Опыт работы
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Опыт работы по теме:
"Формирование мотивации на укрепление своего здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с мячом "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 77.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Формирование мотивации
на укрепление своего здоровья
у детей старшего дошкольного возраста
посредством упражнений с мячом
Анчуркина Марина Николаевна
Руководитель физического воспитания
2012
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Рябинка»
посёлка Новки
2012 год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
«Рябинка» поселка Новки
Нормативная база
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о дошкольном учреждении № 666 от 12.08.2008
- Устав МДОУ детский сад «Рябинка» поселка Новки
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез,2010
- Образовательная программа МДОУ детский сад «Рябинка» поселка Новки
- Договор о регулировании взаимоотношений между МДОУ детский сад «Рябинка» п. Новки и родителями воспитанников детского сада (лицами, их заменяющими)
- Постановление губернатора области № 273 от 29.04.2004 «О проведении мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи Камешковском районе»
- Приказ Управления образования Администрации Камешковского района № 101 от 04.05.2005 «О методике проведения мониторинга физического развития и физической подготовленности воспитанников»
Опыт работы по теме:
Формирование мотивации
на укрепление своего здоровья
у детей старшего дошкольного возраста
посредством упражнений с мячом
Содержание работы
- Сведения об авторах конкурсной работы……………………………. 7
- Описание конкурсной работы………………………………………… 8
- Условия возникновения, становления опыта ………………… 8
- Актуальность и перспективность опыта……………………… 13
- Ведущая педагогическая идея……………………………......... 15
- Теоретическая база опыта ………………………………........ 16
- Новизна опыта …………………………………………………. 18
- Технология опыта………………………………………………. 19
- Результативность……………………………………………….. 25
- Адресная направленность……………………………………… 27
- Библиография …………………………………………………………. 28
- Приложения..…………………………………………………………... 29
Автор
Анчуркина Марина Николаевна
Руководитель физического воспитания
Педагогический стаж работы - 6 лет
2 квалификационная категория
2. ОПИСАНИЕ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
2.1. Условия возникновения и становления опыта
Данный опыт формировался в условиях МДОУ детский сад «Рябинка», который находится в поселке Новки Камешковского района по адресу:
Улица Дзержинского дом № 1 «А».
Учредителем является Администрация Камешковского района
Детский сад функционирует с 1982 года.
По итогам аккредитации 2008 года учреждению присвоен следующий статус: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» поселка Новки 3 категории.
В настоящее время в МДОУ детский сад «Рябинка» функционирует 6 групп, из них 2 группы раннего возраста, 4 группы – для детей дошкольного возраста. Полная наполняемость МДОУ – 130 детей.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МДОУ детский сад «Рябинка» поселка Новки определяется следующими программами:
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез,2010 и образовательной программой МДОУ детский сад «Рябинка» поселка Новки
Программа | Группы | |||||
Группа детей раннего возраста | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | подгот. к школе группа | |
Основная От рождения до школы | + | +
| +
| +
| +
| + |
Парциальная «Ладушки» |
| + | +
| + | + |
Содержание воспитательно-образовательного процесса определяется парциальной программой «Ладушки» И. Каплуновой И. Новоскольцевой
На протяжении нескольких лет МДОУ детский сад «Рябинка» поселка Новки осуществляет тесный контакт с различными с социальными и общественными организациями такими как
- МУ Новкинская СОШ
- Детская библиотека поселка Новки
- Детская юношеская спортивная школа города Камешково (ДЮСШ)
- Д К поселка Новки
- Амбулатория поселка Новки
- МУЗ ЦРБ города Камешково
Взаимодействие с различными учреждениями дает возможность значительно обогатить познания детей о формировании здорового образа жизни, способствует их общению, как в повседневной жизни, так и специально организованной среде. Это все в комплексе создает оптимальные условия для развития ребенка, его личностного развития с учетом новых федеральных требований в образовании, индивидуализации личности каждого ребенка, развития его интересов, потребностей, способностей.
Данное взаимодействие является одним из условий совершенствования работы ДОУ по реализации образовательной областей программы «Здоровье» и «Физическая культура».
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется педагогическим коллективом в составе – 13 человек.
Возрастной состав педагогического коллектива
Годы | Возрастные группы ( количество человек) | ||||||||||
До 20 лет | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-48 | 49 | 50-54 | 55-59 | 60-72 | |
---- | 1 | 3 | 1 | --- | 3 | 3 | ----- | 2 | ----- | ---- |
Структура педагогического персонала по стажу работы
Годы | Стаж работы | |||
До 5 лет | 5 -10 лет | 10-15 лет | Свыше 20 лет | |
4 - 32 % | 1 - 7 % | 3 – 23 % | 5 – 38 % |
Образовательный уровень педагогов
Высшее | Среднее специальное | Обучение в Вузе | Без специального образования |
2 – 16 % | 6 – 47 % | 4 - 30% |
|
Профессиональный уровень педагогов
1квалификационная категория | 2 квалификационная категория | Соответствует занимаемой должности | Без категории |
4 - 30 % | 5 – 38 % | 2 – 16% | 2 – 16 % |
Анализ кадрового обеспечения ДОУ показал, что профессиональный и образовательный уровень педагогов способствует укреплению и сохранению здоровья дошкольника.
При решении задач по формированию мотивации на укрепление своего здоровья через упражнения с мячом материально-технические условия, оборудование, состояние здоровья, обстановка благоприятно влияющие на эмоциональное состояние ребенка и его развитие являются основополагающими.
Поэтому нами была проведена оценка материально - технического обеспечения физкультурным оборудованием спортивного зала и групповых комнат. При анализе выявилось, что в ДОУ уделяется большое внимание материально-техническому обеспечению и предметно-развивающей среде, так как формирование мотивации на укрепление своего здоровья через упражнения с мячом не может осуществляться без наличия разнообразного материала:
- выделение достаточной площади, с учетом санитарно – гигиенических норм;
- мячей различного диаметра, формы, цвета;
- комплектов схем по проведению общеразвивающих упражнений с мячами;
- картотеки подвижных игр с мячами, на улице и в помещении;
- подбор картин, раздаточного материала с изображением различных видов спорта связанных с мячами;
- фотографий знаменитых спортсменов;
- использование специального оборудования, необходимого для обучения основным видам движений с мячом. (Баскетбол, волейбол, футбол.);
- комплексов дыхательной гимнастики;
- нестандартного оборудования, предназначенного для профилактики плоскостопия;
- с позиций формирования двигательной активности, что в значительной степени реализуется в физкультурной деятельности детей, в аспекте личностно – ориентированного подхода к воспитанию здорового, жизнерадостного ребенка, путем предоставления ему свободы самореализации, но не исключающей роли обучения, на базе подготовительной к школе группы работает кружок ритмической гимнастики «Непоседы» под руководством руководителя физического воспитания Анчуркиной М.Н.
Итоговый анализ показал, что материально – техническая база, организационно-педагогические условия для формирования мотивации на укрепление своего здоровья у дошкольников через упражнения с мячом в ДОУ соответствуют программным требованиям, присутствуют необходимые материалы и оборудование, обеспечивающие успешное обучение и развитие дошкольников, но сформированнность мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом у дошкольников на уровне ниже среднего.
2.2. Актуальность и перспективность опыта
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитание у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Нами была разработана система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья дошкольника через упражнения с мячом, которая позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.
Данную задачу целесообразно решать в различных видах деятельности детей, где мяч является неотъемлемым атрибутом, путем систематизации сведений о мяче, введения интегрированных занятий о здоровом образе жизни в процессе физкультурной деятельности, и в форме дополнительного образования.
Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы, информационно-познавательной деятельностью.
Для определения уровня применения детьми мяча в физкультурной деятельности, подвижных играх и самостоятельной деятельности нами были проведены дополнительные диагностические исследования, разработанные О.А. Сафоновой «Методика выявления умения самостоятельно действовать с предметом», с целью определения индивидуального и группового уровня физической подготовленности «Мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников» Департамента образования Владимирской области и анкетирование педагогов, родителей и детей.
Критерии анализа деятельности смотрите в приложении. На основе набранной суммы баллов мы дифференцируем детей по уровню выявления умений самостоятельно действовать с мячом, составляя сводную таблицу, представлявшую все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
Диагностика проводилась в начале учебного года и показала:
- у 27 % детей низкий уровень овладения умениями самостоятельно действовать с мячом
- у 58 % детей средний уровень,
- у 15 % детей высокий уровень.
Данные диагностики отражены в таблице.
Результаты показали, что в ДОУ ведется работа по овладению детьми умениями самостоятельно действовать с мячом на среднем уровне.
Мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников ДОУ показал на начало года следующие результаты:
- у - 1,6 % - низкий уровень показанных результатов
- у - 20 % - ниже среднего уровня
- у - 46,7 % - средний уровень
- у - 25 % - выше среднего
- у - 6,7 % - высокий уровень
Сводные результаты мониторинга показали, что физическое развитие и физическая подготовленность воспитанников на среднем уровне.
С целью выявления интересов и мотивации к действию с мячом детей, педагогов и родителей проведено анкетирование и самоанализ инновационной деятельности.
Анкетирование показало, что необходим ряд мероприятий, направленных на:
- Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования мяча как предмета для игр и упражнений;
- Развитие стремления к анализу и использованию опыта других и своего собственного; использование мяча в играх и физкультурных упражнениях;
- Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр с мячом;
- Формирование у детей познавательных умений;
- Углубление и систематизация знаний о видах, свойствах мяча и вариантах его использования;
- Повышение уровня педагогической компетенции у родителей в вопросах физического воспитания дошкольников;
2.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Разработать систему формирования мотивации на укрепление своего здоровья детей старшего дошкольного возраста через упражнения с мячом и определить педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
В качестве ведущей педагогической идеи данного опыта выступает
работа по реализации образовательных областей программы «Физическая культура», «Здоровье», формирование мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом возможна, если будут активно использованы: материально-технические и психолого-педагогические возможности ДОУ, основы менеджмента, систематизация информации о мяче, дополнительное образование и взаимодействие с учреждениями культуры и спорта.
2.4. Теоретическая база опыта
При реализации работы по данной теме возникают следующие трудности:
- Педагог сам должен владеть техническими способами работы с мячом.
- Создание предметно-развивающей среды (методическое обеспечение, подбор литературы, наглядного материала, альбомов, оформление физкультурных уголков на группах.
- Создание условий по обучению детей навыками умениям работы с мячом (выделение достаточной площади, наличие качественного физкультурного оборудования, мячей разного диаметра, нестандартного оборудования).
- Взаимодействие с родителями – совместная работа детского сада и семьи в области физкультурной деятельности и формировании мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом.
Приступая к этой работе, следует учитывать следующие дидактические принципы:
- Принцип полноты – содержание планирования раздела «Здоровья» и «Физическая культура» должно быть реализовано по всем разделам воспитательной работы, какие представления усвоили дети в играх и в других видах деятельности.
- Принцип научности – предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных знаний в области здорового образа жизни, анатомии, гигиены, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирует его мировоззрение.
- Принцип системности - вся работа планируется не эпизодически, а течении всего года.
- Принцип открытости – этот принцип создает простор для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и родителей. Мы не ограничиваемся общением только с родителями, а в огромном спектре физкультурно-досуговой деятельности привлекаем учреждения культуры и спорта.
- Принцип планомерности, который позволяет вывести детей на должный уровень владения, техникой работы с мячом, постепенно усложняя её.
- Принцип компетентности – ознакомление родителей с возрастными особенностями физического развития.
- Принцип демократизации, который определяет непосредственно стиль всей деятельности, никогда не навязывать ребенку свою волю, всегда предоставлять ему выбор.
Теоретическая база опыта: мы опиралась на работы авторов:
- раскрывающие вопросы планирования Л.И. Пензулаевой, Н.В. Микляевой, Т.Г. Анисимовой, Т.И. Осокиной.
- вопросы организации обучения техники владения мячом Г.П. Лесковой, Л.И. Пензулаевой, В.И. Васюковой, П.П. Буцинской, Е. А. Сечевановой
В исследованиях многих авторов Л.И. Пензулаевой, Н.В. Микляевой, П.П. Буцинской, С.С. Прищепа развитие личности ребенка, его самостоятельность, приобщение его к здоровому образу жизни рассматривается как приоритет процесса формирования и совершенствования уникальных детских способностей.
2.5. Новизна опыта
По своему объективному смыслу и значению результаты данного опыта можно условно назвать педагогичесмким усовершенствованием, т. е представленная конкурсная работа не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Новизна заключается в модернизации и адаптации к конкретным условиям ДОУ:
- Конкретизация теоретических положений в соответствии с реальными, материально-техническими и психолого-педагогическими возможностями ДОУ;
- Опора на основы менеджмента;
- Сбор и систематизация информации о мяче;
- Экспериментальная деятельность с мячом;
- Использование возможностей дополнительного образования;
- Налаживание взаимодействия с учреждениями культуры.
2.6. Технология опыта
2.6.1. Конкретизация теоретических положений в соответствии с реальными материально-техническими и психолого-педагогическими возможностями ДОУ:
- выделение достаточной площади с учетом санитарно-гигиенических норм и освещения;
- наличие в методическом кабинете «Библиотеки» методической, художественной литературы, книг по организации двигательной деятельности детей в детском саду, по физкультурно-оздоровительной работе, о спорте и знаменитых спортсменах, что помогает обогатить знания, заниматься самообразованием. Этот фонд должен постоянно пополняться и активно работать, организуются мини-выставки новинок литературы, разработаны рекомендации для педагогов об использовании мяча в самостоятельной и двигательной деятельности детей;
- наличие наглядного материала: схем общеразвивающих упражнений с мячом, обучающих схем основным движениям с мячом. Для развития познавательного интереса, формирования мировоззрения детей на базе ДОУ оформлен мини-музей «Всё о мяче»;
- наличие качественного, безопасного физкультурного оборудования, спортивной формы - является непременным условием работы с детьми. Этот фонд не так активно пополняется из-за недостаточности финансирования. Поэтому коллектив нашего ДОУ взял на себя инициативу по привлечению родителей к пополнению физкультурного зала нестандартным и нетрадиционным оборудованием, сделанным своими руками совместно с детьми. При этом мы считаем, что основная наша задача – сформировать потребность у родителей сотрудничать с нами в формировании мотивации у детей на укрепление своего здоровья. Был объявлен конкурс среди родителей ДОУ «Сделай сам». Так физкультурный зал пополнился:
- геометрической цветной сеткой для метания мяча в горизонтальную цель;
- яркой массажной дорожкой для профилактики плоскостопия;
- корзинами для метания мяча из-за головы;
- разнообразными атрибутами для подвижных игр: маски, султанчики,
косички, ленточки и т.д.;
- напольными плоскими ориентирами для перестроения.
Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, привлекает детей ярким, красочным оформлением и своей необычностью.
По инициативе родителей на каждой группе приобретена спортивная форма соответствующая названию группы, что безусловно, оказывает влияние на формирование положительных эмоций у детей, стимулирование интереса к занятиям в процессе физкультурной деятельности.
Максимальное использование имеющихся материально- технических ресурсов в сотрудничестве с семьей ведет к формированию у ребенка осознанного отношения к укреплению своего здоровья.
На формирование мотивации, на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом вне занятий, воспитание самостоятельности и развитие творчества на каждой возрастной группе оборудован физкультурный уголок. Для стимулирования творческой активности педагогов планируются проведение смотров-конкурсов физкультурных уголков, при подведении итогов конкурса учитывается эстетика оформления, соответствие возрастным особенностям, присутствие материалов, оборудования, доступность детям.
А для стимулирования познавательной и творческой активности родителей и детей проведен фестиваль «Мой друг – веселый мяч!». Он предусматривал:
- домашнее задание: придумывание загадок, считалок о мяче;
- конкурс чтецов на лучшее стихотворение о мяче;
- выставку рисунков «Синий, красный, голубой не угнаться за тобой!»;
- выставку «Такой разный мяч».
Психологом проводится диагностирование психологических аспектов – эмоциональное отношение к деятельности, отношение к оценке взрослого, креативности, эмоциональности.
2.6.2. Опора на основы менеджмента
Менеджмент – совокупность, принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства.
В нынешних «рыночных» экономических условиях деятельность ДОУ определяется социальным заказом, который ориентируется на потребности и ожидания региона, социальная среда стимулирует его развитие. Чтобы выяснить социальный заказ со стороны родителей в ДОУ были проведены исследования спроса на образовательные услуги, разработаны опросники, анкеты.
В ходе работы было выявлено, что родители заинтересованы в воспитании физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Изучение окружающей социальной среды, где расположено ДОУ, показало, что в поселке оборудованы две площадки: футбольное поле и площадка для игры в волейбол.
Поселок Новки расположен в Камешковском районе, Владимирской области. В городе Камешково расположена Детская юношеская спортивная школа. Немалую роль в формировании осознанного отношения к своему физическому развитию у ребенка играет момент состязания, поэтому в деятельности ДОУ и ДЮСШ мы используем различные эстафеты, соревнования, конкурсы с участием воспитанников ДОУ района. В рамках преемственности работы по физическому воспитанию составлен План взаимодействия ДОУ и ДЮСШ.
Выпускники нашего ДОУ Логинов Максим, Тележенко Виктор, Тележенко Николай являются членами сборной команды по футболу «Никос» города Камешково, а также сборной областной команды «Вега» филиала компании ООО КДВ ГРУПП ЗАО «БРИДЖТАУН ФУД» города Владимир
Сборная команда принимала участие в Крымской спартакиаде в 2011 году спартакиаде города Танай в 2010 году.
Они бывают частными гостями детского сада, рассказывают о своих спортивных достижениях и победах.
В детском саду оформлена галерея спортсменов поселка Новки.
Данная социальная среда способствует выполнению социального заказа родителей и планирования работы. План работы ДОУ составлялся совместно с воспитателями, родителями.
2.6.3. Сбор и систематизация информации о мяче.
Для повышения интереса детей использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях, необходимо познакомиться с происхождением мяча, видами мячей, их свойствами, возможностями использования, а также овладеть разообразными игровыми действиями в ДОУ была проведена работа по сбору и систематизации информации о мяче:
- «Где родился звонкий мяч» - история появления и развитие мяча:
- руководитель ф/воспитания оформила презентацию «Мяч – удивительное изобретение человечества». Презентация показывалась на группах, на консультациях с родителями и педагогами.
- из консультации «Что значит мяч для ребенка» педагоги и родители познакомились о роли мяча в жизни малыша, что мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.
- на беседах в детской библиотеке, ребята узнают много интересного о спортсменах, об истории возникновения мяча. Педагоги посетили выставку книг об историческом начале возникновения таких спортивных игр как футбол, волейбол, баскетбол, организованную в детской библиотеке.
- для изучения истории появления и преобразования мяча, видами мячей, их свойствами, возможностями использования, оформлен мини-музей «Всё о мяче», где проводятся познавательные, эвристические беседы, чтение художественной литературы. В создании музея активное участие принимали и родители.
- оформление выставки «Мой веселый, звонкий мяч!» предоставляет детям возможности для самореализации и саморазвития творческих способностей.
- «Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это (Мяч)…»
- сбор художественной литературы, оформление сборника загадок, считалок, стихов, рассказов о мяче, альбомов с детскими рисунками, коллекции с фотографиями знаменитых спортсменов с целью стимулирования познавательной, творческой деятельности
- «Мы с мячом играем, весело шагаем»
- оформлена картотека подвижных игр, игровых упражнений, комплексов с мячом разного вида;
- «С мячом играем, здоровье сберегаем»
- беседа «Лечебные свойства мяча» (медицинбол, массажные, музыкальные);
- введение интегрированных занятий о здоровом образе жизни в процессе физкультурной деятельности.
2.6.4 Экспериментальная деятельность с мячом
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования мотивации на укрепление своего здоровья у старших дошкольников посредством упражнений с мячом, способствует и обогащает ребёнка знаниями о мяче, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
Для того чтобы активно использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях необходимо познакомиться с видами мячей, их свойствами, возможностями использования, а также узнать:
- Почему мяч круглый?
- Бывают ли мячи другой формы?
- Из чего делают мячи?
- Почему некоторые мячи полые внутри, а некоторые набиты разными материалами?
- Какие мячи тонут, а какие нет?
- Что происходит с нашим организмом (сердцем, лёгкими, мышцами, кожей) после бега за мячом, прыжков на мяче
В результате экспериментальной деятельности дети приобретают опыт самостоятельной деятельности с мячом, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Мы пришли к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
- Использование возможностей дополнительного образования.
С целью:
- физического развития ребенка дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики;
- воспитания потребности заниматься систематически и заботится о красоте своего тела;
- создания оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.
В ДОУ работает кружок ритмической гимнастики «Непоседы» на базе подготовительной к школе группы. Организатором является руководитель физического воспитания Анчуркина Марина Николаевна специалист 2 квалификационной категории.
Программа кружка построена на общепринятых педагогических принципах. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Форма проведения занятий являются учебно-тренирующая, игровая, сюжетная и контрольно-учетная.
Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения со взрослым и сверстниками, и побуждают детей самостоятельно создавать новые движения, основанные на использовании двигательного опыта.
Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятный эмоциональный фон, способствует повышению работоспособности и привитию потребности заботится о своем здоровье.
- Налаживание взаимодействия с учреждениями культуры
В рамках преемственности с социумом и в ДОУ составлен план работы ДК поселка Новки, где включены мероприятия направленные на знакомство дошкольников с элементарными знаниями в области здорового образа жизни, анатомии и гигиены.
В ДК проводятся беседы и просмотры мультипликационных фильмов по данной тематике. Организуются познавательно-развлекательные программы.
Ребята ДОУ бывают частыми гостями в детской библиотеке поселка Новки, где из бесед, экскурсий библиотекаря Сапожниковой О.Н ребята узнают много интересного о спортсменах, об истории возникновения мяча.
Для педагогов Ольга Николаевна оформила выставку книг об историческом начале возникновения таких спортивных игр как футбол, волейбол, баскетбол.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада, семьи, учреждений культуры, дополнительного образования, экспериментальной деятельность с мячом, систематизации информации о мяче, материально-технических и психолого-педагогических возможностях ДОУ способствуют формированию мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом.
2.7. Результативность
Для выявления эффективности работы в мае была проведена повторная диагностика О.А. Сафоновой «Методика выявления умения самостоятельно действовать с предметом». При этом дети показали более высокие результаты:
- у 0 % детей - низкий уровень,
- у 42 % детей - средний уровень,
- у 58 % детей - высокий уровень.
Повторный мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников» Департамента образования Владимирской области показал:
- у - 0 % - низкий уровень показанных результатов
- у - 2 % - ниже среднего уровня
- у - 50% - средний уровень
- у - 34 % - выше среднего
- у - 14 % - высокий уровень
Результаты данных диагностик также занесены в таблицу.
В результате целенаправленной, систематичной деятельности по формированию мотивации на укрепление своего здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с мячом и по совершенствованию организационно-педагогических условий работы прослеживается положительная динамика. Воспитанники улучшили свои результаты, овладели навыками действий с мячом. Более совершенствовались навыки игры в мяч, сформировался интерес к упражнениям с мячом и их использования для укрепления своего здоровья, действия детей с мячом стали отличаться индивидуальностью, личностным отношением, у воспитанников активизировался творческий потенциал в собственных подвижных играх и играх малой подвижности с мячом.
Результаты являются важным фактическим материалом и помогают проследить динамику развития физической культуры детей, пробелы в методике обучения, выбрать оптимальные пути и средства. Перевести работу ДОУ по областям программы «Здоровье» и «Физическая культура» на более высокий уровень.
В результате проделанной нами работы воспитанники овладели на более совершенном уровне основными техническими навыками и умениями работы с мячом, сформировалось осознанное отношение к укреплению своего здоровья, через упражнения с мячом.
В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды мячей. С удовольствием принимают участие в разнообразных спортивных конкурсах и соревнованиях.
К показателям успешности использования данного опыта ДОУ можно отнести и такие результаты как:
- Пополнение физкультурного зала нестандартным оборудованием;
- Обогащение предметно-развивающей среды групп и ДОУ по данной теме;
- Внедрение в педагогическую практику ДОУ таких новых для нас форм работы как мини-музей, экспериментальная деятельность с мячом, проектная деятельность;
- Опора на основы менеджмента.
- Активизация взаимодействия с семьями старших дошкольников, с учреждениями культуры, повышения уровня педагогической грамотности родителей;
- Участие в конкурсах:
- школьные соревнования «Веселые старты» - 1 место
- районный конкурс «Малышок – 2011» - 1 место;
- районные соревнования, посвященные «Дню города Камешково»
– 1 место
- областной культурно-спортивный праздник среди дошкольных учреждений «Малышок – 2011» - 3 место
2.8. Адресная направленность
Заключается в том, что система работы по формированию мотивации на укрепление своего здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с мячом и создание организационно-педагогических условий, направленных на совершенствование содержания работы по реализации образовательной области программы «Здоровье» и «Физическая культура» будут полезны руководителям физического воспитания, методистам и педагогам ДОУ.
- Библиография
- Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей / С. С. Прищепа - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
- Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 147с.
- Елжова, Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ / Н.В. Елжова - Ростов- на- Дону.: Феникс, 2008. – 342 с.
- Микляева, Н.В. Физкультурно–оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. / Под общей ред. Микляевой Н.В, - М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 152 с.
- Солодянкина, О.В. Система планирования в дошкольном учреждении / О. В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. – 167 с.
- Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
- Запорожец, А.В. Воспитание и обучение в детском саду / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М.: Педагогика, 1979. - 285 с.
- Кутузова, И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения / И.А. Кутузова. – М.: Просвещение, 2004. – 159 с.
- Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. / Т.Е. Харченко. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с.
- Харченко, Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду / Т.Е. Харченко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 176 с.
- Конеевой, Е.В. Детские подвижные игры/ Под ред. Е.В. Конеевой. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 64с.
- Доронова Т. Право на охрану здоровья// Дошкольное воспитание. - № 9. – 2001
- Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 175с.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. / Д.В. Хухлаева – М.: Просвещение, 1984. - 176с.
- Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004
- Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. - М.: Просвещение, 1990. – 175с.
- Приложения
- Диагностика О.А. Сафоновой
- «Мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников» Департамента образования Владимирской области
- Анкета для родителей «Что Вы знаете о мяче?»
- Анкета для педагогов
- Анкета для детей
- Презентация «Мяч – удивительное изобретение человечества»
- Консультация для родителей «Что значит мяч для ребенка»
- «В стране Болючке» - очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников.
- Сказка для взрослых и детей «О мяче и о Вовке»
- Картинки о видах спорта связанных с мячом.
- Фотографии наших выпускников на спартакиаде в Крыму.
- Фото - репортаж с выставки «Такой разный мяч!»
- Сборник художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок о здоровье, спорте о мяче.
- Картотека подвижных игр с мячом
- Русские народные упражнения с мячом.
- Комплексы общеразвивающих упражнений с мячом разного диаметра.
- Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
- Рекомендации родителям при выборе мяча.
- Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Мой весёлый звонкий мяч"
- Советы родителям «Упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...