технологическая карта занятия. "В гостях у сказки: Распознаём эмоции" (на основе сказки "Три медведя")
план-конспект занятия (старшая группа)
Мир эмоций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.67 МБ |
![]() | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАДОСТЬ
РАДОСТЬ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ДАЖЕ ЖИВОТНЫЕ
СТРАХ
СТРАХ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ДАЖЕ ЖИВОТНЫЕ
ЗЛОСТЬ
ЗЛОСТЬ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ДАЖЕ ЖИВОТНЫЕ
ГРУСТЬ
ГРУСТЬ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ДАЖЕ ЖИВОТНЫЕ
УДИВЛЕНИЕ
УДИВЛЕНИЕ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ДАЖЕ ЖИВОТНЫЕ
Предварительный просмотр:
Тужик Анна Влерьевна
учитель-дефектолог
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Буратино"
Номинация «Лучшее учебное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов»
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие
Тема: "В гостях у сказки: Распознаём эмоции"
(на основе сказки "Три медведя")
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Возраст: старшая группа дети с ЗПР, 5-6 лет.
Количество детей: 3
Цель: Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР, формирование умения распознавать и понимать основные эмоции (страх, радость, удивление) на примере сказки "Три медведя" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание содержания сказки "Три медведя".
- Формировать умение распознавать и называть основные эмоции: радость, грусть, страх, удивление (на основе мимики, жестов, интонации, иллюстраций).
- Учить соотносить эмоции с конкретными ситуациями, представленными в сказке и в жизни.
- Расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Эмоции" (названия эмоций, прилагательные, описывающие эмоциональное состояние).
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: внимание (устойчивость, концентрация), память (зрительную, слуховую), мышление (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей).
- Развивать эмоциональную сферу: учить понимать и выражать свои эмоции, проявлять эмпатию к другим.
- Развивать коммуникативные навыки: умение слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, участвовать в беседе.
- Развивать мелкую моторику рук (при работе с масками, карандашами, при выполнении интерактивных заданий).
- Развивать связную речь: умение строить простые предложения, описывать эмоции и ситуации.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности.
- Формировать положительное отношение к своим эмоциям и эмоциям других людей.
- Способствовать формированию навыков адекватного выражения эмоций.
- Воспитывать умение работать в коллективе, слушать и уважать мнение других.
- Формировать навыки доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия и сопереживания.
Специальные задачи для детей с ЗПР:
- Коррекция и развитие познавательной деятельности (внимание, память, мышление).
- Развитие коммуникативных навыков и социально-эмоциональной сферы.
- Формирование позитивной самооценки.
Принципы реализации в соответствии с ФГОС ДО (1.4 ФГОС):
- Поддержка разнообразия детства.
- Сохранение уникальности и самоценности детства.
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Виды детской деятельности:
- Игровая деятельность (театрализованная игра, дидактическая игра).
- Коммуникативная деятельность (беседа, ответы на вопросы).
- Познавательно-исследовательская деятельность (рассматривание иллюстраций, анализ ситуаций).
- Продуктивная деятельность (рисование эмоций).
- Двигательная деятельность (физкультминутка).
Оборудование:
- Кукольный театр по сказке "Три медведя" (или настольный театр, фланелеграф).
- Карточки с изображением мимики, выражающей эмоции (радость, страх, удивление).
- Листы бумаги с изображением контуров лица (по количеству детей).
- Цветные карандаши или фломастеры.
- Планшет либо интерактивная доска.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
Интерактивная игра "Собери эмоцию": Игра на платформе LearningApps, где нужно собрать лицо с заданным выражением эмоции (выбрать нужные глаза, рот, брови). https://learningapps.org/39125772
- Видеоролик "Эмоции в сказке Три медведя": Короткий адаптированный видеоролик, где показаны моменты из сказки и акцентируется внимание на эмоциях героев.
https://rutube.ru/video/private/e5a40fedb269561cb6a171f55741d793/?p=oWhROkoj3LccO68UdjOehQ
- Презентация "Мир эмоций": Презентация с яркими картинками, изображающими разные эмоции и ситуациями, когда они возникают. https://nsportal.ru/node/6866880
Предварительная работа:
- Чтение сказки "Три медведя" (в соответствии с ФГОС - создание условий для обогащения детского опыта).
- Рассматривание иллюстраций к сказке (развитие познавательных интересов).
- Беседа о героях сказки и их характерах (формирование представлений о социальных нормах).
Этап занятия | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы и приемы | Формы организации | Ожидаемые результаты (Критерии оценки) | Адаптация для детей ЗПР |
| 2-3 мин |
|
педагога.
ритуал.
загадку. | Словесный (Приветствие, загадка). Практический ритуал. | Фронтальная |
контакта с детьми.
положительного эмоционального настроя. 3. Проявление интереса к теме занятия. |
четких и простых инструкций.
поощрение. |
| 20-22 мин | ||||||
| 3-4 мин | 1. Задает вопросы о сказке "Три медведя". 2. Напоминает о главных героях. | 1. Отвечают вопросы. 2. Называют главных героев. | Словесный (вопросы, беседа), Наглядный (иллюстрации). | Фронтальная | 1. Актуализация 2. Повторение основных понятий. | 1. Использование визуальной поддержки (иллюстрации). 2. Помощь в формулирован ответов. |
| 4-5 мин |
| 1. Смотрят видеоролик. 2. Наблюдают за проявлением эмоций героев. | Наглядный видеоролик. (видеоролик), Слуховой (речь). | Фронтальная | 1. Наблюдение за проявлением эмоций в контексте сказки. 2. Формирование представлений о связи между ситуацией и эмоцией. | 1. Краткие паузы для обсуждения после ключевых 2. Визуальные подсказки (карточки с эмоциями). |
3. Интерактивная игра "Собери эмоцию" (ЭОР) | 5-6 мин | 1. Объясняет правила игры. 2. Оказывает помощь при необходимости. 3. Хвалит за успехи. | 1. Играют в интерактивную игру. 2. Собирают лица заданным выражением эмоции. | Практический (игра). Словесный (объяснение), Индивидуальный (помощь). | Индивидуальная (работа с интерактивной доской/ планшетом по очереди) | 1. Развитие умения распознавать эмоции по мимике. 2. Развитие мелкой моторики. | 1. Упрощенные уровни сложности. 2. Помощь в выборе правильных элементов. |
4. Беседа об эмоциях (с использованием презентации "Мир эмоций") | 4-5 мин | 1. Показывает слайды презентации. 2. Задает вопросы об эмоциях и ситуациях. 3. Стимулирует к выражению собственных чувств. |
своими чувствами. | Словесный (вопросы, беседа), Наглядный (презентация). | Фронтальная | 1. Закрепление знаний об эмоциях. 2. Развитие речи и коммуникативных навыков. |
чувств. |
5. Физкультминутка "Мишкины движения" | 2 мин | 1. Предлагает детям имитировать движения медведей (большого, среднего и маленького). | 1. Имитируют движения. | Практический (имитация движений). | Фронтальная | 1. Снятие мышечного напряжения. 2. Развитие двигательной активности. | 1. Показ и объяснение движений. 2. Поддержка и помощь при выполнении. |
6. Практическая деятельность "Нарисуй эмоцию" | 5-6 мин | 1. Предлагает нарисовать эмоцию, которую испытывают сейчас или запомнили из сказки. 2. Оказывает индивидуальную помощь. | 1. Рисуют эмоцию. 2. Получают помощь от педагога. | Практический (рисование), Индивидуальный (помощь). | Индивидуальная | 1. Выражение эмоций через рисунок. 2. Развитие творческих способностей. | 1. Предоставление выбора материалов для рисования. 2. Использование шаблонов. |
III. Рефлексивно- оценочный этап | 3-5 мин | 1. Анализирует детские работы. 2. Задает вопросы для рефлексии. 3. Хвалит детей за участие и старание. 4. Предлагает ритуал завершения занятия (подарить улыбки). | 1. Рассматривают рисунки других детей. 2. Отвечают на вопросы для рефлексии. 3. Получают похвалу. 4. Выполняют ритуал завершения занятия. | Словесный (анализ, вопросы, похвала), Практический (ритуал). | Фронтальная | 1. Оценка собственной деятельности. 2. Закрепление полученных знаний. 3. Формирование позитивной самооценки. | 1. Поощрение за участие, независимо от результата. 2. Помощь в формулировании ответов на вопросы. |
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к сказке "Три медведя".
- Дети узнают и называют основные эмоции (страх, радость, удивление).
- Дети соотнесут эмоции с ситуациями из сказки.
- Дети проявляют эмоциональную отзывчивость к героям сказки.
- Дети активно участвуют в беседе и играх.
- Дети выражают свои эмоции в рисунках.
- Дети используют электронные образовательные ресурсы для развития эмоционального интеллекта.
Используемые технологии:
- Кукольный театр/Настольный театр.
- ИКТ (музыкальное сопровождение, видеоролик, презентация, интерактивная игра).
- Игровые технологии.
- Здоровье сберегающие технологии.
Литература:
Нормативно-правовые документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). от 08.11.2022 № 955.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования".
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. СанПиН 1.2.3685-21.
Методическая литература
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, Год: 2020.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Издательство: Линка-Пресс, Год: 2010.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Издательство: Мозаика-Синтез, Год: 2008.
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Издательство: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, Год: 2010.
- Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика. Издательство: Академия, Год: 2002.
Художественная литература
- Толстой Л.Н. Три медведя. Издательство Днепропетровск, худ. Любарски, Год; 1992.
Подпись учитель-дефектолог: _______________
Дата проведения: _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
Фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия - как элементы коррекционно-развивающей работы логопеда....

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)
Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...
Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева Основы специальной (коррекционной) педагогики
Учебно-методическое пособие...

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
В статье описаны некоторые нетрадиционные методы в коррекции речевых нарушений...
Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.
История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...