картотеки
картотека по физкультуре на тему
Картотеки для инструкторов по физической культуре подобраны с темами недель ,но еще в доработке .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_biologicheski_aktivyh_zon.doc | 87.5 КБ |
podvizhnye_igry_dlya_malyshey.doc | 126.5 КБ |
igry_maloy_podvizhnosti.docx | 42.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая картотека
массажа
биологически активных зон
Составила Инструктор по физической культуре Светимская.О.А
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.
Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки
Тема «Зима»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Белый мельник»»
Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от
Сел на облака. середины к вискам.
Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по щекам.
Белая мука.
Радуются дети, Сжав в кулаки, возвышениями
Лепят колобки. больших пальцев быстро
Заплясали сани, Раздвинув указательный и
Лыжи и коньки. средний пальцы, массировать
точки перед собой и за ушными
раковинами.
Тема «Зима»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Наступили холода»
Да-да-да - Потереть ладошками друг о друга.
Наступили холода.
Да-да-да - Мягко провести большими пальцами рук
Превратилась в лед вода. по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду - Указательными пальцами помассировать
Поскользнусь я на льду. крылья носа.
Ду-ду-ду - Растереть ладонями уши.
Я на лыжах иду.
Ды-ды-ды - Приставить ладони ко лбу «козырьком» и
На снегу есть следы. энергично растирать лоб движениями в
стороны – к середине лба.
Ди-ди-ди – Хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди! Погрозить пальцем.
Тема «Зима»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«В январе»
В январе, в январе Проводят большими пальцами рук по шее.
Много снега во дворе.
Снег на крыше, на Кулачками массируют крылья носа.
крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки, Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и
энергично растирают лоб.
В небо дым идет столбом. Раздвигают указательный и средний пальцы,
кладут их перед и за ушами и массируют эти
точки.
Тема «Зима»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Снеговик»
(для старшего дошкольного возраста)
Раз и два, раз и два - Имитируют лепку снежков.
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком Поочередно проводят ладонями по шее справа
Кувырком, кувырком. и слева.
Мы его лепили ловко. Проводят пальцами по щекам сверху вниз.
Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами крылья
носа.
Вместо глазок – угольки, Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и
энергично растирают лоб.
Ручки – веточки нашли. Трут ладонями друг о друга.
А на голову – ведро. Раздвигают указательный и средний пальцы
«вилочкой» и растирают точки перед и за
ушами.
Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и покачивают
головой.
(М. Ю. Картушина)
Тема «Домашние животные и птицы»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Утка и кот»
Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху вниз.
Всех утят с собою,
А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать
Словно к водопою. крылья носа.
У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины к Их поймать мечтает! вискам.
Не смотри ты на утят - Раздвинув указательный и средний пальцы,
Не умеешь плавать! сделать «вилочку» и массировать точки
около уха.
(Е. Карельская, М. Картушина)
Тема «Дикие животные»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Зайчишка»
(Для младшего дошкольного возраста)
Тили-тили-тили-бом Приставить ладони козырьком ко лбу и
Сбил сосну зайчишка лбом! энергично разводить их и сводить вместе.
Жалко мне зайчишку, Кулачками поводить по крыльям носа от
Носит зайка шишку. переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес - Раздвинуть указательный и средний пальцы,
Сделай заиньке компресс. остальные сжать в кулак, массировать точки,
находящиеся перед и за ухом.
«Вышел зайчик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять – Приставляют ладони ко лбу, пальцы выпрямлены,
Вышел зайчик погулять. прижаты друг к другу («козырек»), и растирают
лоб.
Вдруг охотник выбегает, Кулачками массируют крылья носа.
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал, Всей ладонью растирают уши.
Серый зайчик убежал.
(Детская песенка)
Тема «Дикие животные»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Лиса»
(Для старшего дошкольного возраста)
Са-са-са, Скользящими движениями растереть ладони.
Вот идет лиса.
Сы-сы-сы, Слегка касаясь пальцами, провести по лбу
Хвост красивый у лисы. 6 раз.
Со-со-со, Слегка касаясь пальцами, провести по щекам
Вот возьму я колесо. 6 раз.
Су-су-су, Кулачками растирать крылья носа.
И поймаю я лису.
Са-са-са, «Пробежаться» пальчиками по лицу сверху
Я лисонька-краса. вниз.
Сы-сы-сы, Большими пальцами рук мягко провести по
Лучше спрячусь я по шее под челюстями сверху вниз 6 раз.
в кусты.
Со-со-со, Раздвинуть указательный и средний пальцы,
Ну-ка, брось колесо. положить их перед и за ушами и силой
растирать кожу.
Су-су-су, Погладить ладонями лицо и шею.
Не поймать тебе лису.
(О. Боромыкова)
Тема «Дикие животные»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Обезьяна Чи-чи-чи»
Обезьяна Чи-чи-чи Провести ладонями по шее от затылочной
Продавала кирпичи. части к основанию горла.
Подбежал тут к ней Зайчонок: Указательным и средними пальцами
- Не продашь ли кирпичонок? провести по крыльям носа.
- Нет! – сказала Чи-чи-чи. - Всеми пальцами провести по лбу от
Продаю я кирпичи. середины к вискам.
Знай, Зайчонок, Раздвинуть указательный и средний пальцы,
Нет слова «кирпичонок». поставить их перед и за ухом и энергично
растереть кожу около ушей.
Тема «Дикие животные»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Крокодил»
(для старшего дошкольного возраста)
Крокодил ждет гостей, Поглаживают ладонями шею движениями от
шейного отдела позвоночника вперед к
яремной ямке.
Пасть его полна гвоздей. Кладут большие пальцы рук на шею под
челюстями и мягко поглаживают.
Я спросил у крокодила: Сжимают пальцы в кулаки, возвышениями
больших пальцев быстро растирают крылья
носа.
«Здесь овца не проходила?» Приставляют ладони ребром ко лбу и
растирают его движениями в стороны –
вместе.
А злодей лежит на дне Сильно раздвигают указательный и средний
пальцы, кладут перед ушами и за ними и с
силой растирают кожу.
И подмигивает мне! Трут ладони друг о друга и подмигивают
одним глазом.
Тема «Дикие животные»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Ёжик»
(для младшего дошкольного возраста)
Жа-жа-жа- Погладить ладонями шею.
Мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу-жу- Указательными пальцами растереть крылья носа.
Подошли мы к ежу.
Ужа-ужа-ужа - Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу.
Впереди большая лужа.
Жок-жок-жок- Энергично растирают ладони.
Надень ёжик сапожок.
Тема: «Части тела»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности.
Самомассаж «Солнышко»
Солнце утром встало, Поднять руки вверх, потянуться, делая руками
Всех детишек приласкало. «фонарики».
Гладит грудку, Массировать «дорожку» на груди снизу вверх.
Гладит шейку, Поглаживать шею большими пальцами сверху
вниз.
Гладит носик, Кулачками растирать крылья носа.
Гладит лоб, Проводить пальцами по лбу от середины к
вискам.
Гладит ушки, Ладонями растирают уши.
Гладит ручки, Растирать ладони.
Загорают дети. Вот. Поднять руки вверх.
Тема: «Части тела», «Если хочешь быть здоров»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Неболейка»
Чтобы горло не болело, Поглаживать ладонями шею мягкими
Мы погладим его смело. движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами растирать крылья
Надо носик растирать. носа.
Лоб мы тоже разотрем, Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и
Ладошку держим козырьком. Растирать лоб движениями в стороны.
Вилку пальчиками сделай, Разжать указательные и средние пальцы,
Массируй ушки ты умело. Растирать пальцами точки перед и за ушами.
Знаем, знаем – да-да-да! Потирать ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна.
(М. Картушина)
Тема: «Явления природы»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Что делать после дождика»
(для старшего дошкольного возраста)
- Что делать после дождика? Энергично массируют «дорожку» по спирали
от уровня сосков вдоль передне-срединного
меридиана до яремной ямки.
- По лужицам скакать! Большими пальцами рук мягко поглаживают
шею сверху вниз – 3 раза.
- Что делать после дождика? Сильно раздвинув указательные и средние
пальцы, кладут их перед и за ушами и силой
растирают кожу.
- Кораблики пускать! Сжав руки в кулаки, возвышениями больших
пальцев растирают крылья носа – 3 раза.
- Что делать после дождика? Кладут три пальца на середину лба и
массируют, мягко надавливая.
- На радуге качаться! Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу 3
раза.
- Что делать после дождика? Энергично растирают ладони.
- Да просто улыбаться! Протягивают ладони вперед и улыбаются.
Тема «Зима»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Снеговик»
(для младшего дошкольного возраста)
Раз – рука, два – рука, Вытянуть вперед одну руку, потом - другую.
Лепим мы снеговика. Имитировать лепку снежков.
Три-четыре, три – четыре, Погладить ладонями шею.
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдем морковь для носа, Кулачками растереть крылья носа.
Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо, Приставить ладони ко лбу «козырьком» и
Пусть смеётся он у нас. растереть лоб.
Семь и восемь, семь и восемь - Энергично растирают ладони.
Мы плясать его попросим.
Тема «Насекомые»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Пчела»
(для младшего дошкольного возраста)
Ла-ла-ла - Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к
На цветке сидит пчела. вискам.
Ул-ул-ул- Провести пальцами по щекам сверху вниз.
Ветерок подул.
Ала-ала-ала- Указательными пальцами энергично провести по
Пчелка крыльями махала. крыльям носа.
Ил-ила-ила- Растереть лоб ладонями, приставленными к нему Пчелка мед носила. козырьком.
Тема «Насекомые»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Пчела»
(для старшего дошкольного возраста)
Жу-жу-жу - Указательными пальцами энергично провести по
Я летаю и жужжу. крыльям носа.
Жи-жи-жи - Растереть лоб ладонями, приставленными к нему
Мне цветок покажи. козырьком.
Же-же-же - Погладить ладонями шею сверху вниз.
Василек растет в меже.
Жу-жу-жу - Раздвигают указательный и средний пальцы
Про цветы всем расскажу. кладут перед ушами и за ними и с силой
растирают точки перед и за ушами.
Тема «Птицы», «Зимующие птицы»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Сорока»
Ока – ока – ока - Потереть ладони друг о друга.
Где живет сорока?
Оки – оки – оки - Приставляют ладони ребром ко лбу и
Не найти гнездо сороки. растирают его движениями в стороны –
вместе.
Ок-ок-ок - Кулачками растереть крылья носа.
На, поклюй-ка колосок!
Ку-ку-ку - Раздвигают указательный и средний пальцы, Попить лети на реку. кладут перед ушами и за ними и с силой
растирают кожу.
Ко-ко-ко - Погладить ладонями шею.
До воды недалеко.
Тема «Птицы», «Зимующие птицы»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Снегири»
Ра-ра-ра Растереть лоб ладонями, приставленными к нему
Погляди-ка, детвора. козырьком.
Ря-ря-ря - Раздвигают указательный и средний пальцы, кладут Взошла красная заря. перед ушами и за ними и с силой растирают кожу.
Ре-ре-ре - Кулачками растереть крылья носа.
Растет рябина на горе.
Ри-ри-ри - Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.
Клюют рябину снегири.
Тема «Домашние животные», «Домашние любимцы»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Кисонька»
(для младшего дошкольного возраста)
Са-са - са - Погладить ладонями шею.
Кисонька – краса.
Сы-сы-сы - Кулачками растереть крылья носа.
Есть у кисоньки усы.
Исы-исы-исы - Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к
Молоко для кисы. вискам.
Иса-иса-иса - Растереть ладонями уши.
Бантиком играет киса.
Тема «Семья. Дедушка»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Есть у деда борода»
Да-да-да – есть у деда Потереть ладони друг о друга.
борода.
Де-де-де – есть сединки Руками провести по шее от затылка до яремной
в бороде. ямки.
Ду-ду-ду – расчеши Большими пальцами мягко провести по шее от
бороду. подбородка вниз.
Да-да-да – надоела Сжав руки в кулаки, возвышениями больших
борода. пальцев быстро растереть крылья носа.
Ду-ду-ду – сбреем деду Положить три пальца на лоб всей плоскостью
бороду. и, мягко надавливая, поглаживать лоб.
Ды-ды-ды – больше нет Раздвинув указательный и средний пальцы,
бороды. положить их перед и за ушами и с силой
растирать кожу.
(М. Картушина)
Тема «Семья. Быт»
Цель: профилактика простудных заболеваний, повышение умственной и физической работоспособности
«Труба»
(для младшего дошкольного возраста)
Ба-ба-ба Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к На крыше есть труба. вискам.
Бу-бу-бу - Указательными пальцами энергично провести по
Надо чистить трубу. крыльям носа.
Бы-бы-бы - Растереть ладонями уши.
Валит дым из трубы.
Литература:
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет - М.: Сфера, 2008. - 160 с.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет – м.: Сфера, 2009. - 208 с.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет – М.: Сфера, 2010. - 192 с.
Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -
М.: Сфера, 2010. - 224 с.
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ:
Прячем мишку
ХОД ИГРЫ: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку!", взрослый ищет его вместе с ребенком.
Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича "Ку-ку". Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Ау,ау!
ЦЕЛЬ: Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.
ХОД ИГРЫ: Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: "Ау, ау!", а другой ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:
Я скажу тебе "Ау!",
Угадай, где я стою?
Ты найди меня, найди,
Здесь я; где-то на пути?
Где я, где - реши скорей:
Иль левее, иль правей!
Повнимательнее будь,
Все облазить не забудь!
(А. Ануфриева)
Наседка и цыплята
ЦЕЛЬ: Развитие внимания ловкости, быстроты.
МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.
ХОД ИГРЫ: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.
Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой. Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".
Птичка
ЦЕЛЬ: Развитие внимания, умения быстро бегать.
ХОД ИГРЫ: Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:
- Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела - ай!
(А. Барто)
После слов "Улетела - ай!" ребенок-"птичка" улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти "птичку". Все бегут, находят "птичку" и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.
Чижик
ЦЕЛЬ: Развитие навыков общения, умение подражать движениям, чувство ритма.
ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит "чижик" (один из малышей).
Дети вместе со взрослым поют и играют.
Мы откроем все окошки,
Приготовим зерна, крошки.
Ты к нам, чижик, прилетай,
С нами, чижик, поиграй!
(Дети поднимают сцепленные руки - "окошки".)
Чижик к деткам прилетел,
Чижик песенку запел:
Клю-клю-клю, клю-клю-клю.
Очень крошечки люблю!
("Чижик" прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые "чижик" "клюет", а дети постукивают пальчиками по полу.)
Чижик с детками все пляшет,
Чижик крылышками машет.
Веселятся детки с ним,
С птичкой чижиком своим.
("Чижик" пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)
Попрощаюсь с вами, детки,
Не хочу жить в вашей клетке.
Я в свой садик улечу,
Я на ветке жить хочу!
(А. Ануфриева)
("Чижик" "вылетает" из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручками.)
Вороны
ЦЕЛЬ: Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.
ХОД ИГРЫ: Дети изображают ворон, они стоят "стайкой" и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит нараспев:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.
"Кар-кар-кар!"
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
"Кар-кар-кар!"
(Дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями.)
Только к ночи умолкают,
Спят вороны, отдыхают.
Тихо. "Кар-кар-кар!"
(А. Ануфриева)
(Садятся на корточки, ручки под щечку - "засыпают".)
Воробушки
ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, ловкости.
ХОД ИГРЫ: "Воробушки"-дети сидят в одном из углов комнаты и "спят". Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:
В гнезде воробушки живут
И утром все встают.
"Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик" -
Так весело поют.
("Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают".)
Довольно в гнездышке сидеть,
Пора на солнышко лететь.
" Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик" -
И крылышки согреть.
("Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают".)
Вот возле домика есть сад,
Летите крошечки искать,
"Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик" -
И крошечки искать.
("Летят" на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)
Будь осторожен, воробей,
Крадется кошка из дверей.
"Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик" -
Все в гнездышко скорей!
(А. Ануфриева)
(Появляется "кошка" (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в "гнезде". "Кошка" за ними гонится.)
Пчелки
ЦЕЛЬ: Разаитие ловкости.
ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:
- Мишка-медведь идет,
Мед у пчел унесет.
Пчелки, домой!
"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:
- Этот улей - домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж-ж!
(А. Ануфриева)
"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.
Зайки
ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.
ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком.
(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)
Зайка, зайка, поскачи,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька скакать,
Малых деток забавлять.
(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет.)
Вместе с зайчиком скорей
Мы подпрыгнем веселей!
(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)
Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.
Шишки
ЦЕЛЬ: Развитие внимания, координации движений.
МАТЕРИАЛ: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).
ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на стуле или на ковре. Взрослый приносит корзиночку и предлагает ребенку пойти с ней "в лес" за шишками. По полу рассыпают шишки, ребенок бежит "в лес" и "собирает шишки" в корзиночку под песенку.
Оля по лесу гуляла,
Оля шишки собирала.
Ай люли, ай люли!
Оля шишки собирала,
И в корзиночку их клала.
Ай люли, ай люли!
(После этого взрослый спрашивает, много ли шишек собрано, и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыш ставит на пол корзиночку и отдыхает.)
Села Оля отдыхать,
Захотелось ей поспать.
Баю-бай, баю-бай.
(А. Ануфриева)
Появляется "мишка" (взрослый берет игрушечного мишку). "Мишка" рычит (не очень громко, чтобы ребенок не испугался) и спрашивает: "Где мои шишки?" Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: "Мишка за шишками идет, скорее высыпай шишки и беги домой!"
Ребенок высыпает шишки из корзиночки и убегает на свое место.
"Мишка" сначала идет медленно, чтобы дать возможность ребенку высыпать шишки, а затем догоняет ребенка, приговаривая: "Где мои шишки?" Ребенок показывает пустую корзинку и отвечает: "У нас нет шишек, уходи, мишка!" "Мишка" уходит, игра повторяется по желанию ребенка.
Бабочки
ЦЕЛЬ: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.
МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.
ХОД ИГРЫ: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":
Ласточка - "Тивит, тивит" -
К нам в гости летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее
Весна сидит,
Ах, весна сидит!
Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).
Игра с мишкой
ХОД ИГРЫ: Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:
- Мишка по лесу гулял,
Нашу Машеньку искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
("Мишка" садится на стул и "засыпает". Ребенок бегает вокруг.)Далее говорит:
- Стала Машенька плясать,
Стала ножками стучать.
Мишка, мишенька, вставай,
Нашу Машу догоняй!
(А. Ануфриева)
("Мишка" просыпается, "рычит" и догоняет ребенка.)
Игра с собачкой
ЦЕЛЬ: Воспитание чуткого отношения к животным, расширение словарного запаса, приобретение навыков простой сюжетной игры.
МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.
ХОД ИГРЫ: Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
- Гав-гав!
- Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
(А. Ануфриева)
Затем идет с собачкой к кому-нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка "ест суп" и "лает": "Гав-гав!"
Взрослый говорит ребенку: "Это собачка говорит тебе "спасибо!"
Воронята
ЦЕЛЬ: Развитие способности к подражанию, внимание.
МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.
ХОД ИГРЫ: Дети-"воронята" сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети "спят" (закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками) под стихотворение.
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят.
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе.
("Воронята" просыпаются, машут крыльями, кричат "кар-кар-кар", затем "летают" (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-крыльями. Во время "полета воронят" взрослый поет дальше.)
Полетели, полетели,
Воронята полетели, "Кар!" (2 раза)
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
(Выходит на середину и сыплет из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а взрослый продолжает петь.)
Воронята прилетали,
Все до крошки поклевали. (2 раза)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук -
Клювами стучали. (2 раза)
(Дети подбегают к тому месту, где "насыпаны крошки", садятся на корточки и "клюют", стучат пальчиками о пол.) Взрослый говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал!
(А. Ануфриева)
(Взрослый берет игрушечную собачку, "лает" и догоняет убегающих детей.)
В дальнейшем "сыплют крошки" и изображают собачку сами дети
Кот и мышь
ЦЕЛЬ: Развитие внимания, ловкости, быстроты.
ХОД ИГРЫ: Взрослый изображает кота, ребенок - мышку. Ребенок сидит "в норке" (за стульчиком), "кот" ходит по комнате, говоря при этом:
- Котик по двору идет,
Ищет мышек Васька-кот,
Ищет мышек кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит,
На кота глядит.
(Е. Тихеева)
Взрослый садится на стул и закрывает глаза - "спит". Ребенок-"мышка" подходит на близкое расстояние, видит, что "кот спит", бегает и играет вокруг "кота". "Кот" потягивается, открывает глаза, "мяукает" и бросается ловить "мышку". Ребенок-"мышка" убегает в "норку".
Пес Барбос
ЦЕЛЬ: Развитие внимания, ловкости, быстроты.
МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка.
ХОД ИГРЫ: Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая "спит". Взрослый говорит:
- Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй!
(Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: "Гав-гав!" Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.
Мишка-медведь
ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:
- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем, запоем!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!
(А. Ануфриева)
"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.
Карусель
ХОД ИГРЫ: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(Е. Тихеева)
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
Гуси
ХОД ИГРЫ: Взрослый ("птичница") стоит на одном конце площадки, а ребенок-"гусь" - на противоположном.
Птичница говорит:
- Гуси, гуси!
Гуси:
- Га-га-га.
Птичница:
- Есть хотите?
Гуси:
- Да-да-да!
Птичница:
- Идите ко мне!
"Гусь" (или несколько "гусей") бежит к ней, раскинув руки-"крылья" в стороны, "клюет" воображаемые зернышки. Затем "птичница" говорит: "Кыш! А ну-ка, бегите в поле!"
Ребенок бежит, помахивая ручками-"крыльями", на прежнее место.
Игра повторяется снова.
Мотылек
МАТЕРИАЛ: Яркий сачок.
ХОД ИГРЫ: Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком.)
Куры и петух
ХОД ИГРЫ: У одной из стен на стульчиках сидят ребята-"куры", а напротив них на большем расстоянии гуляет "петух". В одном из углов комнаты "кошкин дом", в котором сидит "кошка". Взрослый сидит с ребятами-"курами", показывает на гуляющего "петуха" и поет:
- Петя в желтых сапогах
Ходит по песку,
А потом как закричит:
"Ку-ка-ре-ку!"
(Ребенок-"петух" кричит.) Взрослый говорит:
- Выходите, курочки,
Собирайте крошки,
Жучков, паучков
На моей дорожке,
("Куры" выбегают, машут "крыльями".) Взрослый говорит:
- Куры крыльями махали
"Ко-ко-ко-ко-ко-ко!"
Куры носиком стучали
" Ко-ко-ко-ко-ко-ко!"
Дай нам, Петя, крошки.
Крошек не жалей,
Дай еще немножко -
Будет веселей!
"Ко-ко-ко-ко-ко-ко!"
("Куры" возле "петуха" стучат пальцами по полу, кричат "Ко-ко-ко!" Выходит "кошка", крадется к "петуху".) "Кошка" поет:
- Выйду, выйду на дорожку,
Мяу-мяу-мяу!
Там, где куры ищут крошки,
Мяу-мяу-мяу!
К петушку поближе подойду
И с собою Петю уведу.
(Хватает "петуха", уводит его в домик. "Куры" убегают к себе на стульчики.) "Кошка" говорит "петуху": "Ты, Петя, посиди, а я еще за курочками схожу". "Кошка" уходит, "петух" убегает из домика и опять начинает ходить и собирать крошки. Игра повторяется. "Кошка" опять уводит "петуха" в домик и уходит, на этот раз "заперев" дверь на замок. Взрослый говорит "курам": "Кошка ушла, пойдемте Петю спасать!"
- Куры громко закричали -
"Ко-ко-ко-ко-ко!"
И за Петей побежали -
"Ко-ко-ко-ко-ко!"
Выходи к нам, Петя,
Собирай-ка крошки,
Жучков, паучков
На своей дорожке!
("Куры" отпирают дверь в домике. Выходит "петух".) Взрослый говорит:
- Вот все и собрались!
(Встают в круг, "петух" в середине.) Все вместе:
- А теперь скорей, дружок,
Соберемся мы в кружок.
Покажи нам ножку, Петя, поскорей,
Покружись ты с нами, Петя, веселей!
Ля-ля-ля-ля-ля!
(А. Ануфриева)
Курочка-хохлатка
ХОД ИГРЫ: Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает "курицу", дети - "цыплят". В стороне сидит старший ребенок - это "кошка". Взрослый говорит:
- Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка "Ко-ко" -
Не ходите далеко.
(Взрослый приближается к "кошке".) Говорит:
- На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!
(А. Ануфриева)
"Кошка" открывает глаза, "мяукает" и бежит за "цыплятами", которые убегают в определенный угол комнаты - "курятник", к "курочке-маме".
"Курица" защищает "цыплят", разводя руки в стороны и говоря при этом: "Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!"
Кот Васька
ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, расширение словарного запаса.
ХОД ИГРЫ: Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед "мышками" (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает). Взрослый и дети поют:
- Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
Он бежит домой,
Он бежит стрелой!
("Кот" бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, "засыпает".) Взрослый поет:
- Глазки закрываются.
Спит иль притворяется?
Зубы у кота - острая игла!
(Одна "мышка" идет посмотреть, спит ли "котик". Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других "мышек". "Мышки" подбегают и скребут по стулу, где "спит котик".) Взрослый говорит:
- Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот -
Разогнал весь хоровод!
(Русская народная песенка)
"Кот" догоняет "мышек", а они убегают от него.
Огород
ЦЕЛЬ: Развитие координации движений, умения действовать по команде.
ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород".
В огороде у ребят
Есть морковка и салат,
Все для ребят,
Все для ребят!
Старый дедушка ходил,
Он морковку сторожил.
Кыш, куры, кыш,
Кыш, куры, кыш!
("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".)
Старый дедушка устал,
Сел на травку, задремал.
Дедушка спит,
Дедушка спит.
(Садится, дремлет.)
Курочки бегут, бегут
И цыплят к себе зовут
Морковку щипать,
Морковку щипать.
(Дети-"курочки" выбегают на носочках.)
Дедушка нас услыхал,
Всех курочек прогнал.
Кыш, куры, кыш,
Кыш, куры, кыш!
(А. Ануфриева)
(Щиплют "овощи", поглядывая на "дедушку". "Дедушка" просыпается и прогоняет "курочек".)
"Куры с цыплятами" убегают. Игра повторяется снова. "Дедушку" может изображать ребенок, а "курочку" - взрослый.
Солнечные зайчики
ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.
МАТЕРИАЛЫ: Маленькое зеркальце.
ХОД ИГРЫ: Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:
- Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
(А. Ануфриева)
Затем по команде: "Лови зайчика!" - ребенок бежит и пытается поймать "зайчика". Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза.
Сорви яблоко
ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.
МАТЕРИАЛ: Яблоки или шарики.
ХОД ИГРЫ: Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику. Руки вытянуты на уровне головы ребенка - это "ветки", которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но "яблоня" сразу не поддается: "ветки" качаются из стороны в сторону, вверх и вниз.
Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и в конце концов это ему удается.
"Сорванные" яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает "сорвать" их.
Кот и мыши
ЦЕЛЬ: Развитие координации движений.
МАТЕРИАЛ: Часы или будильник.
ХОД ИГРЫ: Взрослый-"кот" сидит на стуле и "спит". Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Ребенок-"мышка" бегает на носочках вокруг "кота". Взрослый говорит:
- Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон -
Убежали мышки вон!
(С. Маршак)
Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-"мышка" убегает в "норку", а "кот" гонится за ним.
Кто поймает?
ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.
МАТЕРИАЛ: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка.
ХОД ИГРЫ: Взрослый водит удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а взрослый поет:
- Саша наш - молодец!
Саша наш - удалец!
Саша рыбку поймал,
А потом поплясал!
(А. Ануфриева)
Зайки
ЦЕЛЬ: Развитие быстроты.
ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка". "Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от него.
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет! -
Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!
(Русская песенка)
Кто умеет чисто мыться?
ЦЕЛЬ: Расширение словарного запаса.
ХОД ИГРЫ: Игра сопровождается движениями, описанными в тексте песни:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой,
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы!
Умываться мы умеем,
Мы мочалкой моем шею.
И вот так! И вот так!
А чтоб чисты были ножки,
Мы помыли их немножко.
И вот так! И вот так!
А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
И вот так! И вот так!
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри! Посмотри!
(А. Ануфриева)
Бабушка и котенок
ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.
МАТЕРИАЛ: Корзиночка с клубочками.
ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "котенка", который бегает, "умывается", затем садится на стульчик - " заборчик ". Входит "бабушка" в платочке, с очками на носу, с корзиной в руках, наполненной клубочками (клубочки можно сделать из яркой тесьмы или лоскутков). Взрослый говорит и вместе с ребенком выполняет соответствующие движения:
Наша бабушка идет
И корзиночку несет.
Села тихо в уголочек,
Вяжет деточкам чулочек.
Посидела, повязала
И тихонько задремала.
("Бабушка" вяжет чулок. "Она роняет корзинку, и клубочки рассыпаются по полу.)
Вдруг котенок прибежал
И клубочки подобрал.
("Котенок" выбегает из-за "заборчика", собирает клубочки и прячется обратно.)
Как же мне вязать чулочки?
Где же, где мои клубочки?
(А. Ануфриева)
("Бабушка" просыпается и ищет клубочки.)
"Бабушка" заглядывает за "заборчик", находит "котенка" и просит отдать ей клубочки. Собрав клубочки в корзину, "бабушка" садится и "вяжет чулочки". Затем опять "засыпает", и игра повторяется. В конце игры "бабушка" предлагает "котенку" поплясать с клубочками. Они держат клубочки и вместе танцуют.
Спрячу куклу Машу
ЦЕЛЬ: Обучение игре с куклой, развитие внимания.
МАТЕРИАЛ: Большая кукла.
ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на стульчике. Взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:
- Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу.
Оля к куколке пойдет,
Оля куколку найдет.
Ребенок находит куклу, взрослый хлопает в ладоши.
Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.
Птицы и автомобиль
ЦЕЛЬ: Развитие внимания, умения быстро бегать.
МАТЕРИАЛ: Игрушечный автомобиль.
ХОД ИГРЫ: Дети-"птички" "летают" по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:
- Прилетели птички,
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали.
(Дети-"птички" "летают".)
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.
(А. Ануфриева)
("Птички" прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол - "клюют".)
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:
- Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра-та-та, берегись, посторонись!
Дети-"птички" быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.
Ниточка
ЦЕЛЬ: Развитие умения действовать согласованно.
МАТЕРИАЛ: Катушка с нитками.
ХОД ИГРЫ: Детям показывают катушку и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет исполнять роль "катушки". Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот - третьего и т. д. Получилась "ниточка".
Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся "нитка" не намотается на "катушку". Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: "Ниточка, ниточка, накручивается!"
Потом "ниточка" разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:
- Ниточка, иголочка,
Ти-ти, улети.
Обратно ко мне прилети!
Игра в поезд
ЦЕЛЬ: Тренировка разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.
МАТЕРИАЛ: Две длинных рейки (или веревки).
ХОД ИГРЫ: Взрослый или один из детей - "паровоз", все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки - рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. "Паровоз гудит", и "поезд трогается". Дети могут двигать руками и произносить:
- "Чу-чу-чу!"
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу" -
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повез.
(А. Ануфриева)
Дети идут друг за другом между рейками, "по рельсам". По сигналу "Быстрей!" - бегут, по команде "Стой!" "поезд" подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. "Паровоз" уезжает за водой. По сигналу: "Поезд отправляется!" - все встают на свои места и продолжают коллективное движение.
На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке, подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой станции, "поезд" останавливается, дети снова могут погулять, "собрать цветы", затем "поезд" едет дальше.
Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на месте - "стучат колеса", шагают все медленнее и медленнее - "поезд останавливается".
В этой игре можно использовать другой текст песни:
Деток поезд к нам везет
В лес и на полянку,
Будут дети там гулять,
Повстречают зайку.
"Так-так-так, так-так-так" -
Все колесики стучат!
"Чу-чучу" - белку встретим и лису.
Едем, едем мы быстрей,
Не боимся мы зверей!
Паровоз идет потише -
Значит, остановка ближе -
"Ду-ду-ду", стоп!
Кошкин дом
ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма, умения разыграть простой знакомый сюжет.
МАТЕРИАЛ: Домик кошки (сделан из кубиков или стульев), ведерко, лейка, фонарик, лопатка, кусок красной материи ("огонь"), колокольчик.
ХОД ИГРЫ: Ребенок идет по кругу, хлопает в ладоши, чтобы лучше воспринять ритм и согласовать с ним ходьбу. Взрослый поет песенку:
- Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курочка с ведром,
А лошадка с помелом,
А собачка с фонарем,
Серый заюшка с листом.
Взрослый громко звонит в колокольчик, дети бегут туда, где лежат ведерко, лейка и т.д., берут игрушки и "гасят пожар" (огонь изображается с помощью красной материи, наброшенной на кошкин домик).
Вместе с взрослым они произносят:
- Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
Игра с куклой
ЦЕЛЬ: Обучение игре с куклой.
МАТЕРИАЛ: Кукла.
ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на ступеньке, напротив взрослый, в руках у него кукла. Взрослый поет и делает с куклой движения, соответствующие словам песни:
Вот красивая игрушка -
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь.
Кто желает посмотреть?
Ну, довольно веселиться,
Надо Кате спать ложиться.
Катя, глазки закрывай,
Баю-баю-баю-бай!
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.
Причесалась и умылась,
Всем ребяткам поклонилась.
(А. Ануфриева)
Предварительный просмотр:
Игры малой подвижности
Младшая – средняя группа
«Тишина»(Младшая - средняя группа)
Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте малыши. | Ход игры: дети идут в колонне по одному. После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны. |
«Раки»(Младшая - средняя группа)
Тики-таки, тики-таки, Ходят в нашей речке раки. Ходят задом наперед, Стали раки воду пить — Выходи, тебе водить! | Ход игры: Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления. |
Вариант игры проводится небольшими подгруппами по 4—5 человек. Играющие строятся в одну шеренгу у проведенной заранее черты (или у стены комнаты). У черты стоит один из участников (речка). С началом текста шеренга поворачивается спиной к направлению движения и начинает ходьбу, проходя назад 16 шагов (на строки 1—4). Далее раки обращаются к речке со словами: Речка, речка, где тут брод?
- Вот!
С этими словами речка, ставит в любом месте площадки обруч, к которому
раки должны подойти также задом наперед.
«Медведь»(Младшая - средняя группа)
Как под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, И под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, А под снегом спит медведь -Тише, тише, не шуметь! | Ход игры: дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза. На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал |
"Зайка серый умывается"(Младшая - средняя группа)
Зайка серый умывается Видно в гости собирается Вымыл носик, вымыл хвостик, Вымыл ухо, вытер сухо. | Ход игры: дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой. |
"Узнай по голосу"(Младшая - средняя группа)
Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: "А - у!" Ну-ка глазки закрывай, Не робей, Кто позвал тебя? Узнай поскорей! | Ход игры: дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга. Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал. |
"У ребят порядок строгий" (Младшая - средняя группа)
У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну, трубите веселей: Тра - та - та, тра - та - та! | Ход игры:дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну. |
"Воздушный шар" (Младшая - средняя группа)
Раздувайся наш шар, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!" | Ход игры:дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг, По сигналу воспитателя: "шарик лопнул!" дети приседают или медленно идут к центру круга и произносят: "ш - ш - ш - ш " |
"Солнышко и дождик"(Младшая - средняя группа)
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши очень рады солнышку. Топ, топ, топ, топ / 2р. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р. | Ход игры: дети идут по кругу дети хлопают в ладоши дети ритмично топают дети ритмично хлопают На сигнал воспитателя "дождь идет"дети приседают - "прячутся". |
«ТЕПИКИ» (2 младшая группа)
Тепики-тепики, По водице хлопики, Хлопики ладошками Да босыми ножками. (Г. Лагздынь) | Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде. На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую. |
"Волк - волчок"(Младшая - средняя группа)
Волк - волчок, шерстяной бочок Через ельник бежал, В можжевельник упал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом. | Ход игры: дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка |
"статуи"(Старшая – подготовительная группы).
В эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.
«ЛЕТО»(средняя группа)
основные движения: умение выполнять движения в соответствии с текстом
По лужайке Босиком, Солнышком согрето, За цветистым мотыльком Пробежало лето. Искупалось в реке, Полежало на песке, Загорело, Пролетело И исчезло вдалеке. (В. Данько) | Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук (“мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето. |
"Флажок"(Младшая - средняя группа)
Дети стали в кружок, Кому дать, кому дать, Выйди, Оля, в кружок, Возьми, Оля, флажок! Выйди, выйди, возьми, Выше флаг подними! | Ход игры: дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется |
Игры малой подвижности
Старшая – подготовительная группа
КАК ЖИВЕШЬ?
— Как живешь? Вот так! | Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх. |
— Как идешь? — Вот так! | Маршировать. |
— Как бежишь? — Вот так? | Бег на месте. |
— Ночью спишь? — Вот так! | Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой) |
— Как берешь? — Вот так! | Прижать ладонь к себе. |
— А даешь? — Вот так! | Выставить ладошку вперед. |
— Как шалишь? — Вот так! | Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним. |
— Как грозишь? — Вот так! | Погрозить пальцем вперед, или друг другу. |
«Скажи наоборот»
(Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов)
Под спокойную музыку дети выходят из зала.
ВЬЮШКИ – ВЬЮШКИ
Вьюшки, вьюшки, | Руки сжаты перед собой в кулаки. Вращать кулаки друг вокруг друга. Текст произносить низким голосом. |
Колотушки колочу. Приколачиваю. | Стучать кулаком о кулак (чередовать 2 удара — сверху правая рука, 2 удара — сверху левая рука). |
Оп! | Показать указательные пальцы обеих рук. |
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью. | Вращать указательные пальцы перед собой друг вокруг друга. Текст произносить нормальным голосом (средняя высота). |
Колотушки колочу. Приколачиваю. | Стучать указательным пальцем правой руки по указательному пальцу левой руки (сверху вниз) и наоборот. |
Оп! | Сжать руки в кулаки и показать мизинцы. |
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью. | Вращать мизинцы друг вокруг друга перед собой. Текст произносить тонким голоском. |
Колотушки колочу. Приколачиваю. Заколачиваю. | Стучать мизинцем правой руки по мизинцу левой руки (сверху вниз) и наоборот. |
Дзынь. | Нажать на кончик носа указательным пальцем. |
МАЛАНЬЯ
У Маланьи, у старушки | Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху. |
Жили в маленькой избушке | Сложить руки углом, показывая «избушку». |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей, | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими ушами, | Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам. |
Вот с такими носами, | Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую бороду. |
Они не пили и не ели, | Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку». |
На Маланью все глядели | Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. |
И все делали вот так... | Дети показывают загаданные действия. |
КОРАБЛИК
По реке плывет кораблик, Он плывет издалека. | Ладони соединить лодочкой. Выполнять волнообразные движения руками. |
На кораблике четыре очень храбрых моряка. | Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке. |
У них ушки на макушке. | Сложить обе ладони к макушке. |
У них длинные хвосты. | Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны. |
И страшны им только кошки, Только кошки да коты. | Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения. |
Любопытная Варвара
Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Дети поднимают и опускают плечи. Поворачивают корпус влево. Поворачивают корпус вправо. Поднимают голову вверх. Опускают голову. Выполняют легкие полуприседания. Резко приседают. |
МАРТЫШКИ
Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком, | Выполнять движения в соответствии с текстом |
БРЕВНЫШКО
Туки, туки, туки, тук, Топором срубили дуб. | Ладони сложены в замок. Совершать рубящие движения руками (сгибая локти и отводя замок то влево, то вправо). |
Мы рубанок в руки взяли И сучки все обстрогали. | Ладони сложены и выпрямлены. Согнутые локти (ладони у живота) выпрямить вперед. И опять согнуть, приближая ладони к животу. |
Вышло гладкое бревно. Ох, тяжелое оно. | Поглаживать себя по бокам, прижимая руки к телу |
Что нам делать? Как нам быть? Будем мы бревно катить. От Пети к Маше, От Маше к Илюше, От Илюши к Паше... | Все садятся на корточки в кружок. Кто-то из детей изображает бревно, ложится, прямые руки прижаты к телу. Ребенок, которого называют по тексту, катит «бревно», соседи по кругу слева и справа могут ему помочь. |
"ЧЕЛНОЧОК"(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры:Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.
У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ
У оленя дом большой, А у зайки маленький. Олень сидит, Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой!» Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай! | Руки над головой изображают крышу дома. Руки изображают крышу, но опущены вниз Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую. Бег на месте. Топать ногами, руки на поясе. Имитация стука в дверь поочередно Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Зазывные движения рукой Протянуть руку с открытой ладонью |
"Снеговик"(Старшая – подготовительная группы).
Среди нашего двора Снеговик стоял вчера. Сами мы его слепили, Нос - морковку не забыли, А сегодня за окном Потекли ручьи кругом. | Ход игры:дети обыгрывают стихотворение, а затем показывают, как таял снеговик. |
«СОКОЛ»(Старшая – подготовительная группы).
Пролетал высоко сокол. Уронил перо в осоку. Соколиного пера Не найти нам до утра. Утром солнышко взойдет — Вова перышко найдет. | Ход игры: Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, сокол пробегает за кругом и роняет перо (бутафорское) за спиной одного из детей. Со словами Утром солнышко взойдет... сокол садится на свободный стул в круг с детьми. Последние три слова произносят все дети, называя имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он и становится соколом. Игра повторяется |
«КОЛОБОК»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Мяч для этой игры может быть любого размера. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга — водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Покидать свое место игрокам нельзя. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.
Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого кнему попал мяч
«ЩУКА»(Старшая – подготовительная группы).
Мимо леса мимо дач, Плыл по речке красный мяч. Увидала щука: — Что это за штука? Хвать, хвать. Не поймать. Мячик вынырнул опять. Он пустился дальше плыть. Выходи, тебе водить! | Ход игры: Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч. На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется. |
«Кто ушел?»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий открыв глаза, должен назвать его.
«Летает — не летает»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Дети идут в колонне по одному. Учитель называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.
Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим
«ХОРОВОД»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу учителя они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение
«Ручеек»(Старшая – подготовительная группы).
Дети идут в колонне по двое. По команде учителя «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.
"Холодно - горячо"(Старшая – подготовительная группы).
ход игры: Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:
- холодно…тепло…горячо…помогая найти спрятанный предмет.
"Водяной"(Старшая – подготовительная группы).
Дедушка - Водяной! Что сидишь ты под водой? Выйди, выйди хоть на час. Угадай кого из нас! | Ход игры: Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает. |
«Находка»(Старшая – подготовительная группы).
По лугу шел, Моток нашел, Катись, находочка моя! Куда моток, туда и я. | Ход игры: Играющие стоят по кругу и перекатывают мяч от одного к другому (по два перекатывания на каждую строку). По окончании текста мяч перекатывается в обратном порядке, без слов, пока снова не вернется к тому, с кого началась игра. Следует обратить внимание детей на то, что, играя, они должны запомнить, от кого получали мяч. |
«Шмель»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры:Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
Правила: мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.
«Узнай по голосу»
«Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты,…(имя), отгадай, Кто позвал тебя, узнай». | Ход игры:, закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Правила:водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину. |
«Топор»
Взял Егор в углу топор, С топором пошел во двор. Стал Егор чинить забор, Потерял Егор топор. Вот и ищет до сих пор, Поищи и ты топор! | Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать |
«Царь Горох»(Старшая – подготовительная группы)
Ход игры:По считалке выбирается водящий - Царь Горох, он отходит от детей на 8-10 шагов и поворачивается спиной. Остальные дети договариваются, какое действие они будут изображать. Царь Горох подходит к детям и говорит:
- Здравствуйте, дети! дети отвечают: - Здравствуй, Царь Горох! Царь Горох спрашивает: -Где вы бывали? Что вы видали? дети отвечают: Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем. |
Дети выполняют задуманное движение /стирают, играют на гармошке, подметают пол.../ Царь Горох отгадывает. Если он не отгадал, то проигрывает, дети говорят ему, что они делали и придумывают новое действие.
«НАЙДИТЕ РАЗЛИЧИЯ»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу и т. п. Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.
«Угадай, чей голосок?»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:
Мы собрались в ровный круг, Повернемся разом вдруг, А как скажем «Скок-скок-скок», Угадай, чей голосок | Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону. |
«Фигуры»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры:Играющие образуют круг. В центре круга встает водящий. Взявшись за руки, все начинают передвигаться по кругу в заданную сторону. По сигналу учителя все останавливаются и принимают самые различные позы — фигуры, например, изображают бегущего спортсмена, летящую птицу, прыгающего зайца и т. п. Водящий выбирает фигуру, которая ему больше всего понравилась, и меняется с этим игроком местами.
«Эхо»(Старшая – подготовительная группы).
Ход игры: Дети идут в колонне по одному. Учитель, произносит какую-либо фразу, а дети, как эхо, повторяют последнее слово. Например, учитель говорит: «Кукареку» — дети отвечают протяжно: «Ку-ку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Комментарии
СПАСИБО
СПАСИБО