«Формирование у детей 3-7 лет здорового образа жизни»
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но некоторые из них считают базовыми:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;
- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;
- закаливание.
Тема «Формирование у детей 3-7 лет здорового образа жизни» выбрана не случайно. В 2010 году, проведя мониторинг детей 6-7 лет, целью которой было изучение особенностей представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению, выявила, что дети имеют недостаточно высокий уровень валеологической культуры (с критериями, по которому проводилось отслеживание результатов, вы можете познакомиться в приложении №1).
XXI век ставит перед обществом много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Уровень российской культуры таков, что физическому развитию детей в семье и обществе отводится далеко не первое место. А ведь именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы здорового образа жизни, прививать детям интерес к занятиям спортом, следить за их физическим развитием, закалять, тем самым создавая крепкую базу здоровья.
Современные дети знают много больше, чем их сверстники десять лет назад. Этому способствует расширение информационных источников. Однако это имеет и свои негативные последствия. Гиподинамия, а именно она является результатом этого процесса, приводит к росту заболеваемости детей в период дошкольного детства.
Цель работы: создание условий для сохранения укрепления здоровья детей, формирование ответственности в сохранении собственного здоровья.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
- Способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования.
- Прививать ребенку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени содействующие укреплению здоровья.
- Формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.
Для реализации цели:
- изучила педагогическую литературу по данной теме;
- внедрила практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет Т.А.Тарасовой, Л.С.Власовой «Я и мое здоровье»;
- апробировала пособие А.И.Ивановой «Человек», которое входит в Программу экологического воспитания дошкольников «Живая экология».
Работу по «Формирование у детей 3-7 лет здорового образа жизни» проводила по направлениям, изображенным на схеме, которую Вы видите на слайде.
Работа по теме «Формирование у детей 3-7 лет здорового образа жизни» осуществлялась через III образовательные области: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».
Содержание образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура» реализуется через непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную деятельность, а также через работу с родителями.
Работая по теме «Формирование у детей 3-7 лет здорового образа жизни», знакомила детей с внешним строением человека, с внутренними органами и их функциями, с гигиеническими процедурами, например: «Внешнее строение человека», «Зачем человеку руки», «Как сохранить свою кожу здоровой и т.д.». Разработала серию занятий для детей 3-5 лет и 5-7 лет. (см приложение №2 и №3)
В работе с детьми дошкольного возраста использовала ИКТ, разработала презентации по темам «Анатомия для детей», «Что такое «Здоровое питание», «Витамины» и т. д. (диск с презентации прилагается в приложении №9)
Большое внимание уделяла использованию дидактических игр, составила картотеку дидактических игр для детей 5-7 лет по разделам «Организм человека», «Культурно-гигиенические навыки», «Сохранение здоровья» (см. приложения №4)
Совместную деятельность реализовывала через образовательную область «Здоровье». Совместная деятельность включала:
- Оздоровительно-профилактические мероприятия;
- Прогулки и походы;
- Спортивные праздники и развлечения;
К оздоровительно-профилактическим мероприятиям относятся:
водные процедуры (растирание варежками, полоскание полости рта и горла),
воздушные ванны и точечный массаж после сна,
витаминизация (аскорбиновая кислота, настойка элеутерокка, ветерон, употребление в пищу чеснока и лука), а также профилактика ОРЗ (киндер-сюрпризы с чесноком и луком, оксолиновая мазь).
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могли достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
Прогулки проводились ежедневно 2 раза в день. При планировании прогулок, помимо подвижных игр, наблюдений, предусматривалась индивидуальная работа по развитию движений детей.
Во время пребывания детей на участке значительное время отводила спортивным упражнениям. Они планировались в зависимости от времени года.
Походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решались не только оздоровительные задачи, совершенствовались двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывались любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворялись познавательные потребности детей. Прогулку-поход рассматривала как:
- Одну из форм физкультурных занятий;
- Активный отдых;
- Комплексное занятие, в которое включаются программные задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Спортивные праздники и развлечения способствовали пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывали такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Дети принимали участие в спортивных праздниках и развлечениях:
«Кросс нации – 2010, 2011»,
«Лыжня России – 2010, 2011, 2012»
«Всероссийский олимпийский день»
«Проделки бабы Яги».
Работа с родителями является одним из важнейших направлений работы по теме «Формирование у детей 3-7 лет здорового образа жизни»
Работу с семьей вела по 4 направлениям:
- Информационно-аналитическое направление. Для выявления уровня валеологической культуры родителей проводила анкетирование (см. приложение №5)
- Наглядно-информационное направление. С целью ознакомления родителей проводила беседы и консультации на темы «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье», «Чем могут быть опасны грязные руки» и др. (см. приложение №5)
- Досуговое направление. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Родители вместе с детьми принимали участие в спортивных праздниках как на уровне детского сада (семейные «Веселые старты» - 7 семей), так и на территориальном уровне (территориальные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2 семьи) (фотоматериалы с мероприятий мы можете увидеть в приложении №6).
Итогом работы стали достижения воспитанников:
2011 год – победа в выставке-конкурсе детского творчества «Здоровье глазами детей» (I место).
2011 год - семейные «Веселые старты» (семья Гордиенко – 3 место).
2011 год - территориальные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (семья Бердышевых – 1 место, семья Орловых – 4 место)
А также снижение заболеваемости (информацию Вы видите на слайдах)
Уровень профессиональной компетенции позволил участвовать в 2010 году в научно-практической конференции «Миссия педагога-эколога в современных социально-экономических условиях» (ГБОУ СО «Дворец молодежи» г. Екатеринбург)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Формирование у детей раннего возраста привычек здорового образа жизни.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4605775","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"329","width":"480"}}]]Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет ...
«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»
Сегодня подвижные игры – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....
Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...
Перспективный план мероприятий по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни
планирование мероприятий на учебный год...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни "Путешествие в город Здоровье"
Конспект занятия Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие....
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....