Использование современных педагогических технологий «виртуальное гостевание» и ТРИЗ (Круги Луллия) в формировании знаний детей о профессиях
статья (старшая группа)
Статья об использование Виртуального гостевания — это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь, познакомить с разнообразием мира через виртуальную реальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий «виртуальное гостевание» и ТРИЗ (Круги Луллия) в формировании знаний детей о профессиях
Труд – это средство всестороннего развития личности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Работа в детском саду по ознакомлению детей с трудом взрослых, учитывая его общественную значимость, может быть полезна только при взаимодействии с семьями воспитанников. Необходимо донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это большой воспитательный фактор. Ребёнок, зная, чем заняты его родители на работе (будь то промышленное производство, больница, магазин или офис), проникается к ним особым уважением, возвышается их авторитет в глазах ребенка.
Существует много форм работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых:
• Непрерывная образовательная деятельность
• Проектная и исследовательская деятельность
• Наблюдения за трудом взрослых
• Экскурсии, целевые прогулки
• Встречи с людьми разных профессий
• Организация практических трудовых действий
• Совместная трудовая деятельность
• Игровая деятельность
• Культурно-досуговая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Чтение художественной литературы
• Моделирование
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Виртуальное гостевание — это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь, познакомить с разнообразием мира через виртуальную реальность.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ (от лат. virtualis- возможный) объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях.
Как мы пришли к использованию этой формы работы?
Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации педагогам пришлось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, входе которых дошкольники знакомились с профессиями родителей пришлось отказаться. На помощь пришла новая технология «Виртуальное гостевание», которая помогла решить эту проблему.
ЦЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ГОСТЕВАНИЯ
Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения через информационно-коммуникационные ресурсы в сети Интернет
Продолжать знакомить детей с разными профессиями не покидая группы, но при этом путешествовать по организациям, где работают их родители.
ЗАДАЧИ:
1.Вовлекать родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
2.Расширять представления детей о знакомых им профессиях и познакомить с новыми профессиями.
3.Обогащать и углублять представления детей о труде человека и его социальной значимости.
В чем заключается технология «Виртуальное гостевание»
Расскажите родителям об идее провести с детьми дистанционные занятия, чтобы познакомить их с разными профессиями. Можно провести анкетирование с родителями или опрос в чате группы об их профессиональной деятельности, узнайте кто бы из них хотел стать виртуальным гостем группы. Далее педагоги предлагают родителям записать видеоролик и рассказать о своей работе. Кроме родителей, рассказать о своей работе могут и другие гости: бабушки, дедушки, старшие братья и сестры воспитанников, спортсмены, писатели, поэты, композиторы, которые живут в вашем городе. Перед тем как виртуальный гость запишет видеоролик, педагог проводит с ним консультацию (или можно для всех провести мастер – класс) и рассказывает, каким должно быть видео. Обсудите требования к содержанию видеоролика с учетом возрастных особенностей детей группы. Ведь продолжительность видеоролика составляет от 3 до 5 минут, и родители должны успеть рассказать и показать детям все, чтобы они получили представление о конкретной профессии.
Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения.
Готовые видеоролики родители передают воспитателям, которые проверяют, соответствуют ли они всем требованиям. Затем размещают видео на сайте детского сада и включают в ходе образовательной деятельности в группе. Воспитанники имеют возможность так же смотреть и пересматривать с родителями дома.
Требования к видеоролику о профессии, который записывают родители.
Требование | Описание |
Формат видеоролика | Родители записывают видеоролик о своей профессии в электронном виде в формат МР4. Минимальное разрешение видеоролика – 36 рх |
Продолжительность | Максимальная продолжительность видеоролика- 3-5 минут |
Участие в кадре рассказчика о профессии | Родитель, который рассказывает о своей профессии, обязательно должен быть в кадре и, если профессия предусматривает -в спецодежде |
Место записи | Запись родители делают на своем рабочем месте |
Обзор | В кадре не должно быть лишних предметов, которые не относятся к деятельности конкретного специалиста |
Название организации/места службы | в видеоролике необходимо показать логотип, название организации, о которой рассказывает и где работает родитель. |
Информационная безопасность | Содержание видеоролика не должно противоречить законодательству и содержать информацию, которая может причинить вред здоровью и развитию дошкольников, вызвать страх, ужас или панику. |
Содержание | Видеоролик должен содержать рассказ родителя о профессии с демонстрацией рабочего места и результатов его профессиональной деятельности. |
Хочется отметить, что занятия с участием виртуального гостя предусматривает предварительную работу с детьми. С детьми воспитатель проводит беседу о тех профессиях, о которых потом им более подробно расскажет гость. Также дети могут заранее подготовить вопросы о профессии: что они хотели бы узнать или увидеть. Воспитатель передает эти вопросы родителям, которые стараются ответить на них в своем видео рассказе. Организуйте просмотр видеоролика во время организованной образовательной деятельности с детьми. Закрепите с детьми новые знания о профессии после просмотра видео.
С какими профессиями можно познакомить детей дистанционно.
С помощью технологи можно познакомиться с профессиями учителя, повара, парикмахера, работника банка, почтальона, полицейского, педиатра и многими другими. Нужно стараться планировать тематику занятий так, чтобы дети расширяли свои представления о знакомых им профессиях и знакомились с новыми. Кроме того, параллельно они решают и другие образовательные и воспитательные задачи.
Например, в сентябре в подготовительной группе можно посмотреть видеоролик о профессии учителя. Рассказ виртуального гостя вызовет интерес к школе. Дети узнают, что делает учитель, и пополнят свой словарный запас новыми словами: указка, звонок, перемена.
Виртуальная встреча с поваром, парикмахером, помогут не только расширить представления детей о профессиях, но и сформировать у них уважительное отношение к труду взрослых. Дети узнают, какое оборудование используют повара и парикмахеры в своей работе, а также то, что обе эти профессии на самом деле очень творческие.
ВЫВОД: Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Использование современной образовательной технологии «Круги Луллия» в формировании знаний детей о профессиях
Основоположником этого метода является Раймонд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. На основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Они могут использоваться для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО. Круги Луллия – это приспособление, которое состоит из нескольких кругов разного диаметра. Они нанизаны на общий стержень по типу пирамидки со стрелкой или рамкой в
верхней части стержня. Все круги разделены на одинаковое число секторов. Круги и стрелка свободно двигаются. Данное пособие можно изготовить самостоятельно.
У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит из трех-четырех кругов, поделенных на 8 секторов. На каждый сектор крепится картинка, по теме игры.
Вариантов дидактических игр на основе кругов Луллия много
Наша игра относится к типу «Найди реальное сочетание». В рамке объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
Задачи:
- Закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в нашем городе (название, род деятельности, здания, где работают люди данной профессии).
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых.
Технологическая цепочка проведения игры:
• На всех секторах расположены картинки с изображением людей различных профессий, какой инструмент, оборудование они используют, здания, где работают люди разных профессий в городе.
• Объясняются правила игры, можно загадать загадку о профессии.
Ребенок выстраивает логическую цепочку: профессия – инструмент – здание в городе.
Знакомя воспитанников с окружающим миром (профессии) Круги Луллия помогают формировать у детей целостную картину мира.
Интернет – источник
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/05/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-virtualnoe-gostevanie-novyy-sposob
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР»
«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР» Учитель –логопед Саголакова Надежда Петровнам...

«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать е...

Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР
Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...