Консультация для воспитателей "Использование народных игр для основных видов движения"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Соловьёва Елена Владимировна

Консультация для воспитателей с описанием нескольких народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование народных игр

для развития основных видов движения»

     Игры – своеобразная школа развития ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

    Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Очень хочется сделать их достоянием наших дней.

   Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

   Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Что бы при этом не возникало споров, используются скороговорки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь?

    Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования.

     К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игры, ребёнок эмоционально переживает.

    В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создаёт классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьёвка). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что считалка – это проявление словесного детского творчества.

    Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой, она постепенно переходит в подвижную игру.

     Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки – мышки» и др. охотно играют дети как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

     Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

    Вместе с тем, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, «свежими» для детей. Широкое применение народных игр обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Золотые ворота

Золотые ворота, проходите господа

Первой мать прошла, всех детей провела.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Хлеб, соль, вода, закрываем ворота.

Играющие делятся на две равных команды.

Одна образует круг, другая начинает движение, обходя по очереди каждого игрока. Первая команда в течении игры говорит слова, на последнем слове команда резко опускает руки. «пойманные» дети встают в центр круга.

Сиди, сиди, Яша.

Сиди, сиди, Яша под ракитовым кустом,

Грызи, грызи, Яша орешки коленные,

С моря привезённые.

Чок – чок – пятачок, вставай, Яша – казачок.

Где твоя невеста, и в чём она одета,

И как её зовут, и откуда привезут?

Дети встают в хоровод, ведущему «Яше» завязывают глаза и усаживают его на корточки в центре круга. На слова

«Чок – чок – пятачок, вставай, Яша – казачок» все останавливаются и хлопают в ладоши. Яша встаёт и начинает крутиться на месте. После слов «и откуда привезут?» -Яша подходит к кому – нибудь из детей и пытается отгадать кто это.

Баба – Яга.

Баба – Яга, костяная нога,

За селом, с помелом,

Нос крючком, волоса клочком.

Лови!

Выбирают Бабу – Ягу. Она стоит в центре круга, дети ходят по кругу, держась за руки. После слов «лови» разбегаются. Баба Яга скачет (прихрамывая) и ловит детей.

Рыбаки и рыбки.

- Эй вы, кильки и бычки!

- Что вам нужно, рыбачки?

-  Будем вас сейчас ловить

   И в бочоночках солить.

- А мы дырочку найдём

   И от вас мы уплывём.

   

Выбирают двух рыбаков. Рыбаки берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие «рыбки», держатся за руки, цепочкой проплывают сквозь сети. Тех, кого поймали  становятся «сетями» - таким образом сеть с каждым коном увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ У МАЛЫШЕЙ".

"Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Консультация для родителей: "Основные виды движений младших дошкольников с ОВЗ".

Для всестороннего развития младших дошкольников чрезвычайно важно своевременно развивать (с опорой на сохранные способности) основные виды движений - бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье, без которых...

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»...

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движений"

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движений"...