Формы реализации задач основной общеобразовательной программы
статья по физкультуре по теме
В дошкольных образовательных учреждениях задачи физического воспитания решаются в разнообразных формах связаных с разными разделами педагогической работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.m._ermolaevoy_statya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы реализации задач основной общеобразовательной программы (блок «Физическое воспитание»)
Воспитатель ДОУ «Колосок»
поселок Заволжский Калининского района Тверской области
Ермолаева Алина Михайловна
В дошкольных образовательных учреждениях задачи физического воспитания решаются в разнообразных формах: физкультурные занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные), утренняя гимнастика, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, физкультминутки, подвижные игры, прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей, физкультурные досуги и праздники.
У каждой из этих форм работы есть свое назначение и свои особенности в содержании и методике, каждой отведено место в режиме дня.
Все формы по физическому воспитанию взаимосвязаны. Например, физические упражнения, которым обучают детей на физкультурных занятиях, используются в утренней гимнастике, физкультминутках, подвижных играх и других формах работы; подвижные игры, разученные на прогулке, включаются в физкультурные занятия.
Формы физического воспитания связаны с разными разделами педагогической работы в детском саду. Так, на физкультурных занятиях используются музыка, элементы танцев, а также закрепляются знания, которые дети получают в других видах деятельности ()развитие речи, математика, рисование, ознакомление с природой и др.). Целесообразное соотношение различных форм работы в дошкольных учреждениях и семье, правильная организация и методика проведения обеспечивают полноценное решение всех задач физического воспитания.
Физкультурные занятия
Значение физкультурных занятий. Основной формой организованного обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.
В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Составляя учебный план и сетку занятий, старший воспитатель основывается на гигиенические требования к учебной нагрузке на детей и на требования госстандарта, а также на рекомендации авторов программы, которую реализует дошкольное образовательное учреждение. Существуют общепринятые нормы количества физкультурных занятий в неделю для каждой возрастной группы детей и их длительности. С детьми до 1 года организуются индивидуальные занятия ежедневно длительностью 5-10 минут. С детьми от 1 года до 1 года 6 мес. Занятия проводятся небольшими подгруппами (2-4 человека); с детьми от 1 года 6 мес. До 2 лет – по 5-7 человек 3 раза в неделю по 10-15 мин.; с детьми от 2 до 3 лет – с подгруппой по 10-12 человек длительностью 15-20 минут; с детьми от 3 до 7 лет – со всей группой одновременно (фронтальная форма) 3 раза в неделю; длительность занятия в соответствии с режимом возрастает и доводится в подготовительной к школе группе до 30 мин. Причем 1 занятие проводится на свежем воздухе (на улице).
Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.
Типы занятий. В детских садах проводятся занятия разного типа. В их классификацию могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений. По содержанию и методам проведения различают занятия смешанного, игрового и сюжетного характера.
В занятия смешанного характера включаются строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.
Занятие игрового характера отличается тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.
Занятия в сюжетной форме (в форме «двигательного рассказа») проводятся для повышения интереса к движениями при закреплении навыков. Подбираются упражнения в соответствии с поставленными задачами и включаются в сюжет («Поездка в лес», «Полет в космос» и др).
Если в основу классификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точки зрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы:
- Занятия смешанного типа, на которых разучиваются новые упражнения и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
- Занятия, целиком построенные на знакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательных навыков.
- Занятия контрольного и диагностического характера, на котоых проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры.
Выбор типа занятия зависит от стоящих перед воспитателем задач, от времени года и других условий.
Утренняя гимнастика.
Значение утренней гимнастики. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после дневного сна.
Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задави физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Подбор упражнений для утренней гимнастики. Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.
Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Он подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук, плечевого пояса, туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы).
Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).
Составление комплексов утренней гимнастики. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.
При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.
Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать интерес у детей к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений: изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.
На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10-12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение. Определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями
В детском саду проводятся специальные закаливающие процедуры: водные, воздушные и солнечные ванны. Эффективность их влияния на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями. Во время выполнения физических упражнений усиливается приток крови к мышцам и коже, вследствие чего сосуды расширяются. Прохладная вода, воздух вызывают сужение сосудов. Поэтому перед водными процедурами необходимо выполнить физические упражнения для расширения сосудов. После водных процедур следует снова расширить сосуды энергичным растиранием полотенцем, массажем и физическими упражнениями. Такое поочередное сужение и расширение сосудов принято называть гимнастикой сосудов. В этом заключается механизм закаливания.
Физические упражнения во время воздушных ванн улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. Для воздушных ванн подбирают хорошо освоенные упражнения, которые все дети могут выполнять одновременно (ходьба с различными движениями рук; ходьба в различном темпе в чередовании с бегом; общеразвивающие упражнения; прыжки на одной, двух ногах на месте с продвижением в разных направлениях; подвижные игры).
Солнечные ванны в сочетании с физическими упражнениями особенно благоприятно влияют на организм. Чтобы дети не перегревались, упражнения подбирают умеренной интенсивности (игры с мячом, игры в городки, бадминтон и др.).
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях продуктивной деятельностью у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными и рассеянными.
С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике, развитию речи учебный материал сочетается с движениями (например, детям предлагается похлопать столько раз, сколько они увидят предметов и т.д.).
Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные упражнения.
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятий, особенностей возраста и физической подготовленности детей. В конце физкультминутки проводится ходьба в медленном темпе, приводящая организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.
Упражнения подбираются хорошо знакомые детям и повторяются для детей средней группы – 3-4 раза, для старшего возраста – 5-6 раз.
Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.
Физические упражнения проводятся и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха. Для этого подбираются хорошо знакомые детям общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, попадание в цель, набрасывание колец и др малоподвижные игры. Порядок выполнения общеразвивающих упражнений такой же, как на утренней гимнастике: вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, потом – для мышц туловища и ног. После этого дается бег в чередовании с ходьбой. Упражнения выполняются 5-6 мин. под руководством воспитателя или самостоятельно. Но и в последнем случае воспитатель может подсказывать детям, какими упражнениями целесообразнее им заниматься.
Подвижные игры
Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной и вечерней прогулках. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие подгруппы утром, в перерывах между занятиями, на прогулках.
В начале учебного года с детьми проводятся игры, разученные в предыдущей возрастной группе или с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями. На выбор игр влияет время года. Необходимо учитывать уровень физической подготовленности детей, наличие естественных условий и оборудования (оборудование для спрыгивания, канавки для перепрыгивания и др.).
Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего года и в определенной последовательности, варьируя их в соответствии с поставленными задачами: усложняя движения и правила игры, проводить ее в различных условиях (помещение, участок, поляна и т.д.).
При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, при проведении подвижной игры «Ловишки» ставятся следующие задачи:
- при первом проведении игры воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры;
- проводя игру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты;
- при третьем повторении может быть выдвинута новая задача – развивать у детей преимущественно ловкость.
При поборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.
Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям (с мячом, обручем, кольцеброс, классы). Дети объединяются в небольшие подгруппы и играют самостоятельно.
В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой, полезны игры средней и малой подвижности.
Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки.
После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или в конце прогулки.
На вечерней прогулке организуются игры большой и средней подвижности.
Важно планировать игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводятся примерно 10-15 новых подвижных игр. На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Это позволяет обеспечить разностороннее развитие детей.
Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада
Прогулки за пределы участка детского сада проводятся после занятий в утреннее время. Способы передвижения могут быть различными: пешком, на лыжах.
Основное назначение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях (лес, поле, берег реки), приучение ориентироваться на местности. В той или иной степени решаются и все другие задачи физического воспитания.
Воспитатель планирует и проводит подготовку к прогулке и экскурсии заранее: выбирается день для проведения мероприятия, определяются продолжительность прогулки, задачи, которые будут решаться; воспитатель выбирает способ передвижения, намечает маршрут, его дальность, места для отдыха, подбирает физические упражнения, учитывает естественные препятствия.
При подготовке к прогулке и экскурсии за пределы участка детского сада учитывается уровень физической подготовленности детей.
На прогулке используются знакомые детям физические упражнения, игры-забавы.
Продолжительность пеших прогулок увеличивается с возрастом детей: от 20 мин. до 1,5 – 2 часов. К 7 годам дети становятся более выносливыми и могут с перерывами для отдыха пройти 4-5 км. Перерыв для отдыха назначается через 15-20 мин. пути.
Индивидуальная работа с детьми и занятия с подгруппами
Индивидуальная работа и занятия с подгруппами направлены на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей, исправление дефектов в осанке и стопе. Эта работа проводится в течение дня в свободное от занятий время.
Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах на общих дидактических принципах, с применением тех же методов и приемов обучения. Содержание и длительность занятий определяется в зависимости от возраста и подготовленности детей.
Индивидуальные занятия проводятся по тем видам движений, которые требуют страховки (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по бревну и др.) или не оказывают большого физиологического влияния на организм (упражнения с мячом, метание в цель и др.).
С подгруппами (8-10 человек) проводятся упражнения, требующие особых условий (ямы с песком, большого пространства) и индивидуальной страховки (прыжок в длину и высоту с разбега и др.).
Чтобы подготовить организм детей к выполнению избранного вида движения, в начале занятия даются ходьба в чередовании с бегом, общеразвивающие упражнения для основных групп мышц, подготовительные упражнения для данного вида движения. После этого дети выполняют основные движения, например прыжки в длину с разбега. Заканчивается занятие ходьбой. Длительность занятия с подгруппой 10-15 минут.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или объединяясь небольшими подгруппами.
Самостоятельными занятиями надо руководить, но не стесняя инициативы детей. Воспитатель помогает выбрать упражнение, рекомендует, как его выполнить. Он приучает оценивать качество своих движений и движений сверстников, развивает умение заниматься вместе с другими детьми.
Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования (в помещении и на площадке) и такое его размещение, чтобы оно побуждало детей к движению.
Физкультурные досуги
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.
Досуги проводятся 1-2 раза в месяц длительностью 15-25 минут в средней группе, 25-35 минут в группах старшего дошкольного овзраста.
Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке и др. В развлечения могут включаться игры-аттракционы, игры -–эстафеты, дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения.
Физкультурные праздники
В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники, содержанием которых являются одни упражнения.
Физкультурный праздник начинается торжественным входом в помещение или выходом на площадку. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения (с предметами и без них), основные движения, участвуют в подвижных играх, играх-эстафетах, спортивных играх, сюрпризных моментах. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.
В празднике могут участвовать дети одной или нескольких одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы они не переутомлялись, нужно дозировать упражнения и танцы (с учетом особенностей каждого возраста) и не превышать установленные нормы длительности праздника (не более 50 мин.).
Литература
- Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 1978.
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
- Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М., 1978.
- Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1981.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Подвижные игры для малышей. М., 1965.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1978.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. М., 1983.
- Спирина В.П. Закаливание детей. М., 1978.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации задач основной общеобразовательной программы
Формы физического воспитания связаны с разными разделами педагогической работы в детском садуЦелесообразное соотношение различных форм работы в дошкольных учреждениях и семье, правильная организация и...
Формы реализации задач основной общеобразовательной программы
В дошкольных образовательных учреждениях задачи физического воспитания решаются в разнообразных формах связаных с разными разделами педагогической работы в детском саду....
План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с детьми седьмого года жизни подготовительной группы.
Сентябрь 02.09.2013 – 27.09.2013...
Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...
Статья "Совершенствование взаимодействия воспитателей группы и семьи, с целью эффективного решения образовательных задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
педагогическое просвещение...
Мини-музей группы как форма реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
При разработке адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, возникал вопрос о выборе таких вариативных форм реализации программы, чтобы они соответствова...
Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями р
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...
Комментарии
Формы реализации задач основной общеобразовательной программы
спасибо