирующих мазей, растворов для снижения чувствительности кожи приемы расслабляющего массажа и др.

Одновременно с обучением расслаблению мышц можно начинать стимулирование и укрепление ослабленных мышечных групп, включая пассивные, пассивно-активные движения, а также упражнения с сопротивлением.

Задачи улучшения координации движении и опорности конечностей решаются параллельно, с помощью простейших движений, проводимых в различных сочетаниях и комбинациях с различной скоростью, со сменой напряжений, с преодолением сопротивления, отягощения в чередовании с расслаблением и опорой на конечности.

Для больных, начинающих ходить, особое внимание надо уделять выработке правильной равномерной опорности ног при стоянии, переносу веса тела с толчковой ноги на опорную и обратно при движении в различных направлениях и сочетанию работы рук и ног при ходьбе.

Б. Гиперкинетическая форма ДЦП.

Задачами для больных этой группы являются:

1. Нормализация дыхания.

2. Устранение порочных положений отдельных частей тела.

3. Обучение самоторможению непроизвольных движений.

4. Улучшение координации движений и спорности конечностей.

5. Обучение жизненно необходимым навыкам и целенаправленным действиям.

Устранение порочных положений отдельных частей тела, обусловленных задержкой ранних врожденных рефлексов, является первоочередной задачей для этого контингента больных. Врожденные двигательные рефлексы очень стойки, но это до тех пор, пока не будет нарушена или отключена какая либо их часть.

Для занятий с такими больными очень важно правильно выбрать исходное положение. У больных с гиперкинетической формой заболевания в отличие от спастической формы нет постоянного напряжения отдельных мышц.

Основным средством лечебной гимнастики является специально подобранные упражнения, в соответствии с задачами лечебно-восстановительной работы, определяемые состоянием и возрастом больного. В отличие от других средств комплексного лечения, лечебная гимнастика требует активного участия больного в процессе лечения, начиная с сосредоточения его внимания при выполнении пассивных движений, вплоть до самостоятельного выполнения сложных движении, действий и про явления инициативы (13).

Гимнастические упражнения состоят из специально подобранных сочетаний различных движений, отвечающих решению определенной задачи. Важное значение имеют исходные положения, которые должны служить наиболее эффективному использованию упражнений. При проведении каждого из них надо учитывать наиболее выгодное направление движения, его амплитуду, скорость, характер выполняемого движения и части тела, охватываемые его воздействием.

1.3. Физкультурные занятия. (Фронтальные физкультурные занятия по развитию движений).

Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не знает, как действовать. Кроме того, у многих детей с церебральным параличом наблюдаются общие нарушения психической деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность.

Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция  общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивные мероприятия: катание на велосипеде, лыжах, плавание.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функции равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движении.

У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм выполнения движений. Для этого многие движения полезно выполнять под счет, музыку, хлопки. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулируют амплитуду и темп движений.

У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные умения и навыки. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные действия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат захватывать правильно различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими.

Для детей с церебральным параличом особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе.

Упражнения на координацию движения применяются при ДЦП для восстановления основ управления движениями. Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), восстановлению рецепторных взаимоотношений мышц-антагонистов и их совместной статической работы для фиксации суставов; нормализации "схемы тела и движений"; овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов.

Упражнения в равновесии способствуют улучшению координированных движений, воспитанию правильной осанки, выработки многих двигательных навыков, тренировки и нормализации функций вестибулярного аппарата. Упражнения в равновесии играет большую роль в восстановительном лечении. Они способствуют нормализации опороспособности, развитию реакции равновесия в различных условиях при передвижениях по разной почве, на различной по высоте и по форме поверхности опоры, с различной ее устойчивостью, с использованием статических поз и передвижений, в сочетании со специальной тренировкой вестибулярного анализатора.

Прикладные упражнения включают различные способы передвижения: ползание, ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни.

В тяжелых случаях ДЦП ходьба является жизненно необходимым навыком, так как владение им в решающей мере определяет степень инвалидности больного, так же как и тяжелое поражение рук, сжимающие его возможности самообслуживания.

Для больных, передвигающихся с помощью костылей или тростей, необходима тренировка в разных условиях, приближенных к повседневным, чтобы повысить уровень социальной реабилитации.

Подвижные игры, как средство лечебной физкультуры, имеют большое воспитательное значение, как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков. В программе занятий они должны широко применяться при всех формах заболевания, с разной степенью тяжести в разных возрастах, начиная от индивидуальных игровых занятий до сложных командных и некоторых спортивных игр, проводимых по упрощенным правилам.

Спортивные упражнения применяются в лечебной физкультуре. Они являются одним из средств создания положительных эмоций, укрепления воли для достижения поставленной цели, закаливание организма больных. Спортивные упражнения с включением соревновательного метода должны использоваться при ДЦП, с учетом возможностей и возраста. Хорошими средствами для укрепления здоровья детей, закаливания организма, коррекции патологических расстройств и совершенствования координации движений являются плавание, катание на санках, ходьба на лыжах. Оно связано с нормализацией чувствительных компонентов – мышечного чувства, тактильной чувствительности вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно важно при их формировании новых двигательных навыков.

Принятая в лечебной гимнастике классификация активных физических упражнений включает несколько их разновидностей.

Упражнения на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушенной координации движений и нормализации деятельности внутренних органов. При детском церебральном параличе они имеют главенствующее значение, как для восстановления рецепторных взаимоотношений мышц-антагонистов, так и для торможения непроизвольных движений. Чаще всего их используют в сочетании с различными видами рефлексотерапии, включая разновидности массажа.

Упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности тканей, тем самым облегчая восстановление подвижности суставов. При ДЦП эти упражнения применяются осторожно, особенно при контрактурах, а также при наличии грубых послеоперационных швов в сочетании с тепловыми процедурами и упражнениями на расслабление.

Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями. При ДЦП эти упражнения играют важную роль в восстановительном лечении всех форм заболевания с разной степенью поражения. Большое внимание уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у больных в основном поверхностное, некоординированное с движениями.

Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах и опороспособности, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы. При ДЦП эта группа упражнений в основном направлена на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц, преодолевающих действие силы тяжести и удерживающих тело в вертикальном положении. Это в первую очередь вся система разгибательной мускулатуры на туловище и нижних конечностях. Применяются упражнения с сопротивлением и различные отягощения. Эти упражнения используются для улучшения работоспособности и правильной осанки.

Корригирующие гимнастические упражнения способствуют исправлению прочных поз деформации. При ДЦП эти упражнения в первую очередь направлены на борьбу с последствиями задержавшегося влияния ранних тонических рефлексов, патологических синергий, синкинезий и замещений, а также на нормализацию деятельности афферентных систем (вестибуломозжечковых реакций, зрительного анализатора, проприорецептии, тактильной чувствительности и пр.).

Применение этих упражнений должно быть индивидуально, но они могут частично использоваться и в групповых занятиях.

1.4. Повышение двигательной активности с помощью игры.

Статистические данные являются основой терапии, и отсюда исходят целевые указания. Они должны обобщить все действия, происходящие в течение дня, такие практические вещи, как сидение, продвижение вперед, еда, одевание и раздевание. При этом инструкции всегда направлены на формирование новых функций или способностей.

Если действовать таким образом, то становится возможным обмен наблюдениями, констатациями и исследованиями родителями и терапевтами.

Все лечебные мероприятия, цели и достижения, а также неудачи должны быть зафиксированы письменно.

Терапия игры постоянно требует терпения и действенного участия. Так как ребенок с ДЦП неподвижен или ограничен в движениях, он нуждается в поддержке и опеке. Нужно попытаться найти возможный путь обучения деятельности. При этом надо обратить внимание на то, чтобы больной ребенок чувствовал и видел, учился переживать, что нужно делать. Для этого мало одного движения. Ребенок должен понимать возможность, смысл и цель движения, названия предметов и живую речь. Так как больной ребенок не может сам пробовать и экспериментировать, необходимо частое повторение и наставление. При этом нужно привлекать к сотрудничеству больного ребенка, нельзя надеяться на успех, если ребенок остается пассивным, и все проходит мимо него.

 

 Ребенок, больной ДЦП, должен быть адаптирован к семье и окружающей среде, и ни при каких обстоятельствах не должен быть изолирован.

 Нужно учитывать конкретные и реальные цели. Надо принимать во внимание усилие пациента, его намерения должны осуществляться. Все попытки пациента к активным действиям должны поддерживаться.

 Любое общение с ребенком с ДЦП предлагает щадящий, индивидуальный образ действий. Важным условием является готовность помочь в любой ситуации. Почти каждое движение предполагает демонстрацию (показ). При этом попутно в подробностях объясняются и показываются все движения, а затем просят детей их повторить.

Состязания могут также влиять положительно на больных ДЦП.

 Намеки и знаки детей не должны быть незамеченными. На них тоже надо обращать внимание.

 Каждое движение требует минимума способности к движениям. Как и лечебная физкультура, терапия игры требует следовать принципам специальных лечебных упражнений. Лечебные упражнения при ложных двигательных примерах могут привести лишь к неправильному развитию или фиксации прежних ошибок. Неверные формы движений откладываются в памяти и отрицательно влияют на дальнейшее развитие.

Нельзя разделить игры и учебу у детей. Мир ребенку открывается в игре. Маленький ребенок учиться восприятию сначала самого себя, затем он воспринимает все глазами, ртом и ушами. Позднее связываются воедино знания и представления о соотношении частей тела или о вещах и действиях. Знания переносятся на других людей, на кукол и игрушки. Дети все больше получают представления о пространстве и объеме.

Они узнают, что находится вверху (голова), внизу (ноги), сзади, спереди и рядом. Одновременно с этим дети усваивают представления о формах и материалах, величине, весе, цвете и т.д. Они учатся сравнивать и различать. Возникают обоняние и вкус; в дальнейшем при передвижении и исходя из него образуются представления о близости и отдалении. Ничто так, как игра, не подходит к устранению изолированности ребенка.

Ограниченный ребенок не может научиться играть со здоровым. Это проявится еще не однажды при имеющихся способностях и усилит значение помощи и лечения. Как и при других функциях, выбор выгодной исходной позиции стоит на первом месте. Исходная позиция предопределяет частные изменения. Она также зависит от способностей. Дети с ДЦП легкой или тяжелой степени поражения занимают определенное положение только на ограниченное время. При соблюдении одной позиции они будут одновременно напряжены и неподвижны. Всегда надо применять перемены и предпринимать изменения положения тела через короткие промежутки. При играх со спастическими больными необходимо терпение, так как концентрация их внимания ограничена. Если контроль за изменением внимания уже достигнут, после этого концентрация его больного ребенка остается выше, чем у здорового. Они могут сосредоточиться на выполнении одного задания максимум до 20 минут.

Это очень важно, вызывать и постоянно мотивировать стимулы с той целью, чтобы внимание пораженных детей функционировало через постоянные команды. Каждое движение требует объяснения и подробного описания, и демонстрации. Недостаточно, однако, чтобы дети изучали только игрушки, также важно, чтобы они учились понимать действие, применение, а также и смысл игры и игрушек.

У здорового ребенка игра занимает значительную часть дневных занятий. При этом ребенок приобретает нравственные способности, знания и опыт. У больного ребенка игра должна занимать большую часть дня. Так как дети с ДЦП не могут прочно самостоятельно усвоить необходимые движения и знания, их надо этому учить. Надо использовать движение и виды игр с командами и во всех подробностях. Дети побуждаются подражанию, которое предстает, в данном случае, как одна из предпосылок к самостоятельной игре. Кроме того, приобретаются знания при обращении с игрушками.

Как правило, игра осуществляется руками. Для развития движений кистей и рук применяются все средства. Надо преодолеть много препятствий. Одни дети не способны двигать руками вместе или сделать ими осмысленное движение. У других лишь одно удержание равновесия отнимает внимание, которого уже не остается для деятельности рук. Это задача терапевтов  изыскать позицию или положение, способствующее уверенному поддержанию равновесия. У многих детей это положение, лежа на животе.

Игра часто не удается оттого, что ребенок с трудом понимает ход игры или не может следить за ним, потому что он не понимает объяснения, потому что он сам себе не может этого представить. Проверка понимания при этом является для игровой терапии основой всего. То, что невозможно проводить сложные формы игр, когда не усвоены простые формы, очевидно. Все это является предварительными условиями для осмысленной игровой способности.

Игры просто жизненно важны для растущего ребенка. Игра и учеба  единое целое. В игре ребенок набирается опыта. Он постигает особенности вещей, распознает их связи, учится размеренно применять свои силы. Он узнает значение своей личности, усиливается чувство собственного достоинства. Ребенок открыт миру. Чем ближе стоит игра к реальной жизни ребенка, тем активнее стремится он принять участие в делах. Игра развивает умение работать, тренирует активность, сосредоточенность, терпение. Трудолюбивый, испытывающий радость от своего труда взрослый вырастает из трудолюбивого ребенка, который любил играть и много играл. Уважение, терпимость по отношению к другим, такт, готовность помочь  такие качества могут развиваться во время игры. Значение детских игр можно определить в следующем: Детские игры  одна из основных форм человеческого поведения. Это основное содержание для ребенка. Нежелание и неспособность играть  симптомы болезни. Игра передает информацию об окружающем мире. расширяет способности, развивает ум. Благодаря игре происходит дальнейшее развитие личности.

1.5. Массаж.

А. Точечный массаж (рефлекторный).

Метод точечного массажа в определенной степени построен на тех же принципах, на которых построена терапия иглоукалыванием. Предполагается, что массаж, проводимый в определенных точках, оказывает рефлекторное, регулирующее влияние на нарушение функции нервной системы.

Точечный массаж поверхностных и глубоких рецепторов (кожа, мышцы, сухожилия) стимулирует функциональную активность разгибателей конечностей и туловища. Одновременно при этом возникает торможение антогонистов-сгибателей, что и создает условия для развития более правильных реципрокных взаимоотношений мышц-антогонистов.

Для проведения точечного массажа предлагается 14 точек (для верхних и нижних конечностей, спины и живота).

Проведенные у больных электромиографические исследования мышц антогонистов показали, что применяемый точечный массаж вызывает в мышцах-разгибателях (экстензорах) появление и последующее наростание биоэлектрической активности и ослабление этой активности в сгибателях (флексорах) т.е. тех группах мышц, которые формируют контрактуры. При этом вначале, как правило, возникает одновременная реакция антогонистических мышц. В дальнейшем точечный массаж расслабленных экстензоров в сочетании с одновременной их стимуляцией вызывает не только значительное нарастание электрической активности в массируемых мышцах, но и быстрое прекращение этой активности в группе флексоров, формирующих контрактуры. В этом случае попытки больного к активному сокращению мышц-разгибателей достигает желаемого результата, т.к. происходит восстановление нормальной реципкорной деятельности мышц-антогонистов.

Проведенные физиологические обследования больных, страдающих детским церебральным параличом, позволили рассматривать метод точечного массажа как метод рефлекторного воздействия на мышцы, что дает основание рекомендовать этот метод в сочетании с лечебной гимнастикой, как один из основных методов восстановительного комплексного лечения больных младшего возраста.

Точечный массаж необходимо производить в определенные часы, он должен быть определенной силы и длительности, только в этом случае можно выработать у больного условный рефлекс на нужное движение.

Массаж каждой точки производится по часовой стрелке по 2 минуты, желательно не менее 2-х раз в день.

Систематические занятия точечным массажем с последующими пассивными упражнениями у больных в возрасте до 3-х лет значительно уменьшает выраженность сгибательных контрактур во всех суставах или в некоторых случаях, устраняют их примерно через 3-6 месяцев от начала занятий.

Точечный массаж применяется до тех пор, пока не ликвидирована спастичность той или другой мышцы и пока у больного не появится активная функция мышц.

Точечный массаж используется также для мышц спины и живота. Точки массажа на животе располагаются по ходу прямых мышц для их укрепления, а для косых мышц – по ходу косых мышц живота.

При ослаблении мышц спины, или при наличии круглой спины, применяется продольный массаж по точкам паравертебральной линии спины сверху вниз и точечный массаж, отступя на один палец больного от паравертебральной линии, также сверху вниз.

 Точечный массаж спины производится двумя пальцами правой руки с соответствующим нажимом там, где вместо физиологического кифоза имеется его увеличение – патологический кифоз. При этом как продольный, так и поперечный массаж производится по минуте.

Точечный массаж мышц спины и живота приходится применять длительное время, пока больной не научится выполнять самостоятельно упражнение «ласточка» лежа на животе, а также не научится садиться самостоятельно из положения лежа на спине.

Точечный массаж входит в общий комплекс восстановительной терапии наряду с ЛФК и лечебным массажем.

Б. Лечебный массаж.

Лечебный массаж применяется с целью укрепления паретичных мышц, улучшения в них кровообращения, обменных процессов, восстановления нарушенных двигательных функций.

Массаж верхних и нижних конечностей детям младшего возраста надо делать с большой осторожностью, т.к. маленький ребенок не понимает задания и самостоятельно не может добиться расслабления мышечного тонуса сгибателей. Поэтому для детей младшего возраста рекомендуется применять в основном точечный массаж на конечностях, при котором участие самого больного не обязательно.

Из приемов массажа используется поглаживание, растирание и разминание.

Массаж мышц живота должен проводиться очень осторожно, учитывая общее состояние больного, не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Массаж живота нужно делать не более 3-5 минут.

Массаж ягодичных мышц проводится также интенсивно (но осторожно!), т.к. эта группа мышц больных значительно ослаблена. Однако необходим постепенный подход к работе с этой группой мышц, т.к. может наступить нежелательное рефлекторное воздействие на приводящие мышцы бедер, тонус которых повышен. Приемами легкого массажа необходимо в начале добиться расслабления ягодичных мышц и, если не наступит сокращения приводящих мышц, то можно приступить к следующим приемам массажа. Массаж ягодичных мышц включает в себя все основные приемы массажа: поглаживание (гребнеобразным приемом), растирание тем же приемом, разминание производится поперечно и в виде надавливания, а затем рубление.

Во время занятий больной должен лежать на животе, а под стопы должен быть подложен валик, чтобы не образовывались эквинусные установки стоп.

Необходимо сочетать приемы лечебной гимнастики с точеным и лечебным массажем. Влияние приемов лечебной гимнастики и лечебного массажа настолько тесно связано с точечным массажем, что составляет единое целое. Лечебная гимнастика у детей старшего возраста построена на участии самого больного в движении – методист дает словесные задания, которые больной выполняет. Для детей младшего возраста следует использовать приемы пассивной гимнастики.

Если с ребенком 1,5-2 лет занимаются 2 месяца, то далее нужно применять уже пассивно-активные движения, т.е. учить больного принимать участие в этом движении одновременно с методистом. Однако эти пассивно-активные движения нередко удается получить лишь у больных после 2-летнего возраста, а активные – после 3-летнего возраста. Так, при разработке опорных функций ног для разгибания коленного сустава, применяется массаж в точки 4 и 5, после чего производится пассивное устранение сгибательной контрактуры коленного сустава или тенденции к ней следующим приемом: фиксируя стопу больного одной рукой (желательно в среднем положении), другой рукой методист производит легкое надавливание на коленный сустав; постепенно этим движением удается устранить повышенный тонус мышц-сгибателей коленного сустава. Если у маленьких больны спастичность мышц-сгибателей еще стойкая из-за отсутствия глубоких изменений в двигательном анализаторе, то высокий тонус приводящих мышц имеется почти у всех детей, независимо от возраста больного. Мышцы находятся в состоянии значительного спазма, что обуславливает наличие приводящих контрактур бедер с самого раннего возраста. Это препятствует овладению ходьбой.

Глава 2. 

Краткая перспективная программа физического воспитания.

Прежде всего необходимо помнить, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем вдут руки, руки  туловище, руки  туловище  ноги, ноги и совместные двигательные действия. При этом движения рук и ног должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Это правило не придумано, а взято из наблюдений за последовательностью этапов двигательного развития младенца первых лет жизни.

Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия физическими упражнениями у детей с ДЦП должны быть ежедневными и проходить в течение всего дня.

Глава 3.

Программа реабилитации детей с ДЦП.

В сложный комплекс восстановительной терапии ДЦП входят: медикаментозная терапия, работа по восстановлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необходимости хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия (5).

Все эти мероприятия являются важнейшими элементами комплекса восстановительной терапии, однако, их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условии.

Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга, в целом, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. Медикаментозная терапия в каждом случае должна быть индивидуальной, исходить из формы заболевания, его стадии, соматического состояния ребенка.

Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций. ЛФК, массаж (точечный и обычный), ортопедический режим, специальные приспособления являются обязательными компонентами комплекса восстановительной терапии на каждой стадии заболевания и при каждой его форме, но удельный вес их и методы неодинаковы в ранней стадии, начальной резидуальной и поздней резидуальной стадиях болезни.

Так, у детей с ранней стадией ДЦП общий и точечный массаж и ортопедические укладки играют ведущую роль в комплексе восстановительной терапии; ЛФК, направленная на становление врожденных двигательных рефлексов, проводится с помощью пассивных движений.

В начальной резидуальной стадии болезни, когда тонические, шейные и лабиринтные рефлексы и патологические синергии, все более и более нарастающие, определяют формирование патологического двигательного стереотипа, точечный массаж в сочетании с определенными приемами ЛФК является необходимым элементом комплекса, направленного на устранение влияния этих рефлексов и синергии. Лишь после расслабления мышц, нормализации их тонуса становится возможным работа над становлением установочных рефлексов и произвольной моторики.

В этой стадии комплекс: точечный массаж, специальные приемы ЛФК и приспособления, описанные ниже, в равной степени необходимы для становления двигательной сферы. В ЛФК преобладает элемент пассивных и пассивно-активных движений.

В поздней резидуальной стадии первой степени, когда оформляются органические контрактуры и деформации в отдельных суставах, прочные установки туловища и конечностей, точечный массаж должен предшествовать всем упражнениям, направленным на расслабление мышц и формирование активных движений тела. Активная корригирующая ЛФК выступает в этой стадии на первое место.

Чрезвычайно большую роль играют и физиотерапевтические процедуры, направленные на коррекцию афферентации, а, следовательно, на коррекцию импульсов, поступающих в центральные структуры двигательного анализатора. Для этого применяют терапию импульсным током, электрофорез с лидазой на область суставов, амплипульс. Особенно эффективны ЛФК и массаж, проводимые в этой стадии заболевания, на фоне грязевого лечения, под влиянием которого улучшаются трофика тканей и кровообращение.

Мероприятия ортопедического характера  оперативные вмешательства, лечение гипсовыми повязками  проводят также преимущественно в этой стадии заболевания и обязательно комбинируют с ЛФК, массажем и медикаментозной терапией.

Умелое сочетание всех форм восстановительной работы на всех стадиях заболевания, правильное использование всех видов массажа и ЛФК в этом комплексе являются залогом эффективной реабилитационной терапии ДЦП.

 

Заключение.

Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.  У этих детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, манипулятивной деятельности.

Для большинства детей с церебральным параличом  характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности  они быстро  становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании.

Многие дети отличаются  повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания.

     В данной работе описаны наиболее распространенные и эффективные методы физической реабилитации.

 


Библиографический список:

  1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. Киев, 1988
  2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при ДЦП. М., 1971
  3. Гончарова М.Н., Гринина А.В. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1974
  4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1993
  5. Коан-Солаль Ж. Энциклопедия детского здоровья. М., 2000
  6. Логопедия под ред.  Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1999
  7. Макович З.Х. Природа двигательных нарушений и некоторые особенности восстановительной терапии.М., 1964
  8. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с ЦП. М., 1991
  9. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. Киев. 1966
  10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968
  11. Семенова К.А., Мастюкова Е.М. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972
  12. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. Ташкент, 1979
  13. Специальная педагогика под ред. Н.М.Назаровой. М., 2000
  14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Основы логопедии. М., 1999
  15. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959
  16. Энциклопедия для мам и пап под ред. Г.М.Савельевой и В.А.Таболина. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Специальные приемы математического развития для детей с церебральным параличом

Разработка и выбор технологий  математического развития дошкольников зависит от того, что подлежит освоению,  от направления развития мыслительной деятельности, при этом необходимо  учи...

Обучение рисованию детей с церебральным параличом.

Данный материал поможет в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП....

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличом

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличем....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описывается  организация предметно-практической деятельности детей с церебральным параличём по освоению пространства в контексте требований ФГОС дошкол.ного образования....

Нарушение речи детей с церебральным параличом

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические прием...