комплекс гимнастики после сна
план-конспект урока по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Оздоровительная гимнастика после дневного сна
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. К сожалению гимнастику после сна либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. В гимнастику после сна надо включать щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений и сочетать их с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать Растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут (для старших дошкольников). Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика при открытых фрамугах. В течение года используются разные варианты гимнастики.
Согласно федеральным государственным требованиям, обязательным условием организации работы с детьми в дошкольном учреждении является принцип интеграции образовательных областей. Гимнастика пробуждения – одна из форм оздоровительной работы в детском саду, которая входит в образовательную область «Здоровье».
Конспект проведения гимнастики после сна
Цель корригирующей гимнастики: Способствовать пробуждению после дневного сна. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.
Образовательная область: Здоровье
Связь с другими образовательными областями: По задачам и содержанию психолого-педагогической работы она интегрируется с образовательными областями: «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей). «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в частности здорового образа жизни). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса интегрируется с образовательными областями: «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Комплексы корригирующей гимнастики после сна
Комплекс №1 | |
Содержание | Художественное слово |
В кроватях: | |
И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх потянуться, расслабится, улыбнуться | Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись |
И.п. лёжа, ноги поднять закинуть за голову, и.п. | Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем и за голову бросаем. |
И.п. лёжа, колени обхватить руками, голову подтянуть к коленям, упражнение «качелька» | Дружно сели на качели, и качели полетели. |
И.п. сидя, ноги скрещены, повороты головы вправо, влево, и.п. | Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, Как? Вот так, вот так, смотрит влево, смотрит вправо |
Игровой массаж | |
Растирание рук | Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем |
Растирание лба | Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем |
Растирание бровей | Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем |
Растирание носика | Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем |
Растирание щёк | Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки |
Растирание шеи | Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх |
Растирание ушек | А теперь потрём ушки, наши ушки на макушке. |
На дорожках здоровья | |
Профилактика плоскостопия. Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» Ходьба по мокрым дорожкам | Друг за другом, ровным кругом, раз, два, три, четыре, пять- никого не обгонять Носом вдох, а выдох ртом Дышим глубже, А потом, марш на месте, не спеша Как погода хороша. |
Упражнения на ковре: растираем стопы о ковёр- «катаемся» на лыжах» | Дружно лыжи все одели И вперёд все полетели, Мы на горку поднимаемся, С горки дружно все спускаемся. |
Профилактика нарушений осанки: И.п. стоя, руки поочередно вверх- потянуть, вниз, и.п.. И.п. стоя, присели, хлопок над головой, встали- хлопок внизу. И.п. стоя трясём руками, ногами, вертим головой, и.п. | Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки Нам сегодня не до скуки Приседание с хлопками: Вниз- хлопок и вверх- хлопок. Руки, ноги разминаем, Точно знаем- будет прок. Крутим- вертим головой, Разминаем шею. Стой. |
Игровое упражнение на профилактику дыхательных путей «Пастушок дудит в рожок»: Подуть громко в «рожок», вдох воздуха через нос и резкий выдох через нос, губы сомкнуты. | Пастушок, пастушок, подуди –ка нам в рожок, Ты погромче подуди, И на нас ты не гляди |
Комплекс №2 | |
Содержание | Художественное слово |
В краватях | |
И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх потянуться, расслабится, улыбнуться | Потянулись, улыбнулись, потихонечку проснулись |
И.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, круговые движения ногами, голову и плечи не поднимать. | Эй скорей включите свет, где тут мой велосипед, Мы поехали, поехали и к зверятам в лес приехали |
И.п. лёжа, правая рука на груди, левая на животе, вдох- живот надуть, выдох- втянуть, и.п. | Мой животик, мой животик, ну совсем как бегемотик, очень глубоко вдохнул и животик свой надул, а животик свой втянул, значит воздух выдохнул |
И.п. сидя, ноги скрещены, наклоны головы вперед, назад, и.п. | Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон. Как? Вот так, вот так- он слонихе шлёт поклон. |
Игровой массаж | |
Растирание рук | Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем |
Растирание лба | Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем |
Растирание бровей | Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем |
Растирание носика | Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем |
Растирание щёк | Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки |
Растирание шеи | Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх |
На дорожках здоровья | |
Профилактика плоскостопия. Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» Ходьба по мокрым дорожкам | Я иду и ты идёшь- раз, два, три. Я пою и ты поёшь- раз, два, три. Мы идём и ты идёшь- раз, два, три. Очень дружно мы живём- раз, два, три. |
Упражнения на ковре: сминаем стопами лист бумаги, не передвигаясь, двигаются только пальцы ног. | Дружно пальчики сжимаем И в комочёк превращаем Очень маленький листочек Превращаем мы в комочек. |
Дыхательные упражнения: У ребёнка на носу ватка, выдох так, что бы ватка полетела. | Будем мы сейчас играть, надо фокус показать. Ватка на носу у нас, сдуем мы её сейчас. Будем воздух выдыхать и она начнёт летать. |
Игровое упражнение на профилактику дыхательных путей «Совушка- сова»: По сигналу-день- дети медленно поворачивают голову медленно вправо, влево. По сигналу- ночь- дети смотрят вперед и взмахивают руками, опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «Уффф» | Совушка- сова большая голова Головой то днём вертела Ночью тихо полетела- Уффф |
Комплекс № 3 | |
Содержание | Художественное слово |
В кроватях: | |
И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх, потянуться, расслабится, улыбнуться | Раз, два, три, четыре, пять нам пора уже вставать, потянуться, встрепенуться и друг другу улыбнуться |
И.п. лёжа, правая рука на груди, левая на животе. Вдох- живот надуть, выдох втянуть | Мы пока что отдыхаем и животик надуваем, надуваем и сдуваем, будто в шарик превращаем. |
И.п. лёжа на спине, руки в локтях согнуты, упор на руки, ноги согнуты в коленях, круговые движения ногами. | А теперь «велосипед», мы поедем на обед, ехали, ехали, до речки доехали |
И.п. лёжа на животе, руки под подбородком, приподнять голову, руки вдоль туловища, ноги тянуть вверх, и.п. | Очень мы стараемся в лодку превращаемся, лодочка качается, на волнах шатается. |
Игровой массаж | |
Растирание рук | Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем |
Растирание лба | Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем |
Растирание бровей | Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем |
Растирание носика | Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем |
Растирание щёк | Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки |
Растирание шеи | Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх |
На дорожках здоровья | |
Профилактика плоскостопия. Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» Ходьба по мокрым дорожкам | Друг за другом, ровным кругом, раз, два, три, четыре, пять - никого не обгонять Носом вдох, а выдох ртом Дышим глубже, А потом, марш на месте, не спеша Как погода хороша. |
Упражнения на ковре: «рисуем ногами на ковре геометрические фигуры» | Как погода хороша, мы рисуем не спеша, |
Профилактика нарушений осанки: Упражнение «Сосулька» И.п. стоя на ковре, руки опустить вниз, встать на носки руки вверх, потянуться, и.п. | Руки вверх, потянись, Мило солнцу улыбнись |
Дыхательная гимнастика: Сидя на ковре, наклон 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками произнести звук –сссс- | Ос,ос,,ос,ос- нужем нам сейчас насос. |
Комплекс корригирующей гимнастики после сна для детей 3-4 лет
Программное содержание:
Цель. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Обучающие задачи. Учить выполнять упражнения из разных исходных положений, добиваясь естественности, лёгкости.
2. Развивающие задачи. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять двигательные навыки (в ходьбе, в прыжках, в перешагивании). Активизировать двигательную деятельность, используя игровой сюжет.
3. Воспитывающие задачи. Воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью.
Ход гимнастики.
1. Побудка:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
2. Упражнения в кровати:
1) И.п.: лёжа на спине. Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).
2) И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох (3-4р.).
3) И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками и выпрямиться.(3-4р.).
4) И.п.: сидя на коленях, руки в стороны. Хлопок прямыми руками впереди. (3-4р.).
3. Зрительная гимнастика «Куклы моргают»
(изобразить совместно с детьми моргающих кукол).
4. Дыхательное упражнение «Подуем на пушинку».
5. Упражнения на ковре «Весёлые медвежата»:
Вос-ль: Дети, мы пришли в лес на красивую поляну, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.
Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролёт – снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь. Кто же я скажи… (медведь)
Вос-ль: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат. Раз, два, три, мы закружились, В медвежат мы превратились. Сейчас медвежата сделают зарядку.
ОРУ (без предметов):
Утром мишенька проснулся, мишка к солнцу потянулся.
Вот так, вот так мишка к солнцу потянулся.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили!
Вот так, вот так и из речки воду пили.
Мишкам весело играть, мишкам хочется сказать.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вос-ль: Стоп, закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились
И в ребяток превратились.
6. Ходьба по дорожкам закаливания под музыкальное сопровождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс гимнастики после сна «Киски» для детей старшего дошкольного возраста
Данный комплекс гимнастики после сна помогает организму ребенка после пробуждения включиться в активные действия. Я советую начать пробуждение с нескольких упражнений в постели и рядом с кровать...
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна
Методическая разработка конспекта гимнастики после сна для средней группы(из опыта работы с детьми)....

Комплексы гимнастики после дневного сна (II младшая группа)
Комплексы гимнастики после сна разработаны автором с учётом возрастных особенностей детей. Структура комплексов состоит из трёх частей: I часть - разминка в постели; во II часть вход...

Комплексы гимнастики после сна (средняя группа)
Комплексы гимнастики после сна разработаны автором с учётом возрастных особенностей детей. Структура комплексов состоит из трёх частей: I часть - разминка в постели; во II часть входят дыхательные упр...

Комплекс гимнастики после дневного сна на июль. Комплекс №1(1-2 неделя), Комплекс №2(3-4 неделя)
Комплекс гимнастики после дневного сна на июль. Комплекс №1(1-2 неделя), Комплекс №2(3-4 неделя)...