ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья по физкультуре по теме

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ОПИСАН ОПЫТ РАБОТЫ ГОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ДОСТАТОЧНО ПОЛНО РАССКРЫТ ВОПРОС ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ДОШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultura_sport_i_z.o.zh_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

                                            «Я не боюсь еще и еще раз повторить  - забота о

                                             здоровье  - это важнейший труд воспитателя.

                                             От жизнерадостности, бодрости детей зависит

                                             их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

                                             развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                   В.А.Сухомлинский

 

        Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

        Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте, так как здоровье определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия. Не зря говорится, что в здоровом теле – здоровый дух.

        Вопросу воспитания здорового ребенка мы придаем большое значение. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья наших детей отражены в годовом плане и в «Программе развития ГОУ». В нашем учреждении функционируют четыре группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

     Поэтому  приоритетным направлением нашего учреждения является  сохранение, укрепление, оздоровление здоровья детей. Дети, посещающие наш детский сад, нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должны быть учтены все факторы, влияющие на здоровье ребенка. 

    Продумывая систему физкультурно-оздоровительной работы, мы стремимся не только улучшить состояние здоровья и развитие детей, но и чтобы она положительно влияла на комфортность пребывания их в детском саду.

   Нами были выделены главные направления этой работы:

-    профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

  1. создание условий для физического развития детей;
  2. организация рациональной двигательной активности детей;
  3. реализация системы эффективного закаливания;
  4. обеспечение сбалансированного питания;
  5. формирование знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.

   Данную работу реализуем в трех направлениях: с детьми, родителями и сотрудниками.

      В учреждении работает творческий, сплоченный коллектив, отличающийся высоким чувством ответственности за каждого ребенка.

В каждой группе царит атмосфера доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы.

     В саду работает грамотный медицинский персонал (врач-ортопед, инструктор ЛФК, физио-сестра, сестра по массажу), который в сотрудничестве с педагогами обеспечивает воспитание здорового ребенка. Медицинские работники совместно с педагогами  начинают работу в новом учебном году с заполнения паспорта здоровья и физического развития детей. Так же проводим наблюдения, анкетирование, тестирование, которые помогают глубоко узнать ребенка «во всех отношениях», определить исходные показатели физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Затем врач подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психологическое развитие детей, определяет группу здоровья, составляет индивидуальный план оздоровления, дает рекомендации родителям.

        Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении и воспитания здорового образа жизни в детском саду созданы определенные условия.

  1. Имеется спортивный и тренажерный залы, четыре физкультурных мини-зала, оснащенные необходимым современным физкультурным оборудованием: модули, велотренажеры, коррекционные мячи, различные массажёры, наборы спортивных игр и многое другое.
  2. На участке детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий» (бумы, дуги, мишени для попадания в цель, ямы для прыжков в длину, пеньки для спрыгивания и др.), гимнастическими стенками и т.д.
  3. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы в саду имеются оснащенные, современным медицинским оборудование кабинеты:

          - медицинский;

     - массажный;

     - процедурный;

     - физио;

     - изолятор.

  1. Для психического и эмоционального комфорта детей оборудована сенсорная комната. Именно через игры в комнате релаксации дети развивают зрительное и слуховое восприятие, эмоциональные сферы и просто получают удовольствие.
  2. Для обеспечения развития познавательных способностей на фоне двигательной активности детей у нас имеется экологическая комната.

   На занятиях интегрированного типа педагоги стараются сочетать различные виды деятельности, в том числе двигательную, игровую и творческую.

      Чтобы расширить предметно-развивающую среду и обновить физкультурный инвентарь наши педагоги совместно с родителями изготовили  нестандартное оборудование. Оно помогло внести разнообразие и новизну в физкультурные занятия, шире использовать корригирующие упражнения в оздоровительной работе с детьми.

    Рационально организованная двигательная активность с учетом индивидуального подхода является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Для двигательной деятельности в саду  созданы все необходимые условия:

  1. гибкий режим дня;
  2. занятия по подгруппам;
  3. создание материальной базы;
  4. индивидуальный режим пробуждения после дневного сна.
Система двигательной активности детей в учреждении включает в себя:
  1. утреннюю гимнастику;
  2. прием детей на улице (в теплое время года);
  3. физкультурные занятия;
  4. занятия ЛФК;
  5. занятия на тренажёрах;
  6. музыкальные занятия;
  7. двигательную активность на прогулке;
  8. физкультуру на улице;
  9. физкультминутки на занятиях;
  10. корригирующую гимнастику пробуждения;
  11. недели и дни Здоровья;
  12. физкультурные досуги, забавы, игры, праздники;
  13. ритмическую гимнастику, игровые упражнения.

     Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются выделять достаточно времени  на игровую деятельность в группе, индивидуальную двигательную активность по выбору ребенка.  Такая организация физического воспитания позволяет с учетом самостоятельной двигательной активности обеспечить около 75% суточной двигательной активности детей.

      Физическое воспитание неразрывно связано с психическим здоровьем. Необходимо помнить об известном высказывании Н.А. Бернштейна: «Психика формируется в движении», поэтому на физкультурных занятиях воспитываем у детей эмоциональный отклик на физическую активность, умение общаться со сверстниками в процессе взаимодействия, умение слушать педагога и выполнять задания на разных уровнях сложности.

  Физкультурные занятия мы проводим разнообразные по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. сюжетные, дающие более эмоциональные впечатления, вследствие увлекательного объединения их содержания единым сюжетом. Темы могут быть различны: от игровых: «Путешествие в лес», «Кого встретил колобок»? до познавательных: «Полет в космос», занятия в форме подвижных игр малой, средней и большей интенсивности, логоритмические, тематические «Весна», «Цирк», путешествие по сказкам, занятия-походы, на тропе здоровья, с элементами теории. Цель: дать и закрепить знания о пользе занятий физкультурой, коррекционные, дыхательной гимнастики и другие.
  2. игровые упражнения на развитие фонематического восприятия, чувства ритма, мелкой моторики, координации движений мимики, автоматизации и дифференциации звуков, слухового внимания, физиологического дыхания, релаксация - необходимый компонент физкультурных занятий.

   Все физкультурные занятия сопровождаются музыкой.

   Чтобы каждое физкультурное занятий проходило с высокой общей и моторной плотностью, мы один раз в месяц проводим совместный медико-педагогический контроль. Таким образом, система в проведении занятий, целенаправленный подбор и использование физических упражнений послужили эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушение осанки и плоскостопия.

      В практику детского сада вошли разнообразные оздоровительные и закаливающие процедуры, способствующие укреплению здоровья детей: «Дорожка здоровья», гимнастика пробуждения после сна, точечный массаж лица, ушных раковин, массаж стоп, звуковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для профилактики зрения, плоскостопия, простудных заболеваний, пальчиковая гимнастика, полоскание горла водой, умывание холодной водой, водные и воздушные закаливающие процедуры,       Закаливающие мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

    Педагоги детского сада регулярно проводят занятия с детьми по валеологии, чтобы воспитать с детства  разумное отношение к  своему здоровью и сформировать основы здорового образа жизни. Наши дети понимают значение хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, мини-походах. Почти все дети знают, что соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, улучшит настроение, поэтому выполняют их с желанием.

      Помня о воспитательной роли примера, педагоги стараются быть образцом воспитания у детей здорового образа жизни.

      Вопросы здорового ребенка мы решаем в тесном контакте с семьей.

      Понимая важность этой работы, педагоги постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, используют в работе лучший опыт семейного воспитания. На тему здорового образа жизни в ГОУ обобщен опыт ряда семей: Гаджиагаевых, Ларионовых, Кононовых. В процессе работы знакомим родителей с содержанием и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, результатами диагностик состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития, необходимость рационального режима и сбалансированного питания, закаливания, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастики).

     В этих целях широко используем телевидение, информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, воспитателя по физической культуре, медработников и родителей с опытом семейного воспитания. Открытые дни для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном и тренажёрном  залах. Совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения: «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Мама, папа, я - спортивная семья» и др., выпуск газеты для родителей «В здоровом теле – здоровый дух», работы семейного кружка «Умелые ручки»,

      Таким образом, наличие достаточной двигательной активности, закаливание, физкультурные занятия, качественно организованное питание, работа с семьей по воспитанию здорового ребенка положительно влияет на состояние здоровья детей. За последние три года показатели состояния здоровья и заболеваемости практически стабильны. Улучшилась физическая подготовленность.

     Дети и родители нашего дошкольного учреждения принимают участие в районных и окружных соревнованиях. Воспитанники нашего учреждения занимают призовые  места в окружных  и городских конкурсах «Маленький исследователь», «Надежда». На базе ГОУ проходят  окружные семинары. Наше учреждение поддерживает тесный контакт с  физкультурным диспансером № и детской поликлиникой. Городская медико-педагогическая комиссия отмечает высокую результативность подготовки детей к школе.  В ГОУ создан микроклимат, в основе которого лежат доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

Презентация на тему «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение"

презентация к педсовету на тему " Создание условий для ЗОЖ в системе образовательного процесса ДОУ через здоровьесбережение"...

Формирование культуры безопасного образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В...

Основы воспитания здорового образа жизни ребёнка в дошкольном учреждении

Данный материал раскрывает основные принципы здорового образа жизни ребёнка в детском саду и дома. Рассказывается о существующих методиках сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных ...

Формирование ценностей здорового образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики...

Здоровье сберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в дошкольной образовательной организации.

ÒЗдоровье сберегающие  образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся....