Использование элементов туризма в ДОУ для оздоровления детей.
материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Туризм (фр. Tourismeот – tourпрогулка, поездка) – путешествие по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами.
Если трактовать данное понятие уже в связи с рассматриваемой проблемой, то можно дать следующее определение: туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.
Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Турслеты способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Так же турслет воспитывает у детей важнейшие нравственные качества, учит налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.
Как видим туризм включает в себя ряд компонентов: физкультурно – оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной. Таким образом туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
Цель и задачи
ЦЕЛЬ: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.
ЗАДАЧИ:
1. оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление).
2. спортивно тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях).
3. познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями).
4. Эмоционально –эстетические (игры, соревнования, конкурсы. Художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями)
5. Экологические (воспитание экологического сознания у дошкольников и их родителей)
6. Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.
Обоснование актуальности проблемы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что , несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На мой взгляд одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.
Ориентирование на местности.
Умение ориентироваться на местности является одним из требований к начинающему туристу. За последние годы разработки ученых и специалистов в области педагогики, психологии, методики физического воспитания дали новое трактование способов развития у детей способности к ориентированию. Несомненно, что дети 5-7 лет могут искусно использовать карты и компасы для ориентирования по простым маршрутам. Самое главное обеспечение доступности соревнований для маленьких детей, так как сложность маршрута и предложенных заданий разрушает энтузиазм и уверенность дошкольников в своих силах. Обучение ориентированию должно основываться на системной работе в соответствии с программными требованиями («Детство»), предусматривающими определение дошкольником своего местонахождения среди объектов окружения.
Подведение итогов.
Детям очень важно получить оценку своим достижениям. Она должна быть обязательно индивидуально направленной и объективной и учитывать особенности каждого ребенка, стимулировать к дальнейшим достижениям. Не рекомендуем подводить итоги сразу после возвращения в детский сад, т.к. дети устали и хотят есть, а так же нужно «улечься» впечатлениям.
В системе физкультурно-оздоровительной работы ГБДОУ д/с N 81 детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья ; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.
Приложение 1
Методические рекомендации воспитателям по организации подготовительной работы «Ознакомление с элементами туризма».
№ п/п | IТематические беседы | Ответственный |
1. | Что такое туризм? (Автомобильный туризм (автотуризм), велосипедный туризм, водный туризм, групповой туризм, детский туризм, конный туризм, лыжный туризм, морской туризм, пешеходный туризм, семейный туризм). | воспитатели |
2. | Правила поведения на природе. | Педагог - валеолог |
3. | Воспитание у детей чувства коллективизма. | Педагог - психолог |
4. | Беседы с детьми о путешествии их с семьей. (аквапарк, музеи, поездки на дачу, поход в лес, полет на самолете, и т.д) |
Воспитатели |
5. | Оказание первой медицинской помощи в путешествии с ребенком. | Врач, ст. м/с |
IIСовместное творчество педагога с ребенком и родителей с ребенком. | ||
1. | Изготовление общего фотоальбома «Путешествуем с семьей» (детям принести фотографии) |
воспитатели |
2. | Подготовить рисунки ребенка совместно с родителями о путешествии (где я был, что видел). |
воспитатели |
IIIПровести подвижные игры на прогулке. (Смотри картотеку) | ||
1.
| «Не ошибись» «Попади в корзину» «Ниточка иголочка» «Самый наблюдательный» «Кто быстрее» |
воспитатели |
IVЧтение художественной и познавательной литературы. | ||
1. | «Веселый турист» С. Михалков |
воспитатели |
2. | «Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распе | |
3. | «Лягушка - путешественница» В. Гаршин | |
4. | Рассказы о Незнайке «Подготовка к путешествию» Н. Носов | |
5. | «Приключения муравьишки» В. Бианки |
Приложение 2
Сюжетное физкультурное занятие
«Юные туристы идут в поход»
Время проведения:10.00
Место проведения:спортивный зал.
Одежда детей:спортивная:
Пособия: гимнастическая скамейка, дуги 4 шт, 2 каната, ступеньки 5 штук, 2 рюкзака, 2 палатки, 2 тоннеля, эмблемы для 2 команд, елки, магнитофон, маты, подарки участникам.
Задачи:
Оздоровительные:
1. Развивать координацию, точность движений, равновесие.
2. Развитие силы мышц рук, ног, спины при выполнении упражнений.
3. Выносливость – усиление легочной вентиляции, развитие органов дыхания, сердечной мышцы, способность противостоять утомлению.
4. Развивать скоростные способности при выполнении игр и эстафет.
Образовательные:
1. Закрепить умение лазать по гимнастической стенке с переходом на другой пролет.
2. Повторить подлезание под дуги 50 см, правым и левым боком.
3. Продолжать упражнять детей в ползании по наклонной скамейке подтягиваясь 2 руками одновременно.
4. Формировать умение сохранять равновесие в ходьбе по подвешенному горизонтально канату.
5. Продолжать упражнять детей во впрыгивании и спрыгивании.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма.
2. Учить сочетать свои действия с действиями других игроков команды.
3. Проявление волевых качеств, прежде всего целеустремленности, выдержки.
4. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятиям туризмом.
Части занятия | Содержание занятия | дозировка | Организационно - методические указания |
Вводная –
«Туристы вышли на тропу» |
Ходьба по прямой, подъем и спуск по лестнице, ходьба через ступеньку, подъем и спуск приставным шагом по лестнице; (Переходим в музыкальный зал) Игра «Волк и зайцы».
Оздоровительный бег
Ходьба обычная в колонне по одному –«пришли на привал».
|
1мин
1мин
1-1,5 мин.
20 с | Путешествие начинается прямо из группы и ребят сразу ждут сюрпризы. Сначала выполняют задания на лестнице, затем продолжают свое путешествие в музыкальный зал (Лесная поляна) В лесу на поляне они встречают волка и зайца которые играли в салки. Предлагают поиграть с детьми. Прощаются со своими новыми друзьями и спускаются в физкультурный зал, где их ждут новые испытания. |
Основная
«Туристы делают разминку» |
ОРУ
1.«Проверим готовность к походу» И.п.: Основная стойка 1-руки в стороны 2- к плечам 3- в стороны 4- вернуться в и.п.
2. «Туристы - автомобилисты» И.п. Стойка: ноги врозь, правая нога чуть впереди, руки чуть согнуты в локтевых суставах перед грудью Имитация движений рук водителя автомобиля.
3. «Туристы - водники» И.п. Сидя, ноги врозь, руки на бедрах 1- Наклониться вперед 2- Вернуться в И.п.
4. «Туристы - велосипедисты» И.п. Лежа на спине Имитация движений ног велосипедиста
5. «Туристы-лыжники» имитация спуска с горы И.п. Узкая стойка ноги врозь, прямые руки вперед 1-Присесть, руки назад 2-Вернуться в И.п.
6. «Туристы - пешеходники» И.п. Стойка на правой ноге, руки согнуты в локтях Прыжки с переменой ног. (После разминки спускаются по леснице в физкультурный зал). ОВД («Туристская полоса препятствий») 1. Ползание по наклонной гимнастической скамейке, с переходом на гимнастическую лестницу.
2. Подлезание под дуги, правым, левым боком.
3.. Ходьба приставным шагом по подвешенному канату на высоте 30 см. держась за веревку.
5. Впрыгивание и спрыгивание с предмета.
«Туристская эстафета» (подвижная игра) Соревнование проводится между двумя командами. Пролезть в тоннель, забраться в палатку взять из нее снежок определенного цвета и возвращаясь к команде тем же путем положить снежок в рюкзак.. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
|
6-8 раз
12-15 раз
6-8 раз
15 сек
7-8 раз
20-25 прыжков в чередовании с ходьбой
Способ организации – поточный круговой 3-4 раза
1-2 раза | В процессе выполнения детям предлагается вспомнить разные вида туризма. Дети как бы поправляют лямки рюкзака
имитируют движения водителя
имитируют работу гребца
имитация езды на велосипеде.
имитация спуска с горы
имитируют прыжки через кочки
Подтягиваясь перебираем руками одновременно.
высота 50 см,
Следить за тем, чтобы на канате не было больше 2 человек
Приземляться на полусогнутые ноги. Высота 20 см.
Команда желтых и команда красных. Дети делятся на две команды в группе. До начала занятия.
|
Заключительная |
Обычная ходьба. |
30 сек. | Лесной тропинкой туристы возвращаются домой.
|
Подведение итогов; оценка
|
Ребята сегодня вы все побывали туристами, вы показали какие вы ловкие, выносливые, дружные. Вы молодцы. Дети получают сувениры. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных здоровье сберегающих технологии в оздоровлении детей
Здоровый образ жизни...
Использование релаксационных игр и упражнений в оздоровлении детей
Использование релаксационных игр и упражнений в оздоровлении детей...
Презентация «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей».
Презентация по здоровьесбережению «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей»....
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
В настоящее время развитие образовательного детского туризма приобретает особую актуальность....
Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»
В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллект...
Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»
В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллект...
Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»
В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллект...