Педсовет
консультация по физкультуре на тему

Макшанина Светлана Ивановна

Формирование здорового образа жизни на занятиях физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет.

«Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре»

                                                                   Доклад подготовила и провела

                                                                                         руководитель по физической культуре                                  

                                                                                         Макшанина С.И.

ГБОУ д/с №1684

Ноябрь 2012 г.

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Результаты проведенного мониторинга (Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 2002. - 270) физического здоровья детей 3 - 7 лет позволили установить, что практически здоровыми можно считать лишь 16,4% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Нарушения в состоянии здоровья обнаружены у 75,9% детей; с различной патологией выявлено 6,4% детей; 0,2% составляют дети 4-й группы здоровья.

Сравнительный анализ полученных данных с результатами   массового обследования прошлых лет выявил значительное ухудшение в последние годы уровня физического состояния детей дошкольного возраста. В частности, обнаружено резкое снижение показателей динамометрии, массы тела, скоростных и скоростно-силовых способностей.

Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Выяснилось, что по большинству показателей физической подготовленности (за исключением гибкости) дети 6 - 7 лет отстают от детей, на которых рассчитан программный материал по физической культуре.

Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению требований школьной программы.

Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.

Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.

Содержание и характер опыта решения данной задачи зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка.

Мать должна владеть необходимыми знаниями, практическими умениями, готовностью и желанием кропотливо формировать здоровье ребенка на этапе раннего детства, шаг за шагом, включая самого малыша в процесс самосохранения и самоорганизации здорового образа жизни.

Однако значительное число заболеваний в данном возрасте (по результатам исследования - 2 - 3 случая на одного ребенка) свидетельствует о валеологической безграмотности родителей и прежде всего матери. По данным опроса матерей, имеющих детей до года, установлено, что 47,1% из их числа считают ограниченным свой уровень знаний о здоровье ребенка, его физическом состоянии и средствах воздействия на них. Явно недостаточной свою осведомленность признали 20,8% опрошенных и 31,1% уверены в своей подготовленности по этому вопросу.

Ограниченность знаний и практических умений по оздоровлению малыша препятствует эффективному решению задачи формирования и сбережения его здоровья. Окружив ребенка после рождения температурным комфортом, мать, сама того не ведая, детренирует системы иммунитета и терморегуляции. Это подтверждается и результатами проведенного опроса, в ходе которого установлено, что молодые матери ограничиваются в основном традиционными, щадящими средствами закаливания и оздоровления. 79,7% применяют купание в ванне (преимущественно в гигиенических целях), 61,7% - прогулки на свежем воздухе, 41,7% - воздушные ванны, 32,3% - массаж. Водные процедуры, в частности в форме обтирания и обливания, используют лишь 2,9% опрошенных.

На вопрос: "Какие факторы определяют здоровье современного человека?" - 38,2% опрошенных матерей на первое место поставили психоэмоциональное равновесие, 32,4 - полноценное питание, 11,8 - наследственные факторы и экологию. Значение двигательной активности для здоровья человека признают лишь 8,8% респонденток, что свидетельствует о недооценке роли физических упражнений в совершенствовании функций организма.

Одной из эффективных форм реализации комплексной методики оздоровления является ежегодно организуемая морская экспедиция, где, находясь вместе с семьей у моря, дети вступают в контакт со всеми природными факторами, что способствует адаптации к внешним условиям, познанию мира и ориентировке в нем.

Следующее звено в системе непрерывного процесса обучения и сохранения здоровья детей - это дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), главной задачей которого становится включение ребенка в процесс саморазвития, самопостроения и самоорганизации здорового образа жизни.

Известно, что решение данной задачи наиболее успешно осуществляется при активной включенности в физкультурно-оздоровительную деятельность. Установлено, что родители, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, более осознанно подходят к вопросу организации двигательного режима детей, активно вовлекая их в занятия различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Так, например, 100% опрошенных выполняют упражнения в домашнем спортивном уголке, 50% детей занимаются сезонными видами спорта (катание на велосипеде, роликах, лыжах и т.д.), 37,5% посещают занятия в физкультурных клубах и выполняют оздоровительные пробежки вместе с родителями. У других опрошенных, отличающихся пассивностью и отсутствием выраженного интереса к занятиям физической культурой, дети не проявляют активности и заинтересованности в двигательной деятельности.

Изучение профилактических мероприятий по укреплению здоровья членов семьи выявило также преимущество родителей, чей образ жизни связан с организованной двигательной активностью. Установлено, что в этих семьях систематически проводятся сезонная витаминизация пищи (45,4%), профилактические мероприятия перед эпидемиями гриппа и другими инфекционными заболеваниями (50%), активно используются разнообразные средства и методы оздоровления (62,5% - хождение босиком, 43,7% - обтирание холодной водой, 98,7% - посещение сауны).

В других же семьях, где родители пассивны к занятиям физической культурой и спортом, значительно менее выражены действия по формированию профилактической установки на здоровый образ жизни. Для них характерна также низкая познавательная активность в приобретении знаний о сохранении здоровья детей (3%), в то время как у других родителей этот интерес более выражен (54,5%). Поэтому в двигательно- пассивных семьях закономерными можно считать более частые случаи заболеваний детей (55,7%) и взрослых (36,7%) по сравнению с семьями, в которых родители регулярно занимаются физическими упражнениями (0% - у взрослых и 37,5% - у детей).

Процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное  значение.

Потребность в движении, физическом самосовершенствовании явилась основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. Именно поэтому в рамках концепции формирования здоровья детей 3 - 7 лет  ведущей я считаю задач обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни.

 

 Поэтому мной проводились досуги по валеологии:

1. В младшей группе  « Формирование правильной осанки».

        «Растём здоровыми».

2. В средней группе    «Сила воли».

        «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

3. В старшей группе   «Гигиена тела».

        «Спорт как полезная привычка».

4. В подготовительной «Сила русского духа».

     группе                       «Полезные привычки».

На этих занятиях я прививала детям основные знания о правильном, здоровом образе жизни.

На них мы говорили:

-  О том, что сила воли очень важное качество в нашей жизни.

   Сила воли помогает довести начатое дело до конца, воспитывает

   твёрдость нашего характера. Помогает нам быть                

   дисциплинированными.

-  О том, что существуют такие полезные привычки как

 Утренняя гимнастика - дети получают заряд бодрости на весь      

                                            день, эти занятия улучшают деятельность              

        всех органов, способствует укреплению

        мышц, формирует правильную осанку.

Правильная осанка – Правильную осанку надо формировать с      

        раннего возраста. Если этого не делать начи-

                                     нает искревляться позвоночник, или

        разовьётся сутулость, что может привести

        к образованию горба. Всё это очень вредит      

        нашему здоровью, так как затрудняет

        работу нашего сердца и лёгких. Ребёнок  

        слабеет и ухудшается его самочувствие.

Закаливание  -            Делает наш организм крепче и помогает ему

        лучше сопротивляться болезням.

Режим дня  -               Очень важен для детей, он охраняет наш

        организм от переутомления, формирует

        волевые качества, дисциплинирует.

- Говорила о том, что очень полезно заниматься спортом именно с детства, потому что в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья. В эти воды происходит становление детского организма.

Это могучее оружие в борьбе за здоровье и долголетие.

-  Говорили о вредных привычках. Как пагубно они влияют на       организм человека, о том,  что они ведут к различны заболеваниям и сокращают нашу жизнь.

-  Говорили о гигиене тела и одежды. Как это важно для нашего организма.

Уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.

Выполняемые по собственной инициативе, без напоминания и контроля взрослых, действия по организации здоровой жизнедеятельности свидетельствуют о сформированности потребности в валеологической и физкультурно-оздоровительной деятельности.

На основе положительного интереса в процессе физкультурных занятий у детей развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью.

Таким образом, данные процесса формирования знаний, умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия эффективности системы валеологического образования, обосновывают
возможность и необходимость целенаправленного обучения искусству управления своим здоровьем на этапе дошкольного возраста.

Используемая литература: 1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

2. Перелыгина Г.И. Показатели физического развития в комплексной оценке состояния здоровья детей дошкольного возраста г. Хабаровска: Метод. реком. - Хабаровск: ХГИФК, 1981. - 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...