РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
учебно-методическое пособие

Добрый день. Хочу предложить вашему вниманию свою курсовую работу. Надеюсь, кому-нибудь пригодится данный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Жирновский педагогический колледж»

РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

Курсовая работа

Направление подготовки «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей / специальность 050144 «Дошкольное образование»

Выполнила: студентка гр. 312 Д

3 курса

заочного отделения

Кручинина С.А.

Научный руководитель:

Нуриджанова Е.Л.

Содержание

Введение        3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста        6

1.1. Характеристика детей дошкольного возраста        6

1.2. Особенности психического развития дошкольников        11

1.3. Понятие мышления и особенности мыслительных процессов…………..17

1.4. Развитие объемно-пространственного мышления в детском возрасте        21

Глава 2.  Конструирование в дошкольных образовательных учреждениях как фактор развития пространственных представлений  дошкольников………...25

2.1. Цели и задачи конструирования в детских садах…………………………25

2.2. Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников……………………………………………………....30

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………...39

Приложение……………………………………………………………………...42


Введение

Актуальность исследования. В период дошкольного возраста закладываются многие основополагающие характеристики личности. Во времена Песталоцци, Коменского и Руссо отмечалась неодинаковость развития ребенка в разные периоды его жизни: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, истеричным.

Дошкольный кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе. Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Таким образом тема работа – «Развитие объёмно-пространственного мышления у дошкольников на занятиях по конструированию» является актуальной.  

Предметом работы - развитие объёмно-пространственного мышления у дошкольников на занятиях по конструированию.

Объектом работы является объёмно-пространственное мышление дошкольников.

Цель работы: изучить развитие объёмно-пространственного мышления у дошкольников на занятиях по конструированию.

Задачи исследования:

  • исследовать психолого-педагогические особенности дошкольного возраста;
  • рассмотреть объемно-пространственное мышление в дошкольном возрасте;
  • проанализировать цели и задачи конструирования в детском саду;
  • изучить роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников.

Методы исследования: теоретические методы исследования: научный анализ и синтез теоретических источников по исследуемой проблеме.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, анализе, обобщении и систематизации теоретической информации по вопросам развития объёмно-пространственного мышления у дошкольников на занятиях по конструированию.

Практическая значимость исследования заключается в овладении умением планировать, проводить обработку и оформление результатов научного исследования: в получении научных данных о возможностях  развития объёмно-пространственного мышления у дошкольников на занятиях по конструированию в условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста

1.1. Характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых[1].

Дети дошкольного возраста  - это дети от 3 до 6–7 лет. В психологии дошкольный возраст делится на несколько периодов:

  • младший  – 3-4 года;
  • средний  – 4-5 лет;
  • старший  – 5-7 лет.

На протяжении всех этапов детский организм активно растет и развивается. К семи годам ребенок вырастает примерно на 20-25 см, увеличивается масса тела и объем мозга.

В этом возрасте совершенствуется нервная система, а также процессы высшей нервной деятельности. Гармоничное развитие физиологических и психических процессов очень важно для последующего формирования личности и приобретения навыков новых видов деятельности. Для всех детей дошкольного возраста характерен высокий уровень познавательной активности. А увеличение объема мозга способствует развитию таких высших мыслительных процессов, как:

  • восприятие и анализ окружающего мира;
  • наглядное мышление;
  • логическое мышление;
  • произвольное внимание;
  • смысловая память[2].

Внимание и память ребенка в начале дошкольного возраста являются в основном ситуативными и непосредственными. По мере овладения ребенком своим поведением они становятся все более избирательными. Например, старший дошкольник во время игры в казаки-разбойники обращает внимание на едва различимые стрелки, поскольку они важны для игры. Он может запомнить длинный перечень «покупок» при игре в магазин, тогда как трехлетний малыш запоминает то, что чаще видел или слышал, а отнюдь не то, что «захотел» запомнить.

Речь начинает отыгрывать ключевую роль в процессе познавания окружающего мира. Посредством общения ребенок учится основам различных видов деятельности. Чтобы успешно выполнять различные действия, ребенку достаточно словесной инструкции и объяснений, если у него уже имеются четкие наглядные примеры.

Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития образного мышления и способности усваивать информацию на наглядных примерах можно оценивать текущие познавательные возможности ребенка и его готовность к более сложным, логическим формам мышления.

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:

  • игры: развитие моторики, мыслительных процессов, обучение;
  • изобразительная деятельность: рисунки, поделки, фигурки из пластилина и другие предметы, сделанные ребенком, которые являются результатом его первой продуктивной деятельности.

Трудовая деятельность активизирует у дошкольников процесс развития личности и силы воли. На данном жизненном этапе дети получают первые представления о нравственности и нормах поведения в социальной группе. Примерами для подражания становятся родители и другие взрослые. К концу дошкольного возраста ребенок должен быть полностью готов к школьному обучению. Научить ребенка быть самостоятельным помогут различные развивающие игры и посильный труд[3].

Помогая родителям в выполнении бытовых задач, дети углубляют свои знания и навыки, а также приобретают новые умения, которые понадобятся им на этапе школьного обучения. Особенностью дошкольного возраста является постоянное стремление к освоению новых видов деятельности. Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, подражание взрослым. В игре, прежде всего, ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, он учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются его нравственные оценки (появляются понятия «хорошо», «плохо»), формируются новые потребности, осваиваются новые виды творческой деятельности (рисование, лепка из пластилина). Дети в игровой форме имитируют жизнь взрослых.

Многие дети в этом возрасте посещают детский сад, тем самым получают первые опыты социального взаимодействия. В этом возрасте ребёнок начинает более полно воспринимать окружающий мир. Основным объектом его наблюдений являются родители.

У детей дошкольного возраста развивается память, но она пока ещё носит непроизвольный характер. Всё, что вызывает у ребёнка эмоциональный всплеск, он запоминает.

По достижении трехлетнего возраста ребенок начинает активно взаимодействовать со взрослыми. Он может выполнять простые задачи по обслуживанию собственного быта и стремится реализовать эту долю самостоятельности. Удовлетворение данной потребности необходимо для легкого перехода ребенка из раннего возраста в дошкольный и начала формирования характера личности.

Развитие детей дошкольного возраста должно проходить в рамках сюжетно-ролевой игры. Эта стратегия носит название концепции ведущей деятельности. Ее суть заключается в прививании ребенку способностей к различным формам трудовой деятельности. Благодаря игровому обучению дети получают базовые навыки моделирования различных предметов, рисования, лепки и др. Неотъемлемой частью развития сознания в этот период является составление определенной иерархии мотивов и желаний, среди которых четко выделяются более и менее значимые[4].

Составляя характеристику дошкольного возраста, следует отметить, что импульсивное и ситуативное поведение у детей постепенно заменяется личностным, которое провоцируется полученными представлениями и образами. Деятельность ребенка направляется на достижение определенного результата, что особенно четко проявляется в таких родах деятельности, как рисование, конструирование и др. Со временем дети переходят от подражания существующим образцам к воплощению собственных проектов, созданных их воображением.

Средний дошкольный возраст является периодом максимальной активизации воображения и способностей к творческим формам деятельности. Психологическая особенность детей дошкольного возраста – преимущественно образное и наглядно-действенное мышление. Однако в этом периоде происходит также закладывание основ логического мышления, смысловой памяти и координации функций психики. 4-5 лет – это своеобразный пик в эмоциональном развитии ребенка.

К концу дошкольного периода ребенок полностью осознает, что он способен управлять собственным поведением. Это новая ступень самосознания, которая позволяет перейти к усвоению действующих в обществе прав поведения и норм нравственности. Действиями ребенка начинают руководить не только его желания, но требования окружающих. Трудности с поведением у дошкольников связаны с повышенной эмоциональностью. Эффективным средством для решения данной проблемы является общение с другими детьми. На данном этапе развития сверстники являются для ребенка более интересными партнерами для совместной деятельности, чем взрослые[5].

Воспитание детей дошкольного возраста – одно ключевых направлений в педагогике. Обучение дошкольников имеет определенную специфику:

  • Усвоение новых знаний и навыков происходит в игровой форме или с помощью других методов предметной деятельности.
  • Развитие психических функций, воображения и мыслительных процессов осуществляется в процессе рисования, конструирования, лепки, моделирования аппликаций и т.д.
  • Характерной особенностью всех творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать друг друга, что позволяет выбрать наиболее интересный для ребенка род деятельности.

Основной задачей в старшем дошкольном возрасте становится подготовка к школе.  В процессе формирования навыков учебной деятельности совершенствуются такие способности, как выполнение заданий по образцу, ориентация на определенный метод действий, выработка мелкой моторики руки и т.д. Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.

1.2. Особенности психического развития дошкольников

Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка[6].

Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.

У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.

Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:

  • полученный опыт коммуникации со взрослыми;
  • полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
  • личностный опыт;
  • уровень умственного развития.

В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является[7]:

  • предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
  • формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
  • моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
  • развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.

Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.

Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.

Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста - словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки[8].

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества - это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.

Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.

Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.

Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

В 6 - 7-летнем возрасте происходит развитие памяти, которая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием школьного обучения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения[9].

Дети старшего дошкольного возраста осваивают семиотическую функцию (способность к образованию понятий, замене конкретного предмета его символом и т. д.), что, по мнению Н.Г. Салминой, жизненно необходимо для дальнейшего школьного обучения. Ступень развития этой функции характеризует уровень интеллектуального развития ребенка.
Важной характеристикой 7-летнего ребенка является креативность. Ребенок способен создать новый рисунок, конструкцию, образ, которые отличаются оригинальностью, вариативностью и гибкостью. Детям этого возраста присущи познавательный интерес, любопытство.

По мнению Кураева Г.А., в старшем дошкольном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-летнего возраста, и развитие этих образов связано, с началом обучения в школе.

Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка.

1. 3. Понятие мышления и особенности мыслительных процессов

Мышление – это опосредованное, опосредствованное и обобщенное познание реальности (опосредованное – то, что осуществляется при наличии среды; опосредствованное – осуществляется при наличии средства). Посредниками при мышлении оказываются образы, понятия, слова и т.д. Мышление неразрывно связано с деятельностью, и конечным критерием его истинности является практика.

Психологическая сущность и природа мышления изучалась многими крупнейшими зарубежными (А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел и др.) и отечественными исследователями (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др.).

Каждый учёный понятие мышления определяет по-своему. А.Н. Леонтьев, например, определяет мышление как высшую ступень познания.

Согласно П.Я. Гальперину, мышление – это процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач[10].

А.В. Петровский под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности[11].

По мнению С.Л. Рубинштейна, мышление выступает  как деятельность. Он пишет, что мышление как реальный психологический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального. Им представлена модель мышления с четырьмя фазами или этапами: осознанная постановка проблемы; разрешение проблемы в форме гипотезы; критическая проверка гипотетического решения; формирование решения в виде суждения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, исходным в мышлении является акт соотнесения условий и требований задач, требующих особых интеллектуальных усилий[12].

Согласно Дж. Дьюи, процессуальная динамика полного акта мышления включает пять ступеней: чувство затруднения; определение проблемного затруднения; представление о возможном решении; аналитическое развитие гипотезы; эмпирическое обоснование результата.

По мнению Ж.Пиаже, мышление – это очень сложный процесс, включающий несколько важных видов психической деятельности.

Любое мышление осуществляется посредством мыслительных операций. Ученые Н.В. Бордовская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Г. Маклаков, Ж. Пиаже, А.А. Реан, С.И. Розум, С.Л. Рубинштейн и другие к мыслительным операциям относят: анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизацию, абстракцию и конкретизацию.

Рассмотрим каждый из этих процессов отдельно.

Сущность анализа состоит в расчленении познаваемых предметов и явлений на составные части, элементы. Анализ как мыслительная операция может сопровождаться и фактическим расчленением познаваемого предмета и явления (например, при изучении какого-либо механизма).

Синтез – это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых при анализе существенных связей. Синтез дает человеку более широкое и глубокое знание, чем то, которым он обладал до синтеза. Анализ и синтез – противоположные мыслительные операции, выступающие в единстве. Физиологической основой анализа и синтеза являются процессы образования новых и торможение неактуальных, условно-рефлекторных связей в первой и во второй сигнальных системах, их дифференциация.

Анализ и синтез человека опираются на такие его мыслительные действия, как сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация.

Сравнение – это сопоставление вещей, явлений, их свойств и выявление сходства и различий между ними. Благодаря сравнению, человек более полно познает окружающий мир.

Абстракция есть мысленное отвлечение от несущественных признаков и свойств изучаемого явления и выделение в нем существенного, главного для анализа и синтеза.

Обобщение характеризуется тем, что человек выделяет нечто общее, присущее всем отражаемым предметам и явлениям. На основе выделения общих признаков производится классификация, т.е. отнесение отдельного предмета или явления к определенной группе явлений и предметов.

Следовательно, классификация – это подведение частного под общее по наиболее существенным признакам.

Конкретизация – это операция, при которой движение мысли идет от общего к частному, при этом предмет или явление характеризуются со всех сторон. Выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Понятия могут быть научные и ненаучные (ошибочные, ложные, житейские). Овладение научными понятиями – одно из важных условий формирования правильного мировоззрения.

Одной из основных форм мышления является суждение, которое является итогом мысли: утверждением или отрицанием чего-то. С помощью суждения отражаются связи и отношения, существующие между предметами или между свойствами предметов. Акт мыслительной деятельности, в результате которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением.

Новые суждения могут выводиться на основе индукции или дедукции. При индукции процесс мышления идет от единичных фактов и посылок к общему выводу, а при дедукции – в обратном порядке: от общего к частному.

Умозаключение может осуществляться путем аналогии, когда вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений.
Когда говорят о мыслительных операциях, формах и методах мышления, то следует различать логику и психологию мышления.

Опосредствованность мышления проявляется в том, что с его помощью человек выходит за пределы чувственного познания и непосредственного опыта и познает объекты, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Таким образом, мышление является обобщенным отражением действительности, оно содержит в себе данные познания многих людей и личного опыта того, кто мыслит; оно связано с выделением в познаваемых явлениях и предметах общих свойств и отношений. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

1.4.  Развитие объемно-пространственного мышления в детском возрасте

Мышление как целенаправленное отражение действительности активизируется в тех случаях, когда перед человеком возникают проблемные ситуации (задачи или вопросы), ответы на которые нельзя дать путем воспроизведения того, что человеку уже известно. В поисках ответов человек прибегает к новым действиям с объектами действительности, в ходе которых раскрываются существенные связи и отношения, непосредственно не воспринимаемые[13].

Возникновение под влиянием соответствующих потребностей и мотивов проблемной ситуации (задачи, вопроса) является первой фазой процесса мышления. Вслед за этим человек формирует гипотетический (предположительный) ответ. Затем он проверяет гипотезу путем сбора нужного материала. Подтверждением гипотезы завершается цикл в общем процессе мышления. Если же гипотеза оказалась неверной, то выдвигается и проверяется новая гипотеза. И так до тех пор, пока не будет найден окончательный ответ на задачу или не найдет разрешения проблемная ситуация[14].

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.

Пространственное мышление является специфическим видом умственной деятельности, который имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве[15].

Термин «пространственное мышление» определяется психологами и методистами по-разному, но все они сводят пространственное мышление  к мышлению образами.

Каплунович И.Я. определяет пространственное мышление как процесс оперирования пространственными образами при решении задач на основе имеющихся представлений[16].

Столетнев В.С. определяет пространственное мышление через его функции, основными из которых являются мыслительные операции над образами по преобразованию формы, величины и пространственных соотношений между элементами объектов геометрического пространства[17].

Шардаков М.Н. определяет главным свойством пространственного мышления осмысленное восприятие пространственных отношений, необходимых для усвоения учебного материала по математике, географии и другим предметам[18].

Якиманская И.С. считает, что пространственное мышление обладает всеми характерными особенностями образного мышления, но имеет свои специфические черты, что связано с содержанием самих образов, условиями их создания и оперирования ими. Основной оперативной единицей пространственного мышления являются пространственные образы, в которых отражаются не все свойства, признаки предметного мира, а лишь пространственные свойства и отношения[19].

По мнению И.С. Якиманской и других педагогов и психологов, пространственное мышление формируется на графической основе, поэтому ведущими образами для него являются зрительные образы. Переход от одних зрительных образов, отражающих пространственные свойства и отношения, к другим постоянно наблюдается в решении тех задач, где используются разнотипные графические изображения. На их основе возникают не только отдельные образы, адекватные каждому изображению, но и их целостная система. Умение мыслить в системе этих образов и характеризует пространственное мышление.

Деятельность пространственного мышления направлена в основном не столько на создание, сколько на оперирование пространственными образами, созданными на различной графической основе. Это обеспечивается применением специальных приѐмов представливания. Пространственные представливания являются канвой, на которой разворачиваются логические процессы. Пространственное мышление, оперируя образом, нуждается в выражении, интерпретации образных преобразований. Таким средством выражения является слово. В пространственном мышлении само движение мысли, поиск и нахождение решения задачи осуществляется в виде чередования образов, их преобразования, получения новых. Работа над образами скрыта от наблюдателя. Еѐ трудно объективизировать. Поэтому основной путь при изучении этого процесса – словесный или графический самоотчѐт.

В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами - слуховыми, зрительными и двигательными;

Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;

До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;

Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Каждый из этих этапов, помимо первого, получает свое развитие в деятельности игровой и учебной, поэтому родителям и учителям важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.


Глава  2.  Конструирование в дошкольных образовательных учреждениях как фактор развития пространственных представлений  дошкольников

2.1. Цели и задачи конструирования в детских садах

Конструирование (от латинского construere - строю, создаю)  - творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры. Сущность конструирования заключается в намеренном объединении различных элементов или преобразовании материалов на основе проектов (схем, моделей) с целью получения различного рода целостностей - предметов, сооружений[20]

Конструирование - это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера... Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в  целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок своевременно получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.

Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями[21].

Деятельность - исходное философское понятие, определяющее специфику, сущность, закономерности общественно-исторического бытия людей: «В отличие от законов природы, законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. Такова специфика деятельности, способ ее бытия».

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к жизни, содержание которой составляет познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры. Суть деятельности - в творении человеческого мира, в построении отношений с этим миром и созидании человеком самого себя: это и составляет сущность культуры. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет человеку выйти за рамки любой ситуации, преодолеть эту ситуацию и встать над ней, создав нечто новое и включив его в широкий контекст культурно-исторического бытия. В полной мере это относится к конструированию, которое занимает особое место в «ансамбле» (термин В.Т. Кудрявцева) видов деятельности человека на всех этапах его жизни, начиная с раннего детства.

Конструирование как познавательная деятельность. Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. Это взаимодействие развивается постепенно. Изначально действительность дается человеку в его конкретной деятельности, имеющей чувственный характер. Ощущения вызывают эмоциональную реакцию, волнение, приводящие к переживанию или ответному действию. Предельная зависимость человека от окружающего мира «снимается» — формируется способность конструирования образов восприятия как представлений, знаков, образов, символов; в результате появляется возможность изменения предметного мира, его переустройства «по себе», «под себя».

Конструирование традиционно рассматривается как познавательная деятельность человека (в т.ч. ребенка раннего и дошкольного возраста). Среди видов познавательной деятельности можно выделить обыденно-практическую, научную и эстетическую, связанную с попыткой осмысления окружающего мира с помощью эстетических категорий. В дошкольном возрасте эти виды имеют свою специфику и проявляются в таких формах, как наблюдение, сравнение, обследование, моделирование, размышление (элементарное философствование) и др. В ансамбле видов детской познавательной деятельности следует отметить поисково-исследовательскую и экспериментирование, значимые для развития конструирования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В разных видах и формах познавательной деятельности ребенок осваивает рационально-логический способ познания мира, при этом предметом познания является окружающий мир (реальность), универсальным инструментом выступает понятие (представление, информация, знание), а прогнозируемым результатом - естественно-научная картина мира (миропонимание).

Конструирование как художественно-эстетическая деятельность. Конструирование - специфическая активность, в процессе которой человек осваивает и развивает культуру, обретает «господство» над материалами, овладевает различными орудиями, создает социально значимый оригинальный продукт (предмет, изделие, сооружение), реализует и познает свое «Я», выражая тем самым эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к самому себе. Своим целеполагательным, созидательным и преобразующим характером конструирование сходно с художественно-эстетической деятельностью в разнообразии ее видов — архитектурой, дизайном, изобразительным и декоративно-прикладным искусством. В разных видах доступной художественно-эстетической деятельности (лепка, аппликация, рисование, литература, театр, музыка) ребенок осваивает эмоционально-образный способ познания мира, при этом предметом познания является эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, универсальным инструментом выступает художественный образ, а прогнозируемым результатом — эстетическая картина мира (мироотношение)[22].

Картина мира - это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры.

В сознании каждого человека картина (образ, модель) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

Конструирование как социально-коммуникативная деятельность. Эмоционально-ценностное отношение «роднит» конструирование не только с художественно-эстетической, но и социально-коммуникативной деятельностью в разнообразии ее видов и, прежде всего — общением, игрой, трудом.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), побуждаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Важно заметить, что любая деятельность невозможна вне общения, поэтому конструирование также включает в свою структуру коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста; потребность растущего человека (его психики, интеллекта, тела). Игра - специфический, чисто детский мир детской жизни. Результат (продукт) игровой деятельности - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества; познается и формируется социальный опыт взаимоотношений людей; приобретается опыт разрешения конфликтов. Игра - важнейшая социокультурная практика саморазвития; путь «открытия» ребенком себя в общении с другими детьми, в широком социуме, человечестве; способ освоение культуры прошлого и настоящего, создание культуры будущего[23].

В процессе конструирования ребенок свободно проявляет себя в увлекательной творческой деятельности, вступает в общение с другими детьми и взрослыми, максимально реализует свои способности и сам себя творит. Это сближает конструирование с игрой, позволяя выявить общие и отличительные признаки. Помимо этого, конструирование различных построек обычно сопровождается сюжетно-ролевой, режиссерской или театрализованной игрой. Зачастую игра вызывает у детей потребность что-то сконструировать из строительного или бытового материала (стул, диванчик, домик, дорогу, тоннель, мост, машину, корабль, элементы костюма, еду).

Труд - это целенаправленная практическая деятельность, выполняемая человеком для достижения результата (продукта) и связанная с преобразованием природных ресурсов в материальные, интеллектуальные или духовные блага. Трудовая деятельность - важное условие существования человека, его развития и благосостояния общества в целом. Труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью создания какого-либо продукта, не считая удовлетворения и радости, которые человек испытывает от процесса и продукта трудовой деятельности. Конструирование - целенаправленная созидательная деятельность человека, связанная с получением материального продукта и сопровождаемая яркими эмоциями. По этим критериям конструирование имеет несомненное сходство с трудовой деятельностью.

2.2. Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников

Занятия конструированием широко практикуются в детских садах и способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию малышей[24]. В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей:

1. Конструирование по образцу (или по предмету);

2. Конструирование по модели;

3. Конструирование по заданным условиям; проектирование.

Конструирование по образцу. Дети вместе с педагогом анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приёмы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия.

1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);

2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3) установление пространственного расположения частей;

4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5) установление пространственного расположения деталей.

Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Модель, как и образец, является для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленного анализа[25].

Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этот вид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься им в более старшем возрасте, вместе со взрослыми.

Конструирование может быть из разных материалов, в том числе и из природных: желуди, шишки, листья, цветы и т.д. Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Следует учитывать возрастные психологические особенности детей при выборе тех или иных типов конструирования, а также наличие доступных материалов в детском саду.

Для малыша занятие конструированием в детском саду – это не просто выполнение поставленной задачи, а интересная и увлекательная игра. Ведь ребенку хочется построить домик или башню из кубиков не просто так. А для того, чтобы там жила любимая куколка или лисенок.

Если правильно подойти к знакомству и обучению ребенка, основным принципам конструкторской работы, – малыш получит много пользы. Дети готовы часами сидеть за изготовлением забавных поделок и игрушек.

Творческое конструирование в детском саду научит создавать красивые поделки, поможет ребенку приобрести необходимые навыки. Кроме того, малыш ощутит себя маленьким творцом, который будет верить в себя и свои силы[26].

Детское конструирование отражает окружающий мир ребенка. Поделки и постройки, сделанные им в процессе этой деятельности, как правило, имеют практический характер: для использования в игре, для украшения или в качестве подарка. 

В зависимости от возраста детей используются разные формы конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. 

Каждый из видов конструирования – это новая ступень в овладении мастерством. Научившись копировать изделия, которые показывает педагог, ребенок уже готов к самостоятельному построению объекта по заданным условиям. 

Следующий этап – это конструирование по заданной теме. Конструирование по собственному замыслу это сложная деятельность, которая требует от ребенка умения выбрать тематику конструкции, определить условия, которым она должна соответствовать, и найти способы ее создания. 

Так в процессе занятий происходит переориентировка сознания ребенка с конечного результата, на способы выполнения. Дети начинают понимать, что не только результат важен в ходе выполнения задания, но и сам процесс, который способствует приобретению новых навыков, умений и знаний. 

Деятельность по конструированию и моделированию дает широкие возможности для умственного, трудового и эстетически-нравственного воспитания ребенка. При регулярных и систематических занятиях в группе происходит: 

  • развитие образного и логического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие гибкости мышления;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование навыка постановки цели и умения ее добиваться;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • развитие трудолюбия, самостоятельности;
  • развитие самоорганизованности и аккуратности;
  • формирования навыков командной работы.

Самый эффективный вид обучения дошкольников - это игровая деятельность. Поэтому на занятиях педагог создает игровые ситуации, в которые вовлекает детей. Чтобы сделать процесс конструирования осмысленным и целенаправленным, используются разнообразные фигурки людей, животных, игрушечный транспорт и пр. Ведь детям гораздо интереснее стоить домик для мишки, дорогу для машины и мост для человечка. 

В процессе игры дети работают с различными материалами: разные виды бумаги, природный материал, строительный материал (конструкторы). Каждый из материалов уникален и требует от детей развития разных навыков и умений. 

Для каждой конкретной постройки детям дается избыточное количество материала, что учит их отбору только необходимых деталей. Это способствует навыкам внимательно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, обобщать и классифицировать[27]

В процессе конструирования и моделирования дети обогащают свой лексический запас, знакомясь с понятиями геометрических фигур (цилиндр, пирамида, кирпичик и пр.), закрепляют свои знания о форме и цвете. 

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их  и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность[28].

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, горажи, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.

С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, - высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.

Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности[29].

 По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.    Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению.   Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.


Заключение

Сегодня социальный заказ диктует современную стратегию развития образования – формирование духовно богатой, образованной и творческой личности. Особое значение в формировании творчества дошкольников имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и конструирование. В детском конструировании создаются условия для развития логического мышления, воображения, речи, творческих способностей, возникновения ярких эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности средством развития творчества у дошкольников.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж.Пиаже. Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Конструирование - это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования – одна из самых актуальных задач педагогической теории и практики. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства являются огромные возможности детской конструктивной деятельности в формировании пространственного образного мышления. Конструирование вызывает у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, обеспечивает положительное состояние.

В процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, взаимовыручка, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.).  Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к школьному обучению.


Список литературы

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.  
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с.  
  4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.
  5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. - 400 с.
  6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.
  8. Зимняя  И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 384 с.
  9. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197–203.
  10. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. - 100 с.
  11. Каплунович И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. – 1978. – № 3. – С. 75-84.
  12. Кузнецов А. П. Пространственное мышление – основа развития пространственных представлений у студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №23 С.157-161.
  13. Куликова, Т. А. Ребенок и взрослые в едином образовательном пространстве/ Куликова Т. А.// Ребенок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. - М.: МГПУ,2011.- С.148–153
  14. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 240 с.
  15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  16. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
  17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. -  М.: Гардарики, 2006. - 216 с.
  18. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Традиция, 2004. - 559 с.
  19. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Академия. – С. 215
  20. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  21. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Пер.с англ.и фр. / Пиаже Жан. - СПб.: Питер, 2011. – С. 56
  22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 184 с.
  23. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - - СПб.: 2008 - 720 с.
  25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 464 с.
  26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
  27. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – 178 с.
  28. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3–4. - С. 30–34.
  29. Столетнев В.С. Оперирование пространственными образами при решении задач // Новые исследования психологии. – 1979. – № 1. – С. 41-45
  30. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для  педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
  31. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
  32. Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. – М.: Учпедгиз, 1955. – 263 с.
  33. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

Приложение

Конструирование старшая группа

Тема

1

«Цветочная полянка»

Формировать представление об осенних цветах. Учить изготавливать композицию из лепестков живых цветов и листьев, стеблей , травы. Учить чередовать по цвету. Развивать конструктивные способности. Воспитывать эстетический вкус.

2

«Мебель для куклы»

Учить подбирать детали для изготовления мебели. Закрепить название деталей. Уметь делать постройку не похожую на постройку других детей. Воспитывать доброжелательность при обыгрывании построек.

3

«Корзинка для фруктов»

Учить детей складывать квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратов, делать четкие сгибы, надрезать по линии сгиба, делать объемный предмет. Развивать глазомер, самостоятельность.

4

«Игрушки-зверюшки» (оригами)

Научить детей сгибать бумагу в разных направлениях, показать основные приемы работы с квадратом-основой. Воспитывать уверенность и инициативность.

5

«Мебель в моей комнате» (из спичечных коробков)

Учить детей выполнять поделку из бросового материала. Развивать конструктивные способности, воплощать их в реальные предметы. Развивать творчество, воображение.

6

«Животные» ( из коробочек)

Научить детей изготавливать задуманное домашнее животное , путем вырезывания типичных признаков данного животного: ушки, хвостик, лапки, глазки. Вырабатывать умение красиво оформлять , выдерживая относительную величину. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

7

« Пакет для семян»

Продолжать учить детей работать  с бумагой прямоугольной формы. Склеивать готовые формы. Научить детей оформлять свои работы соответствующими рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

8

«Грузовая машина» Из больших коробок подгруппами.

 Учить детей из коробок выполнить макет грузовой машины, учить вырезывать колеса из плотной бумаги. Закрепить умение работать подгруппами. Воспитывать умение высказывать свои идеи и принимать идеи ребят.

9

«Центральная площадь нашего города» из строительного материала

Продолжать учить строить разные фасады зданий, планировать этапы постройки. Анализировать конструкции. Воспитывать интерес к окружающей действительности.

10

«»Птицы» природный материал

 Формировать практические навыки при работе с природным материалом. Выполнять поделки по собственному замыслу. Использовать пластилин. Воспитывать интерес к данному виду труда.

11

« «Волки, лисы да медведи». Из плотных цилиндров.

 Учить изготавливать  животное из цилиндров , путем наклеивания типичных частей тела: острые ушки, длинные ушки, пушистый хвост и т д . Закрепить навыки вырезывания симметричных частей. Воспитывать творческий интерес.

12

« Дом»

Сформировать обобщенное представление о домах.  Научить сооружать прочную постройку, делать различные перекрытия. Закрепить умение подбирать нужные детали. Воспитывать умение анализировать свою работу , Объективно оценивать работы ребят .

13

«Панно из ткани»

Учить детей вырезывать из разной ткани элементы для своего панно. Уметь наклеивать, создавать задуманный образ. Воспитывать творчество, эстетический вкус.

14

«Цветной коврик для гнома» Бумага

 Учить делать коврик. Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Развивать художественный вкус.

15

« Юрта» жатые салфетки

 Учить детей обклеивать силуэт жатыми салфетками. Над входом приклеивать бумагу скрученную  цилиндром. Обозначить шанырак. Воспитывать желание знакомиться с традициями казахского народа.

16

«Мосты»

Учить конструировать мосты разной конструкции. Научить детей создавать замысел  с учетом условий, выраженных словесно: мост длинный, высокий.  Самостоятельно подбирать строительный материал, используя детали из конструктора «Автодорога».Воспитывать умение работать в коллективе.

17

«Карнавальные шапочки»

Учить детей делать карнавальные шапочки, работать с силуэтами, вырезать по контуру, скреплять полоски по обхвату головы. Развивать инициативу и творчество в работе.

18

«Снеговик»

 Учить детей из сыпучих продуктов и носка делать снеговика. Уметь создать образ, используя шарфик, шапочку из ткани. Наклеивая нос и глаза из бумаги. Поддерживать и поощрять инициативу,

19

«Верблюд» из ниток

 Учить детей стричь мелко нитки, затем наклеивать их на силуэт животного, , делать хвост и глазки . Развивать творческий интерес.

20

«Снежная крепость» На прогулке.

 Научить детей сооружать снежные постройки, планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели. Возводить постройку коллективно

21

«Красивая кисе» из риса

 Учить детей выкладывать из крупы элементы казахского орнамента на силуэт предварительно нанесенном на него пластилине. Закрепить умение наносить точно по контуру. Развивать эстетический вкус, усидчивость.

22

«Мебель» строительный материал

Продолжать учить детей строить мебель из строительного материала. Объединять свои постройки общим замыслом. Учить дружно обыгрывать их, создавая сюжет. Развивать конструктивные способности.

23

«Синичка» оригами

Продолжать учить выполнять работу по показу. Учить складывать основу в разных направлениях, проглаживать места сгиба. Уметь рассказать о последовательности выполнения. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

24

«Петушок» Природный материал.

 Продолжать учить делать поделки из природного материала, используя пластилин для скрепления. Дать возможность самостоятельно подбирать нужный материал, использовать семена растений. Уметь рассказать о своей поделке, предложить игру со своим персонажем

25

«Веселая мастерская»

Научить детей делать куклы из бросового материала, развивать творчество, воображение, умение доводить дело до конца. Познакомить детей с играми на пальцах.(образцы в тетради)

26

«Ежик» семечки

 Продолжать учить выполнять поделку из природного материала, стараясь создать все характерные признаки животного. Учить работать аккуратно. Воспитывать творческий интерес.

27

«Ваза для мамы» Пластиковые бутылки.

 Продолжать формировать умение выполнять поделки из бросового материала. Уметь воплощать свои задумки в реальность . Развивать воображение, фантазию.

28

«Детский сад»

 Учить коллективно планировать свою деятельность. Договариваться о распределении функций, находить рациональные способы конструирования, Самостоятельно принимать решения.

29

«Плетение камши»

Познакомить детей с изготовлением камши для подвижных игр. Учить детей использовать предметы-заменители(вместо кости-палочки от старых фломастеров, кожи-цветные веревочки). Учить детей плести из 3 прядей, закреплять косичку. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

30

«Моя улица»

Закрепить навыки конструирования одноэтажных и многоэтажных домов. Научить детей творчески строить здания разных видов. Закрепить умение самостоятельно отбирать строительный материал. Продолжать создание коллективных построек. Воспитывать любовь к родном угороду.

31

«Кораблик» оригами  

 Продолжать учить работать с бумагой. Учить складывать ее в нужном направлении. Учить помогать друг другу. Воспитывать желание добиваться результата самостоятельно.

32

«Заяц» конус

 Закрепить умение сворачивать треугольник, чтобы получилась объемная фигура, дополнять типичными деталями, для получения поделки. Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Воспитывать творческий интерес.

33

«Человечки» проволока

Научить изготавливать игрушки из проволоки. Научить накручивать спираль, соединять детали. Познакомить со свойствами проволоки. Развиватьтворческие способности.

34

«Самолет»

Продолжать учить конструированию по образцу. Учить выделять основные части самолета , учить анализировать образец. Уметь подбирать нужные детали. Развивать творческое мышление.

35

«Божья коровка» из ореховой скорлупы

Продолжать учить создавать образ насекомого из природного материала, использовать различные материалы для создания образа. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

36

« Любимый сказочный герой»

 Учить выбирать объемную форму для поделки: конус, цилиндр, куб.  Самостоятельно задумывать предмет изготовления. Закрепить навыки работы с бумагой. Воспитывать самостоятельность


[1] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. – С. 265

[2] Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. – С. 76

[3] Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – С. 130  

[4] Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – С. 77

[5] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – С. 62

[6] Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – С. 43

[7] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – С. 212  

[8] Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – С. 325

[9] Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3–4. - С. 30–34.

[10] Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. - 400 с.

[11] Петровский А.В. Общая психология. – М.: Академия. – С. 215

[12] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - - СПб.: 2008 - 720 с.

[13] Пиаже Ж. Психология интеллекта. Пер.с англ.и фр. / Пиаже Жан. - СПб.: Питер, 2011. – С. 56

[14] Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Традиция, 2004. – С. 153

[15] Кузнецов А. П. Пространственное мышление – основа развития пространственных представлений у студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. - №23. - С.157-161.

[16] Каплунович И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач //  Вопросы психологии. – 1978. – № 3. – С. 75-84.

[17] Столетнев В.С. Оперирование пространственными образами при решении задач // Новые исследования психологии. – 1979. – № 1. – С. 41-45.

[18] Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 26.

[19] Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – С.28.

[20] Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

[21] Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – С.76

[22] Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – С.65

[23] Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для  педагогов. - М.: Сфера, 2011. – С.183

[24] Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – С.83

[25] Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – С.137

[26] Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – С. 85

[27] Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – С.102

[28] Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С. 12

[29] Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – С. 76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Описан опыт работы воспитателя по развитию творческого мышления у дошкольников на занятиях по художественному конструированию....

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

Развитие конструктивного мышления старших дошкольников на занятиях в соответствии с ФГОС.

Формирование конструктивного мышления начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.К...

Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через овладение Тико-конструированием.

В современном мире будущее определяет наука, техника, инженерия, математика. Главная цель педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка быть успешным. Развитие образного мышления,...

Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях

Дети с нарушениями речи  отстают в развитии словесно-логического мышления, Одна из важнейших коррекционных задач в  системе логопедической    работы – это развитие...