Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях
статья по логопедии
Дети с нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления, Одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы – это развитие словесно-логического мышления ребёнка. Для реализации этой задачи необходимо в содержание логопедических занятий, параллельно включать дидактические игры и упражнения, Приведены примеры некоторых игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях
2 слайд Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления. Мышление - это высочайший познавательный процесс, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.
3 слайд Словесно-логическое мышление один из видов мышления, который связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно-образное - осуществляются посредством действий и образов. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Основные мыслительные операции - это
анализ, синтез, сравнение, классификация, конкретизация, обобщение, абстрагирование.
Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста. Все операции словесно-логического мышления тесно взаимосвязаны и только взаимообусловленное развитие операций способствует развитию словесно-логического мышления в целом.
4 слайд Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием не соответствует возрастным нормам. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Дети с ОНР могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате; некоторые не в состоянии отгадать даже несложные загадки. Также у данных детей отмечаются недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, сложности в установлении закономерностей, определении последовательности явлений, временных и пространственных взаимоотношений. Дети испытывают трудности в умении планировать собственное высказывание, определять содержание своего высказывания.
5 слайд Дети с нарушениями речи, имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Исходя из этого, одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы – это развитие словесно-логического мышления ребёнка. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Поэтому для реализации этой задачи необходимо в содержание подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий наряду с чисто логопедическими задачами (приведение в норму звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связной речи), параллельно включать дидактические игры и упражнения, которые являются одним из самых эффективных средств развития мыслительных операций. Приведу примеры некоторых игр.
6 слайд 1. Игры на выделение существенных признаков:
- «Что общего?», «Что забыл нарисовать художник?», «Чего не хватает?», «Быстрые ответы». Кто (что) это? -Холодный, белый, пушистый- … Ползёт, шипит, извивается- ...
- «Узнай предмет по заданным признакам».
- «Хорошо или плохо?» дети должны объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях.
- «Кто или что может быть узким и широким? Большим и маленьким? Кислым и сладким?» - «Скажи наоборот» ;- «Опиши по памяти» или «Чудесный мешочек» и др
7 слайд 2. Игры на сравнение предметов и явлений
- “Что лишнее”. «Четвертый лишний»
- “Опиши словами”. Или «Веселая рыбалка» - ребенок берёт удочку и ловит рыбку с
картинкой, но ее не называет. Затем он описывает характерные признаки изображённого предмета а другой ребенок пытается угадать, о каком предмете идет речь. Затем меняются ролями. Ребенок учится сравнивать, выделять, кроме того развивается речевая деятельность, формируется целостное восприятие предмета.
- “Нравится – не нравится”. Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем , что именно в нем нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет.
- «Что на что похоже?» - «Найди предмет, не похожий на другие»
Важным упражнением является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например: «Что общего и чем отличаются» ( чашка и стакан, кукла и девочка? птица и самолет?
8 слайд 3. Игры-классификации:
- «Собери в корзинку: фрукты, овощи, ягоды, грибы», - “Назови одним словом”.
- Раскладывание картинок на группы - Игра «Назови «лишнее» слово».
- « Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды, транспорта, мебели и тд…)»;
- «Добавь словечко». К указанному слову подобрать слово, которое будет с ним логически связано (как в предыдущей паре), Магазин – продавец, больница - …, белка – дупло, медведь - … , мышка – сыр, зайчик - ….
- «Продолжи ряд слов», «Назови одним словом».
После усвоения детьми обобщающих понятий, можно использовать вопросы-
шутки, сталкивающие родовой и видовой признак:
- Чего в лесу больше: деревьев или берез?
- Кого в реке меньше: рыб или карасей?
9 слайд 4. Игры-загадки и игры -метафоры
- «Хитрые загадки», «Загадки - обманки», - «Загадай сам» (Придумывание загадок детьми) - «Это правда или нет?»
- «Кто кем (чем) был?» – Кошка была котёнком. Хлеб был тестом, мукой, зерном, и вариант «Кто кем будет?»
- «Вопросы на засыпку». (Чего больше – зайцев или заячьих ушей? Охотник бежит за собакой Кто впереди? Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий, кто самый низкий? И т.п.). Такие вопросы на засыпку, а также вопросы «Что общего и чем отличаются» «Какое слово не подходит» «Объясни словечко» подобраны в соответствии с каждой лексической темой в пособии Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно»
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
- «Объясни выражение», - «Объясни словечко» .
- Объяснение Поговорок и Пословиц, которые служат аналогией и говорят о предмете или явлении в переносном смысле, способствуют развитию образного мышления, памяти, ребенок учится понимать скрытый смысл, развивается связная речь.
10 слайд 6. Игры-небылицы:
- «Быль – небыль», «Небылицы», - «Перепутаница» - “Бывает – не бывает”. - «Чего не бывает? Что напутал художник?»
Небылица является плодом фантазии и воображения, учит ребенка отличать реальное от выдуманного, делать соответствующие умозаключения, развивает мышление, связную речь.
11 слайд 7. Игры на установление причинно-следственных связей
- «Закончи предложение». Дети используют сложноподчиненное предложение с союзами «потому что», «так как». Например: Мальчик решил переодеться, потому что ….Маша заболела, так как …
-«Чтобы». Цель закончить предложение, используя союз чтобы. • Дети сели в лодку , чтобы…• Мама надела нарядное платье, чтобы… предложить несколько вариантов ответов
- «Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок)»
- «Ассоциации», «Что из чего получится»
- «Угадай-ка» (Чего не хватает в пустом квадрате?)
- «Что сначала, что потом»
- «Истории в картинках» Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок. Ребёнок должен понять, как начали разворачиваться события, в какой последовательности развивались и чем всё это закончилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи.
12 слайд На логопедических занятиях можно использовать указанные задания, игры и упражнения по своему усмотрению на любом этапе: начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов. Так, например, на этапе организационного момента можно использовать игры типа “3-лишний”, “4-лишний”, “Продолжи цепочку”, “Назови одним словом”, “Наоборот” «Я знаю 5 предметов» и т.д. В начале обучения некоторые игры необходимо проводить с опорой на наглядность, позже от нее следует отказаться.
На этапе сообщения темы занятия целесообразно использовать загадки, отгадывание которых не только будет способствовать развитию мыслительных операций, но повысит познавательную активность детей.
13 слайд Игры и упражнения, развивающие высшие психические функции, в том числе и словесно-логическое мышление, на некоторых занятиях могут выступать как отдельный самостоятельный этап. Причем за основу проведения этих игр и упражнений можно взять тот наглядный или речевой материал, который используется на занятии в качестве основного. Например, на занятии по формированию правильного звукопроизношения предметные картинки на изучаемый звук можно взять для проведения игры “4-лишний”, “Сравнения”, “Назови одним словом”, «Раздели на группы».
Классификация (Из предложенных картинок с изучаемым звуком найди животных или найди овощи). Ассоциации (красный, сочный, круглый).
Составь предложение, объединяя 2 или 3 слова. Пособия для закрепления правильного произношения типа «Улитка», «Змейка», «Стартовая дорожка» используются с такими вариантами заданий: 1) ребенок называет картинку, на которую сделал шаг игрушкой; 2) составляет цепочку из слов, относящихся к данной классификации (яблоко-груша, лимон, слива, апельсин…); 3) или называет картинку, и составляет предложение любой сложности, 4) придумывает загадку-описание с данным словом; 5) «Скажи ласково»; 6) «Один-много»; 7) «Какой? Какая? Какое?» – ребенок подбирает признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет; 8) «Найди пару». Исследовательский интерес ребенка можно поддерживать, демонстрируя необычные эффекты, используя зеркало, фонарик, магнит. Игры с удочкой «Поймай слово» «Собери картинку» или пазлы
14 слайд На этапе физкультминутки возможно использовать разнообразные игры с мячом. Например, такие игры, как “Съедобное-несъедобное”, “Летает-не летает”, “Рыбы-птицы-звери” «Так бывает или нет»., «Кто чем, или кем был», «Я знаю 5 названий..» «Что может быть длинным? Белым?, деревянным?» Они не только позволят детям активно отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой, но и параллельно будут способствовать активизации мыслительных процессов, формированию лексико-грамматических представлений.
15 слайд На занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи одним из обязательных этапов является проведение звукового, звукослогового анализа. «Кто в домике живет», «Делим слова на слоги», «Угадай слово по первым звукам», Слово рассыпалось на слоги раф –жи, рог-но-са ит.д.
- «Исправь Незнайкины ошибки», необходимо исправить неправильные предложения (У голубого платья была кукла, На белке сидела елка и тд).
Этот вид работы также способствует развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза.
16 слайд На занятиях по развитию связной речи большое место отводится работе по составлению рассказов по серии сюжетных картин. В содержание этих занятий также необходимо включать вопросы, способствующие развитию словесно-логического мышления, которые помогут актуализировать знания о предметах и явлениях, будут способствовать установлению причинно-следственных связей, помогут детям разобраться в последовательности событий (Что было до…? А что будет после….?”, ) Кроме того, в план занятий по развитию связной речи можно включать работу над картинами с проблемным сюжетом. Необычный сюжет картин повышает мотивацию детей, стимулирует ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы, находить нестандартное объяснение изображенной ситуации.
17 слайд Для развития словесно-логического мышления удобно на занятиях использовать пособия Т.А. Ткаченко
- «Логические упражнения для развития речи», в котором представлены упражнения на развитие всех операций мышления и в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка, а задания расположены в порядке нарастания сложности.
- «Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи Объясни и обведи»
- «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»
А также пособия Крупенчук О.И., Коноваленко С.В., Сидоровой У.М. Козыревой
Хочется также отметить, что любое занятие, должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей. Взрослый должен так задавать вопрос или ставить перед ребенком какую-либо задачу, проблему, чтобы включалось как можно больше мыслительных операций (“Почему?”, “Так ли это?”, “Правильно ли ответил Дима?”, “Как ты считаешь?”)
18 слайд Также использование интерактивных игр в работе с детьми дает возможность существенно обогатить и повысить эффективность образовательного процесса, позволяет использовать деятельностный способ обучения, при котором ребенок становится активным субъектом педагогического воздействия. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса, они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их. В своей практике я применяю как обычные интерактивные игры созданные в виде презентаций с применением триггеров и анимации так и Логопедические компьютерные программы, в частности «Игры для тигры», в которой представлено более 50 игр и упражнений, использование которых позволяет работать над развитием и коррекцией речи в целом и развитием психических функций, словесно-логического мышления.
19 слайд Особое внимание также хочется уделить интерактивным он-лайн играм. Данный вид игровой деятельности применим в домашних условиях и может быть рекомендован к использованию в качестве дистанционного обучения дошкольников, например, для детей, пропускающих занятия по причине болезни, или для закрепления материала. Они удобны в использовании и родители могут по рекомендации педагога позаниматься с детьми дома.
Это такие сайты как Логозаврия, Кидс-смарт, Малыш-клуб, ЛогикЛайк, Играемся, Мерсибо, где большой выбор развивающих и обучающих онлайн-игр для детей разного возраста.
20 слайд Таким образом, при систематическом включении в логопедические занятия дидактических игр и упражнений улучшается показатель уровня сформированности мыслительных операций, познавательного интереса у детей, что является залогом успешного обучения в школе.
(Спасибо за внимание)
Учитель-логопед Желтышева Н.Н.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.
Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...
Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи
Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...
Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"
Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...
Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".
Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...
Конспект подгруппового занятия по развитию функции дыхания для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей логопедической группы по теме: «Зимние забавы детворы»
для порведения подгруппового занятия в старшейлогопедической группе....
Консультация для воспитателей "Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения"
В данном материале говорится о развитии наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения. Работа в данном направлении проходит в три этапа....