Комплекс утренней гимнастики
календарно-тематическое планирование по физкультуре (средняя группа) по теме

Комплекс занимательной утренней гимнастики на весь учебный год, по месяцам, на различные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_utrenney_gimnastiki.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь 1 – 2 неделя.

Тема: «Дни недели».

Воспитатель. Как называется день, следующий за понедельником? (Ответы детей.) Правильно, вторник. Легко запомнить: второй день недели - вторник.

Упражнение «Поздоровались».

 Исходная позиция: основная стойка.

1 - наклонить голову вперед.

2 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Объяснение и показ педагога.

Указание детям: «Резких движений головой не делайте».

Воспитатель. Следующий день недели - среда. А почему его так называют, вы знаете? (Ответы детей.) Правильно. Среда - середина недели.

Упражнение «Пружинка» 

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. 1-3 - пружинящие наклоны вперед - выдох.

4 - вернуться в исходную позицию - вдох.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя.

Указания детям: «Ноги в коленях не сгибайте, пальцами рук достаньте до пальцев ног».

Воспитатель. А сейчас ответьте: какой день недели стоит между средой и пятницей? (Ответы детей.) Правильно, четверг.

 Поэтому следующее упражнение мы повторим четыре раза.

Упражнение «Шагают ноги» 

Исходная позиция: стоя на четвереньках, голова прямо. 1-4 - приставным шагом двигаться вперед.

5-8 - приставным шагом двигаться назад.

Повторить 4 раза, темп умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка.

Указание детям: «Голову не опускайте».

Воспитатель. Пятый день недели называется ... Молодцы, правильно - пятница.

Упражнение «Встретились» 

Исходная позиция: лежа на спине, ноги опущены, руки вдоль туловища.

1 - поднять ноги.

2 - развести ноги в стороны. 3 - свести ноги вместе.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ воспитателя. Указания детям: «Ноги высоко не поднимайте. Руки от пола не отрывайте».

Воспитатель. Следующий день недели называется суббота. Это - выходной день.

Упражнение «Давайте радоваться» 

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки за спиной.

1 - ноги врозь, руки в стороны.

2 - вернуться в исходную позицию.

Повторить по 4 раза 10 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.

Указания детям: «Прыгайте высоко и  легко».

Заключительная часть

Воспитатель. Скажите все вместе, хором, как называется последний день недели. (Ответы детей.) Правильно, последний день недели - воскресенье. В этот день вы не приходите в детский сад, а отдыхаете дома с родителями. Я предлагаю вам выполнить игру-массаж.

Зарядка всем полезна. (Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 6 раз.)

Зарядка всем нужна. (Указательными пальцами обеих рук энергично провести по крыльям носа вверх, вниз 6 раз.)

От лени и болезней

Спасает нас она. (Бег на месте - 30 секунд.)

Ходьба в колонне по одному (30 секунд).

Дети возвращаются в группу.


Сентябрь. 3 – 4 неделя.

Тема: «Домашние животные».

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Упражнение «Ласковая киска»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1-2 - руки развести в стороны, пальцы сжаты в кулак,

спину прогнуть назад.

3-4 - вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ ребенка. Указание детям: «Хорошо прогибайте спину».

Упражнение «Верная собака»

Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки на плечах. 1 - свести локти перед грудью.

2 - вернуться в исходную позицию.

3 - отвести локти максимально назад. 4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 7 раз. Темп медленный, затем умеренный. Индивидуальные указания.

Указание детям: «Спина должна быть прямая и ровная».

Упражнение «Корова мычит»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «Му-у-у-у-у», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 5 раз.

Упражнение «Ленивый поросенок»

Исходная позиция: лежа на спине, руки, на полу над головой.

1 - повернуться на правый бок, руки скрестить на груди.

2 - вернуться в исходную позицию.

3-4-повернуться на левый бок, руки скрестить на груди. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Указание детям: «Дыхание произвольное» .

Упражнение «Игривая лошадка»

Исходная позиция: сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре

сзади.

1 - поднять правую ногу, пошевелить пальцами стопы.

2 - вернуться в исходное положение.

3-4 - поднять левую ногу, пошевелить пальцами стопы.

Повторить по 4 раза каждой ногой.

Темп умеренный. Указание детям: «Ноги высоко не поднимайте». Упражнение «Веселый ягненок» 

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки на плечах. Прыжки на двух ногах (10 прыжков), чередовать с ходьбой на месте. Повторить 4 раза. Указание детям: «Прыгайте легко».

Заключительная часть

Бег в быстром темпе (20 секунд).

Бег врассыпную в медленном темпе (20 секунд).

Ходьба в колонне по одному (30 секунд).

Воспитатель. И вновь порадуемся домашним животным.

Дыхательное упражнение. «Ах!» вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Вдох – на 1, 2 счета. Выдох – на 1, 2, 3, 4 счета. Повторить 5 раз.

Дети возвращаются в группу.


Октябрь. 1 – 2 неделя.

Тема « В гости к солнышку».

Упражнение «Удивись солнышку»

Исходная позиция: основная стойка.

1 - поднять плечи.

2 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Сначала темп медленный, затем - быстрый. Указание: «Поднимаются только плечи».

Упражнение «Рады солнышку»

Исходная позиция: сидя, ноги согнуты в коленях, руками

обхватить колени.

1 - упор рук сзади.

2-4 - поворот, сидя, переступая ногами, на 180 градусов.

5-7 - поворот.

8 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ ребенка. Указание детям: «Поворот совершать ногами».

Упражнение «Играем с солнечными лучами»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху.

1 - наклон вперед, коснуться руками пола - выдох, постучать пальцами рук по полу.

2 - вернуться в исходную позицию - вдох.

Повторить 8 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Ноги в коленях не сгибать».

Упражнение «Отдыхаем на солнышке»

Исходная позиция: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди.

1 - перекатиться на правый бок.

2 - вернуться в исходную позицию. 3 - перекатиться на левый бок.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Танцуем»

Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе. 1 - поставить ногу вперед на носок.

2 - поднять ногу вверх.

3 - поставить ногу вперед на носок.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить действия другой ногой. Темп быстрый. Индивидуальные указания и поощрения.

Упражнение «Хорошее настроение»

Исходная позиция: основная стойка, руки за спиной. Прыжки на месте на двух ногах (10 прыжков, чередовать с ходьбой на месте). Повторить 4-5 раз.

Указание детям: «Прыгайте высоко, легко».

Заключительная часть

Ходьба по залу в колонне по одному (20 секунд).

Подвижная игра «Солнышко И туча».

По команде: «Солнце»- дети бегают врассыпную по залу.

По команде воспитателя: «Туча» - дети приседают и обхватывают голову руками.

Игра повторяется 3 раза.

Ходьба по залу в медленном темпе (20 секунд).

Упражнения на восстановление дыхания.


Октябрь. 3 – 4 неделя.

Тема: «Дикие животные».

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики).

Упражнение «Ловкая белка»

Исходная позиция: основная стойка.

1 - наклонить голову вправо, руки на пояс.

2 - вернуться в исходное положение.

3 - наклонить голову влево, руки на пояс.

4 - вернуться в исходное положение.

Повторить 6 раз. Сначала выполнять медленно, затем темп

умеренный.

Указание детям: «Резких движений головой не делайте».

Упражнение «Шустрый заяц»

Исходная позиция: стоя, ноги шире плеч, руки вверх.

1 - наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны.

2 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя.

Указание детям: «При наклонах ноги в коленях не сгибайте».

Упражнение «Быстрый волк»

Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.

1 - поднять правую прямую ногу вперед.

2 - махом отвести правую ногу назад.

3 - снова поднять вперед правую ногу.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить действия другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой. Темп быстрый. Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Полюбуемся зверями»

Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Повторить 6 раз.

Упражнение «Ловкая лисица»

Исходная позиция: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята.

1-2 - выгнуть спину, опустить голову.

3-4-вернутьсяв исходную позицию.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ воспитателя. Указание детям: «Сильно выгибайте спину».

Упражнение «Неуклюжий медведь»

Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 - повернуться на правый бок, прижать ноги к животу.

2 - вернуться в исходную позицию.

3 - повернуться на левый бок, прижать ноги к животу.

 4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Указание детям: «Сильно прижимайте ноги к животу».

Упражнение «Мы рады зверям»

Исходная позиция: основная стойка.

Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой.

Повторить 3 раза по 20 подскоков.

Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному.

Бег за направляющим в быстром темпе по кругу (20 секунд).

Бег врассыпную с остановкой и выполнением задания «Изобрази животного» (3 раза).

Ходьба обычная (30 секунд).


Ноябрь. 1- 2 неделя.

Тема: « Летние месяцы».

(комплекс с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики).

Воспитатель. Вспомните, как называется первый летний месяц? (Июнь.) Все с нетерпением ждем этого месяца.

Поскольку мы всегда радуемся лету и зарядку мы тоже проведем весело и игриво.

Упражнение 1.

Исходная позиция: основная стойка, руки к плечам, локти в стороны.

1 - свести локти перед грудью - вьщох

2 - вернуться в исходную позицию - вдох.

3 - локти отвести назад до сведения лопаток. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Локти держите на уровне плеч».

Упражнение 2.

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1 - поворот вправо, руки за спину – выдох;

2 - вернуться в исходную позицию - вдох.

3-4 - вернуться в исходную позицию - вдох. Поворот влево, руки за спину - выдох.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Указание детям: «При поворотах ноги с места не сдвигайте».

Воспитатель. Какой месяц следует за июнем? (Июль.)

И вы опять правы. Это - июль.

Упражнение 3.

Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.

1 - поднять согнутую в колене ногу.

2 - отвести ногу в сторону.

3 - снова колено вперед.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить действия другой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп умеренный.

Указание детям: «Опорная нога должна быть прямой». Индивидуальные указания и помощь.

Упражнение 4.

Исходная позиция: упор на коленях.

1 -2 - выпрямить ноги, выгнуть спину, голову на грудь.

3 -4 - вернуться в исходную позицию, голову поднять

вверх, спину прогнуть.

Дыхание произвольное. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Воспитатель. Как называется последний летний месяц? (Август.)

Упражнение 5.

Исходная позиция: стоя на коленях, руки опушены.

1 - сесть на пол вправо, руки на пояс.

2 - вернуться в исходную позицию.

3 - сесть на пол влево, руки на пояс.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Индивидуальная помощь и поощрения.

Упражнение 6.

Исходная позиция: сидя, ноги вместе, руки на плечах.

1 - наклон вперед, коснуться пальцами рук ступней ног - выдох.

2 - вернуться в исходную позицию - вдох. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указания детям: «При наклонах ноги в коленях не сгибайте». Воспитатель. В следующем упражнении покажите, как вам нравится лето.

Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному.

Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру. На слово «июнь» вы выполняете бег в колонне по одному, на слово «июль» бег врассыпную, на слово «август» ходьба обычная в колонне по одному.

Повторить игру 2 раза.

Дети возвращаются в группу.


Ноябрь. 3-4 неделя.

Тема: «Животные и птицы Севера».

Воспитатель. Угадайте, какое животное мы с вами изобразим в первом упражнении:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

Дети. Олень.

Воспитатель. Правильно, это северный олень.

Упражнение «Северный олень»

Исходная позиция: основная стойка, руки в замок за спиной.

1 - поднять кисти рук над головой, руки немного согнуть в локтях.

2 - вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Пальцы рук раздвиньте». Индивидуальные указания и поощрения.

Воспитатель. Отгадайте следующую загадку:

Хвост поджав, во льдах ночует,

Вынося мороз любой,

И по Северу кочует

В теплой шубе голубой.

Я вам помогу - это полярная лисица.

Упражнение «Полярная лисица».

 Исходная позиция: основная стойка.

1 - отставляя вправо правую ногу, наклониться вперед и задеть пальцами рук пальцы ног.

2 - вернуться в исходную позицию.

3-4 - то же к другой ноге, отставляя влево левую ногу, наклониться вперед, задеть пальцами рук пальцы ног.

Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп сначала медленный, затем умеренный.

Указание детям: «При наклоне ноги не сгибайте, пятки от пола не отрывайте».

Воспитатель. Как можно назвать следующее упражнение вы узнаете, отгадав загадку:

Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои ...

Дети. Пингвин.

Упражнение «Пингвин». 

Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.

 1 - поднять ногу.

2 - согнуть ее в колене.

3 - выпрямить ногу.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Показ и объяснения воспитателя.

Воспитатель. Следующая загадка.

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Но на пляж идут ...

Дети. Моржи.

Упражнение «Моржи».

Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 - повернуться на живот.

2 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 7 раз. Темп умеренный, затем быстрый. Поощрения и индивидуальные указания. Показ ребенка.

Заключительная часть

Упражнение «Холодно на Севере».

Массаж рук и ног - постукивание по ногам и рукам пальцами рук (40 секунд).


Декабрь. 1-2 неделя.

Тема: «Животные жарких стран».

Воспитатель. А каких животных жарких стран вы знаете? (Ответы детей.)

Упражнение «Бегемот».

Исходная позиция: основная стойка.

1 - повернуть голову вправо.

2 - повернуть голову влево.

3 - поднять голову вверх.

4 - опустить голову вниз. Повторить 4 раза. Темп медленный. Указание детям: «Опуская голову, старайтесь коснуться подбородком груди».

Воспитатель. Как называется самый быстрый на свете зверь? Я вам помогу - это гепард.

Упражнение «Гепард готовится к бегу».

Исходная позиция: стоя на коленях, руки опущены.

1-2 - прогибаясь в спине, дотянуться руками до пяток.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 6 раз, медленно. Показ воспитателя. Указание детям: «Голову не опускайте». Индивидуальная помощь и поощрения.

Воспитатель. Отгадайте, какое животное мы покажем в следующем упражнении:

Лошадь как лошадь.

Но только в полоску.

Видел когда-нибудь

Лошадь- матроску?

Дети. Зебра.

Упражнение «Полосатая лошадка».

 Исходная позиция: основная стойка.

1 - поднять согнутую ногу, носок оттянуть,

2-3 - постоять с закрытыми глазами, сохраняя равновесие.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить действия другой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя.

Воспитатель.

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...

Дети. Крокодил.

Упражнение «Длинный крокодил»

Исходная позиция: лежа на животе, руки, на полу над головой.

1- 3 - руками тянуться вперед, ногами - назад.

4 - расслабиться.

Повторить 6 раз. Индивидуальные указания.

Воспитатель.

Зверь огромный-преогромный,

Южным солнцем прокален.

Нос - как будто кран подъемный

И подвижен, и силен.

Дети. Слон.

Упражнение «Слон». 

Исходная позиция: стоя на коленях и ладонях.

1-4 - ходьба на коленях и ладонях вперед.

5-8 - ходьба на коленях и ладонях назад.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Указания детям: «Спину не прогибайте».

Упражнение «Забавные животные»

Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.

Прыжки вперед-назад. Повторить 4 раза по 10 прыжков, чередуя с ходьбой.

Заключительная часть

Бег обычный с изменением темпа (медленно, быстро, с остановкой) - 3 раза.

Ходьба обычная. При выполнении ходьбы повторить скороговорку. Сначала медленно, затем быстро. Повторить 3 раза.


Декабрь. 3 – 4 неделя.

Тема: «Профессии»

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики).

Воспитатель. О какой профессии говорится в загадке?

Станет палочка махать

 Будет музыка играть.

(Ответы детей.)

Упражнение «Веселый дирижер».

 Исходная позиция: основная стойка.

1 - руки в стороны.

2 - руки вперед.

3 - руки в стороны.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Указания детям: «Спина прямая. Руки высоко не поднимайте».

Воспитатель. Сколько веселых дирижеров! Молодцы! Отгадайте следующую загадку.

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?

Дети. Врач.

Упражнение «Ответственный врач».

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1-2 - вдох. 1-2-3-4 - выдох.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».

Воспитатель. А сможете ли вы угадать следующую профессию?

Мы землю глубоко копаем

И в самой глубине земли

 Людям уголь добываем,

Чтобы дом топить могли.

(Ответы детей.)

Упражнение «Шахтер»

Исходная позиция: ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1-3 - резкие повороты вправо.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить движения в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп умеренный. Указания детям: «Ног с места не сдвигайте. Голову поворачивайте в сторону поворота».

Воспитатель.

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помнит вас.

(Ответы детей.)

Упражнение «Забавный фотограф». 

Исходная позиция: основная стойка.

1 - присесть, руки в упор.

2 - толчком выпрямить ноги.

3 - толчком присед в упоре.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 6 раз. Темп умеренный, затем быстрый. Показ воспитателя. Указание детям: «Руки не сгибайте в локтях».

Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному.

Бег широким и мелким шагом (30 секунд).

Ходьба обычная. При выполнении ходьбы повторить скороговорку. «Будьте добры, бодры и храбры». Сначала медленно, затем быстро. 3 раза.

Дыхательное упражнение «Молодцы»

Вдох, задержать дыхание. На выдохе произносить «Молодцы». Повторить 3 раза.

Указание детям: «Выдох должен быть длиннее вдоха».

Дети возвращаются в группу.


Январь. 3-4 неделя.

Тема: «Мы - ХУДОЖНИКИ»

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня будем рисовать, но не руками, а различными частями тела. Рисовать мы будем воздушные шары. Итак, за работу, мои веселые художники.

Упражнение «Рисуем головой» .

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Круговое движение головой.

Повторить 5 раз. Каждый ребенок работает в своем темпе. Показ и объяснение воспитателя.

Указания детям: «Резких движений головой не делать».

 Упражнение «Рисуем локтями»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты к плечам.

1-4 - круговые движения локтями вперед.

5-8 - круговые движения локтями назад. Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ ребенка. Указание детям: «Спина должна быть прямой».

Упражнение «Рисуем туловищем»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-4 - круговые движения туловищем в левую сторону.

5-8 - круговые движения туловищем в правую сторону. Повторить 6 раз. Темп медленный, затем умеренный. Указание детям: «Ноги от пола не отрывайте».

Упражнение «Рисуем коленом»

Исходная позиция: стоя, упор, правая нога согнута в колене, руки за спиной.

1- 3 - круговые движения коленом правой ноги.

 4 - вернуться в исходную позицию.

Исходная позиция: левая нога согнута, руки в замок за спиной.

1-3 - круговые движения коленом левой ноги.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Указание детям: «Следите за движением колена». Воспитатель. Ну вот, краска закончилась. А для работы она нам еще нужна.

Упражнение «Размешиваем краску».

Исходная позиция: сидя, упор рук сзади, правая (левая) нога согнута в колене, поднята, носочек оттянут.

1-7 - вращательные движения стопой правой (левой) ноги.

8 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп умеренный. Индивидуальные указания.

Упражнение «Загадочные рисунки»

Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.

Поднять обе ноги и в воздухе нарисовать, кто что захочет.

Повторить 3 раза.

Указание детям: «Заканчиваем рисовать свой рисунок на счет восемь». Поощрения.

Упражнение «Радуемся своим рисункам»

Исходная позиция: стоя, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах вперед - назад. По 10 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.

Повторить 3 раза.

Заключительная часть

Ходьба по кругу с различным положением рук (руки к плечам, за спину, в стороны) (30 секунд).

Бег обычный с изменением темпа (быстро, с остановкой, медленно) (30 секунд).

Ходьба врассыпную по залу (20 секунд).

Ходьба со сменой ведущего (20 секунд).

Дети возвращаются в группу.


Февраль. 1-2 неделя.

Тема: «Мы стройные»

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики).

Упражнение «Мы встретились»

Исходная позиция: основная стойка лицом друг к другу, взявшись за руки.

1- 2 - поднять через стороны руки вверх - вдох,

 3-4 - вернуться в исходную позицию - выдох.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Указание детям: «Стойте близко друг к другу».

Упражнение «Мы тренируемся»

Исходная позиция: ноги врозь, лицом друг к другу, взявшись за руки.

1 - наклон в сторону с разведением рук в стороны;

2 - вернуться в исходную позицию.

3-4 - повторить движения в другую сторону.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Указание детям: «Следите за тем, чтобы спина была ровной».

Упражнение «Гибкая спина»

Исходная позиция: один ребенок лежит на животе, руки под подбородком; второй ребенок стоит у ног лежащего, держит его ноги за голеностопный сустав.

1-2 - стоящий ребенок поднимает ноги вверх;

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный. Поменяться местами. Индивидуальные указания, помощь, поощрения.

Упражнение «Ловкие ноги»

Исходная позиция: сидя, лицом друг к другу, руки в упоре сзади, ноги прямые, ступни ног касаются ступней ног партнера.

1-2 - скользя пятками по полу, ноги развести врозь как

можно шире, руки в стороны.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 6 раз. Темп быстрый. Указания об осанке.

Упражнение «Вместе нам весело»

Исходная позиция: стоя, лицом друг к другу, взявшись за руки.

Прыжки: ноги скрестно, ноги врозь.

Повторить 4 раза по 10 прыжков, чередовать с ходьбой. Индивидуальные указания.

Заключительная часть

Воспитатель. Я предлагаю вам выполнить задание и запомнить слова.

Я (Наклон вправо.) 

Занимаюсь (Наклон влево.) 

По (Наклон вправо.) 

Утрам. (Наклон влево.) 

Мой (Правая рука на груди.)

 Позвоночник (Правая рука за спиной, на позвоночнике.) 

Гибок, (Пружинящие наклоны вперед, касаясь руками пола.) 

Прям. (Выпрямиться, спина прямая, руки вдоль туловища.) 

Когда стою, (Рука перед лицом, согнута в локте, параллельно туловищу.)

Сижу, (Полуприсел, спина прямая.) 

Лежу, (Рука перед лицом, согнута в локте, параллельно полу.) 

За позвоночником слежу. (Руки за спину, левая сверху через левое плечо, правая снизу, ладошки должны встретиться.)

Я позвоночник берегу (Поменять руки.)

И от болезней убегу. (Бег на месте.)

Повторить 2 раза.

Дети возвращаются в группу.


Февраль. 3-4 неделя.

Тема: «Любимые игрушки»

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Воспитатель. Закройте глаза и представьте, что мы с вами в магазине игрушек. Откройте глаза. Будьте внимательны и быстры. Загадка:

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Дети. Кукла.

Упражнение «Кукла»

Исходное положение: основная стойка, руки на поясе.

1 - отводить руки назад - вниз до сведения лопаток - вдох.

 2 - вернуться в исходную позицию - выдох.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Указание детям: «Плечи не поднимайте».

Воспитатель. Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу - встает опять

И стоит - качается,

Как он называется?

(Ответы детей.)

Упражнение «Ванька - встань-ка»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз.

1 - руки за голову.

2-3 - пружинящие наклоны вправо.

4 - вернуться в исходную позицию. Повторить движения в левую сторону. Дыхание произвольное. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Индивидуальные указания, поощрения.

Воспитатель. Хлоп - и конфета

Стреляет, как пушка.

Каждому ясно.

Это ...

(Ответы детей.)

Упражнение «Хлопушка»

Исходная позиция: основная стойка.

1 - согнутую в колене ногу поднять вверх, одновременно резкое движение обеих рук назад.

2 - вернуться в исходную позицию. Повторить движение другой ногой.

Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп быстрый. Объяснение и показ воспитателя.

Воспитатель.

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.

(Ответы детей.)

Упражнение «Мяч»

Исходная позиция: сидя, упор рук сзади.

1-З - поднять таз.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп сначала умеренный, затем быстрый. Указание детям: «Таз поднимайте выше».

Заключительная часть

Перестроение в одну колонну.

Бег «змейкой» за направляющим (30 секунд). Ходьба «змейкой» за направляющим (30 секунд). Ходьба со сменой ведущего (30 секунд).


Март. 1-2 неделя.

Тема: « Герои сказок»

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики, с использованием стула)

Воспитатель. Послушайте внимательно загадку.

Скачет баба на метле,

Страшная и злая.

Кто она такая?

Дети. Баба-яга.

Упражнение «Баба-яга» 

Исходная позиция: сидя на стуле лицом к спинке стула.

1 - руки через стороны вверх - вдох.

2 - вернуться в исходную позицию - выдох. Повторить 8 раз. Темп умеренный. Указание детям: «Поднимая руки вверх, посмотреть на них». Показ ребенка. Индивидуальные поощрения.

Воспитатель. Сможете ли вы угадать следующую загадку?

Был поленом - стал мальчишкой,

 Обзавелся умной книжкой.

(Ответы детей.)

Упражнение «Буратино»

Исходная позиция: сидя на стуле, спина плотно прижата к спинке стула, ноги в широкой стойке, руки на пояс.

1 - наклониться вперед, коснуться руками ножек стула - выдох.

2 - вернуться в исходную позицию - вдох.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя.

Воспитатель. Следующий сказочный персонаж очень нравится девочкам.

Была она артисткой,

Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса

 Сбежала навсегда.

(Ответы детей.)

Упражнение «Мальвина»

Исходная позиция: сидя на стуле, спина плотно прижата к спинке стула, ноги в широкой стойке, руками держаться за сиденье стула.

1 - поднять правую прямую ногу вверх - выдох.

2 - вернуться в исходную позицию - вдох.

3-4 - повторить движения другой ногой.

Повторить 4 раза каждой ногой. Темп сначала умеренный, затем быстрый. Указание детям: «Тяните носок ноги».

Воспитатель. А вот еще одна загадка.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все же попался ... 

(Ответы детей.)

Упражнение «Колобок»

Исходная позиция: встать с боковой стороны лицом к стулу, руки на плечи, одна нога на стуле.

1- 2 - наклониться к ноге, стоящей на полу, - выдох. 3-4 - вернуться в исходную позицию - вдох.

Повторить 4 раза. Поменять ноги. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (30 секунд).

Ходьба обычная. Во время ходьбы ребята произносят скороговорку: «Подходит выходной, В выходной отдохнем». Сначала повторить скороговорку медленно, затем быстро (3 раза).

Дети возвращаются в группу.


Март. 3- 4 неделя.

Тема: «Весенние месяцы»

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики; упражнения с обручами)

Воспитатель. Вспомните, как называется первый весенний месяц. (Ответы детей.) Правильно, март. Это самый долгожданный месяц. Он следует сразу после зимних месяцев. И мы ждем его с нетерпением.

Упражнение «Солнышко взошло».

Исходная позиция: стоя лицом друг к другу, обруч в руках на уровне плеч, ноги вместе.

1-2 - руки вверх, обруч вверх, посмотреть на обруч.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Индивидуальные указания. Поощрения.

Упражнение «Веселый день»

Исходная позиция: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, обруч в вытянутых вверх руках.

1 - наклон в одну сторону - выдох.

 2 - вернуться в исходную позицию.

3-4 - повторить движения в другую сторону.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

 Воспитатель. Как называется следующий весенний месяц? (Ответы детей.) Правильно, это апрель. Этот месяц еще теплее, веселее, радостнее.

Упражнение «Играем с солнышком»

Исходная позиция: сидя лицом, друг к другу, ноги на ширине плеч, ступни ног одного ребенка касаются ступней другого ребенка, обруч в руках перед грудью.

1 - один ребенок наклоняется вперед, другой ложится на спину, обруч в руках.

2 - вернуться в исходную позицию.

3 - наклон в другую сторону.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Объяснение воспитателя. Индивидуальная помощь.

Упражнение «Ловкие ноги»

Исходная позиция: сидя спиной друг к другу в обруче, ноги прямые, руки на поясе.

1- 2 - согнуть ноги в коленях, руки в стороны.

3-4 - вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз. Темп быстрый. Указания детям: «Когда ноги согнули, оба ребенка должны находиться в обруче». Поощрения.

Воспитатель. Давайте вспомним, какой последний весенний месяц? (Ответы детей.) Это май - самый зеленый, теплый месяц. Мы его любим за то, что после него наступает долгожданное лето.

Упражнение «Ходьба по обручу»

Исходная позиция: стоя на обруче друг против друга, держась за руки.

1-4 - ходьба по обручу в одну сторону.

5-8 - ходьба по обручу в другую сторону.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя. Указание детям: «Идите по обручу боком».

Упражнения «Прыжки»

Исходная позиция: основная стойка около обруча, руки на плечах.

Прыжки с ноги на ногу вокруг обруча. 2 круга.

Ходьба на месте. Повторить 4 раза.

Заключительная часть.

Бег широким и мелким шагом (по 20 секунд).

Ходьба по залу. Во время ходьбы повторить скороговорку.

Дети возвращаются в группу.


Апрель. 1-2 неделя.

Тема: «Явления природы»

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое явления природы? (Ответы детей.) Послушайте первую загадку и отгадайте ее.

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал

(Ответы детей.)

Упражнение «Падающий снег»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-4 - медленно поднимать руки через стороны вверх, одновременно выполняя круговые движения кистями обеих рук.

5-8 - медленно опускать прямые руки вниз, одновременно выполняя круговые движения кистями рук.

Повторить 7 раз. Показ воспитателя. Указание детям: «Руки поднимайте медленно». Воспитатель. Случается, и с неба камешки летят,

Прячутся прохожие, а всего-то ...

(Ответы детей.)

Упражнение «Крупный град»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.

1-3 - пружинящие наклоны вперед, пальцы рук стучат по полу при каждом наклоне.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Показ воспитателя. Индивидуальная помощь.

Воспитатель. Предлагаю следующую загадку.

С неба падает слезами,

 По земле бежит ручьями.

(Ответы детей.)

Упражнение «Проливной дождь»

Исходная позиция: сидя на полу, ноги вперед, руки в упоре сзади.

1-2- поднять прямые ноги вверх.

3 - опустить правую ногу.

4 - опустить левую ногу.

Повторить 8 раз. Темп сначала медленный, затем быстрый. Объяснение воспитателя. Индивидуальные указания.

Воспитатель. Я предлагаю кому-либо из вас самому придумать упражнение «Радуга».

Упражнение «Разноцветная радуга»

Показ ребенка. Повторить 7 раз. Индивидуальные указания и поощрения.

Упражнение «Легкий ветерок»

Исходная позиция: основная стойка, руки на пояс.

1- 2 - плавно отвести правую руку в сторону, одновременно правую ногу выставить вперед на носок, губы свернуть трубочкой и произнести звук «У-У-У».

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить движения левой рукой и левой ногой. Повторить 8 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп медленный.

Заключительная часть

Бег врассыпную (30 секунд).

Ходьба по залу. Во время ходьбы энергично произносить н-б (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ), т-д (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка), к-г (произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки) (30 секунд).

Дети возвращаются в группу.


Апрель. 3- 4 неделя.

Тема: «Виды спорта».

Воспитатель. Вот мы и на стадионе. Здесь тренируются спортсмены и вместе с ними тренироваться будем мы.

Упражнение «Спортсмены на тренировке»

Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

Рывки прямым и руками назад 5 раз - пауза.

Повторить 5 раз. Показ воспитателя. Темп умеренный. Указание детям: «Голову не опускайте, следите за спиной».

Упражнение «Штангисты»

Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.

1- 2 - с силой поднять руки вверх, разжать кулаки.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 10 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя.

Упражнение «Атлеты»

Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе.

1-2 - правую (левую) ногу отвести в сторону - верх, держа голову прямо.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Указание детям: «Ногу поднимайте выше».

Упражнение «Гимнасты» .

Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.

1-3 - присесть, разводя колени в стороны; спина прямая.

 4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп медленный. Показ воспитателя. Указание детям: «Туловище вперед не наклоняйте».

Упражнение «Пловцы»

Исходная позиция, лежа на животе, руки под подбородком.

1-2 - поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться.

3 -4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Показ ребенка.

Упражнение «Футболист»

Исходная позиция: лежа на спине, руки в стороны.

1 - согнуть в колене правую ногу,

2-3 - бить правой ногой по воображаемому мячу.

 4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить движения левой ногой. Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп умеренный. Индивидуальные указания. Помощь.

Упражнение «Оздоровительный бег» 

Исходная позиция: основная стойка.

Бег на месте, высоко поднимая колени. Повторить 3 раза по 20 секунд, чередуя с ходьбой.

Упражнение «Отдохнем»

Исходная позиция: ступни параллельно, руки опущены.

1- 2 - поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими.

3-4 - медленно вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Показ ребенка. Темп медленный.

Заключительная часть.

 Перестроение в одну колонну.

Ходьба обычная с изменением положения рук (20 секунд). Ходьба обычная (40 секунд). Во время ходьбы произносить скороговорку: «Филимон на футболе в одной футболке».

Сначала произнести скороговорку медленно, затем быстро.

Дети возвращаются в группу.


Май. 1-2 неделя.

Тема: «До6рые слова»

(комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения)

Воспитатель. Что или кто может быть добрым? (Ответы детей.) Добрый день, добрая собака, добрый человек. Добрый человек - это человек, который всем и всегда делает добро. Я хочу, чтобы вы всегда были добрыми людьми.

Упражнение «Добрый»

Исходная позиция: стоя, ступни параллельно, руки опущены.

1 - руки отвести в стороны - назад.

2-3 - свести руки перед собой, обхватить плечи.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение и показ воспитателя. Индивидуальная помощь.

Воспитатель. Следующее упражнение мы назовем «Вежливый». Какого человека называют вежливым? (Ответы детей.) Вежливый человек всегда выполняет правила культурного поведения.

Упражнение «Вежливый»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх.

1-2 - наклон вперед со взмахом рук назад, не опуская голову; одновременно работать пальцами рук.

3-4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ ребенка. Поощрения. Указания детям: «Ноги не сгибайте».

Воспитатель. Какого человека называют здоровым? (Ответы детей.) Человек, полный сил и энергии,-  это здоровый человек.

Упражнение «Здоровый»

Исходная позиция: основная стойка руки за спину.

1 - присесть на носках, с прямой спиной, разводя колени.

 2 - упор руками, выпрямить ноги, голову опустить.

3 - присесть, руки вперед.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп умеренный.

Воспитатель. Какого человека мы называем выносливым? (Ответы детей.) Выносливый человек легко переносит физические нагрузки.

Упражнение «Выносливый»

Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль

туловища.

1 - поднять прямые ноги вверх, руки в стороны. 2 - развести ноги в стороны.

3 - ноги вверх.

4 - вернуться в исходную позицию.

Указание детям: «Ноги высоко не поднимайте».

Воспитатель. Какого человека мы можем назвать спортивным? (Ответы детей.) Это человек, который занимается спортом, всегда подтянут, опрятен, строен.

Упражнение «Спортивный»

Исходная позиция: стоя на коленях, руки на поясе.

1 - сесть на пол справа, не помогая руками.

2 - руки в стороны.

3 - руки на пояс.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить движения в другую сторону. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Показ воспитателя. Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение».

Заключительная часть

Ходьба по залу в колонне по одному. В процессе ходьбы провести игру «Вежливые слова». Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.


Май. 3-4 неделя.

Тема: «Птицы и насекомые».

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Упражнение «Бабочки»

Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вниз.

1 - поднять дугами через стороны руки вверх, подняться на носки.

2 - потрясти прямыми руками.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Объяснение педагога. Темп умеренный.

Упражнение «Гуси»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.

1-2 - наклониться вперед, руки как можно сильнее отвести назад - вверх, держа голову прямо.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Показ ребенка. Указание детям: «Ноги не сгибайте».

Упражнение «Стрекозы»

Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вдоль тела.

1 - полуприсед.

2-3 - поочередно взмахивать руками вперед-назад, прогнуться.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп сначала умеренный, затем быстрый.

Указание детям: «Ступни от пола не отрывайте, следите за тем, чтобы спина была прямой».

Упражнение «Лебедь,>

Исходная позиция: стоя на коленях, руки опущены.

1-2 - прогнуться в спине, дотянуться руками до пяток.

3-4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя. Указание детям: «Голову не опускайте».

Упражнение «Петух»

Исходная позиция: основная стойка руки на поясе.

1 - поднять правую ногу, руки развести в стороны.

2 - согнуть правую ногу в колене.

3 - выпрямить ногу.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить движения другой ногой. 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Показ и объяснения воспитателя.

Упражнение «Кузнечик»

Исходная позиция: лежа на спине.

1 - подтянуть к груди согнутые в коленях ноги.

2 - не выпрямляя ног, повернуться направо.

3 - то же влево.

4 - вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза в каждую сторону. Темп сначала медленный, затем умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь.

Упражнение «Воробей»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

1-3 - подпрыгивать на двух ногах на месте.

4 - поворот на 360 градусов.

Повторить 10 раз. Показ ребенка. Объяснение педагога. Указание детям: «Прыгайте легко и высоко.

Заключительная часть

Ходьба обычная. Во время ходьбы повторить скороговорку: «Подходит выходной, В выходной отдохнем».  Сначала повторить медленно, затем быстро (З раза).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...

Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба  на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...