Элементы прикладного плавания в старшей и подготовительной группах
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад № 2725
Тема по самообразованию:
«Элементы прикладного плавания в старшей и подготовительной группах».
Инструктор по физической культуре:
Штумф Валентина Ивановна
Элементы прикладного плавания в старшей и подготовительной группах.
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, очень велико. Для естественного развития ребёнка – дошкольника систематическая работа по обучению плаванию очень необходима и целесообразна, что доказано работами Т. А. Протченко и Н.Г.Пищиковой.
Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления, - важный фактор гармоничного развития любого человека.
Вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред; всегда остаётся вероятность опасных событий.
Основные цели прикладного плавания:
- общее повышение работоспособности; жизнерадостности и отдых на воде;
- непосредственно закаливание;
- обеспечение гармоничного развития маленьких детей и взрослых людей;
- профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней и др.
Велико значение прикладного плавания. В первую очередь, - это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или с полной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой.
Необходимые навыки прикладного плавания: умение плавать одним из спортивных способов (кроль, на спине, брасс, баттерфляй), нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Овладев этими навыками, ребенок в более старшем возрасте сможет в случае необходимости оказать помощь терпящему бедствие на воде.
На суше:
- с младшими дошкольниками проводятся беседы, в которых рассказывается: о правилах поведения на воде, о значении плавания, о свойствах воды;
- со старшими дошкольниками: о способах отдыха на воде во время плавания, о том, как дольше продержаться на поверхности воды;
- в подготовительных группах: о способах переправы через водоем в естественных природных условиях, о мерах по предупреждению несчастных случаев на воде, о наиболее характерных захватах и приемах освобождения от них, о способах удержания пострадавшего во время транспортировки, приемах искусственного дыхания.
Практикуемые упражнения на воде:
1. Транспортировка "уставшего" одним и двумя спасателями.
2. Захваты и приемы освобождения от них.
3. Плавание с помощью одних ног брассом (кролем) на спине, руки над водой (детям лучше взять предметы в руки).
4. Плавание с помощью одних ног на боку, "верхняя" рука над водой (лучше с предметом), "нижняя" выполняет гребки.
5. Плавание избранным для транспортировки способом, удерживая в руках легкий предмет (резиновые и надувные игрушки, куклы).
6. Плавание избранным способом, транспортируя "пострадавшего" (проплываемое расстояние постепенно увеличивается).
7. Умение менять направление (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот.
8. Сбор предметов со дна (шайбы, эспандеры), во время проплывания под водой (количество предметов постепенно увеличивается).
9. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки).
10. Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.
План-конспект проведения занятия по прикладному плаванию для дошкольников старших и подготовительных групп
(в объёме 4-х занятий).
Задачи урока:
1. Изучение правил поведения на воде и соблюдение мер безопасности при купаниях и занятиях плаванием.
2. Освоение основных приёмов и действий в экстремальных ситуациях на воде.
Основная часть:
1. Поведение не умеющего плавать, оказавшегося в воде.
2. Поведение умеющего плавать, оказавшегося в воде.
2.1. Плавание в одежде;
2.2. Снятие в воде мешающей одежды (обуви, брюк, кофты);
2.3. Выплывание из-под предмета, оказавшегося над головой (лодка, матрас);
2.4. Использование спасательных – поддерживающих средств (палки, пластмассовые бутылки, круги, и т.д.);
2.5 Плавание в холодной воде, поведение при судорогах;
2.6. Передвижение в воде, если повреждены рука или нога;
2.7. Способы отдыха на воде.
3. Помощь уставшему товарищу на воде.
3.1. Уставший находится сбоку от «спасателя» и держится одной рукой за него (держит одной рукой за плечо одного «спасателя», другой рукой за плечо другого);
3.2. Уставший находится сзади «спасателя» и держится вытянутыми руками за его плечи;
3.3. Уставший лежит на спине, головой на ладонях «спасателя», который плывёт брассом на спине.
4. Помощь не умеющему плавать.
4.1. Использование различных спасательных средств;
4.2. Освобождение от захватов.
Заключительная часть.
5. Преодоление полосы препятствий (волны, водоросли, туннель, сети и т.д.).
Методическая литература:
1.Семёнов Ю.А. “Обучение прикладному плаванию “. Издательство “Высшая школа” -1990 г.
2.Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан “Плавание : Игровой метод обучения.” Издательство “Олимпия”-2009 г.
3.Интернет-ресурс: WWW.FIZKULT-URA.RU
4.Булгакова Н.Ж. “Игры у воды, на воде, под водой”. Издательство “Физкультура и спорт”-2000 г.
5.Кардамонова Н.Н. “Плавание:Лечение и спорт”. Издательство “Феникс”-2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Стили плавания" для старшей и подготовительной группы ДОУ
презентация на тему "Стили плавания" для детей старшей и подготовительной группы детского сада...
Мастер - класс по аппликации из ватных дисков с элементами рисования для детей старших и подготовительных групп "Ветка ёлочки"
Описание: Данный мастер-класс предназначен для детей старших и подготовительных групп, педагогов дополнительного образования, воспитателей .Цель: развитие творчества у детей в работе с разн...
Использование элементов прикладного плавания на занятиях в старших и подготовительных группах детского сада
План-конспект...
Конспект по плаванию с элементами прикладного плавания для детей подготовительной группы
Формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь правильно действовать в сложных ситуациях; доставлять чувство радости.Расширять знания детей о прикладном плавании (что это такое, для чего оно ...
Конспект досуга по плаванию для старших и подготовительных групп «Зимние забава»
Задачи:1. Вызвать у детей положительные эмоции, радость от эстафет и игр на воде.2. Закрепить элементы плавания способом «кроль» на груди и спине.3. Совершенствовать умение ...
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группеЦель: формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь п...
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...