Мастер-класс для педагогов- "Применение технологии Мягкая педагогика в образовательном процессе с дошкольниками»
статья по коррекционной педагогике
Мастер-класс для педагогов- "Применение технологии Мягкая педагогика в образовательном процессе с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogovmyagkaya_pedagogika_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов»
«Применение технологии «Мягкая педагогика в образовательном процессе с дошкольниками»
Дошкольный возраст – это яркий неповторимый этап в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами деятельности, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В соответствии с ФГОС ДО одной из важных целью является проявление детьми инициативы и самостоятельности, умение действовать команде в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. Сегодня важным является развитие у детей способности самостоятельно и творчески мыслить. Научить этому можно в ситуации требующей осмысления, именно это и определило направление нашей работы.
Малыши очень любят создавать что – то своими руками и затем обыгрывать созданное. Задача воспитания детей раннего и младшего возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Опираясь на эти задачи, я решила применить в работе с детьми технологию «Мягкая педагогика» разработанную доцентом кафедры дошкольного образования института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидатом психологических наук Еленой Дмитриевной Файзуллаевой.
«Мягкая среда» – это наборы дидактических материалов, тактильных конструкторов из текстиля для работы с детьми от 2 до 10 лет.
Основой мягкой педагогики является «Мягкая среда».
Что же это такое? Начнём получать ответ через эмпирический опыт.
Упражнение «Мягкая среда»
- Сделайте глубокий вдох и плавный выдох… и почувствуйте свое тело. Уже в этом простом жизненном акте есть ощущение мягкости в виде физического (физиологического) расслабления организма. Представьте кого-то любимого и милого Вам (человека, животного, растение) и осознайте свою реакцию – скорее всего, Вам станет тепло, радостнее, улыбчивее… И вы стали мягче - во многих смыслах. И поскольку человек сам часть среды, в которой он проживает и которую он созидает, то первое понимание того, что такое «Мягкая среда» Вами уже получено.
Если бы Вам предложили придумывать и выбирать то, что Вам нравится трогать, складывать и это не ломается, а часто превращается в интересные образы и побуждает придумывать сюжеты историй, игр, что бы Вы предприняли?
Если бы к Вам обращались мягко, ласково и деликатно, Вам бы хотелось быть с этим человеком как можно дольше?
Вот почему ребёнок бы выберет «Мягкую среду», потому что она отзывается на его потребности в признании, любви, впечатлений от процесса творческого созидания.
Идеи «мягкой педагогики» основаны на желании взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и начнет доверять воспитателю, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру.
Главным достоинством этих пособий является их интегративное содержание, их можно использовать как:
- спокойные сенсорные сказки;
- тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующие творческий и умственный потенциал ребенка;
- средства для релаксации;
- дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности;
- для индивидуальной и групповой работы с детьми.
Все эти материалы нужны для развития сенсорики — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
- Ведущий: Уважаемые педагоги, давайте перечислим, а что есть в развивающей среде наших групп, что мы могли бы отнести к «мягкой педагогике»? (Ответы педагогов)
Сегодня я познакомим Вас с несколькими пособиями, сделанными своими руками на основе пособий Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика», которые я использую в работе с детьми младшего возраста.
Ведущий приглашает педагогов к столу где находится «Мягкие карандаши»
- Воспитатель: «Мягкие карандаши» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве.
Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации развивающей работы с детьми. В процессе тактильного рисования вязаными изделиями, развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В основе работы с игровым набором «Мягкие карандаши» используется принцип «рисование, как изобразительное письмо детей».
В процессе использования «Тактильного рисования вязаными сенсорными карандашами» решаются задачи:
• развития тонкой моторику пальцев рук;
• развития координированности движения рук;
• обогащается чувственный опыт;
• развиваются мыслительные процессы и творческая активность;
• развивается речь ребенка;
• развивается воображение;
• формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;
• развивается умение действовать по образцу.
Этот набор можно использовать как для индивидуальных занятий, в этом случае ребёнку предлагается нарисованный шаблон, который нужно разукрасить «вязаными сенсорными карандашами», так и в групповой работе обыгрывая с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т. д.)
Задание № 1 Нарисуй стишок
Уважаемые педагоги предлагаем Вам вытянуть одну карточку из картотеки стихов и нарисовать и рассказать как можно обыграть этот стих с помощью «вязаных сенсорных карандашей»
Задание № 2 «Собери веночек»
Педагоги берут повязку и под музыку собирают себе веночек.
Задание № 3 «Придумай сказку»
Педагоги объединяются в группу. С помощью мягких карандашей рисуют свою сказку.
Релаксация «На что похоже настроение»
Педагоги встают в круг, передают друг другу кубик и говорят на что похоже настроение это может быть время года, сказочный герой и т. д.
Заключительное слово:
Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует решению ряда задач:
- социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.);
- воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.).
В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами, не хватает качественных игрушек из натуральных материалов.
Пособия «Мягкой педагогики» удовлетворяют эту потребность в соответствии с основными принципами дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Консультация для родителей и педагогов. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном – образовательном процессе.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлин...
Мастер – класс на тему: «Моделирование. Использование моделей Биоценозов в образовательном процессе».
мастер - класс для педагогов...
Мастер – класс «Эффективность и рациональность применения интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе....
Конкурс. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1....
Мастер-класс для молодых педагогов «Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ»
Оказание практической помощи молодым педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....
Мастер- класс для педагогов "Применение метода "Ментальная карта" в образовательном процессе ДОУ
В данном мастер-классе содержится материал по применению метода "Ментальная карта" в ДОУ...