охрана и укрепление здоровья в ДОУ
методическая разработка по физкультуре по теме
Комплекс мероприятий по охране и укреплению здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_meropriyatiy_po_ohrane_i_ukrepleniyu_zdorovya.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласован: Утверждаю:
Старшая мед.сестра И.О.Заведующей МДОУ д/с № 12
Думанаева В.В О.П.Говорова.
Стратегический план улучшения здоровья детей МДОУ д/с № 12
№ | Содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | время |
1 | ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМА | |||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | ежедневно | Воспитатели, медсестра | В течении года | |
Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. | Мед.сестра | В течении года | ||
2 | Организация двигательного режима | |||
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Воспитатели | В течении года | |
Гимнастика после сна | ежедневно | Воспитатели, контроль мед.работника | В течении года | |
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | ежедневно | Воспитатели, контроль ст.воспитателя | В течении года | |
Музыкально-ритмческие занятия | 2 раза в неделю | Муз.работник, воспитатели | В течении года | |
Спортивный досуг | По плану | Муз.работник ,воспитатели | В течении года | |
Пальчиковая гимнастика | 3-4 раза в день | Воспитатель, логопед | В течении года | |
Оздоровительный бег | Средняя,старшая, подготовительная группы, ежедневно во время прогулки | воспитатели | С апреля по ноябрь на улице С декабря по март в помещении | |
3 | ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ | |||
Дыхательная гимнастика в игровой форме | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Воспитатели , контроль мед.работника | В течении года | |
Оксалиновая мазь | Все группы с согласия родителей .Ежедневно, 2 раза в день перед прогулкой | Мед.работник, воспитатели | Ноябрь-декабрь Март-апрель | |
Чесночно-луковые закуски | Во время обеда | Воспитатели, контроль мед.работника | Осеннее-зимний период | |
Ароматизация помещений (чесночные букетики, бусы) | В течении дня ежедневно | Младшие воспитатели, контроль мед.сетры | Октябрь-апрель | |
4 | ЗАКАЛИВАНИЕ, С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА | |||
Воздушные ванны (облегчённая тодежда, соответствие сезону года) | ежедневно | Воспитатели | В течении года | |
Прогулки на воздухе | ежедневно | Воспитатели | В течении года | |
Хождение босиком по траве | ежедневно | Воспитатели | Июнь-август | |
Хождение босиком по «дорожке здоровья» | Ежедневно, после сна | Воспитатели | В течении года | |
Игры с водой | Во время прогулки | Воспитатели | Июнь-август | |
5 | ВИТОМИНОТЕРАПИЯ | |||
«Ревит», поливит. | По 1 разу в течении 10 дне | медработник | Декабрь-февраль | |
Витаминизация третьего блюда | ежедневно | Мед.сетра | В течении года | |
Согласован: Утверждаю:
Старшая мед.сестра И.О.Заведующей МДОУ д/с № 12
Думанаева В.В О.П.Говорова
План мероприятий по снижению острой заболеваемости в ДОУ№ 12
Мероприятия. | срок | ответственный |
Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима,гигиенических и закаливающих мероприятий. | Постоянно, ежедневно | |
Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. Постоянно, ежедневно | Постоянно, ежедневно | Старшая м/с. Заведующая д/с. |
Осуществление преемственности в работе детской поликлиники и ДОУ по подготовке и ведению детей в период адаптации к ДОУ. Проводить мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома | При поступлении ребёнка в ДОУ и после пропусков (по болезни, отпуска и пр.) | Старшая м/с. Врач |
Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. | Во время инфекционных заболеваний. | . Старшая м/с. Заведующая. Врач. |
Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий | Во время инфекционных заболеваний | Старшая м/с. Заведующая. Врач |
Выделить детей с группами риска (по анемии, по высокому инфекционному индексу, по бронхо-лёгочной патологии, по аллергическим заболеваниям, с дефицитом массы тела), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения. . | Постоянно | Старшая м/с. Врач |
Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления. . | Постоянно. | Старшая м/с. Врач |
МДОУ д/с № 12 ведёт физкультурно-оздоровительную работу по программе «Здоровый малыш» под ред.З.И.Бересневой , М.: ТЦ Сфера, 2005 , которая направлена на оздоровление детей в ДОУ. Основные направления этой программы:
- профилактическое
- Организационное.
Для совершенствования работы МДОУ д/с № 12 по оздоровительной работе с детьми, были намечены следующие
ЗАДАЧИ:
Совершенствовать работу д/с по охране и укреплению здоровья детей : через двигательную активность на занятиях по физической культуре и в режимные моменты, воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
ЦЕЛЬ:
1.Оздоровление детей , повышение качества медико- социальных условий развития ребёнка. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Для реализации намеченных задач и достижения цели , разработан план улучшения здоровья детей.
Схема традиционного закаливания для детей раннего возраста
Характер действия | метод | методика | противопоказания |
ВОЗДУХ | |||
Температурное воздействие на организм, а также на кожные покровы, лёгкие и другие органы и системы | 1.Постепенное увеличение силы раздражения (путём понижения температуры , либо путём увеличения продолжительности действия раздражителя) | 1.Прогулка в любую погоду в соответствующей сезону одежде. 2.Специальные воздушные ванны 3.Хождение босиком | Острые инфекционные заболевания, повышение температуры невыясненной этиологии, протестные реакции ребёнка. Последствия глубокой недоношенности. |
ВОДА | |||
Температурное воздействие на организм, а также на кожные покровы, | То же | ||
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
Тема: "Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»
Сроки проведения. _______________
Объект ___________________________________________________________________________
Цели проверки - контроль за физкультурно-оздоровительной работы с детьми; анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей.
Вопросы, подлежащие проверке.
1) Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня:
- содержание спортивных и подвижных игр;
- формы организации двигательной деятельности: занятия, утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки;
- виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная минитренировка, музыкально-ритмические движения, , подвижные игры, длительный оздоровительный бег;
- планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья;
нетрадиционные формы работы:
- индивидуальная работа с детьми, которые имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья;
2) Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:
- физкультурные уголки (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, наглядные пособия);
- спортивный инвентарь на участке и соответствие его времени года;
- рациональное расположение мебели в группе для высвобождения игрового пространства;
использование спортивного зала.
3) Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.
4) Связь между различными видами двигательной деятельности детей.
5) Контроль за нагрузкой, связанной с двигательной деятельностью детей.
6) Организация двигательной деятельности на прогулке.
7) Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.
8) Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности. .
9) Работа с семьей:
- индивидуальные беседы об уровне двигательной подготовленности ребенка;
- консультации об организации двигательной активности дома;
- выставка литературы;
- участие родителей в спортивных мероприятиях.
Вывод. Удовлетворяется ли естественная потребность ребенка в движении; прослеживается ли система в работе?
Основные формы и методы проверки
-- Беседа с воспитателем
- Наблюдения за детьми во время занятий, прогулки, режимных, моментов,
- Анализ календарных, планов.
- Показ открытых занятий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район
ПРИКАЗ № 2
От 15.01.2010 г г.Кропоткин
« О проведении тематической проверки физкультурно-оздоровительной работы с детьми»
В целях контроля и анализа за состоянием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, её эффективности, повышения качества медицинского контроля
ПРИКАЗЫВАЮ:
Создать комиссию по проверке физкультурно-оздоровительной работы с детьми в составе:
Говорова О.П. И.о.заведующего,
Думанаева В.В. – старшая мед.сестра
Комиссии по результатам проверки подготовить справку, обсудить замечания, и рекомендации на педсовете.
И.о.заведующего МДОУ д/с № 12___________ О.П.Говорова
С приказом ознакомлены:
Думанаева В.В. _______
Справка
по итогам тематической проверки состояния физкультурно- оздоровительной работы в МДОУ Детский сад № 12
В соответствии с приказом № 2 от 15.01.2010 г по МДОУ д/с № 12 «О проведении тематической проверки физкультурно-оздоровительной работы с детьми», была проведена комплексная проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы в учреждении.
Была создана комиссия в составе:
Говорова О.П. И.о.заведующего,
Думанаева В.В. – старшая мед.сестра
В ходе проверки использовались следующие методы и приёмы: анализ развивающей среды и документации, просмотр занятий, контрольные диагностические срезы.
Проверка показала, что в ДОУ созданы благоприятные условия для физического и психического развития воспитанников, охраны жизни и укрепления здоровья, совершенствования их развития.
Для оздоровления детей используются все природные факторы: солнце, воздух, вода, земля (летом хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
В ДОУ имеется:
- спортивная площадка, оснащённая беговой дорожкой, различными лестницами, рукоходами, турниками, площадкой для игры в баскетбол;
- физкультурный зал, оборудованный физкультурным комплексом, , мишенями и мешочками для метания; в достаточном количестве мячами, скакалками, обручами, шнурами, , атрибутами для подвижных игр, - оборудование для закаливания, коррекции здоровья (диски, , коррекционные коврики, батут, маты);
- в каждой групповой комнате имеется физкультурный уголок с набором спортивного оборудования (кубы, мячи, скакалки, обручи, ребристые доски, , флажки, ленты, мешочки с песком для метания, кольцебросы, атрибуты для подвижных игр и т. п.), рефлекторные дорожки.
- медицинский кабинет и изолятор, оснащены необходимым оборудованием:, бактерицидная лампа, ростометр, весы, аппарат РОТТО; имеются дезсредства, медикаменты, рекомендованные Минздравохранением РФ для ДОУ,
- методический кабинет, оснащеный различными пособиями, научно-популярной, педагогической литературой, методическими разработками, игровыми атрибутами и т.д.
- медицинский кабинет и изолятор, оснащены необходимым оборудованием:, бактерицидная лампа, ростометр, весы, аппарат РОТТО; имеются дезсредства, медикаменты, рекомендованные Минздравохранением РФ для ДОУ,
Творческой группой разработана программа физкультурно-оздоровительной работы «Здоровье», которая решает следующие задачи:
Создание благоприятных условий для нормального физического и психического развития воспитанников.
Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и интеллектуальной работоспособности.
Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение необходимого уровня физической подготовки.
Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребности в физическом совершенствовании.
Валеологическое образование, воспитание привычки здорового образа жизни.
Реализация программы показала, что многие дети, для которых необходима более специализированная помощь, имеют те или иные ограничения в физическом здоровье. Для данной части детей при определении дальнейшего физического развития необходимо определить индивидуальную траекторию организации образовательной деятельности, уточнить возможности ребенка, исходя из его особенностей: интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, продумать новые модели и формы работы.
Коррекционную работу в детском саду осуществляют специалисты: учитель-логопед Андреева С.Ю, , старшая медицинская сестра Думанаева В.В. Оздоровительная работа курируется врачом-педиатром детской консультации Гончаровой И. П.
В ходе проверки было просмотрено ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий. Воспитатель средней группы показала физкультурное занятие. Занятие состояло из трёх частей, все части выдержаны во времени. Индивидуальный подход к детям способствовал успешному овладению каждым ребёнком программного материала. На занятии использовались различные виды ходьбы, бег, упражнения на дыхание, подвижные игры. Однако следует не допускать статичных поз, более чётко отрабатывать с детьми основные движения.
Воспитатель старшей группы провела занятие по валеологическому развитию дошкольников на тему: «Здоровый образ жизни». Педагог закрепляла знание детей о своём организме, умение оказывать первую помощь. Имели место вопросы поискового характера «Как вы намеренны вести здоровый образ жизни?», «Что должен делать человек, чтобы сохранить своё здоровье?». Воспитательная задача, воспитание интереса заботиться о своём организме, решалась на протяжении всех этапов занятия.
Воспитатель первой младшей группы провела игровое физкультурное занятие на тему: «Вышла курочка гулять». На занятии использовалось эстетическое оборудование. Педагог смогла заинтересовать детей, привлечь их к чёткому выполнению движений. Однако необходимо включать после бега упражнения на дыхание, комплекс ОРУ начинать выполнять с упражнений для головы, шеи, рук, затем туловища и ног. Анализ планирования показал, что воспитатели всех возрастных групп ведут календарное планирование. В планах работы педагогов отражены физкультурные занятия, прогулки, игры, закаливающие мероприятия праздники и развлечения.
В группе раннего возраста в процессе планирования уделяется внимание организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, закаливающим мероприятиям. Воспитатели широко используют имитационные приёмы обучения движениям «Вышла курочка гулять», «Прилетели птички» и др.
Однако следует больше уделять внимание индивидуальной работе с детьми, чётче продумывать программное содержание, включая задачи не только обучающего характера, но и развивающего, воспитывающего.
Воспитателями систематически планируются разнообразные подвижные игры во время прогулок; игры с бегом по кругу «Карусель», «Кошки-мышки»; игры с прыжками в длину с места «Через ручеёк», «Не замочи ног»; игры с бегом «Самолёты», «Кто быстрее к флажку»; широко используется игры с мячом, скакалкой, кеглями. С детьми проводится гимнастика после сна, уделяется внимание провидению на различных видах занятий физкультминуток. Но вместе с тем, необходимо уделять больше внимания работе с родителями по физическому развитию дошкольников. На родительских собраниях провести консультации на темы: «Организация двигательной активности ребёнка дома», «Особенности физического развития детей младшего и среднего дошкольного возраста».
С детьми проводятся различные формы физкультурных занятий: традиционные, занятия-соревнования, занятия ритмикой, занятия на воздухе. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, его содержанием. Четкость и ясность поставленной перед детьми задачи во многом определяет успех ее выполнения. В содержание занятий входят все доступные детям виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, ОРУ, строевые, спортивные.
Анализ планов показал, что педагогам следует больше уделять внимания индивидуальной работе с детьми, чёткой постановке воспитательных и образовательных задач.
В содержание прогулки в первую и вторую половину дня педагоги включают подвижные и спортивные игры. При подборе игр и упражнений преимущественно используются упражнения развивающего характера, направленные на различные группы мышц, а так же упражнения требующие координации движений, ловкости выносливости. Следует обратить внимание на организацию самостоятельной двигательной активности детей.
Значительное место в работе педагогов отводится закаливающим процедурам:, хождение босиком по дорожкам. Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур, систематического пребывания детей на воздухе. Пребывание детей на свежем воздухе не всегда вызывает у родителей положительный отклик, возникает боязнь простуды своего ребенка. В связи, с чем следует продумать организацию работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Анализ документации медицинских работников показал, что вся документация ведётся согласно утверждённой номенклатуре дел. Имеется меню-раскладка, перспективное меню, журнал С витаминизации пищи, бракеражный журнал готовой и сырой продукции, журнал регистрации инфекционных заболеваний, проверки санитарного состояния и т. д.
В начале каждого учебного года педагогами и медиками проводится обследование физического развития детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группах распределяются по подгруппам и намечаются пути их оздоровления. Диагностическое обследование показывает стабильность выполнения программы по физическому воспитанию.
В ДОУ обеспечивается высокий уровень физического развития детей, охраны и укрепления здоровья, анализ заболеваемости ежемесячно предоставляется специалистам УО
Несмотря на то, что коллектив детского сада уделяет должное внимание укреплению и охране здоровья детей, созданию комфортных условий для жизни детей, проблема физического развития воспитанников, профилактики заболеваемости остается актуальной. Вследствие вспышки гриппа, увеличения количества детей с хроническими заболеваниями, увеличивается число часто болеющих детей.
В последнее время значительно улучшилась организация питания в ДОУ. Регулярно в рационе детей овощные блюда, фрукты, комбинированные гарниры, молочнокислые продукты, мясо, рыба. Нормы питания выполняются на 100%. В результате комплексного решения физкультурно-оздоровительных задач удалось добиться положительных результатов. Большинство детей уходят в школу с хорошей физической подготовкой, правильной осанкой, хорошим зрением. Они активны, подвижны, умело организуют самостоятельную двигательную активность. Учителя отмечают высокую работоспособность детей, быструю адаптацию.
Выводы и предложения:
Продолжать работу над созданием условий для успешной реализации здоровье сберегающих технологий в тесном сотрудничестве с семьей.
Педагогам систематически повышать свой профессиональный уровень, личную культуру.
Распространить опыт воспитателя Шевцовой Н.П. и муз.руководителя Бекетовой О.В. «Развитие детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-ритмических движений».
Физкультурно-оздоровительную работу строить на основе ранней диагностики, организации углубленной работы в специальной группе.
В процессе планирования уделять внимание организации самостоятельной двигательной активности, индивидуальной работе с детьми, работе с родителями.
В ходе занятий физической культурой следует варьировать нагрузку в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием.
Разработать конспекты занятий по организации совместной деятельности детей с различным состоянием физического здоровья.
При проведении закаливающих процедур соблюдать такие принципы, как постепенность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
Разрабатывать профилактические мероприятия, укрепляющие, поддерживающие здоровье детей в ДОУ, компенсирующие, корригирующие состояние здоровья детей.
При организации работы с детьми с ограниченными физическими возможностями продумать новые модели и формы организации образовательной деятельности.
Повышать моторную плотность занятий в процессе использования различных способов организации детей, овладении конкретными движениями.
Члены комиссии:
И.о.заведующего,_____________ Говорова О.П.
старшая мед.сестра_____________ Думанаева В.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана и укрепление здоровья дошкольника
Восспитание валеологической культуры у дошкольников...
«Организация системы работы ДОУ в части охраны и укрепления здоровья воспитанников»
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Эти требования предусматривают необходим...
Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсу...
Охрана и укрепление здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детейОхрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном у...
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...