Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Кретова Елена Федоровна

Средства воздействия здоровьесберегающей деятельности в системе физического развития детей в ДОУ

В детском саду педагогическим коллективом уделяется много внимания здоровьесбережению детей - дошкольников. Широко используются на практике новые технологии и парциальные программы. Здоровьесбережение начинается с правильной организации питания. В настоящее время много детей имеют аллергические реакции на те или иные продукты. В нашем детском саду  осуществлфяется индивидуальный подход к каждому ребенку, в том числе и по вопросам питания. педагоги детского сада проводят работу и по организации двигательной активности детей. Первоначально был проведен мониторинг двигательной активности, а затем разработан план действий: использование динамических пауз, физкультминуток, проведение игр большой и малой подвижности. В стстье предлагается практический материал по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg._deyatelnost.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Средства воздействия здоровьесберегающей деятельности в системе

физического развития детей в ДОУ

В системе дошкольного образования наряду с применением технологий развивающего и проблемного обучения, игровых, компьютерных и альтернативных технологий, всё чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии».

Под здоровьесберегающей технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей и взрослых).

К ведущим средствам здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду следует отнести:

- медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников, организация профилактических мероприятий, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);

- физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);)

- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);

- валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

1. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.

2. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

3. Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками

4. Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия:

- в группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.

Среди воспитателей всех возрастных групп был проведен конкурс по изготовлению и использованию в практической работе нетрадиционного спортивного оборудования – массажных дорожек, дорожек-топотушек, спортивных атрибутов из подручных материалов и др.

В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. На стенах размещены яркие картинки для обучения дошкольников метанию в цель, а также картинки, выполняющие функцию зрительных ориентиров. Размещены схематичные изображения последовательного выполнения таких упражнений, как прыжок с места и разбега, метание, бросание и ловля мяча и др. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении;

- на территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), футбольными воротами, баскетбольными корзинами.

В целях оздоровительной работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы:

- комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий (гимнастика для глаз);

- комплексы по профилактике плоскостопия;

- комплексы по профилактике нарушений осанки;

- снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, артикуляционная и пальчиковая гимнастика);

- прогулки (подвижные и спортивные игры);

- закаливание (сон без маек, полоскание полости рта водно-солевым раствором после приема пищи, обширное умывание);

- оптимальный двигательный режим в течение дня;

- ритмическая гимнастика;

- упражнения после сна;

- спортивные досуги, праздники;

- Дни здоровья;

- индивидуальная работа вне занятий;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- беседы по ЗОЖ и ОБЖ.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);

- в старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

- занятия по традиционной схеме;

- занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

- занятия-тренировки в основных видах движений;

- ритмическая гимнастика;

- занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

- занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;

- сюжетно-игровые занятия.

Инструктором по физической культуре Симаковой Ю.В. ведется учет состояния здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности воспитанников. Это позволяет педагогам определить оптимальную физическую нагрузку и условия физического воспитания для каждого ребенка.

Задачи физического воспитания решаются в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и медицинского персонала детского сада. Врачебно-педагогический контроль включает в себя:

- оценку организации и методики проведения разных типов занятий физическими упражнениями с учетом возраста и состояния здоровья детей;

- оценку влияния занятий физическими упражнениями на организм детей;

- проверку условий и санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, спортивной одежды и обуви.

В графике работы инструктора по физвоспитанию выделено время для проведения консультаций и индивидуальных бесед с воспитателями и родителями воспитанников.

Следует отметить, что родители являются активными участниками физкультурных мероприятий, проводимых в детском саду. Это спортивные праздники и развлечения: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», Дни открытых дверей, посвященные вопросам здоровья взрослых и детей. В родительских уголках постоянно обновляется информация об организации двигательной деятельности детей и подвижных игр в семье, об активном отдыхе в выходные дни и в период отпуска.

Администрацией детского сада большое значение придается вопросу питания детей. Питание сбалансировано и предусматривает в рационе набор основных продуктов в порядке перспективного десятидневного меню. Кроме того, по возможности, в рацион питания детей включаются соки, фрукты и овощи, проводится «С» - витаминизация третьих блюд.

Большое внимание уделяется организации питания детей, имеющих пищевую аллергию на определенные продукты. Для этих детей в ежедневном меню предусмотрена замена на те блюда, которые ребенок хорошо принимает.

Организация разнообразной, интенсивной двигательной деятельности детей в течение дня, внедрение медико-педагогического контроля, обеспечение тесного контакта в работе с родителями оказывают благотворное влияние на общее физическое развитие и здоровье детей.

Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни:

- бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками;

- помогают детям осознать пользу рационального питания и соблюдать соответствующие правила.

Для реализации основных направлений по охране жизни и здоровья детей используется программа «Радуга» (составитель Доронова Т.Н.) и элементы парциальных программ: «Физическая культура - дошкольникам» Глазыриной Л.Д., «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Авдеевой Н.А., Князевой О.М.

Средствами реализации решения задачи – научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье – являются:

1. Специально организованное обучение. Занятия по усвоению норм и правил здорового образа жизни включены в раздел «Познавательное развитие» и проводятся 1 раз в месяц согласно перспективному плану.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми по темам: «Я - человек», «Я и движение», «Я осваиваю гигиену и этикет», «Я и опасные предметы», «Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

3. Особое место отводится мероприятиям, направленным на профилактику дорожно-транспортного травматизма и интегрированы в различные режимные моменты.

4. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего здорового образа жизни.

5. Работа с родителями, которая предполагает системное и планомерное взаимодействие триады РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ВОСПИТАТЕЛЬ для развития культуры и здоровья.

В начале года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения. Обсуждается план физкультурно-оздоровительных мероприятий. Налаживание контактов с родителями организовываются следующим образом:

- приглашаем родителей на просмотр оздоровительных мероприятий;

- предоставляем письменную информацию о том, какие профилактические мероприятия проводятся;

- ежедневно общаемся с родителями, когда они приводят и забирают детей;

- предлагаем посетить врача или психолога, когда это необходимо;

- накапливаем информацию и практические советы по оздоровлению детей;

- каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как живут и укрепляют здоровье дети;

- изучаем запросы родителей и их требования к оздоровлению детей;

- проводим совместные с родителями мероприятия;

- фотовыставки;

- анкетирование родителей.

6. Диагностика знаний детей о себе и здоровом образе жизни.

Диагностику уровня сформированности основ культуры здоровья, представлений ребенка о правилах гигиены, охране здоровья и здоровом образе жизни проводят совместно старший воспитатель, медперсонал и воспитатель.

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа и анализ продуктов деятельности.

День открытых дверей (дегустация родителями блюд из детского меню, выставка детских рисунков и поделок, презентация проектов «Полезная и вредная пища», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». «Уроки безопасности»

"Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека и проводитдидактические игры.

Беседа познавательного характера «Друзья Мойдодыра»

Спортивно- театрализованный праздник "Богатырские состязания"

Портфолио здоровья.

Результат работы – благоприятный эмоциональный климат в ДОУ. Дети любят детский сад. Родители дают положительную оценку деятельности ДОУ. Однако процент снижения заболеваемости невысокий. В качестве причин можно назвать температурный режим (несвоевременная подача тепла в ДОУ в отопительный период, неотлаженная отопительная система в некоторых помещениях ДОУ). Дети приходят в детский сад с 3 или 2 группами здоровья. Часто меняющийся педагогический коллектив, отсутствие специалистов – дошкольников.

Оптимизм внушает наличие цели и заинтересованности персонала ДОУ получить положительный результат, в результате чего коллектив детского сада продолжает продвигаться вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...