Элементы восточной гимнастики на физкультурных занятиях с дошкольниками
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Данная работа содержит теоретический и практический материал по теме "Элементы восточной гимнастики на физкультурных занятиях с дошкольниками". Содержит пожробную информацию о Йоге- полноценной гимнастике, гармонично развивающей и укрепляющей детский огранизм. Опыт работы автора, может оказать помощь воспитателям ДОУ, интересующихся проблемами сохранения, укрепления и формирования здоровья у детей дошкольного возраста. Приложением данной методической разработки явлется: дидактическая игра, консультация для мам, фоторепортаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_kripkipro_2007.doc | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение 4
История зарождения и виды йоги 6
Хатха-йога и её связь с современной мыслью и медициной 10
Йогические позы и дыхание 15
Как начать заниматься йогой 19
Физическое и психическое здоровье ребёнка 22 Перспективный план йогических поз в ОРУ старшая группа 27
Утренняя гимнастика с элементами йоги старшая группа 38
Типовой урок « Приветствие солнцу», подготовительная группа 40
Детские ассоциации 41
Тестирование физических способностей детей старшей
группы 2005-2006 г. 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение 1: Дидактическая игра: «Повтори за мной» 47
Приложение 2: Консультация для мам: « Кундалини йога» 58
Приложение 3: Фоторепортаж физкультурного занятия, йога,
старшая группа 63
Приложение 4: Фоторепортаж Йогическая гимнастика пробуждения 71
Введение
Постоянные, быстрые и существенные темпы роста заболеваемости и психической не уравновешенности детей привели к тому, что встал вопрос о необходимости введения в физкультурные занятия новых форм и методов физического воспитания.
Современная наука утверждает, что в укреплении здоровья, творческой активности и долголетия человека важную роль играет соблюдение правильного режима, регулярные занятия физической культурой и спортом, умеренность в питании.
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается.
Проблема укрепления здоровья и долголетия волнует учённых всех народов, в том числе и Кузбасс. Извечен и актуален вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым.
В настоящее время остро стоит вопрос о физическом и эмоциональном здоровье детей, так как это основа формирования личности. Принято считать, что здоровье населения зависит на 10% от медицины, на 15% от наследственности, на 25% от влияния окружающей среды, на 50% от индивидуального образа жизни. По мнению специалистов- медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому необходимо объединить все силы и всех в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Даже в поговорке говорится: «Берегите здоровье смолоду!»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения!
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране, изменила отношение к детям и к их здоровью. Напряженный ритм жизни требует от человека уверенности, упорства и конечно же здоровья. И в то же время отсутствие эмоционально-психологического и физического благополучия может вести к изменению личности ребёнка и возрастанию трудностей во всех аспектах.
В процессе работы мы обратили внимание на то, что в последнее время в детском саду увеличилось количество детей (на 2006 год оно составило 23 ребёнка, 15,5%), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как сутуловатость, вялая осанка, крыловидные лопатки, плоская спина, уплощённая стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и, конечно же, физкультурные занятия.
Учитывая актуальность проблемы нарушения опорно-двигательного аппарата и плоскостопие, мы посвятили нашу работу изучению йоги.
Таким образом, возникла идея внедрения элементов восточной гимнастики, конкретно хатха-йоги, на физкультурных занятиях с дошкольниками.
Руководство приветствовало инновацию и вот с 2006 года мы используем элементы хатха-йоги на занятиях.
Основной целью является влияние эмоционального состояния на физическое развитие детей посредством использования элементов хатха-йоги.
Ставим перед собой следующие задачи:
- Создать условия для гармоничного физического и психического развития детей.
- Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
История зарождения и виды йоги
Индийских мыслителей всех времён волновала трагическая двойственность человеческой судьбы: с одной стороны - зависимость от физических и материальных условий, а с другой - сильнейшее стремление их преодолеть.
Философские изыскания, которые на протяжении многих веков были направлены на изучение этой проблемы, в конце концов, привели к следующему открытию: человек познаёт окружающий мир через свои ощущения и идентифицирует его с толкованиями собственного разума. Он создаёт свой мир, в котором чувствует себя хозяином. Философы задумались о том, как можно повлиять на душевное состояние человека, для того чтобы изменить реальную жизнь. Методы разрабатывались веками с геологической медлительностью, и дошли до нас под общим наименованием «Йога», которое включает в себя более десяти видов, различающихся между собой, как напластования одной скалы.
В наидревнейших шаманских обрядах можно найти параллели с классической йогой - культуры и суеверия, которые последовательно исчезают. Первые значимые тексты, относящиеся к йоге («Йога-сутра») сделал философ Патанджали, 9 век до нашей эры. Он собрал сведения, веками передаваемые из уст в уста, прокомментировал для своих современников. И, вообще, когда соприкасаешься с индийской мыслью, лучше раз и навсегда отказаться от надежды встретить простые и ясные хронологические данные, так же как и зафиксированные в письменных источниках факты, касающиеся рождения некой идеи или внезапной перемены в менталитете. Интереснее отметить мирное сосуществование йоги и различных религиозных направлений в Индии, которые на протяжении веков сменяли друг друга: древнейшие магия и шаманизм, брахманизм, джайнизм, буддизм, затем снова брахманизм. Не вступая в противоречия с различными религиозными течениями, заимствуя от них всё самое полезное для своего развития и отбрасывая всё случайное, учение йоги в результате полно и ярко отразило индийскую философию в целом, с её главным принципом- принципом ненасилия.
Таким образом, можно проследить, как на протяжении веков протекал процесс взаимовлияния между великими религиозными течениями и классической йогой, но при этом невозможно установить точно, кто у кого позаимствовал больше.
Изначально учение йоги было атеистично. С появлением брахманизма в йогических текстах встречается бог Ишвара (Шива - один из трёх главных богов в индуистской религии в брахманский период). Позднее Шива-йога отделилась от общего учения. Даже в буддистских обрядах встречаются йогические принципы, а в йоге - буддистские концепции.
Может быть, исторические данные и недостаточно проясняют всю многогранность учения йоги, однако есть основание придерживаться в его отношении довольно твёрдой позиции: то, что это учение не смешалось ни с какими религиозными течениями и достигло нашей эпохи в своей первозданной, по сути, форме, бесспорно, доказывает его право на существование.
Не для того ли мы, люди, живущие в 21 веке, вдруг обратились к азиатской мудрости, чтобы найти там защиту от хаоса и разрешить все наши противоречия? Наши материальные возможности огромны, а психические - почти сведены на нет. Может быть, теперь, в век атома и атеизма, мы потому и заинтересовались индийской философией, что увидели в ней те элементы психической и нравственной стабильности, которые исчезли из нашей жизни. В ней можно обнаружить некую совокупность идей, являющихся частью общечеловеческого наследия и подкреплённых современной наукой, а значит, приемлемых для ныне живущих людей.
Трудно подступиться к мифологическому покрову йоги, делающему данное учение доступным только для посвященных, но можно постараться понять её основную идею с психологической и физиологической точки зрения, оставляя в стороне религиозные соображения или магические формулы.
Это учение передавалось из уст в уста, от учителя ученику. Оно предназначалось только для элиты и, как все очень древние учения, было пронизано жреческим духом. Для того чтобы не допустить простых смертных до столь изысканного искусства, учение йоги было окутано мистикой и выражено в неясных формах.
Существуют и другие причины. Сознательно давая теорию в трудной для постижения форме, они, с одной стороны, «закаливали» своих учеников, а с другой – стремились предохранить само учение от опошления и извращения, так как подвергалось искажению, значит отклонялось от истинного пути.
Но древний текст гласит: «О белый Арджуна, йоги не достигнет никто из тех, кто много ест, и никто из тех, кто воздерживается от пищи, и никто из тех, кто много спит, и никто из тех, кто всегда бодрствует.
Йога, которая уничтожит страдания и боль, достижима для тех, кто ест и живёт, как подобает, чьи действия управляются разумом, а сон и бодрствование уравновешены» (Бхагавадгита).
Йога- это союз тела и разума.
Насчитывается восемь наиболее известных направлений йоги, причём семь из них, по-видимому; больше относятся к духовной сфере: раджа-йога, матра-йога, лайа-йога, шива-йога, инана-йога, бхакти-йога, карма-йога. Особняком стоит и отчасти служит им основой хатха-йога, которая и является предметом нашего интереса. Именно хатха-йога оказалась нам ближе всех остальных видов йоги, и именно её нам легче постичь и приспособить к своей жизни. Если говорить коротко, хатха-йога – это познание физических способов достижения более совершенных телесных функций и более гармоничной духовной жизни. Эти физические способы, практиковавшиеся с древнейших времен, называются асаны (позы, которые описываются в старинных текстах как «стабильные и приятные»). Фактически это некое статическое положение тела, лишенное напряжения и помогающее достичь состояния забытья и забвения собственного тела- забвения, которое всегда лежит в основе душевного успокоения. Йогические упражнения помогают достичь спокойствия, сосредоточения и гармонии и перенести их в свою повседневную жизнь.
Хатха-йога и её связь с современной мыслью и медициной
Для того чтобы дойти до состояния забвения (которое является реальностью, а не результатом аутогипноза), необходимо преступить к изменяющимся по степени трудности упражнениям и начать практиковать предварительные позы, которые впоследствии приведут к регулированию мышечного тонуса и к замедлению дыхательного ритма. Именно этот древний метод, когда-то применявшийся с мистическими целями, сегодня считается самым современным научным средством, разработанным для терапевтических целей.
Известно, что целый ряд психических расстройство неизменно сопровождается мышечными зажимами и нескоординированостью движений. Здоровый же человек, сознательно изменяя мышечный тонус (то напрягая, то расслабляя мышцы) способен достичь состояния душевного покоя и испытать при этом чувства близкое к эйфории.
Однако, более современные, исследования поз йоги показали, что изменения одного только мышечного тонуса было бы нестабильным, если бы при этом не поддерживалось гормональное равновесие. Соответственно, все позы йоги оказывают влияние на внутренние органы, и в частности на железы внутренней секреции.
Все позы тесно связанны с особым способом дыхания. В хатха-йоге известны разные способы дыхания и всякая поза должна быть поддержана соответствующим дыханием, для того чтобы оказать своё благотворное и полноценное влияние на нервную систему.
Здесь также играет роль техника релаксации. Дыхательные упражнения, возможно, влияют на состояние мозговых центров и позволяют достичь общего успокоения нервной системы.
Любопытство, которое толкает наших современников к изучению хатха-йоги, явно выходит за рамки только одной моды – скорее это поиски внутреннего соответствия, глубинная потребность психики.
Уже более пятидесяти лет психологи и психоаналитики занимаются проблемой, так называемой, психической диссоциации, или нарушения психического равновесия, которое выражается в отчётливом разрыве между поведением и сферой бессознательного. Результатом являются чувства неудовлетворённости, плохое настроение и постоянное недомогание. Когда болезнь выявлена, с ней надо бороться, но почему не попробовать её? Если мистик – индус находит в практике хатха-йоге оружие против подобной диссоциации, изыскивает некий путь к целостности, то почему современный человек не может воспользоваться этим учением?
Найти гармонию, использовать психические силы для овладения внутренними механизмами, обострить интуицию, добиться полного раскрытия и психического потенциала для человека запада это настолько же важно, насколько для мистически мыслящего индуса – достичь экстатического состояния.
Постоянно помня о том, что хатха-йога есть поиск равновесия – и внутреннего, и внешнего (между человеком и окружающей его средой).
Постараемся избегнуть и другой крайности – стремления облегчить позы и тем самым принизить йогу до уровня более или менее самобытной гимнастики, некой системы бессодержательных движений ради движений.
«Живопись есть нечто душевное»,- говорил Леонардо да Винчи.
Подражая ему, мы можем сказать: «Йога есть нечто интимное».
От чего йога страдала больше всего, так это от увлечённости и фанатизма её последователей. Как в древних текстах, так и современной популяризации учения йоги нет таких чудес или такого блаженства, которые не были бы обещаны ревностному ученику,- начиная от прекращения выпадения волос и заканчивая бессмертием. Ну и, конечно, чудо левитации (преодоление силы земного притяжения).
Как довериться учению, которое пустило столь пышным цветом расцветшие « факирские ветви»? Как найти рациональное зерно во всей этой неразберихе?
Для оправдания можно всё списать на переводы древних текстов. Ведь все они были сделаны с санскрита на английский или, реже, на французский, а затем и на другие языки. Следовательно, первоначальная мысль, которая чаще всего выражалась символически, много раз переливалась в различные формы, прежде чем дошла до нас. Можно ли рассчитывать на то, что каждый переводчик был и хорошим лингвистом, и йогом, и поэтом одновременно? Одним словом, от той первоначальной идеи, которую хотели до нас донести, почти ничего не осталось.
Возьмём, например, пресловутое «поднятие в высоту». Мы слышали разговоры о феномене левитации применительно или к шаманам, йогам и ламам, или к нашим знаменитым западным мистикам (святая Тереза д’Авила). Не имея возможности считать левитацию рациональными явлением, мы причисляем её к феноменам гипноза. Мы полагаем, что человек в состоянии левитации не может иметь никакой другой силы, кроме силы гипноза, способности заставить зрителей поверить в некую несуществующую силу.
Этой рационалистической позиции можно противопоставить не менее крайнюю точку зрения отшельника, занимающегося йогой в высокогорьях Гималаев. Он верит абсолютно во всё. Если в древнем тексте ясно говорится, что истинный йог может «перенестись мгновенно куда пожелает», то это потому, что он якобы способен разложить своё тело на составные части в одном месте и собрать их в другом. И фанатичный ученик изнуряет себя всевозможными аскетическими упражнениями, только бы заслужить столь чудесную награду.
Эти две противоположные позиции могут послужить беспристрастному искателю поводом для серьёзных размышлений.
Изначально знаменитые «специалисты» по левитации говорят, что никогда не стремились к этому чуду и даже чурались его. Они признают, что скорее стали его жертвой и оказались в безвыходном положении. Ученик, который изнуряет себя, чтобы овладеть силой левитации, стремясь любой ценой достичь этого переживания, идет по ложному пути.
Однако вернёмся к фразе, выбранной нами в качестве примера: «перенестись мгновенно куда пожелаешь». Не лежит ли ключ в разгадке в слове «мгновенно». Когда йог достигает высокой стадии концентрации, для него не составляет труда перенестись «духом» в желаемое место и задержаться там до тех пор, пока эта субъективная декорация не перестанет казаться ему полезно для его медитативных исканий.
При этом надо признать, что способность к душевной концентрации чаще всего сопровождается исключительным развитием интуитивных или телепатических качеств. Может показаться парадоксальным, но эти возможности открываются только тогда, когда цель искателя далеко превосходит стремление к сенсационным эффектам.
Из всего сказанного по этому поводу умеренные последователь йоги может извлечь простое и практическое заключение: если искренний и серьёзный ученик ожидает, что приобретёт благодаря йоги волшебную силу, то эта сила заключается именно в отсутствии желания её искать.
Данное заключение подтверждается одним текстом, столь же древнем, что и другие, своего рода сказкой, в которой можно увидеть плоды здоровой народной мудрости.
«Один великий царь решил, что отдаст своё богатство и свою дочь в жёны не принцу, а какому-нибудь садху (человеку медитации, мудрецу). Немедленно самый знаменитый вор в области проник в монастырь с целью научиться манерам садху, для того чтобы понравиться царю. Он погрузился в философию и, увлечённый её, забыл и про богатства, и про принцессу он на самом деле стал большим садху и, восхищённый, остался на всю жизнь в монастыре.
Помимо необыкновенной силы, упомянутой в мифологических текстах, некоторые современные йоги практикуют упражнения, ведущие к поразительным физическим результатам. Однако при всём том, что эти результата контролировались медицинской академии в соответствии с самыми строгими научными критериями, медицинская наука пока ничего из них не почерпнула. А может быть, благодаря исследованиям подобного рода и более глубоким познаниям в нейрофизиологии, мы когда-нибудь сумеем установить наличие связей между волей, с одной стороны, и вегетативной нервной системой – с другой.
Йогические позы и дыхание
Для того чтобы понять, что такое поза, нужно рассматривать её в совокупности с её источниками и предназначением. Позу необходимо воспринимать как единое целое, как своего рода произведение искусства, которое уже создано и в котором ничего нельзя изменить. Наивен тот, кто думает, что позу можно модифицировать, хотя бы минимально, не нарушив тем самым её целостности.
Единственное, что позволено (правда, только временно),- это заучивать технически трудную позу в два этапа, упорно стремясь к тому, чтобы как можно быстрее « смонтировать» целостную позу. В любом случае в первый период обучения следует отдать предпочтение внутреннему эффекту (обусловленному дыханием, а также сжатием внутренних органов), а во второй- развитию гибкости.
Практически всегда есть возможность предварить трудную позу, какой ни будь подготовительной, которая облегчит её выполнение. И именно тут проявляется один из оригинальных элементов нашего метода- мы не оставляем попыток классифицировать позы по степени их трудности. Ценность асаны и трудность её выполнения в большой степени зависят от её « местоположения» в общем уроке. Предварив позу одной или несколькими подготовительными, можно не только облегчить её выполнение, но и усилить эффективность, а продолжив одной или несколькими другими позами,- продлить её эффект. Такое « дозирование» порой очень неопределённо, и здесь надо довериться инстинкту учителя. Даже один и то же человек может иметь в разное время разные возможности, в зависимости от своего состояния в данный момент. Учитель должен улавливать эти невысказанные потребности, чтобы ученик уже с первых шагов ощущал моральную поддержку. Это особенно трудно осуществить, если занятия проводятся в очень большом кругу: в такой ситуации возможны недопустимые просчёты. Если же человек работает сам, без учителя, и, соответственно, лишается его поддержки, он зачастую сталкивается с определёнными трудностями.
В любом случае – неправильно выполнять какую то одну позу изолированно, повторяя её раз за разом, в надежде победить трудности или накопить благоприятный опыт. Упорствуя таким образом, мы рискуем спровоцировать воспалительный процесс в тканях и подвергнуть себя длительному лечения. Что же касается благотворных эффектов, то механическое повторение позы полностью их уничтожает. Ученик, который страдает ослаблением памяти и интенсивно, по много раз на дню, практикует позу «сиршазана» (стойку на голове), может добиться только обострения шейного остеохондроза. Но та же стойка, выполняемая однократно и совместно с другими позами, приводит к интенсивному кровоснабжению мозга, что очень полезно при переутомлении.
Таким образом, к выполнению асаны готовятся, после чего выполняют её один раз и больше не повторяют. Отсутствие повторения имеет свои положительные стороны – помогает избежать лишних движений и вредных затрат энергии. Привычка удерживать одну и туже позу в течении некоторого времени формирует своего рода осознание позы и гарантирует постоянное улучшение качества её выполнения и повышения её эффективности. Кроме того, полное отсутствие автоматизма требует от ученика абсолютного внимания и позволяет ему сосредоточиться на чём то, совершенно не связанном с повседневными заботами. Такое активное, целенаправленное участие сознания (аутотренинг) – одна из основ современных методов релаксации.
Важный акцент в йоге уделяется дыханию. Любая описанная поза сопровождается задержкой дыхания: исполняя асаны, ученик не должен делать вдох в течение определённого времени, и его лёгкие либо наполнены воздухом, либо опорожнены. О временной продолжительности дыхания не может быть и речи, также как и о продолжительности удержания позы, - и то и другое определяет и устанавливает сам ученик.
Ученик быстро почувствует и познает те тонкости, которые влияют на продолжительность позы, в частности те, которые сокращают это время. В результате он сможет предвидеть причины, не зависящие от его воли (падение атмосферного давления, общее утомление и д.р.) и научиться контролировать факторы, зависящие лично от него и являющиеся его истинными «противниками»: недостаточную подготовку (слишком быстрый переход от одной позы к другой), поспешность или чрезмерное рассеяние мыслей. Не удовлетворённость, которая появиться после выполнения позы, удерживаемой слишком недолгое время, заставит его проанализировать ситуацию и найти причины неудачи – собственно, в этом и заключается гарантия прогресса.
В противоположность весьма распространенной в Европе точки зрения о вреде задержки дыхания, мы считаем, что последняя абсолютно необходима при выполнении позы. Только в этом случае можно предохранить себя от опасности совершения таких ошибок, как отсутствие концентрации, слишком длительное удержание позы, механическое повторение, несоразмерность усилий и потенциальных физических возможностей.
Последняя особенность этого учения противоречит наиболее распространённым методикам, заставляющим ученика концентрировать внимание на том органе, на который благотворно влияет выполняемая поза (на печени, щитовидной железе, солнечном сплетении): это делается для того чтобы, привлечь к этому органу восстановительную биоэнергию («прану»). Предпочтительнее сосредоточиться на общем состоянии организма, а точнее – на его расслаблении.
Благодаря этому методу, устраняются почти непреодолимые для любого начинающего трудности: определение точного местоположения выбранного органа и оценка степени утомления, вызванного его напряжением. Но главная заслуга этого метода заключается в том, что он помогает избежать бессознательного искажения идеи хатка-йоги. Поскольку ученик, по началу, не может ощутить глубоко расположенный орган, он временно помогает себе, подключая воображение. Он думает, что циркуляция крови становиться более интенсивной в той части тела, на которой концентрируется его внимание, и верит в своё сознательное вмешательство в те или иные вегетативные функции организма. В действительности же он всего лишь упражняет свою способность верить и воображать.
Необходимо отметить, что такая форма аутогипноза относительно легка для постижения. Она воистину очень соблазнительна для любого начинающего, но никогда не приводит к более значительным результатам. Научиться сознательно замедлять сердечную деятельность, не зная, для чего это надо, - всё ровно что научиться шевелить ушами. На самом деле имеется очень тесное родственная связь между европейцем, разглагольствующим о необыкновенных «силах», которые он получил хатха-йоге, и саньясином – индусом, который воздевает к небу то, что осталось от его атрофированных – по его же воли – рук. В действительности подобная «сила» одарила и того и другого всего лишь любопытством прохожих.
Очевидно, нужно придерживаться саамы обыкновенных возможностей, которые предоставляет техника дыхания (например, научиться сознательно достигать состояния успокоения).
Как начать заниматься йогой
Самое трудное в занятиях йогой – начать регулярные тренировки. Но как только ваше тело ощутит благотворный эффект йоги, вы уже не захотите бросать занятия. Приступить же к ним гораздо проще. Всё что для этого нужно – место, где вас не отвлекали бы, удобный коврик и какая-нибудь спокойная музыка. Не торопитесь, проявите немного терпения – и вы непременно ощутите пользу йоги, её доброту, красоту и привлекательность. Выполнение комплекса по утрам предполагает предварительно принять ванну, чтобы мышцы разогрелись и стали менее напряжёнными. Выполняя позы по утрам, физически вы будите совершенствоваться несколько медленнее, т.к. в это время суток мышцы наименее эластичны. Зато, весь день вы будите чувствовать себя прекрасно.
Вечерние занятия йогой не менее полезны, мышцы в это время уже не жёсткие, поэтому вы быстрее сможете освоить новые позы. У вас будет спокойный сон, и по утрам станните просыпаться свежими. Лучше всего заниматься йогой, после того как вы ЛЕГКО перекусите (за четыре часа до тренировки). Вот несколько правил, которых надо придерживаться при занятиях йогой:
- В идеале йогой нужно заниматься ежедневно.
- Нужно составить подходящий график упражнений.
- Йога научит вас уважать потребности своего тела.
- Всегда прислушивайтесь к своему телу, чтобы понять, какие именно позы нужны в этот день.
- Йога недолжна, становиться для вас обузой.
Последнее годы йога приобрела, на Западе, популярность, и в результате «Западных» вспомогательных средств, предназначенных для выполнения поз. Самым большим спросом пользуются специальные коврики с липкой основой. К другим известным предметам относятся специальные йогические приспособления помогающие войти в ту или иную позу (пояса, валики, полотенца и одеяла специальных размеров). Тот, кто только начинает заниматься йогой, может свободно выполнять большинство поз. Однако нужно помнить, что следует прислушиваться к своему телу и входить в позу только до тех пор, пока это удобно. Если вы сможете выполнять основную позу свободно и без напряжения, переходите к продвинутому варианту. Пусто ваше тело совершенствуется естественно, в своём собственном темпе.
Прежде чем приступать какому бы то ни было комплексу упражнений, обязательно нужно проконсультироваться у врача. Особенно это важно, если вас беспокоят какие-то проблемы со здоровьем. В большинстве случаем йога может помочь разрешить эти проблемы, однако доктор должен дать своё одобрение. Существует множество книг по йоге, посвященных непосредственно вопросам здоровья и предлагающих позы, которые способны помочь при тех или иных заболеваниях. Йога великолепно облегчает любые проблемы, связанные со спиной и шеей. Она укрепляет мышцы расположенные вдоль позвоночника, снимает мышечное напряжение и боль, способствует растяжки и гармоничному развитию этих мышц. Йога – великолепное терапевтическое и профилактическое средство. При не гибкости мышц и судорогах, вызванных травмой спины, заниматься йогой не следует.
Рассматривая йогу для женщин необходимо обратить внимание «лунные циклы». В первый день лунного цикла нельзя выполнять ни какие позы. В это время энергия естественно вливается в тело, поэтому нет необходимости в энергичных тренировках. Если вы ощущаете потребность в занятиях йогой, выполняйте только позы «раскрытием» (такие как паза «Богини» или поза «Рыбы») и обратные позы (поза «Верблюда» и поза сидя с раскрытой грудной клеткой). Эти позы будут удерживать поток энергии, вливающейся в ваше тело, в естественном направлении.
«Лунные циклы» - самое подходящее время для расслабления и медитации. В это период женщины обладают особой силой, и их интуитивная энергия очень высока, если женщина находит возможность прислушаться к себе, к ней приходит духовное знание и мудрость. Необходимо найти свободное время и позволить себе спокойно прислушаться к этой мудрости. Регулярные занятия йогой помогут урегулировать «лунный цикл».
Для беременных женщин умение расслабится и дыхательные упражнения очень полезны – это помогает подготовиться к родам. На протяжении всей беременности йогические позы полезны, за исключением позы «Саранчи». Следует также избегать поз, во время которых приходиться лежать на животе. Необходимо осознавать любой дискомфорт в своём теле и уважать все свои физические потребности. Беременность вносит в тело женщины много изменений, которые на каждую действуют по разному.
Многие позы особенно полезны при беременности, так как помогают укрепить мышцы спины и таза. Можно рекомендовать такие как поза «Посоха», «Богини», «Рыбы» и сидячий вариант позы «Верблюда». Поза бабочки и положение сидя на корточках, раздвигают тазобедренные суставы, подготавливая тело к родам. Важно отметить, что мускулатура верхней части бёдер и таза становиться очень расслабленной на поздних стадиях беременности и может легко растягиваться. Выполнять позы во время беременности нужно медленно и не напрягаясь.
В настоящее время учёные и инструктора по аэробике переложили йогические позы для беременных женщин – Кундалини йога[1].
Физическое и психическое здоровье ребёнка
В настоящее время остро стоит вопрос о физическом здоровье детей, а также являются основой формирования личности. Природой в ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. В дошкольном детстве ребёнок осваивает прямохождение, развивает крупную и мелкую моторику рук. Дети очень подвижны, но дети берут пример со взрослых. Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с миром и с самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода. Ребёнок умеет прилагать усилие, сформировываются интересы и умения удовлетворять свои потребности. И поэтому хорошее физическое развитие и самочувствие – это основа интереса к жизни, воспитании уважительного отношения к своему здоровью. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребёнка, то они с самого раннего детства формируют у детей культуру физических развитий, что само по себе ведёт к развитию и формированию здоровой личности. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Поэтому необходимо объединить все силы и всех в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Сложившаяся социально экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям и к их здоровью. Напряжённый ритм жизни требует от человека уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья и в тоже время отсутствия эмоционально – психологического и физического благополучия может везти к изменению личности ребёнка и возрастанию трудностей во всех аспектах. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Мы знаем, что основная задача физического воспитания привить навыки с использованием разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, т.е. мы создаём условия, для того, чтобы все дети росли здоровыми. Актуален вопрос профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Всё это привело к вопросам повышения интереса детей к движениям и физкультурным занятиям.
В настоящее время актуален вопрос психических расстройств у детей дошкольного возраста (общий рост был замечен с начала 1991 года на 21%). За тот же период времени у дошкольников в два раза увеличилось количество реактивных состояний, психопатии, неврозов. Привычным становится термин гиперактивности, дети Индиго, гипервозбудимые, и нам педагогам, приходится работать с такими ребятишками. Наполняемость групп большая, даже разделяя группы на подгруппы, не удаётся уделить должного внимания таким детям. Поэтому мы приняли решение использования элементов хатха- йоге на физкультурных занятиях, в том числе и релаксацию как систему расслабляющих упражнений, важным условием выполнения, которых являются дыхательные упражнения. Наши коллеги используют релаксацию перед сном, дыхательные упражнения после пробуждения (приложение 3), отдых и медитацию в конце физкультурных, познавательных занятий. Наша цель научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу или сон, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Мышечная и эмоциональная раскованность- важное условие для становления правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. В этом случае просто идеально подходят позы из хатха-йоги. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится наиболее внушаемым. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным.
Целью моей деятельности и её основная идея является: влияние эмоционального состояния на физическое развитие детей по средствам использования элементов йоги.
Несмотря на сложное отношение специалистов к использованию хатха-йоги в дошкольных учреждениях, просто необходимо включать её элементы в занятия физкультурой.
Йога – это и полноценная гимнастика, гармонично развиваю щая и укрепляющая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника, и способ стать гибким (при занятиях йогой задейство ваны все суставы скелета). Результат занятий йогой - краси вые, пластичные движения ре бенка. Многие врачи (японские, американские, индийские и др.) признают ее благотворное воз действие на детский организм. Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и ук реплению грудной клетки, улуч шает работу внутренних органов. Упражнения катка-йоги форми руют умение расслабляться.
Асаны хатха-йоги – это удобные позы, определенные положения тела. К тому же выполнение таких Физических упражнений не требуют использования гимнастических снарядов или специальных приспособлений. При разучивании асан с детьми дошкольного воз раста следует придерживаться оп ределенных правил:
- Заниматься йогой рекоменду ется через час пекле приема пищи.
- Принимать позы, только разо грев мышцы.
- Необходим четкий показ уп ражнений.
- Рекомендуется включать аса ны в утреннюю гимнастику, заряд ку после дневного сна, в физкуль турные занятия и физминутки.
- Обязателен отдых после фик сации каждой асаны и полное рас слабление после комплекса уп ражнений хатха-йоги.
- Нужно соблюдать принцип постепенности: от простого к сложному.
- Заниматься надо в облег ченной форме (маечка, шортики, без обуви), на полу на коврике.
- Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подоб ранной спокойной музыкой для релаксации и медитации.
Противопоказания: нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела и кровяном дав лении, при ОРЗ, в случае возникновения острых болезненных ощущений во время занятий (не значительная боль при вы полне нии упражнений на растягивание в начальном периоде естествен на). Дети с хроническими заболеваниями допускаются к занятиям с разрешения врача.
Сначала позы только неоднократ но повторяют в подготовительной части занятия. Затем дети учатся сосредотачиваться на ощущении определенных участков тела (имен но на эти участки и направлен про филактический эффект позы). При выполнении ребята представляют зверей, птиц или предметы, которые они изобра жают. Каждый ребенок должен выполнять все действия на пределе своих возможностей. Если же упражнение не получается, лучше от него временно отказаться и вер нуться уже после регулярных заня тий, когда появятся гибкость и координация движений. Дети ни в коем случае не должны переутомляться!
Выполнение статических поз де лится на несколько этапов.
- Отдых перед вхождением в позу. Сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Снять на пряжение, сидя или лежа в удоб ном положении.
- Мысленная настройка на выполнение позы. Посмотреть на изображение позы.
- Вхождение в позу. Плавно и спокойно выполнять од но движение за другим, без чрез мерных усилий и резких движений.
- фиксация позы. Продолжительность фиксации положения тела не более 5 секунд, причем увеличивать время нужно постепенно, на 1-2 секунды. Максимальное пребывание в неподвижности - 15 - 20 секунд.
- Выход из позы. В исходное положение возвра щаются с помощью плавных, мед ленных движений.
- Отдых после выхода из позы. Ребенок принимает удобное положение для отдыха и расслабля ется в течение 3-4 секунд.
Йоги считают, что кратковре менный отдых после каждого уп ражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Самый короткий отдых после принятия той или иной позы рав няется двум спокойным вдохам и выдохам. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полез ных. Ею обязательно надо заканчивать весь комплекс статических упражнений. Кроме того, поза расслабления может служить и самостоятельным упражнением для восстановления и укрепления, как физической формы, так и психического состояния.
Перспективный план йогических поз используемых в обще-развивающих упражнениях на физкультурных занятиях, старшая группа 2006 – 2007 год.
№ п/п | Название позы | Описание выполнения позы | I квартал | |||||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||
1 | Поза «покоя» ☼ | И.п.: лёжа на спине ноги вместе руки вдоль корпуса 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, руки вниз Брюшное дыхание | * | * | ☼ | ☼ | ||||||||
2 | Поза «младенца» | И.п.: сидя на пятках, руки вдоль туловища, спина прямая 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, наклон вперёд, лечь на бёдра руки вперёд | * | * | * | ☼ | ||||||||
3 | Поза «птицы» ☼ | И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль корпуса, лбом в пол. 1-2 Вдох, хват руками за голень, лбом в пол. 3-4 Выдох, пятки приблизить к ягодицам, расслабить бёдра 1-2 Вдох, поднять голову подбородком стремиться вверх | * | * | * | * | * | * | * | ☼ | ||||
4 | Поза «Раскладушка» ☼ | И.п.: Лёжа, руки вверх, ноги вместе 1-2 Подъём корпуса на вдохе 3-4 Лечь на бёдра лбом стремиться к коленям, руки – двусторонний за щип 3-4 Полностью лечь на ноги, руками захватить стопы | * | * | * | * | * | * | * | ☼ | ||||
5 | Поза «ученика» ☼ | И.п.: Сидя, ноги врозь, пр. нога согнута в колене, пятку приблизить к промежности руки в сторону, ладонями вниз 1-2 Вдох, руки вверх, спину вытянуть 3-4 Выдох, наклон вперёд руками упор в пол 3-4 Сгибаем руки в локтях, лбом тянемся к полу | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ☼ | ☼ |
6 | Поза «лотос» ☼ ☼☼ | И.п.: Сидя, ноги согнуты в коленях, голень скрестно впереди, руки на коленях кисть расслабить 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, руки вниз 3-4 Выдох, наклон вперёд, стремиться лечь на пол Полный лотос | * | * | * | * | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||||
7 | Поза «лягушка» | И.п.: Сидя на пятках, колени врозь, руки на коленях 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, руки в стороны | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||
8 | Поза «качели» ☼ ☼☼ | И.п.: Лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль корпуса ладонями в пол 1-2 Вдох, подъём колена руками приближаем колено к груди 3-4 И.п. 1-2 Оба колена вверх 1-2 Колени к груди, лбом прижаться к коленям 3-4 Перекат на спине до полного подъёма | * | * | * | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ ☼ |
9 | Поза «кузнечик» | И.п.: Лёжа на животе, руки вдоль корпуса, ладонями упор в пол 1-2 Поднимаем ногу вверх, опорная нога сгибается в колене 3-4 И.п. | * | * | * | * | ||||||||
10 | Поза «дерева» ☼ ☼☼ | И.п.: Ноги вместе, руки вниз 1-2 Вдох, руки вверх, колено вперёд 3-4 Выдох, руки в стороны, колено смотрит вперёд. 1-2 Руками держать колено, и приближать к себе 1-2 Одноимённой рукой, односторонний за щип за большой палец ноги, другая рука в сторону | * | * | * | * | ☼ | ☼ | ☼ ☼ | ☼ ☼ |
№ п/п | Название позы | Описание выполнения позы | II квартал | |||||||||||
Декабрь | Январь | Февраль | ||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||
1 | Поза «лотос» ☼ ☼☼ | И.п.: Сидя, ноги согнуты в коленях, голень скрестно впереди, руки на коленях кисть расслабить 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, руки вниз 3-4 Выдох, наклон вперёд, стремиться лечь на пол Полный лотос | * | * | ☼ | ☼ | ☼ | |||||||
2 | Поза «Раскладушка» ☼ | И.п.: Лёжа, руки вверх, ноги вместе 1-2 Подъём корпуса на вдохе 3-4 Лечь на бёдра лбом стремиться к коленям, руки – двусторонний за щип 3-4 Полностью лечь на ноги, руками захватить стопы | * | * | * | ☼ | ☼ | |||||||
3 | Поза «Мост» ☼ | И.п.: Лёжа, ноги вместе, руки на уровне ушей, ладонями упор в пол 1-2 Вдох, подъём таза вверх, животом стремимся вверх 3-4 И.п. 1-2 Вдох, в мостике подъём ноги вверх | * | * | * | * | * | * | * | * | ☼ | |||
4 | Поза «Змейки» ☼ | И.п.: Лёжа на животе, ноги вместе, руки упор в пол на уровне груди 1-2 Вдох, оттолкнуться от пола руками, смотреть вперёд (руки до конца не выпрямлять) 3-4 И.п. 1-2 Вдох, сгибать ноги в коленях, макушкой дотянуться до пальцев ног | * | * | * | * | * | * | ☼ | ☼ | ||||
5 | Поза «младенца» | И.п.: сидя на пятках, руки вдоль туловища, спина прямая 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, наклон вперёд, лечь на бёдра руки вперёд | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||
6 | Поза «Угол» ☼ | И.п.: Стоя, ноги врозь, невыворотно, руки в стороны 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Наклон к правой ноге, затем к левой 3-4 Выдох, наклон вперёд, руками коснуться пола | * | * | * | * | * | * | ☼ | ☼ | ||||
7 | Поза «треугольник» | И.п.: Стоя, ноги врозь, пятки на одном уровне, носок правой ноги смотрит вперёд, носок левой перпендикулярно, руки в стороны 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, наклон к правой ноге, правая рука упор в пол, левая вверх, задержаться и подышать | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||
8 | Поза «ласточка» ☼ | И.п.: Стоя, правая нога опорная, левая на носок, руки в стороны 1-2 Вдох, подъём ноги, пяткой стремимся назад, наклон корпуса вперёд, руки в стороны 3-4 Выдох, и.п. 3-4 Выдох, руки в пол, ногу выше, пяткой стремиться вверх. | * | * | * | ☼ | ||||||||
9 | Поза «танец» | И.п.: то же поза 8. 1-2 Вдох, одноимённой рукой взять ногу за голень, опорная нога прямая, вторая рука вперёд 3-4 Отпустить и расслабить бедро поднятой ноги | * | * | * | * | * | * |
№ п/п | Название позы | Описание выполнения позы | III квартал | |||||||||||
Март | Апрель | Май | ||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||
1 | Поза «лук» | И.п.: Лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руками взять себя за голень 1-2 Вдох, напрягаем ягодицы, отрываем бёдра от пола, взгляд вперёд 3-4 Выдох, и.п. | * | * | * | * | ||||||||
2 | Поза «Рыбы» | И.п.: Лёжа на спине, колени врозь, стопы соединить, руки вдоль корпуса ладони на колени. | * | * | * | * | ||||||||
3 | Поза «Коровы» | И.п.: Сидя, ягодицы на полу, ноги согнуты в коленях, руки в стороны 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, руки в стороны | * | * | * | * | ||||||||
4 | Поза «Героя» | И.п.: Сидя, на ягодицах, ноги в лотосе, руки в стороны 1-2 Вдох, поворот корпуса в право 3-4 И.п. | * | * | * | * | ||||||||
5 | Поза «собаки» | И.п.: Стоя, ноги врозь, руки в стороны 1-2 Вдох, руки вверх 3-4 Выдох, наклон вперёд, пятки ног стремятся к полу, голова висит | * | * | * | * | ||||||||
6 | Поза «берёзка» | И.п.: Стойка на лопатках | * | * | * | * | ||||||||
7 | Поза «Воин» | И.п.: Вдох, выпад правой ногой вперёд, руки в стороны, левая нога прямая в колени, руки в стороны | * | * | * | * | ||||||||
8 | Поза «дерева» ☼ ☼☼ | И.п.: Ноги вместе, руки вниз 1-2 Вдох, руки вверх, колено вперёд 3-4 Выдох, руки в стороны, колено смотрит вперёд. 1-2 Руками держать колено, и приближать к себе 1-2 Одноимённой рукой, односторонний за щип за большой палец ноги, другая рука в сторону | * | * | * | * | ☼ | ☼ | ☼ ☼ | ☼ ☼ | ||||
9 | Поза «полуверблюд» | И.п.: встать на колени, ноги вместе, руки опустить 1-2 Вдох 3-4 Выдыхая, прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, что бы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Голову отклонить назад и перевести ладони на пятки (бёдра перпендикулярно полу, не отклонять назад) | * | * | * | * | ||||||||
10 | Поза «танец» | И.п.: стоя, ноги вместе, руки вниз. 1-2 Вдох, одноимённой рукой взять ногу за голень, опорная нога прямая, вторая рука вперёд 3-4 Отпустить и расслабить бедро поднятой ноги | * | * | * | * |
* - Поза выполняется на двух физкультурных занятиях
☼ - усложнение йогической позы
☼☼ - полная поза
( ) – методические рекомендации
Утренняя гимнастика с элементами йоги старшая группа.
Ходьба в колонне по одному, гимнастическим шагом. Ходьба с различным положением рук, на носках, широким шагом. Бег в колонне по одному, с высоким подниманием колен, змейкой. Обычный бег, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания.
Построение врассыпную.
Комплекс ОРУ без предметов.
- В далекой солнечной стране Индии растёт сказочный цветок лотос. Когда встаёт солнце, цветок раскрывается.
И. п. - сед по-турецки, руки согнуты в локтевых суставах перед грудью, ладони обращены друг к другу: разведение рук в стороны, ладони вверх. Повторить 8 раз.
- Лепестки сказочного цветка тянутся к солнышку.
И мы чувствуем, как тёплые лучи касаются лепестков.
И.п. - то же, ладони вверх: руки вверх - вдох, И.П. - выдох. Повторить 8 раз.
- А когда подует лёгкий ветерок, лепесточки сказочного цветка тянуться друг к другу.
И.п. - то же: повороты в стороны, соединяя ладони рук, вдох, и.п., выдох. Повторить б раз.
- Ветерок нагоняет тучки, и когда прячется за них, лепестки Лотоса опускаются.
И.п. - то же: опускание вниз предплечий и ладоней, выдох, и.п., вдох. Повторить 8 раз.
- Вечером цветок закрывается.
И.п. - то же: руки за спину, ладони соединить, выдох, и.п., вдох. Повторить 8 раз.
- Пройдёт немного времени, и цветок вырастает и станет высокий. Вот такой!
И.п. - руки над головой, ладони сомкнуты: потягивание вверх, вдох, и. п., выдох. Повторить 8 раз.
- И живут в той далёкой стране две змейки, они то смотрят на нас, то отворачиваются.
И.п. - руки согнуты в локтевых суставах, пальцы «щепотью»: движения кистями рук в стороны. Повторить 6 раз.
- В Индии живут птицы, они очень красиво летают. Вот так! И.п. - руки в стороны: волнообразные движения руками. Повторить 8 раз.
Ходьба с выполнениями имитационных движений (жирафы, слоны, тигры). Бег в колонне по одному (страусы). Ходьба в колонне по одному. Упражнения на восстановление дыхания.
Типовой урок «Приветствие солнцу», подготовительная группа
Когда дети овладели позами типового урока, можно перейти к освоению новых асан. Не надо забывать, что не рекомендуется заниматься больше одного часа. А для детей дошкольного возраста это время составляет 30 минут.
« Приветствие солнцу»
Это упражнение – единственное в своём роде в системе йоги. Оно не может быть рекомендовано начинающим, поскольку ему должен предшествовать длительный период отдыха.
1 поза: И.п.: стоя прямо, ноги вместе, ладони согнутых в локтях рук сложены перед грудью. Выполнить медленный вдох, потянуться руками вверх, ладони обращены кверху.
2 поза: Из 1 позы наклон вперёд, опустить руки и задержать воздух в лёгких. Упор ладонями в пол. Дыхание задержать, отставить назад одну прямую ногу, а затем и другую. Голову поднять, взгляд обращён вперёд, руки прямые. Сделать выдох. Задержать дыхание.
3 поза: Из 2 позы согнуть колени, а затем локти, ложась, таким образом, на пол, сначала грудь, затем живот. Сделать вдох, прогнуться назад и выйти в позу «Кобра». Не сдвигая с места ни ступни, ни кисти, согнуться в тазовом поясе; спина, руки и ноги прямые, руки вытянуть вперёд, голова между рук. Задержать дыхание. Выдвинуть вперед одну ногу, сгибая её и опереться на противоположное колено. Сделать вдох.
4 поза: Из 3 позы приставить другую ногу, выпрямить обе ноги и поднять таз. Задержать дыхание, коснуться коленей лбом. Выпрямиться и потянуться руками вверх. Сделать вдох. Затем вернуться в исходное положение, сделать выдох.
Методические рекомендации: Упражнение следует делать медленно. Вначале допускаются небольшие перерывы, впоследствии необходимо выполнять его связано - так, будто собака или кошка потягивается, пробудившись после хорошего сна. В первый год занятий не повторять это упражнение более четырёх раз. Такого количества будет достаточно для развития гибкости суставов и мышц.
Детские ассоциации при выполнении поз в хатха-йоге.
Поза «Младенца» - мне кажется, что я потихоньку притаилась и меня никто не видит. Я отдыхаю.
Поза «Дерева» - я сильный дуб, мои корни прочно находятся в земле, а веточки тянуться к солнцу. Я росту.
Поза «Лотос» - волшебный цветок, который по ночам спит и его лепестки закрыты, а утром я просыпаюсь, и бутон распускается. Я красивый цветок.
Поза «Лук» - я защитник, могу уберечь слабых.
Поза «Змейка» - мы змейки и ползём вверх. Мне хочется прошипеть – «Ш-ш-ш…»
Поза «Качалка» - туда сюда качаюсь и спину массажирую.
Поза «Треугольник» - сильный, стройный, хочется дотянуться рукой до Светы. Но ногами приклеился к полу.
Поза «Мост» - я большой, каменный мост, по мне все могут ходить и не упадут в речку.
Поза «Танец» - просто танцую странный танец, и ещё напоминает мне цаплю, потому что она тоже стоит на одной ноге.
Поза «Ласточка» - мы летим по небу, крылышки расправив, а хвостик вытянули. Красивая птичка.
Тестирование физических способностей детей старшей группы 2005-2006 год
Своевременная и углубленная тестирование физическое подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребёнка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дают возможности определить причины отставания и опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
В начале учебного года уровень физической подготовленности ребёнка можно определить при помощи теста, который определит их физические качества.
Тест 1: Гибкость (на гимнастической скамейки, ноги вмести наклон корпуса вниз. Н – пальцы рук во время наклона не касаются пальцев ног. С – пальцы рук касаются пальцев ног. В – пальцы рук ниже уровня стоп.)
Тест 2: Выворотность (исходное положение сидя, колени врозь, стопы вместе. Н – колени близко к друг другу. С – колени не касаются пола. В – колени лежат на полу, пятки близко к ягодицам.)
Тест 3: Растяжка (шпагат. Н – колено опорной ноги находиться на полу. С – колено на полу, полушпагат. В – полный шпагат, с правой и левой ноги)
Ф.И.О. ребёнка | Начало года | Конец года | ||||
Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | |
Антонова Лена | В | В | В | В | В | В |
Валеев Дима | С | С | С | С | С | В |
Волкова Юля | С | С | С | С | С | С |
Гусев Никита | С | С | С | С | В | С |
Глебов Виталий | В | В | С | В | В | В |
Ещенко Полина | В | В | В | В | В | В |
Ермакова Маша | В | С | С | В | В | В |
Зубков Виталя | В | С | С | В | В | В |
Лемешевская Ксюша | С | С | Н | С | С | В |
Манвелян Давид | С | С | Н | С | С | С |
Меркурьев Паша | С | Н | Н | С | С | С |
Наумов Вадим | Н | С | Н | В | С | С |
Наумова Лиза | С | С | С | В | В | С |
Пахомёнок Арина | С | С | С | В | В | С |
Ткачёва Алина | С | С | С | С | С | В |
Тангян Рома | С | В | С | В | В | В |
Селезнёва Соня | Н | Н | С | В | С | В |
Самарин Паша | Н | Н | Н | С | С | В |
Хренова Соня | Н | Н | Н | С | С | В |
Итого (В): | 5 | 4 | 2 | 10 | 9 | 12 |
Итого (С): | 10 | 11 | 11 | 9 | 10 | 7 |
Итого (Н): | 4 | 4 | 6 | 0 | 0 | 0 |
Заключение
Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявляющиеся в последние годы, ставят перед системой образования новые задачи. Среди них наиболее важными стали: воспитание потребности в здоровье, формирование здоровой личности дошкольника, создание условий для гармоничного физического и психического развития детей.
На основе выше приведённых фактов и анализа литературы, нами сформулированы следующие выводы:
Постоянные, быстрые и существенные темпы роста заболеваемости, психической не уравновешенности детей привели к тому, что необходимо введение в физкультурные занятия новых форм, в том числе и методов физического воспитания.
Таким образом, мы выявили, что необходимым компонентом правильного физического развития детей дошкольного возраста является: его эмоциональное состояние, которое можно достигнуть посредством использования элементов хатха- йоги на физкультурных занятиях. Всё это ведет к гармоничному физическому и психическому развитию детей.
Организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, мы уделяем внимание постоянному росту и совершенствованию мастерства педагогов, а также родителей. Всё это формирует систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Благодаря инновации и на основе проведённой диагностики детей, виден прогресс улучшения состояния здоровья дошкольников.
На основе выше сказанного можно точно сказать:
Йога- это полноценная гимнастика, гармонично развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов, верхних дыхательных путей.
Йога благоприятно влияет на психическое и эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- М.: Мозайка- Синтез, 2006.- 112 с.
- Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: Из опыта работы / Авт.- сост.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 109 с.
- Рюшпол Е. Йога для женщин. Перевод с бол. И.В. Милюковой.- М.: Издательство Эксмо; СПб.: Сова, 2003.- 160 с.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.- 104 с.
- Харрингтон Дж. Красота йоги/ Джесин Харрингтон.- Перевод с англ. И. Блейза.- М.: ФАИР- ПРЕСС, 2002.- 320 с.
- Цаур И., Волкова Е. Школа здоровья «Спокойствие, только спокойствие» Журнал «Обруч».- 2006.- С. 41- 43.
Дидактическая игра «Повтори за мной».
Цель: Закрепление умений детей в выполнении йогических поз.
Правила игры:
Первый вариант: ведущий говорит название позы, детям нужно выполнить позу.
Второй вариант: ребёнок показывает карточку, дети должны повторить йогическую позу и сказать её название.
Третий вариант: ведущий описывает позу словесно, а дети должны назвать её и выполнить.
Методические рекомендации: ведущий обращает внимание на правильное положение спины, ног, рук.
Приложение 2: Консультация для мам – Кундалини йога (Журнал для хороших родителей «Ваш ребёнок»)
«Каждый ваш вдох - путь к более мудрому и глубокому понима нию беременности и родов, путь к здоро вому и счастливому материнству», - так говорят о Кундалини йоге учителя.
Как и другие формы йоги, Кундалини предлагает позы (асаны) и растяжки, но дыхательные упражнения и медитация используются в ней несколько иначе. На стыке двух элементов асан движении и дыхания рожда ется умение общаться со своим телом и со своим ребен ком. Этот вид йоги научит вас обращаться к внутренней силе, способной помочь вам подготовить душу и тело к родам и материнству. В представленной програм ме есть и аффирмации, которые нужно повторять во время выполнения движении. Упражнения можно делать ка ждый день в установленном порядке, ежедневно добавляя по одной позе (асане) до полного комплекса. Умение концентрироваться и сосредоточиваться на дыха нии обязательно пригодится во время родов.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
- Во время выполнения асан спокойно вдыхайте через нос. Расслабьтесь, но мысленно сконцентрируйтесь.
- Наденьте светлую просторную одежду из натуральных, дышащих тканей (идеальный вариант - хлопок).
- Пейте много воды - и перед занятием, и во время, и после него.
- В третьем триместре беременности вы полняйте движения с максимальной осто рожностью.
- Во время занятий оставайтесь расслаб ленной, избегайте перенапряжения мышц.
- Прислушивайтесь к себе. Прекратите упражнение, если почувствуете
Медитация
Сядьте ровно в удобную позу, скрестите ноги, вы прямите спину. Положите правую руку на живот, а левую руку на сердце, закройте глаза и сосредо точьтесь на дыхании. Позвольте себе подчи ниться отливам и прили вам вашего вдоха и выдо ха. Представьте своего ре бенка, который наслаж дается общением с вами. Задержитесь в асане 2-5 минут.
Аффирмация: «Каждый день мои отношения с ребенком обретают все большую глуби ну. Мы идем по этому пути вместе».
Приложение 3: Фоторепортаж физкультурного занятия, старшая группа, йога
Приложение 4: Фоторепортаж йогическая гимнастика пробуждения
[1] Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)
Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...
Выступление на педсовете" Использование игр и упражнений с элементами спорта при проведении физкультурных занятий на воздухе".
1. Значение ДА детей на свежем воздухе.2. Особенности развития ОВД у дошкольников.3. Особенности развития моторики и становления ДА детей 6-7 лет.4. Рекомендации родителям игр и упражнений, способству...
Элементы дыхательной гимнастики на физкультурном занятии в ДОУ.
В представленной статье обобщен опыт работы инструктора по физической культуре ДОУ по применению на физкультурном занятии элементов различных систем дыхательной гимнастики....
Элементы развивающей педагогики на физкультурном занятии.
Участие в методической неделе "Введение требования к ФГОС в систему дошкольного образования : требования к условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного обр...
Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкально-спортивная композиция "Карусель"....
Опыт использования элементов СА-ФИ-ДАНСЕ гимнастики на физкультурных занятиях у дошкольников
Материал может имеет практическую значимость для инструкторов по физичской культуре, воспитателей и музыкальных руководителей детского сада...
Элементы степ-аэробики на физкультурных занятиях для старших дошкольников в ДОУ.
Элементы степ-аэробики на физкультурных занятиях для старших дошкольников в ДОУ.Аннотация: Организация физкультурных занятий в ДОО с использованием нового нестандартного оборудования степ-платформ. Гл...
Комментарии
Элементы восточной гимнастики на физкультурных занятиях с дошкол