ФЭМП в двигательной деятельности
план-конспект урока (физкультура) по теме

Горбачева Татьяна Михайловна

При организованном обучении детей математике в комплексе с физической культурой, позволит детям лучше осознать математические представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад50.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм работы с дошкольниками. В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

При организованном обучении детей математике в комплексе с физической культурой, позволит детям лучше осознать математические представления. Общеизвестно, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Существует множество возможностей двигательной активности по физкультуре, где наши дети встречаются с математическими отношениями:

- при сравнении предмета по величине и форме или распознавание их: (например: какой формы мяч, дуги, ленты и др.).

- при ориентировке в пространстве - где левая сторона, а где правая сторона: (например: пойдем на левую сторону зала, на правую сторону и др.).

- при определении геометрических фигур: (например: разделим зал пополам (треугольник), встанем в круг, шагаем змейкой).

- побуждаем детей считать движения в процессе выполнения упражнений: (например: количество прыжков, количество поймавших в игре и др.).

- считаем упражнения, определяем, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок: (например: при выполнении общеразвивающих упражнений, прыжки через скакалку).

- формируем количественные представления: (например: расчет по порядку; расчет на первый, второй; перестроение в колонну по три).

- находим предметы в указанной форме: (например: найди круглый инвентарь, квадратный и др.).

- побуждаем детей учитывать левую и правую стороны тела: (например: повороты налево и направо, кругом).

Особое место отводится в необходимости проведения подвижных игр (малой или средней степени подвижности) по окончании двигательной активности. Когда мы играем в игры, я вижу, как детей привлекает этот процесс творчества и познания.

Приведу примеры игр в ориентировке по основным пространственным направлениям и по словесной инструкции на непосредственно образовательной деятельности по физкультуре:

1. По слуховому ориентиру с открытыми и закрытыми глазами:

Подг. гр.


ЖМУРКА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

   Дети встают по кругу и берутся за руки. В центре двое играющих. Одному завязывают глаза, он Жмурка. Другому дают колокольчик. Ребёнок с колокольчиком по сигналу начинает бегать по кругу и звонить, а Жмурка ловит его. Когда Жмурка поймает бегущего, игра проводится с другим водящим.

   Варианты:

  1. Глаза завязываются ловящему, и убегающему.
  2. Жмурка стоит в центре с завязанными глазами, сзади него лежит колокольчик. Дети идут по кругу и говорят:

Мы идём, идём, идём

Колокольчик не берём,

            Жмурка, Жмурка ты беги,

            Колокольчик догони».

   На последние слова один из детей по сигналу неслышно подходит к Жмурке, берёт колокольчик и убегает. Жмурка догоняет.

Подг. гр.



ЖМУРКИ НА МЕСТЕ


   Каждый из играющих детей, выбирает себе место около любого предмета, на площадке, или в зале. Воспитатель завязывает глаза водящему,  поворачивает его несколько раз и отправляет его на поиски. Чтобы увернуться от  Жмурки, разрешается изменить положение: наклониться, сесть, лечь, но при этом дети должны касаться ногой избранного предмета. Можно меняться местами, когда рядом нет Жмурки.

2. По зрительному ориентиру с тактильным его обследованием:

Ср. гр.


ЗАПАДНЯ


   Дети становятся в два круга. Внутренний круг движется в одну сторону, внешний в другую. По сигналу оба круга останавливаются. Внутренний круг поднимает руки, дети из внешнего круга то вбегают, то выбегают из него. По команде воспитателя дети опускают руки. Дети, оказавшиеся в западне, соединяются с детьми внутреннего круга. Икра продолжается пока не останется три игрока.

Ср.гр.  


ЛОВИ, БРОСАЙ, УПАСТЬ НЕ ДАВАЙ.


   Дети делятся на две команды, строятся в два круга. Выбирается капитан команды в каждом кругу, которому дается мяч. По команде воспитателя: «Лови, бросай, упасть не давай!», дети начинают перебрасывать мяч друг другу по кругу. Когда мяч достигает капитана команды, он поднимает его вверх. Чей мяч первым окажется вверху первым, та команда и победила.

3. По словесной инструкции:

Мл. гр.


ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ


   Воспитатель предлагает детям построиться  в колонну друг за другом и пойти погулять.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

В ямку – бух.

   Дети идут, на слова «по камешкам, по камешкам»  прыгают на двух ногах,  продвигаясь вперёд на слова «в ямку – бух», присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.

Мл. гр.


МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ, МЫ ХЛОПАЕМ РУКАМИ


   Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют согласно его содержанию.

«Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

Киваем головами.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём».

   Дети соединяют руки, образуя круг.

«И бегаем и бегаем,

И бегаем кругом».

   Все бегут, воспитатель говорит: «Стой!».  Малыши останавливаются. Игра повторяется.

4. По освоению окружающего пространства «от себя» и «на себя»:

Ст. гр.


МЯЧ СРЕДНЕМУ


   Играющие дети делятся на 3-4 команды. Игроки каждой команды становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середине каждого круга становится водящий с мячом. По сигналу он бросает мяч одному из играющих и получив обратно, бросает его следующему. Получив мяч от последнего, поднимает руки вверх. Побеждает та команда, чей водящий первым поднял мяч.

Ст. гр.


САЛКИ В ДВА КРУГА


   Дети образуют два круга: внутренний и внешний, двигаются боковым галопом в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, все играющие внутреннего круга, стараются осалить игроков стоящих во внешнем круге раньше, чем они успеют присесть. Игра повторяется. Каждый круг  движется боковым галопом в другую сторону.

   Правила: ловить и приседать после сигнала, после подсчёта пойманные встают во внутренний круг.

5. Выбор ориентировки с указанием пространственных ориентиров:

Мл. гр.

 


БЕГИТЕ КО МНЕ

   

Цель игры: научить детей действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой или подгруппой.

   Воспитатель предлагает детям встать к стене или с одной стороны площадки так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону и говорит: «Лужи высохли. Ура! Выбегайте со двора». Приветливо зовёт детей, широко раскрыв руки. Когда дети соберутся, педагог переходит на другую сторону и вновь зовёт детей к себе. Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после произнесённых слов «выбегайте со двора».

Мл. гр.

 

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ


   У детей в руках платочки разных цветов. В разных углах зала цветные флажки на подставках. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «найди свой цвет» бегут к  флажку соответствующего цвета. Флажки можно менять местами.

          Можно заключить, что интеграция процессов формирования математических представлений и физического воспитания детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального  развития, активизации процесса познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Статья на тему: «Самостоятельная двигательная деятельность, как компонент двигательного режима в ДО.»

Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма ребенка, определяющей его здоровье, физическое и умственное развитие, является в настоящее время общепризнанным....

Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности»

Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности» с интере...

«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»

laquo;Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»...