Организация и проведение утренней гимнастики.
учебно-методический материал (физкультура, младшая группа) по теме
Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennyaya_gimnastika.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут. Утренняя гимнастика является одним из средств оздоровления и воспитания детей.
Цель ее - организовать коллектив детей, «взбодрить» организм ребенка к предстоящей деятельности.
Рекомендуется проводить гимнастику в групповой комнате (в группе освобождается пространство для свободного передвижения детей).
В помещении, где проводится гимнастика, следить за соблюдением санитарно - гигиенических норм (влажная уборка пола, постоянный доступ свежего воздуха). Дети занимаются в облегченной одежде. На ноги обуть удобную обувь (спортивные тапочки), носки или гольфы. Воспитатель должен быть одет в соответствующий костюм.
Для создания в группе эмоционально-комфортного климата, утреннюю гимнастику рекомендуется проводить, используя разнообразные формы ее организации:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- комбинированный вариант (ОРУ+основные движения);
- подвижная игра;
При выполнении комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать мелкие предметы: флажки, мячи, кубики, обручи, палки предметы мебели: детские стульчики, скамейки.
Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, воспитателю следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Содержание. Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.
Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положения сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.
Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
Затем проводятся бег, веселая подвижная игра или подпрыгивание на месте (2 раза по 15 – 20 секунд с небольшой паузой для отдыха). Заканчивается утренняя гимнастика спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма.
Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.
Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Через некоторое время (2 – 3 месяца) целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.
Приемы руководства. Важно, чтобы на утренней гимнастике дети с желанием и интересом включались в коллективную двигательную деятельность, получали от нее радость. Многократное повторение упражнений каждый день ведет к тому, что движения приобретают размеренный, ритмичный характер, соблюдается заданное направление движения (вперед, назад, в стороны, вверх и т.п.).
Например, методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» будет такой: предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка, курочки, воспитатель рассказывает о них. Затем при выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Во время утренней гимнастики воспитатель следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.
Игровое проведение комплекса вызывает у детей желание участвовать в нем. Он проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений. Чтобы не надоедал сюжет комплекса, воспитатель проявляет изобретательность, творчество, вводит новые образы («Птички», «Бабочки» и т.д.). Действия остаются те же. Усвоение движения, сопровождающееся свободой легкостью его воспроизведения, доставляет маленькому ребенку большое удовольствие.
Варианты проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).
Формированию и развитию у детей правильных двигательных навыков во многом способствует музыка. Под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно и координированно, чем по словесному указанию, дети больше следят за своей осанкой. Музыка способствует проявлению внимания и интереса к занятию, подсказывает характер движений, создает эмоциональный настрой. Музыкальное сопровождение требуется при легком беге (птички, бабочки), в ходьбе, беге с элементами подражания (лисичка, медведь, лошадки). При беге с ускорением и замедлением дается музыка, имеющая в своем тексте эти оттенки. Привыкнув к звучанию музыки, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания, объяснения воспитателя. Музыка дает возможность детям понять движение, создает его образ, качественную характеристику, вызывает желание выполнить его «похоже» на музыку.
Воспитывать у детей красивую осанку, научить их правильной, ритмичной, хорошо координированной ходьбе намного легче, когда звучит музыка. Маршируя под музыку, дети получают удовольствие от ходьбы, невольно подтягиваются, стараются идти как можно лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение утренней гимнастики
Консультация для начинающих воспитателей по организации и проведению утренней гимнастики в дошкольных группах детского сада....
Методика организации и проведения утренней гимнастики
Консультация для воспитателей и инструктора по физической культуре. В консультации предоставлена информация о поэтапном проведении утренней гимнастики....
«Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ"
В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения. основным направлением работы педагогов ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гмнастика...
Консультация для воспитателей "Методика организации и проведения утренней гимнастики"
В материале указано содержание и методика работы с детьми в разных возрастных группах....
Карта контроля организации и проведения утренней гимнастики с детьми
Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ! Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ.
В статье описаны советы по проведению утренней гимнастики, доказана её необходимость в жизни дошкольника...
Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"
Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...